Школьная олимпиада по математике для учащихся 5-7 классов
Оценка 4.8

Школьная олимпиада по математике для учащихся 5-7 классов

Оценка 4.8
pptx
математика
02.04.2020
Школьная олимпиада по математике для учащихся 5-7 классов
школьная олимпиада.pptx

Решаем олимпиадные задачи 1 Презентация для учащихся 5-7 математических классов

Решаем олимпиадные задачи 1 Презентация для учащихся 5-7 математических классов

Решаем олимпиадные задачи

1

Презентация для учащихся
5-7 математических классов



Нажмите клавишу F5, потом нажимайте пробел или стрелку.

Мы начинаем

Мы начинаем

Мы начинаем

Дорогие друзья!
Наш урок посвящён олимпиадным задачам и способам их решения.

Мой путь в профессию начался с олимпиады по математике в небольшом шахтёрском городе Нелидово.
До олимпиады и после неё я не посещал математических кружков, но успех в олимпиаде дал мне веру в свои силы.
Поэтому в начале нашего занятия я призываю вас решайте олимпиадные задачи, пробуйте свои силы… и у вас получится.


2

Задача из олимпиады для 7 класса (1964)

Задача из олимпиады для 7 класса (1964)

Задача из олимпиады для 7 класса (1964)

Диагонали трапеции ABCD с основаниями BC и AD пересекаются в точке O. Докажите, что площади треугольников ABO и CDO равны.
Скорее всего, формулу площади треугольника вы ещё не изучали, оставим эту задачу на будущее. Разберём идею решения на более простой задаче.
Площади прямоугольника и квадрата равны. Докажите, что площади закрашенных частей этих фигур равны.

3

Задача из олимпиады для 6 класса

Задача из олимпиады для 6 класса

Задача из олимпиады для 6 класса

Прямоугольник со сторонами 4 см и 9 см наложили на квадрат со стороной 6 см, как показано на рисунке. Докажите, что площади закрашенных частей равны.

4

Задача из олимпиады для 7 класса 100 синиц за 100 дней съедят 100 кг зерна

Задача из олимпиады для 7 класса 100 синиц за 100 дней съедят 100 кг зерна

Задача из олимпиады для 7 класса

100 синиц за 100 дней съедят 100 кг зерна. Сколько килограммов зерна съедят 10 синиц за 10 дней?





100 100 100

10 100 10

10 10 1

5

ПЕРЕМЕНКА Решаем простую задачу

ПЕРЕМЕНКА Решаем простую задачу

ПЕРЕМЕНКА

Решаем простую задачу.


Рыба весит 3 кг и еще полрыбы. Сколько весит рыба?



6

Задача из олимпиады для 7 класса

Задача из олимпиады для 7 класса

Задача из олимпиады для 7 класса

Земной шар стянули обручем по экватору. Затем увеличили обруч на 1 м. Пролезет ли кошка в образовавшийся зазор?








Радиус земного шара по экватору 6378,8 км.

/7

Задача из олимпиады для 7 класса

Задача из олимпиады для 7 класса

Задача из олимпиады для 7 класса

Совет 1. Если в задаче есть громоздкие числовые данные, то попробуйте заменить их буквами.
Пусть r — радиус земного шара (в см).
Тогда длина обруча равна 2𝝅𝝅r.
Новая длина обруча равна 2𝝅𝝅r + 100.
Пусть R – новый радиус обруча.
Тогда новая длина обруча равна 2𝝅𝝅R, т. е.
2𝝅𝝅R = 2𝝅𝝅r + 100,
2𝝅𝝅R 2𝝅𝝅r = 100,
2𝝅𝝅(R r) = 100,
R r = 𝟏𝟎𝟎 𝟐𝝅 𝟏𝟏𝟎𝟎𝟎𝟎 𝟏𝟎𝟎 𝟐𝝅 𝟐𝟐𝝅𝝅 𝟏𝟎𝟎 𝟐𝝅 15,9…
Совет 2. Не бойтесь вводить лишние буквы!

