Школьная частушка как малый жанр русского фольклора (проект)
Оценка 4.6

Школьная частушка как малый жанр русского фольклора (проект)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература
7 кл
07.01.2017
Школьная частушка   как малый жанр русского фольклора    (проект)
Исследовательская работа ученицы 7 класса. Девочка попыталась выделить школьную частушку за рамки данного вида фольклора. Чтобы работа была завершена и интересна, она провела анкетирование, сумела собрать разные виды частушек, связанные со своей школой, и проанализировать их со своей ученической позиции.Исследовательская работа
школьная частушка.doc

                               МБОУ  Комсомольская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Школьная частушка

 как малый жанр русского фольклора

                   

                       проект

 

 

 

 

                                                     Выполнила:Е.В. Канцелярист, ученица 7 класса

                                                     Руководитель: Т.А. Войнич, учитель русского языка

                                                                                и  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

               Оглавление:

1.     Введение

2.     Глава 1. Частушка как малый жанр фольклора.

3.     Глава 2. Частушки в стенах нашей школы.

4.     Заключение.

5.     Список литературы.

6.     Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Цель:

 Определить значимость школьной частушки как малого жанра русского фольклора.

 

 

Задачи:

1.      Понять, чем частушка отличается от других малых жанров фольклора.

2.      Выявить характерные особенности частушки.

3.      Уметь оценивать значение школьной частушки в нашей жизни.

           

 

 

                           «Я частушку на частушку как

                            на ниточку вяжу…»

 

 

        Народное искусство, фольклор – коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности,- историческая основа всей мировой художественной культуры, источник художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры)

     Вместо слов УНТ иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по – разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Дореволюционные исследователи говорили еще «живая старина», «народная словесность», «народная поэзия».

        Три слова – три характеристики, три качества: устное, народное и творчество.

        Устное… Это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно непосредственно общаться с читателем, его произведение дойдет до них и через несколько столетий. Произведения УНТ существует только тогда, когда слушатель находится рядом. Разумеется, теперь текст можно записать или запечатлеть на пленку, но эффект будет не тот.

          В глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранявшие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы, основанные на народных приметах и т. д.) Есть в фольклоре жанры продуктивные, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В 20 веке в числе таких жанров частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть непродуктивные жанры, которые продолжают свое существование. Новые народные сказки не появляются, а старые по-прежнему рассказывают. Поют и многие песни – лирические, свадебные, обрядовые. А вот былины, когда – то имевшие значение исторического документа, и исторические песни в живом исполнении практически не звучат.

 

             Глава  1. Частушка – малый жанр фольклора

 

     Именно о частушках мы поговорим сегодня  подробнее. Среди малых форм фольклора частушка – самая молодая и самая озорная. Что же такое частушка? Частушка – короткая, обычно рифмованная четырехстрочная (иногда двухстрочная) песенка разнообразного содержания. Она неотделима от музыкального сопровождения, которое и определяет ее ритм, обычно сопровождается в сопровождении жалейки, рожка, балалайки и гармоники.

         Частушка как самостоятельный жанр возникла во второй половине 19 века. Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала песенки свой колорит, но зачастую наделила ее названием, определяющим ее характер (коротелька, скакуха, цыганочка, Семеновна, припевка, собирушка, топтушка)

Частушку интересует все: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового и местного масштаба.

 

          А остановимся мы на частушках, которые поют школьники о школьной жизни, о друзьях и учителях, о своих интересах и проблемах. Все ребята,- это ни для кого ни секрет, любят проводить вечера, посвященные именинникам, Новому году, осени. После проведенных мероприятий хочется спеть:

 

                       Очень любим именины,

                       Любим веселиться.

                       После праздника такого                                                                                    

                       Хочется учиться.

 

 Хорошо отдохнув, мы приходим в школу с настроением, с желанием. А иногда, опять же с помощью частушки, можем посмеяться над собой:

 

                       Ученик сидит икает,

                       Зуб на зуб не попадает.

                       Поделом, не будет впредь

                       На ночь ужасы смотреть.

 

А когда мы возвращаемся из школы домой, то хочется все успеть: сделать уроки, помочь маме, сходить на секцию, сделать уроки. Иногда получается, а иногда и нет:

 

                     Я умею блины стряпать,

                     От безделья не грущу.

                     Приходите ко мне в гости –

                     Всех блинами угощу.

