Система работы
Велика и поразительна область географии… где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая другая наука может быть прекраснее для детей?
Н.В.Гоголь
География – одна из древнейших наук на Земле. Отвечая практическим нуждам человечества, географические исследования в то же время всегда привлекали внимание и как широкое поле для проявления многих замечательных человеческих качеств – отваги, мужества, настойчивости в достижении поставленной цели. Открытия великих мореплавателей, землепроходцев, полярников, экспедиции ученых-географов издавна вызывают большой интерес и окружены ореолом романтики. Но заслуги географии не только в прошлом. Немалую, причем все возрастающую роль играет география и в наши дни. И теперь еще географы делают новые открытия – в Антарктике, приполярных и других малоисследованных областях, на просторах и в глубинах Мирового океана. И, тем не менее, в наши дни ликвидация так называемых белых пятен на географической карте уже не главная задача географии. Напротив, основным объектом ее исследования все более становятся наиболее освоенные и густонаселенные районы нашей планеты. При этом сама география из науки по преимуществу описательной и познавательной превращается в науку преобразовательного характера.
Современная география – сложный комплекс (система) наук, тесно взаимодействующих друг с другом. При всей сложности этой системы в ней обычно выделяют три главные, стволовые ветви.
Первая ветвь – физическая география, которая включает общее землеведение, ландшафтоведение, геоморфологию, климатологию, гидрологию, географию почв, биогеографию и др.
Вторая ветвь – экономическая и социальная география, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, обслуживания и др.
Третья ветвь – картография. На стыках между физической и экономической географией, а также между ними и другими смежными науками возникли многие «пограничные» направления географических исследований: политическая география, историческая география, медицинская география, рекреационная география, география природных ресурсов и др.
Я же систему географического образования в школе представляю в виде лестницы познания мира:
Первая ступень (6-7 классы) – «Мы познаем мир в котором живем, путешествуем и делаем свои первые маленькие открытия в общем большом доме под названием «Земля»».
В 6 классе задача начального этапа познания географии – дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности в целом по оболочкам Земли и об их частях, т.е. подготовить учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях; сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления; обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком.
В 7 классе курс географии материков и океанов – один из самых интересных курсов школьной географии в котором представлено все разнообразие природы мира, рассказы о путешествиях и приключениях первооткрывателей, загадки современных исследований Земли, особенности жизни и быта населения разных стран и многое другое. В то же время здесь поднимаются такие острые и волнующие проблемы сегодняшнего дня, как, например, экологические.
На этой ступени ребята делают свои первые открытия, совершают свои первые путешествия. Моя задача на данном этапе познания мира – научить ребенка воспринимать окружающий мир таким, каким он был на первых этапах своего становления, каким он стал с появлением человека и каким он является сейчас. При этом не умолять тех красот природы, которые описывают поэты и писатели, изображают в своих произведениях художники. Я должна научить ребенка видеть красоту окружающего нас мира, находить необычное и прекрасное в обычном и повседневном.
В 6 классе при изучении взаимодействия гидросферы и атмосферы учащиеся пишут сочинение, рассказ, стихотворение на тему «Путешествие капельки воды», при изучении темы «Литосфера» выполняют творческую работу «Превращения песчинки». Лучшие работы зачитываются и оформляются на стенде.
На уроках учащиеся моделируют различные ситуации, рассуждают, решают географические задачи. Например,
· что произойдет с природой Австралии, если Большой Водораздельный хребет станет в три раза выше;
· какое положение примут материки и океаны через несколько миллионов лет с учетом движения литосферных плит;
· представьте себя на вершине холма, изображенного на рис. 5 стр. 17 учебника. Вам необходимо спуститься вниз. Какую высоту вам придется преодолеть и какой склон вы выберете для спуска?;
· вы собрались в пеший поход на юг Хабаровского края. Определите, какие высоты имеет эта территория, проложите удобный маршрут для путешествия и т.д.
При изучении темы «Мировой океан» в 7 классе на уроке, посвященному повышению уровня Мирового океана и последствиям этого явления перед учащимися ставлю вопрос: «Как помочь людям в этой ситуации? Ведь большая часть суши будет затоплена», сообщаю о том, что ученые предлагают строить города на воде. Этому есть примеры в Японии и других странах.
Предлагаю учащимся разработать проект «Морские города», напоминаю, что над проектом лучше работать группой. А затем отмечаем более приемлемые для жителей и экономически обоснованные проекты.
