Решаем олимпиадные задачи
1
Презентация для учащихся
5-7 математических классов
Мы начинаем
Дорогие друзья!
2
Задача из олимпиады для 7 класса (1964)
Диагонали трапеции ABCD с основаниями BC и AD пересекаются в точке O. Докажите, что площади треугольников ABO и CDO равны.
3
Задача из олимпиады для 6 класса
Прямоугольник со сторонами 4 см и 9 см наложили на квадрат со стороной 6 см, как показано на рисунке. Докажите, что площади закрашенных частей равны.
4
Задача из олимпиады для 7 класса
100 синиц за 100 дней съедят 100 кг зерна. Сколько килограммов зерна съедят 10 синиц за 10 дней?
100 100 100
10 100 10
10 10 1
5
Задача из олимпиады для 7 класса
Земной шар стянули обручем по экватору. Затем увеличили обруч на 1 м. Пролезет ли кошка в образовавшийся зазор?
/7
Задача из олимпиады для 7 класса
Совет 1. Если в задаче есть громоздкие числовые данные, то попробуйте заменить их буквами.
/8
Задача из олимпиады для 5 класса
Пять винтиков, два шпунтика и три гаечки весят столько же, сколько весят один винтик, семь шпунтиков и четыре гаечки. Что тяжелее: винтик или шпунтик?
Пусть в, ш, г — массы винтика, шпунтика и гаечки соответственно. Запишем условия задачи:
5в + 2ш + 3г = в + 7ш + 4г,
4в + 2ш + 3г = 7ш + 4г,
4в + 3г = 5ш + 4г,
4в = 5ш + г.
4в > 5ш, но 5ш > 4ш, значит, 4в > 4ш, в > ш.
Какой совет помог решить задачу?
Совет 3. Не бойтесь вводить лишние буквы!
/9
Новая задача в учебнике для 6 класса
Мальчик Пат и собачонкаВесят два пустых бочонка. Собачонка без мальчишкиВесит две больших коврижки. А с коврижкой поросенокВесит — видите — бочонок.Сколько весит мальчик ПатЧёрно-пегих поросят?
/10
Новая задача в учебнике для 6 класса
1) м + с = 2б, 2) с = 2к, 3) п + к = б.
м + 2к = 2б,
м + 2к = 2(п + к),
м + 2к = 2п + 2к,
м = 2п.
/11
Новая задача в учебнике для 6 класса
По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов. Сосчитать я так же смог, Что шагало тридцать ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята. А теперь вопрос таков Сколько было петухов?
/12
Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при МГУ (1967)
Солдат построили прямоугольником — не по росту, но с чётким разделением на ряды и колонки. В каждом ряду выбрали самого высокого, а в каждой колонке — самого низкого. Кто выше ростом самый высокий из низких или самый низкий из высоких?
13
Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при МГУ (1967)
Совет 4. Сложную задачу надо стараться разбить на части и и рассмотреть их отдельно.
1) Если СНВ стоит в одном ряду с СВН, то СНВ больше, чем СВН, так как в ряду выбирали самого высокого, им оказался СНВ.
2) Если СНВ стоит в одной колонке с СВН, то СНВ больше, чем СВН, так как в колонке выбирали самого высокого, им оказался СВН.
3) Если СНВ и СВН стоят в разных рядах и колонках, то надо вести сравнение с третьим солдатом, стоящим в одном ряду с СНВ и в одной колонке с СВН. И опять СНВ больше, чем СВН.
14
ПЕРЕМЕНКА
Решаем простую задачу.
У Саши на дне рождения было 5 друзей. Первому он отрезал 𝟏 𝟔 𝟏𝟏 𝟏 𝟔 𝟔𝟔 𝟏 𝟔 пирога, второму — 𝟏 𝟓 𝟏𝟏 𝟏 𝟓 𝟓𝟓 𝟏 𝟓 остатка, третьему — 𝟏 𝟒 𝟏𝟏 𝟏 𝟒 𝟒𝟒 𝟏 𝟒 того, что осталось, четвёртому — 𝟏 𝟑 𝟏𝟏 𝟏 𝟑 𝟑𝟑 𝟏 𝟑 нового остатка. Последний кусок Саша разделил с пятым другом. Кому достался самый большой кусок?
15
Логические задачи
16
Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и соглашается взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. К соседке разменять. Мальчик прибегает и приносит 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 р. Через некоторое время приходит соседка и говорит, что 25 р. Фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько обманули продавца?
Логические задачи
17
Соседка Покупатель Продавец
25 р. 25 р. Ш
25 р. 15 р. + 10 р. Ш
25 р. 15 р. + Ш 10 р.
25 р. 15 р. + Ш 25 р.
Совет 4. Запутанные действия полезно записать подробно!
Логические задачи
18
Кто разбил чашку. Аня сказала: «Это Маша». Маша и Света тоже что-то сказали, но очень тихо, и никто не услышал. Потом оказалось, что правду сказала только одна девочка, она и разбила чашку. Так кто же разбил?
Логические задачи
19
Аня сказала: «Это Маша». Маша — ? Света — ?
Правду сказала только одна девочка, она и разбила чашку.
— Могла ли Аня сказать правду?
— Нет. Если она сказала правду, то она и разбила чашку, тогда и Маша, и Аня разбили чашку — противоречие с условием задачи.
— Следовательно, Аня сказала неправду, но тогда ни Аня, ни Маша не разбивали чашку…
— Тогда чашку разбила Света.
Не стареющая задача
20
У шахматной доски отпилили два противоположных угла. Можно ли покрыть эту доску костями домино, если одна кость покрывает ровно две соседние клетки доски?
Если доску можно покрыть костями домино, то покажите, как. Если нельзя, то объясните, почему.
Составление задач
21
Когда-то я увлекался головоломкой пентамино — там 12-ю фигурками надо заполнить прямоугольник 6х10. Считают, что головоломка имеет 2239 решений.
Вот одно из них.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
http://www.shevkin.ru/shkoly-stat-i/resheniya-pentamino-ishhut-pyatiklassniki/
Составление задач
22
Я составил задачу попроще.
Саша составил задачу: из пяти различных фигур тетрамино требуется сложить прямоугольник 4х5. Да вот беда! Саша сам никак не может решить свою задачу. Можно ли осуществить требуемое? Если да, то покажите как; если нет, то объясните, почему.
Составление задач
Несколько лет тому назад мой ученик Чуйков Сергей составил задачу.
Существует ли на клетчатой бумаге прямоугольник, составленный из клеток-квадратов, в котором количество внешних клеток равно количеству внутренних клеток?
Я придумал «взрослое» решение, которое мои шестиклассники не поняли. На уроке мне пришла идея, которую я высказал вслух: «Можно попробовать раскрашивать пары клеток – внешние и внутренние». На следующей перемене Дима Григорьев принёс решение этой задачи.
Составление задач
Сначала закрасим поровну внешних и внутренних клеток, прилежащих к верхнему и нижнему основаниям прямоугольника. Потом – к боковым сторонам.
В углах останется 8 незакрашенных клеток – все они внешние.
Следовательно, внутри должно оставаться 8 клеток. Сколько существует таких четырёхугольников?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.