Школа полного дня, как фактор развития ребёнка.

  • Педсоветы
  • doc
  • 22.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на создание условий для воспитания, формирования личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически невозможно. Ведутся поиски содержания внеурочной деятельности, в которой каждый ребёнок имеет право на самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции учебной и внеурочной деятельности в целях создания образовательной среды, обеспечивающей развитие личности ученика в соответствии с его интересами и способностями. Проблема интеграции разных форм образования чрезвычайно сложна и имеет свою историю. Так, в «Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза» (2001 г.) были выдвинуты лозунги об образовании «длиною в жизнь» и образовании «шириною в жизнь». Главная идея этого подхода состоит в том, что непрерывное образование становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности в разнообразных её формах.
Иконка файла материала Выступление Фролова.doc
О.Н. Фролова выступление на педсовете МКОУ Калачеевская гимназия №1 31.09.2016г. Школа полного дня, как фактор развития ребёнка. 1 Вступление.       Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует  образовательные учреждения на  создание условий для воспитания, формирования  личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений,  которые помогут в дальнейшем им самоопределиться   в той или иной социокультурной  ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только предметных  программ, то есть базового (основного) образования,  практически невозможно. Ведутся поиски  содержания внеурочной деятельности, в которой каждый ребёнок имеет право на  самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции  учебной и  внеурочной деятельности в целях создания образовательной  среды,  обеспечивающей развитие личности ученика в соответствии с его интересами и  способностями.  Проблема интеграции разных форм образования чрезвычайно сложна и  имеет свою историю.     Так, в «Меморандуме непрерывного образования Европейского  Союза» (2001 г.) были выдвинуты лозунги об образовании «длиною в жизнь» и образовании  «шириною в  жизнь». Главная идея этого подхода состоит в том, что   непрерывное  образование становится основополагающим  принципом образовательной системы и  участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной  деятельности в разнообразных её формах.    Сейчас  по­новому осмысливаются традиции воспитательной  работы. Дополнительное  образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою   творческую и познавательную активность, реализовывать   свои личностные качества,  демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными  основным (базовым) образованием. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает  содержание и форму занятий,  может не бояться неудач. Это образование ведётся так же,    как другие типы и виды образования, — по конкретным   образовательным программам.  «Учебный  план»  и  программы  внеурочной  деятельности. С  целью  реализации  внеурочной  деятельности  в  гимназии  разработано  «Положение  о   классах  полного  дня»  в  соответствии  с  Гражданским  кодексом  Российской   Федерации  и  Законом  РФ  «Об  образовании». Основанием  для  зачисления  в  класс   «полного  дня»  является  заявление  родителей. Учебный план внеурочной деятельности       Направление внеурочной  Количество часов в неделюдеятельности общекультурное       в учебном плане гимназии «Весёлые нотки – 1 «Радужная страна» ­ 1  общеинтеллектуальное     «Путь к успеху» ­ 1 «Занимательная математика» ­ 1 «Культура речи и поведения» ­ 1 «Информатика для малышей» ­1 «Шахматы» 1 спортивно­оздоровительное           «Танцевальная аэробика» ­ 1 «Теннис» 1 социальное        «Я и моя страна» (клубный час) – 1 «Безопасная дорога»­1 Музыка   ­    «Весёлые нотки»   ­  фольклорный  кружок.  Проводит  музыкальный   работник.  Знакомство  с  народными  мелодиями,  праздниками,  традициями.  Включает  в себя  танцевальные   элементы,  игру  на  народных  инструментах.  Результатом  работы   кружка  являются   праздники,  выступления,  концерты. «Радужная страна»  ­  кружок.   Проводит  учитель  изобразительного  искусства.      Знакомство  с  русскими  народными  сказками,  промыслами,  праздниками,  традициями.   Включает  в  себя  прослушивание  и  просмотр  сказок,  иллюстрирование,  лепку,   составление   макетов,  коллажей,  декораций  к  сказкам.  Результатом  работы  являются    выставки.   «Маленькие исследователи».         Проектно­исследовательская  деятельность  младших    школьников — это творческая  деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми  новых   для них знаний и способов  деятельности.    Включает  в  себя:  знакомство с методами и  приёмами проектно­исследовательской деятельности;  выделение целей и задач, сбор  информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение  ожидаемых результатов;   нахождение источников информации, соответствующих цели  проекта (исследования);  работу  со словарями, литературой справочного,  энциклопедического, научно­популярного характера;   ведение записей в дневнике юного   исследователя;    выполнение индивидуальных и коллективных поисково­ исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования);   анкетирование и интервьюирование;  обработкусобранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта  проектно­исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков  выполнения, составление программы;   планирование,  подготовка  и  реализация   творческой  работы,   посещение  музеев,   представление творческих работ, проектов,  оформление экспозиций и  выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково­исследовательской деятельности,    знакомство   с   устройством   и работой   компьютера, программы Paint, Word, Интернет и  работа с ними.  