Работа над проектом строится в несколько этапов:
• Первый этап - распределение ролей и выбор
а) группы проектантов (разработчиков проекта);
б) экспертов, которые будут оценивать проекты;
в) журналистов;
г) жителей городов;
• на втором этапе участники знакомятся с уже существующими проектами морских городов, определяют функции проектирования городов, их географическое положение, разрабатываются критерии оценки проекта, определяются сроки и форма представления проекта (один раз в неделю в виде рисунка);
• на третьем этапе происходит разработка проектов, эксперты и другие участники определяют вопросы и порядок определения победителей;
• на четвертом этапе происходит представление и обсуждение проекта;
• на пятом этапе вместе с учащимися обсуждаем достоинства и недостатки проектов, выставляем оценки.
В 7 классе, при формировании отношения школьников к природе, перед учениками ставятся задания типа:
· представьте себя облаком, опишите процесс вашего рождения, развития и предскажите вашу дальнейшую судьбу;
· убеди своего соседа по парте в том, что нельзя загрязнять атмосфер;
· представьте себя рекой и дайте себе характеристику.
При выполнении последнего задания ребята могут использовать карточку-программу, которая помогает им прийти к положительному результату.
Карточка состоит из двух частей: в первой части указываются вопросы-ориентиры, на которые необходимо ответить; Во второй части указывается, где искать необходимую информацию.
Карточка имеет следующий вид:
Вопросы-ориентиры |
Деятельность учащихся |
1 . Какая вы река? |
— горная или равнинная; |
2. Исток реки? |
— найдите определение истока на с. 100, закончите фразу: «Источники бывают разными...»; |
3. Устье реки? |
— найдите определение устья на с. 101; |
4. По какой форме рельефа протекает река? |
— в § 20 найдите информацию о рельефе гор, в § 21 о рельефе равнин; |
5. Как уклон поверхности влияет на: а) направление течения; б) скорость течения; в) характер течения реки? |
— найдите в тексте на с. 101 причину, от которой зависит направление и скорость течения, сделайте вывод о характере течения; |
б. Как породы, слагающие местность, влияют на: а) ширину долины; б) глубину русла? |
— из § 17 (с. 55, 56) найдите ответ на вопрос: «Как изменяются горные породы?», рассмотрите рис. 62 и рис. 63, сделайте выводы и подтвердите их текстом на с. 102, 103; |
7. Какое питание имеет река? |
— используйте текст на с. 106, закончите фразу: «Реки питаются...»;
|
8. Как изменяется уровень воды в реке в течение года? |
— определите, как от питания зависит изменение уровня воды в реке; |
9. Как река используется человеком? |
— в тексте на с. 103-105 найдите первый ответ на этот вопрос, проанализируйте рис. 66 на с. 106 и найдите второй ответ на вопрос; |
10. Какие меры по охране реки необходимо применять? |
а) почему необходимо охранять реки? б) как расходовать воду рек? в) выявить две меры охраны рек, названные автором, а сущность этих мер подтвердить примерами из текста. |
Образцы ответов на данные задания:
1.
«Я, горная река, беру свое начало в ледниках высокой горы
и впадаю в мою соседку —
другую реку. На мое направление и скорость влияет горный
рельеф. Я преодолеваю пороги, не петляю, потому что очень
ловкая и быстрая. Скорость течения... О, и не сосчитаешь! Характер
у меня горный, шумный, неспокойный. С вершины горы я бегу по острым, твердым камням,
но я выносливая. У меня узкая долина и очень глубокое русло. Питаюсь я, в
основном, летом холодной водой ледника, который начинает
таять. В это время у меня самый большой уровень. Чем жарче Лето,
тем выше уровень. У меня пресная вода, ее пьют люди и животные. Люди орошают
засушливую землю. Суда по мне не плавают, так как я могу принести
им вред. Меня очень любят и заботятся обо мне. В меня не бросают мусор, вредные
и
ядовитые вещества и даже не моют машины. Я очень горжусь собой, потому что я
самая красивая река».
2.
«Я равнинная река. Беру начало на возвышенности, там, где
выходят подземные воды.
