Школьная служба примирения
Пространство современной подростковой жизни наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятием в кружках и секциях, с другой – силовой активностью, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но, прежде всего, силовыми методами.
Ребенок, совершивший проступок, являющийся участником конфликта, оказывается в проблемной ситуации и пытается найти из неё выход привычным или принятым у друзей способом: попытаться обмануть взрослых, отмолчаться, пригрозить потерпевшему. Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в анализе и нормировании отношений с другими детьми и воспитателями, многие подростки начинают все богатство отношений и различные способы их регулирования подменять одним силовым взаимодействием. Более того, замыкаясь в собственной среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки дальше в социум.
Безопасность детства является фундаментальным гарантом демографической стабильности нации, важнейшим инфраструктурным маркером образовательного пространства, поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи и обеспечение безопасности их жизнедеятельности являются очевидными и неоспоримыми государственными приоритетами.
Для того чтобы выстраивать такие сложные отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями, прививаемыми с детства. Важнейшей задачей воспитательной работы образовательных организаций в современных условиях является формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов, основанных на гуманистических ценностях человеческой жизни и семьи, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.
В силу разных характеров, темпераментов и мнений споры присущи любому человеку, в этом нет ничего страшного, но, если инициатора конфликта не остановить, он и дальше будет совершать деструктивные действия. Разрешать столкновения интересов особенно важно научить детей.
Школьная служба примирения (медиации) – служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода восстановительных программ и медиативного подхода. Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:
· добровольность,
· конфиденциальность,
· взаимоуважение,
· равноправие сторон,
· нейтральность и беспристрастность медиатора,
· прозрачность процедуры.
Для того чтобы подростки осваивали действительно конструктивные формы общения и деятельности, необходимо управление процессами, происходящими в детских и подростковых сообществах со стороны взрослых (родителей), прежде всего, через трансляцию, в том числе в семье, коммуникативно-ориентированных (понимающих и одновременно развивающих) способов разрешения конфликтов и, соответственно, способностей понимать другого, рефлексии собственных действий и осмысления собственной позиции в различных ситуациях. Безусловно, процессу восстановления цивилизованных межличностных коммуникаций благоприятствуют восстановительные технологии, в ходе которых разнообразные отношения и поступки детей, их родителей и учителей при поддержке специалистов становятся предметом конструктивного обсуждения со стороны самих подростков.
Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
· обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
· использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
· применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Медиация важна, так как после ее проведения дети и взрослые смогут остаться друзьями, ну или хотя бы не быть врагами. Медиация — это большой шанс для многих понять, признать свои ошибки, извиниться и разобраться в проблемах, которые многое время мешали жить в спокойствии и умиротворении.
Медиация — это способ урегулирования конфликта, он является наиболее действенным и простым.
Медиация хороша такими своими принципами, как конфиденциальность, добровольность, беспристрастность и нейтральность медиатора к обеим сторонам. Все эти принципы важны в медиации и играют большую роль в разрешении конфликтных ситуаций.
Медиатор создаёт пространство, в кото-ром люди могут взглянуть новым, свежим взглядом на свой конфликт, увидеть: в чём были не правы они и в чём, может, был прав кто-то другой. Ведь когда в жизни происходит какое-то событие или некая неприятная ситуация, надо понять и осознать причины её появления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.