Формы творческих работ:   тематический альбом,  школьная стенгазета, сочинение,  сценарий праздника,  викторина,  доклад,   презентация и др.    Результатом  работы   являются  выставки,  выступления  на  научных  конференциях,   проведение  спектаклей. «Народные  игры»  ­  секция.  Занятия  проводится  на  свежем  воздухе,  учителем   физкультуры.   Знакомство  с  народными  играми,  разучивание  и  применение  на   практике. Результатом  изучения  являются  соревнования,  «Дни  здоровья»,  эстафеты, семейные   праздники,   пропаганда  здорового  образа  жизни.   «Детская  риторика»  ­   проводится  в  форме  конференции,  диспута,  круглого  стола,    ролевой  игры,  экскурсии   в  библиотеку  или  музей.   Строится  по  принципу  диалога  Формируются  коммуникативные  УУД:  умение  строить  диалог,  общаться  с   одноклассниками,  учителем;   знакомство  с    этикетом. Результатом  работы  являются:  конкурсы,  фестивали,  сочинения,  статьи  в  школьную   газету  и  для  школьного  сайта. «Духовно­нравственное  развитие»  ­ проводится  в  форме  конференции,  диспута,   круглого  стола,   ролевой  игры,  анкетирования.  Занятия  проводит  классный   руководитель  с  психологом.  Цель  программы:  создание  условий  для  становления  и  развития общечеловеческой,   национальной  и  духовной  культуры  уч­ся  начальной  школы;   обеспечение  комплекса   мероприятий  для  привлечения   максимального  внимания  к  решению  проблем  духовно­ нравственного  воспитания  в  пространстве  образовательного  учреждения.    Одной  из  задач  программы  является  вовлечение  детей  начальной  школы  в   деятельность  ученического  самоуправления.  С  этой  задачей  гимназия  успешно   справляется  ­  создана  детская  организация  «Красногорье»    более10  лет  назад  и   успешно  работает. Результаты  работы  диагностируются  школьным  психологом  и  классным   руководителем:  толерантность,  межличностные  отношения,  отношение  к  собственному  здоровью  и  т.д. «Я  и  моя  страна»  ­  клубный  час.  Занятия   проводит  воспитатель.  Все дети садятся в большой круг. Они должны видеть и слышать друг друга. Круг является символом коллективной жизни человечества .Воспитатель  сидит среди учеников и   каждый   раз   меняет   свое   место   внутри   круга.   Детям   предоставляется   возможностьподнимать руку всякий раз, когда они хотят высказаться. Задача воспитателя состоит в том, чтобы разговорить всех, кто сам не может проявить инициативу.         Воспитатель никогда   не   должен   перебивать   ученика,   чтобы   исправить   грамматическую   ошибку, неверное   или   нелитературное   слово.   Это   необходимо   сделать   после   того,   как   ребенок выскажется.   Во  время  занятий   ученики  знакомятся     с  природой  нашей  страны, с многонациональными      жителями,      праздниками   и   традициями.     Цель   программы: воспитание  толерантности;  развитие  кругозора,   коммуникативных  УУД. Результатом  работы  является  проведение  классных  часов,  праздников,   концертов. «Безопасная дорога»   ­   тренинги, ролевые игры,  диспуты.   3.   Режим  дня. Внеурочная   деятельность   в   классах   полного   дня   –   это   система   кружков   и   занятий художественно­эстетического,   научно­познавательного,   спортивно­оздоровительного   и духовно­нравственного   направлений   в   соответствии   с   учебным   планом   внеурочной деятельности класса (как составной частью учебного плана гимназии). Работа в кружке не должна быть продолжением или отработкой материала урока. Формы и способы действия строго не регулируются и не регламентируются.                                 Занятия  во  второй  половине  дня  проводятся  после   игр  на  улице,  обеда  и  отдыха  в  форме   кружков,  секций,  клуба ,  круглого  стола,    в   специально  оборудованном   помещении,  где  ученикам  не  приходится  сидеть  за  партами.  Продолжительность   занятий  35  минут.   Классы: •      обеспечивают   интеграцию   основного   и   дополнительного   образования обучающихся; •      решают проблемы неуспешности в обучении и профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков; •      создают условия для самовыражения, самоопределения  каждого конкретного обучающегося,   способствующие   развитию   стремления   к   непрерывному самообразованию в течение всей активной жизни человека. Организация образовательного процесса. 1.   Классы   реализуют   различные   образовательные   программы:   (основные   и дополнительные) начального общего образования, и дополнительного образования. 2.   Образовательный процесс  в классах строится на принципах: •      оптимизации   процесса   реального   развития   детей   через   интеграцию   общего   и дополнительного образования; •      решения проблемы учебной перегрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня; •      объединения   в   единый   функциональный   комплекс   образовательных   и оздоровительных процессов;•      поляризации   образовательной   среды   гимназии   с   выделением   разно акцентированных пространств (кабинет, мастерские, библиотека, компьютерный класс, игротека, спортивный зал и др.); 3.   Цели   и   задачи   образовательного   процесса   реализуются   на   основе образовательных   программ,   в   том   числе   и   дополнительных   образовательных   программ, разрабатываемых и утверждаемых гимназией самостоятельно. 