/8

Задача из олимпиады для 5 класса

Задача из олимпиады для 5 класса

Задача из олимпиады для 5 класса

Пять винтиков, два шпунтика и три гаечки весят столько же, сколько весят один винтик, семь шпунтиков и четыре гаечки. Что тяжелее: винтик или шпунтик?
Пусть в, ш, г — массы винтика, шпунтика и гаечки соответственно. Запишем условия задачи:
5в + 2ш + 3г = в + 7ш + 4г,
4в + 2ш + 3г = 7ш + 4г,
4в + 3г = 5ш + 4г,
4в = 5ш + г.
4в > 5ш, но 5ш > 4ш, значит, 4в > 4ш, в > ш.
Какой совет помог решить задачу?
Совет 3. Не бойтесь вводить лишние буквы!

/9

Новая задача в учебнике для 6 класса

Новая задача в учебнике для 6 класса

Новая задача в учебнике для 6 класса

Мальчик Пат и собачонка Весят два пустых бочонка. Собачонка без мальчишки Весит две больших коврижки. А с коврижкой поросенок Весит — видите — бочонок. Сколько весит мальчик Пат Чёрно-пегих поросят?
Пусть мальчик Пат, собачонка, коврижка, поросёнок и бочонок весят м, с, к, п и б соответственно (в кг). Тогда верны равенства

/10

Новая задача в учебнике для 6 класса 1) м + с = 2б, 2) с = 2к, 3) п + к = б

Новая задача в учебнике для 6 класса 1) м + с = 2б, 2) с = 2к, 3) п + к = б

Новая задача в учебнике для 6 класса

1) м + с = 2б, 2) с = 2к, 3) п + к = б.
м + 2к = 2б,
м + 2к = 2(п + к),
м + 2к = 2п + 2к,
м = 2п.
С помощью равенств 2) и 3) мы переписали равенство 1) в виде м + 2к = 2п + 2к, откуда следует, что м = 2п, то есть мальчик Пат весит как два поросёнка.
Ответ. 2 поросёнка.
Понравилась задача в стихах?

/11

Новая задача в учебнике для 6 класса

Новая задача в учебнике для 6 класса

Новая задача в учебнике для 6 класса

По тропинке вдоль кустов  Шло одиннадцать хвостов.  Сосчитать я так же смог,  Что шагало тридцать ног.  Это вместе шли куда-то  Петухи и поросята.  А теперь вопрос таков  Сколько было петухов? 
Если бы было 11 поросят (11 хвостов), то у них было бы 44 ноги.
А в условии задачи 30 ног. Заменим 1 поросёнка на 1 петуха. Сколько таких замен надо сделать?

/12

Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при

Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при

Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при МГУ (1967)

Солдат построили прямоугольником не по росту, но с чётким разделением на ряды и колонки. В каждом ряду выбрали самого высокого, а в каждой колонке самого низкого. Кто выше ростом самый высокий из низких или самый низкий из высоких?


13

Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при

Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при

Задача на отборе в 10 класс ФМШ № 18 при МГУ (1967)

Совет 4. Сложную задачу надо стараться разбить на части и и рассмотреть их отдельно.
1) Если СНВ стоит в одном ряду с СВН, то СНВ больше, чем СВН, так как в ряду выбирали самого высокого, им оказался СНВ.
2) Если СНВ стоит в одной колонке с СВН, то СНВ больше, чем СВН, так как в колонке выбирали самого высокого, им оказался СВН.
3) Если СНВ и СВН стоят в разных рядах и колонках, то надо вести сравнение с третьим солдатом, стоящим в одном ряду с СНВ и в одной колонке с СВН. И опять СНВ больше, чем СВН.

14

ПЕРЕМЕНКА Решаем простую задачу

ПЕРЕМЕНКА Решаем простую задачу

ПЕРЕМЕНКА

Решаем простую задачу.
У Саши на дне рождения было 5 друзей. Первому он отрезал 𝟏 𝟔 𝟏𝟏 𝟏 𝟔 𝟔𝟔 𝟏 𝟔 пирога, второму — 𝟏 𝟓 𝟏𝟏 𝟏 𝟓 𝟓𝟓 𝟏 𝟓 остатка, третьему — 𝟏 𝟒 𝟏𝟏 𝟏 𝟒 𝟒𝟒 𝟏 𝟒 того, что осталось, четвёртому — 𝟏 𝟑 𝟏𝟏 𝟏 𝟑 𝟑𝟑 𝟏 𝟑 нового остатка. Последний кусок Саша разделил с пятым другом. Кому достался самый большой кусок?