 

 

                    - Девочки – беляночки,

                      Где вы набелилися?

                      Мы вчера коров доили,

                      Молоком умылися.

 

 

 

 

                     Вот почистить раз в году

                     Я решил сковороду,

                      А потом четыре дня

                     Не могли отмыть меня.

 

Ну а тот, кто умеет трудиться, умеет и веселиться: песню затянуть, частушку, которая настроение поднимет, спеть:

 

 

                 Я читаю быстро, быстро,

                 Девочки гордятся мной,

                 Ни один мальчишка в классе

                 Не угонится за мной.

               

               «Чемпионом прозванный

                Антон кидает в цель

                Желтый неопознанный

                Летающий портфель

 

Как видим, частушка – это маленькая лирическая песенка, словесно – музыкальная миниатюра, которая интересна своим содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 2. Частушки в стенах нашей школы

 

И нашу школу частушка не обошла стороной, ее поют, но не часто. Жалко, что такой жанр не очень популярен. Так о чем же частушки, которые были спеты в стенах нашей школы?

Темы различные: отношение друг к другу, дружба, любовь, учителя.

 Своеобразны частушки о педагогах:

               

                   Час другой прошел и третий,

                   Что творится, дай ответ.

                   Тише, тише, это в школе

                   Заседает педсовет.

 

                   Что за охи, что за вздохи

                   Из учительской летят?

                   Это наши педагоги

                   Про детишек говорят.

 

                    Их учительская доля

                    Непроста, ох, непроста.

                    Ведь учить детишек в школе

                    Это вам не просто так.

 

А как метко подчеркивает частушка все то, что происходит с нами в школе:

 

                Как начнется перемена –

                В коридоре толкотня.

                Ну, а мне какое дело,

                Лишь не сбили бы меня.

 

               Что за грохот, что за шум?!

               Стены все качаются!

                Это наш четвертый класс

               Спортом занимается.

 

 

                  Оля мучила расческу,

                  К школе делала прическу.

                  Мучила – то, мучила

                  Да получилось чучело

 

Много частушек сочинили сами ребята из нашей школы, и они очень актуальны:

 

             Хоть и крыша протекает

             Но нам очень хорошо.

             Выльем с тазиков и снова

             Занимаемся еще.

 

             Здесь живет и МША

             Академиков страна

             По закону, по сему

             Мы главнее МГУ.

                    Заключение

 

         Исследуя данную форму школьного фольклора, можно сделать вывод, что частушка – это очень интересная и познавательная тема, которой мне было интересно заниматься. Знакомясь с данным жанром, приходишь к выводу, что частушка может решить многие проблемы, поднять настроение, вселить уверенность.

        А школьная частушка затрагивает и раскрывает  мир детской души  во всех отношениях, веселит и бодрит, не дает унывать в различных ситуациях.

 Чтобы этот жанр стал популярнее в нашей школе, предлагаем провести вечер, посвященный частушке.

 

 

 

 

                     Литература:

 

1.     М. Аксенова «От былин и летописей до классики 19 века», Москва, 2001 год.

2.     Л.В. Барзунова «О частушках», Москва, 2004 год.

3.     В.И. Даль «Напутное», Москва, 1994год.

 

 

 

             Приложение:

 

 

 

 

 

 

На классном вечере – исполнение частушек


МБОУ Комсомольская СОШ

МБОУ Комсомольская СОШ

Оглавление: 1. Введение 2

Оглавление: 1. Введение 2

Введение Цель: Определить значимость школьной частушки как малого жанра русского фольклора

Введение Цель: Определить значимость школьной частушки как малого жанра русского фольклора

Есть в фольклоре жанры продуктивные, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения

Есть в фольклоре жанры продуктивные, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения

А когда мы возвращаемся из школы домой, то хочется все успеть: сделать уроки, помочь маме, сходить на секцию, сделать уроки

А когда мы возвращаемся из школы домой, то хочется все успеть: сделать уроки, помочь маме, сходить на секцию, сделать уроки

Глава 2. Частушки в стенах нашей школы

Глава 2. Частушки в стенах нашей школы

А как метко подчеркивает частушка все то, что происходит с нами в школе:

А как метко подчеркивает частушка все то, что происходит с нами в школе:

Литература: 1. М. Аксенова «От былин и летописей до классики 19 века»,

Литература: 1. М. Аксенова «От былин и летописей до классики 19 века»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017