4.   В гимназии для обучающихся 1­4 классов полного дня организуется   3­разовое горячее питание за счет средств родителей.              5.   Режим работы Классов составляется с учетом продолжительности пребывания детей   в   гимназии,   регламентируется   единым   расписанием   учебных   занятий, самоподготовки,   внеурочной   деятельности   и   дополнительного   образования   в соответствии с требованиями 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных  учреждениях»,   строится   на   принципах   интеграции   основного   и дополнительного   образования,   обеспечивает   научно­обоснованное   сочетание   обучения, труда и отдыха, рациональное использование учебного времени для организации проектно­ исследовательской деятельности и экскурсионно­краеведческой работы. Обязательной   составляющей   режима   является   активно­двигательная   и физкультурно­оздоровительная   деятельность   обучающихся,   в   том   числе   на   свежем воздухе, ежедневный объем которой должен составлять не менее 2 часов в день. 6.   Гимназия   в   реализации   дополнительных   образовательных   программ   может организовывать   досуговую   и   внеурочную   деятельность   обучающихся   в   учреждениях дополнительного образования. 7.  Для   осуществления   педагогической   поддержки   ребенка,   отслеживания личностного   продвижения   ребенка   в   образовательном   пространстве   полного   дня,   для организации внеурочной и досуговой деятельности учащихся для каждого класса вводится дополнительно должность классного воспитателя. Особенности организации учебно­воспитательной работы в    классах полного дня.           Самоподготовка. Одним из главных условий повышения эффективности учебного процесса в классах полного дня является устранение непроизводительных затрат времени на уроке, увеличение времени на изучение нового материала, на самостоятельную работу учащихся за счет сокращения времени на проверку домашнего задания и на выяснение степени самостоятельности при выполнении домашней работы.                    Самоподготовка   –   это   ежедневное   внеурочное   занятие,   предусматривающее выполнение   заданий   учителя,   при   этом   выполнение   домашних   заданий   учитель   должен организовывать во время урочной деятельности. Программные уроки и часы самоподготовки составляют единый процесс обучения. Часы   самоподготовки   продолжают   те   уроки,   на   которых   ученики   под   руководством учителя   самостоятельно   работают   с   учебником,   дидактическим   материалом, вспомогательной литературой, закрепляют и углубляют изученный материал.Воспитание интереса к предмету является главной задачей. В условиях классов полного дня урок в значительной мере освобождается от простейших видов контроля, и за счет   этого   увеличивается   время   для   разъяснения   нового   материала.   Самостоятельная индивидуальная   работа   носит   творческий   характер,   что   позволяет   систематически знакомить учащихся с научными открытиями. В современных условиях важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания. В классах полного дня условия обучения имеют свою специфику: •         во­первых, здесь весь образовательный процесс проходит в основном в самой школе,   учитель   (и   воспитатель)   являются   руководителями   всего   процесса обучения; •         во­вторых,   уроки   и   самоподготовка   проводятся   с   использованием   всей   библиотека, (кабинеты­лаборатории, гимназии   материальной   базы   компьютерные кабинеты и пр.); •         в­третьих,   создаются   возможности   применить   полученные   знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся. Организация   выполнения   домашнего   задания ­   важный   элемент   педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. Школьники   не   только   выполняют   определенные   задания,   но   и   самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками. Для обучающихся 1­4­х классов на самоподготовку отводится 50­60 минут. После 40­минутных занятий следует 10­минутная пауза. Прогулки, отдых.   Значительная часть времени в режиме дня отводится отдыху детей   на   воздухе.   Целесообразно   пребывание   детей   на   воздухе   перед   обедом.   Местом отдыха   учащихся   является   прежде   всего   пришкольный   участок.   В   период   пребывания детей   на   воздухе   должны   проводиться   различные   игры,   организованные   воспитателем (учителем) или самостоятельно детьми.   В классах полного дня большое значение имеет проведение экскурсий, которые расширяют кругозор детей, позволяют знакомить учащихся с новейшими достижениями науки и техники, формируют их интересы. В течение учебного года проводятся около 7 выездных экскурсий (в музеи, на выставки, на производство и пр.). В экскурсионные дни допускается изменение режима дня класса полного дня по согласованию с администрацией гимназии. Эти экскурсии проводят совместно воспитатель и   учитель   в   соответствии   с   учебными   программами   и   планами   учебно­воспитательной работы. ВЫВОДЫ   Классы полного дня   ­ это образовательное объединение детей, позволяющее наиболее полно   интегрировать   учебную   и   внеучебную   сферы   деятельности   ребенка   в   условиях учебного   сообщества,   сформировать   образовательное   пространство   учреждения, способствующее реализации  индивидуальных  образовательных маршрутов обучающихся, объединить   в   единый   функциональный   комплекс   образовательные   и   оздоровительные процессы.