15

Логические задачи 16 Продавец продаёт шапку

Логические задачи 16 Продавец продаёт шапку

Логические задачи



16

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и соглашается взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. К соседке разменять. Мальчик прибегает и приносит 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 р. Через некоторое время приходит соседка и говорит, что 25 р. Фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько обманули продавца?

Логические задачи 17

Логические задачи 17

Логические задачи




17


Соседка Покупатель Продавец
25 р. 25 р. Ш
25 р. 15 р. + 10 р. Ш
25 р. 15 р. + Ш 10 р.
25 р. 15 р. + Ш 25 р.

Совет 4. Запутанные действия полезно записать подробно!

Логические задачи 18 Кто разбил чашку

Логические задачи 18 Кто разбил чашку

Логические задачи




18

Кто разбил чашку. Аня сказала: «Это Маша». Маша и Света тоже что-то сказали, но очень тихо, и никто не услышал. Потом оказалось, что правду сказала только одна девочка, она и разбила чашку. Так кто же разбил?

Логические задачи 19 Аня сказала: «Это

Логические задачи 19 Аня сказала: «Это

Логические задачи




19

Аня сказала: «Это Маша». Маша ? Света — ?
Правду сказала только одна девочка, она и разбила чашку.

Могла ли Аня сказать правду?
— Нет. Если она сказала правду, то она и разбила чашку, тогда и Маша, и Аня разбили чашку — противоречие с условием задачи.
Следовательно, Аня сказала неправду, но тогда ни Аня, ни Маша не разбивали чашку…
Тогда чашку разбила Света.



Не стареющая задача 20 У шахматной доски отпилили два противоположных угла

Не стареющая задача 20 У шахматной доски отпилили два противоположных угла

Не стареющая задача




20

У шахматной доски отпилили два противоположных угла. Можно ли покрыть эту доску костями домино, если одна кость покрывает ровно две соседние клетки доски?

Если доску можно покрыть костями домино, то покажите, как. Если нельзя, то объясните, почему.



Составление задач 21

Составление задач 21

Составление задач





21

Когда-то я увлекался головоломкой пентамино там 12-ю фигурками надо заполнить прямоугольник 6х10. Считают, что головоломка имеет 2239 решений.
Вот одно из них.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

http://www.shevkin.ru/shkoly-stat-i/resheniya-pentamino-ishhut-pyatiklassniki/





Составление задач 22 Я составил задачу попроще

Составление задач 22 Я составил задачу попроще

Составление задач




22

Я составил задачу попроще.
Саша составил задачу: из пяти различных фигур тетрамино требуется сложить прямоугольник 4х5. Да вот беда! Саша сам никак не может решить свою задачу. Можно ли осуществить требуемое? Если да, то покажите как; если нет, то объясните, почему.



Составление задач Несколько лет тому назад мой ученик

Составление задач Несколько лет тому назад мой ученик

Составление задач

Несколько лет тому назад мой ученик Чуйков Сергей составил задачу.
Существует ли на клетчатой бумаге прямоугольник, составленный из клеток-квадратов, в котором количество внешних клеток равно количеству внутренних клеток?
Я придумал «взрослое» решение, которое мои шестиклассники не поняли. На уроке мне пришла идея, которую я высказал вслух: «Можно попробовать раскрашивать пары клеток – внешние и внутренние». На следующей перемене Дима Григорьев принёс решение этой задачи.





Составление задач Сначала закрасим поровну внешних и внутренних клеток, прилежащих к верхнему и нижнему основаниям прямоугольника

Составление задач Сначала закрасим поровну внешних и внутренних клеток, прилежащих к верхнему и нижнему основаниям прямоугольника

Составление задач

Сначала закрасим поровну внешних и внутренних клеток, прилежащих к верхнему и нижнему основаниям прямоугольника. Потом – к боковым сторонам.






В углах останется 8 незакрашенных клеток – все они внешние.
Следовательно, внутри должно оставаться 8 клеток. Сколько существует таких четырёхугольников?





СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Остаётся добавить, что многие из разобранных задач уже вошли или войдут в новые издания учебников серии «МГУ - школе» (Просвещение,

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Остаётся добавить, что многие из разобранных задач уже вошли или войдут в новые издания учебников серии «МГУ - школе» (Просвещение,

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Остаётся добавить, что многие из разобранных задач уже вошли или войдут в новые издания учебников серии «МГУ - школе» (Просвещение, С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин).








avshevkin@mail.ru www.shevkin.ru






Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020