Я
впадаю в море. Протекаю по низменности. Уклон поверхности небольшой, поэтому и
скорость течения меньше 1 м/с. Я не обладаю силой, достаточной для того, чтобы
проложить себе прямой путь, поэтому обхожу
все препятствия на своем пути и вырабатываю широкую долину, по дну которой извивается мое русло. Мне
очень нравится двигаться медленно, неторопливо,
протяжно. Я ленивая и люблю греться на солнышке. Питание у меня разнообразное, т. е. смешанное. Поэтому уровень часто
меняется. Летом меня питает дождь, зимой — грунтовые воды. А
весной в меня стекают талые снеговые воды, и тогда я выхожу из берегов. Моя
подружка — Волга. Я удобна для судоходства. Человек использует мою воду
в быту, в промышленности и для сельского хозяйства. Летом на моем берегу
отдыхают взрослые и дети. Прошу меня не загрязнять отходами, очищать и беречь.
|
|
|
|
|
|
|
В результате получаем глубокую мотивацию деятельности, самосознание собственной деятельности.
Вторая ступень (8-9 классы) – «Мы познаем себя в этом быстро меняющемся мире, определяем свое место и свое предназначение в обществе людей, в своей стране».
Значение курса географии России трудно переоценить. В структуре географического образования он занимает центральное место, позволяя знакомить учащихся с особенностями природы, размещением населения, хозяйства своей страны и своей малой Родины. География России рассматривается на мировом фоне, в постоянном сопоставлении с другими государствами, чтобы показать роль России в мировом сообществе.
На уроках мы имеем возможность виртуального путешествия по просторам родной страны, своего края. «Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс). Каждый, путешествуя, непременно открывает вдали что-нибудь новое. Вернувшись, открывает глаза на знакомое, тем самым обогащает свою душу. Причем рассмотрение районов путешествий осуществляется с позиций общего и уникального, что позволяет подвести учащихся к выводу, что главное действующее лицо цивилизации – человек и от ценностной направленности его деятельности зависит будущее страны.
На этой ступени мы рассматриваем географию России как часть мировой культуры со своей историко-географической и национальной спецификой. Это дает возможность рассмотреть многообразие культурных миров в России, ознакомить учащихся с различными традициями, спецификой материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Моя ключевая задача – дать учащимся знания о территории, ее «географическом строении», т.е. объяснить, что имеется на данной территории, научить понимать связи явлений, показать значимость природы в жизни человека, рассматривать изменения в природе, хозяйстве в единстве с историческими судьбами людей, населяющих территорию.
В 8 классе при изучении раздела «Природные зоны России» ребята составляют экскурсионные маршруты по природным зонам тундры, Арктики, степей. Эти работы на начальном этапе носят описательный характер, но это уже заявка на проектную деятельность.
И на этой ступени изучения географии учащиеся моделируют различные ситуации, рассуждают, решают географические задачи, такие, как:
· какой будет долгота городов Москвы, Якутска, Пекина, если вести отсчет от Пулковского меридиана;
· каким станет климат Европы при условии, что теплое Северо-Атлантическое течение отклонится к югу и др.
Ребята учатся проводить свои первые исследования. Так, при изучении темы «Население России», ребята проводят социологические опросы в школе, связанные с вопросами демографии:
· количество детей в семье;
· пол детей в семье;
· занятость членов семьи;
· возрастной состав семьи и т.д.
По итогам таких исследований составляются сводные таблицы, графики и делаются выводы о демографической ситуации в данной школе.
При изучении тем в этом же разделе начинаем проводить деловые игры:
· Трудовые ресурсы
· Безработица
· Выживание в условиях Арктики и др.
В 9 классе провожу лекции с привлечением сообщений учащихся, докладов при изучении раздела «Экономика Хабаровского края».
При изучении темы «Северный Ледовитый океан» перед учащимися 9 классов ставлю вопросы:
• Почему архипелаг Шпицберген называют «оазисом»? Ему присущи многие нехарактерные для Арктики особенности природы. Как это объяснить?
• Северный Ледовитый океан - самый холодный. Но при этом океан отдает в атмосферу больше тепла, чем от нее получает. Почему?
• Почему осень в акватории Северного Ледовитого океана теплее, чем весна?
При изучении экономических районов России ребята получают задание по составлению экскурсионных маршрутов по городам России. При этом дети выбирают индивидуальную форму представления подготовленного материала: газета, буклет, реферат, компьютерная презентация и др.
Третья ступень (10-11 классы) – «На основе проектной деятельности мы самоопределяемся, проектируем свое будущее в мире, выстраиваем гармонию между собой (человеком) и природой»
Участие в проектной деятельности создает особую образовательную атмосферу, дающую детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения, поверить в свои силы. А я из ведущего непререкаемого наставника превращаюсь в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта.
Частично-поисковый метод использую при решении проблемы для развития мыслительных способностей учащихся через совместную деятельность «Ученик-Учитель», анализируя, сравнивая, обобщая через различные виды заданий.
В старших классах на уроках-диалогах использую проблемный метод, создаю ситуации, заставляющие учащихся включаться в познавательную деятельность, состоящую в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, умений видеть за отдельными фактами, явлениями законы.
Так, при изучении темы «Взаимодействие общества и природы» в 10 классе в качестве опережающего группового задания, учащийся отвечает на вопросы, используя средства массовой информации:
• назвать главные источники загрязнения литосферы, атмосферы, гидросферы;
провести
простейшие исследования в области природоохранной
деятельности и экологической политики правительств
различных типов
государств и ответить на вопросы:
а) каковы должны быть, по вашему мнению, основные направления экологической политики высоко-индустриальных государств и слаборазвитых стран. В чем они совпадают и в чем существенно различаются.
б) приведите конкретные примеры мероприятий, проводившихся в последние годы отдельными странами ли группой стран, направленные на оздоровление экологической обстановки.
На уроке-семинаре при изучении темы «Урбанизация» в 10 классе в начале урока классу даю вопросы для обсуждения:
• объясните различие в темпах и условиях урбанизации отдельных регионов мира, используя рисунок 18 на стр. 69 учебника в 10 классе;
• можно ли управлять процессом урбанизации?
В конце урока учащиеся составляют графический конспект с выделением главных вопросов.
Часто при объяснении нового материала во всех классах совместно с детьми составляем логические опорные схемы для более полного запоминания учебного материала. Так, при изучении темы «Численность и воспроизводство населения» в 10 классе ЛОС получается таким:
В темах каждого курса есть немало проблем, вопросов, которые помогают организовать учебные споры:
· Карта – правильное или кривое зеркало?
· Ветер – враг или друг человека?
· Надо ли осушать болота Западной Сибири?
· Есть ли перспективы развития атомной энергетики?
Чаще всего на уроках использую картографический метод обучения при проведении комбинированных уроков, изучения нового материала, обобщающего повторения, которые способствуют созданию ситуации для индивидуальной и групповой работы учащихся, систематизации изученного материала при работе с картами учебника и атласа.
Для проведения текущего и итогового тестирования использую КИМы.
Большой интерес к изучению географии вызывает мультимедийная технология. В 2004-2005 учебном году стала использовать учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенные для использования преподавания предмета во всех классах. На уроках я использую не только готовые программы, но и программные продукты, которые создаю сама и создают мои ученики.
Так в 10 классе при изучении темы «Политическая карта» использовала электронное пособие, что позволило раскрыть данную тему более наглядно и образно.
Над проблемой «Использование компьютерных технологий на уроках географии» работаю уже почти 4 года, и результатом этого направления являются компьютерные презентации к темам уроков, выполняемые моими учениками, начиная с 8 класса.
Уровень усвоения, на который я нацеливаю учеников - это второй и третий. Каждый урок начинаю с актуализации знаний, организую контроль усвоения нового материала, использую тесты, словари, карты.
Особое внимание уделяю развитию мыслительных способностей учащихся, анализу и синтезу, сравнению, обобщению материала через различные виды заданий.
На своих уроках стараюсь создавать благоприятный психологический климат. В ходе каждого урока ставлю и стараюсь решать воспитательные задачи, поощряю трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность.
На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь быть ответственным, внимательным, заботливым учителем. Работая, выработала принципы жизнедеятельности классного сообщества на уроке:
• много знать - престижно;
• помогать друг другу - нормально;
• готовить дело по чужому сценарию - невозможно;
• жить в неуютной обстановке нельзя;
• нельзя не работать и посягать на другого.
Стараюсь создать комфортные условия в коллективе подростков на уроке, постоянно поддерживая творческую атмосферу, дружелюбные отношения в среде учащихся. Много времени уделяю развитию культуры общения.
Руководствуясь в своей жизни принципом «Немедленно отправляйся в путь туда, где тебя обещали научить чему-либо полезному», я стараюсь передать этот жизненный принцип детям.
А вообще-то я считаю, что главная моя цель – привить детям любовь к науке географии, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.