МБОУ Комсомольская СОШ
Школьная частушка
как малый жанр русского фольклора
проект
Выполнила:Е.В. Канцелярист, ученица 7 класса
Руководитель: Т.А. Войнич, учитель русского языка
и литературы
Оглавление:
1. Введение
2. Глава 1. Частушка как малый жанр фольклора.
3. Глава 2. Частушки в стенах нашей школы.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложение.
Введение
Цель:
Определить значимость школьной частушки как малого жанра русского фольклора.
Задачи:
1. Понять, чем частушка отличается от других малых жанров фольклора.
2. Выявить характерные особенности частушки.
3. Уметь оценивать значение школьной частушки в нашей жизни.
«Я частушку на частушку как
на ниточку вяжу…»
Народное искусство, фольклор – коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности,- историческая основа всей мировой художественной культуры, источник художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры)
Вместо слов УНТ иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по – разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Дореволюционные исследователи говорили еще «живая старина», «народная словесность», «народная поэзия».
Три слова – три характеристики, три качества: устное, народное и творчество.
Устное… Это свойство определяет коренные особенности народного искусства слова. Автору литературного текста совсем не обязательно непосредственно общаться с читателем, его произведение дойдет до них и через несколько столетий. Произведения УНТ существует только тогда, когда слушатель находится рядом. Разумеется, теперь текст можно записать или запечатлеть на пленку, но эффект будет не тот.
В глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранявшие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы, основанные на народных приметах и т. д.) Есть в фольклоре жанры продуктивные, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В 20 веке в числе таких жанров частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть непродуктивные жанры, которые продолжают свое существование. Новые народные сказки не появляются, а старые по-прежнему рассказывают. Поют и многие песни – лирические, свадебные, обрядовые. А вот былины, когда – то имевшие значение исторического документа, и исторические песни в живом исполнении практически не звучат.
Глава 1. Частушка – малый жанр фольклора
Именно о частушках мы поговорим сегодня подробнее. Среди малых форм фольклора частушка – самая молодая и самая озорная. Что же такое частушка? Частушка – короткая, обычно рифмованная четырехстрочная (иногда двухстрочная) песенка разнообразного содержания. Она неотделима от музыкального сопровождения, которое и определяет ее ритм, обычно сопровождается в сопровождении жалейки, рожка, балалайки и гармоники.
Частушка как самостоятельный жанр возникла во второй половине 19 века. Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала песенки свой колорит, но зачастую наделила ее названием, определяющим ее характер (коротелька, скакуха, цыганочка, Семеновна, припевка, собирушка, топтушка)
Частушку интересует все: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового и местного масштаба.
А остановимся мы на частушках, которые поют школьники о школьной жизни, о друзьях и учителях, о своих интересах и проблемах. Все ребята,- это ни для кого ни секрет, любят проводить вечера, посвященные именинникам, Новому году, осени. После проведенных мероприятий хочется спеть:
Очень любим именины,
Любим веселиться.
После праздника такого
Хочется учиться.
Хорошо отдохнув, мы приходим в школу с настроением, с желанием. А иногда, опять же с помощью частушки, можем посмеяться над собой:
Ученик сидит икает,
Зуб на зуб не попадает.
Поделом, не будет впредь
На ночь ужасы смотреть.
А когда мы возвращаемся из школы домой, то хочется все успеть: сделать уроки, помочь маме, сходить на секцию, сделать уроки. Иногда получается, а иногда и нет:
Я умею блины стряпать,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости –
Всех блинами угощу.
- Девочки – беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Вот почистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
Ну а тот, кто умеет трудиться, умеет и веселиться: песню затянуть, частушку, которая настроение поднимет, спеть:
Я читаю быстро, быстро,
Девочки гордятся мной,
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
«Чемпионом прозванный
Антон кидает в цель
Желтый неопознанный
Летающий портфель
Как видим, частушка – это маленькая лирическая песенка, словесно – музыкальная миниатюра, которая интересна своим содержанием.
Глава 2. Частушки в стенах нашей школы
И нашу школу частушка не обошла стороной, ее поют, но не часто. Жалко, что такой жанр не очень популярен. Так о чем же частушки, которые были спеты в стенах нашей школы?
Темы различные: отношение друг к другу, дружба, любовь, учителя.
Своеобразны частушки о педагогах:
Час другой прошел и третий,
Что творится, дай ответ.
Тише, тише, это в школе
Заседает педсовет.
Что за охи, что за вздохи
Из учительской летят?
Это наши педагоги
Про детишек говорят.
Их учительская доля
Непроста, ох, непроста.
Ведь учить детишек в школе
Это вам не просто так.
А как метко подчеркивает частушка все то, что происходит с нами в школе:
Как начнется перемена –
В коридоре толкотня.
Ну, а мне какое дело,
Лишь не сбили бы меня.
Что за грохот, что за шум?!
Стены все качаются!
Это наш четвертый класс
Спортом занимается.
Оля мучила расческу,
К школе делала прическу.
Мучила – то, мучила
Да получилось чучело
Много частушек сочинили сами ребята из нашей школы, и они очень актуальны:
Хоть и крыша протекает
Но нам очень хорошо.
Выльем с тазиков и снова
Занимаемся еще.
Здесь живет и МША
Академиков страна
По закону, по сему
Мы главнее МГУ.
Заключение
Исследуя данную форму школьного фольклора, можно сделать вывод, что частушка – это очень интересная и познавательная тема, которой мне было интересно заниматься. Знакомясь с данным жанром, приходишь к выводу, что частушка может решить многие проблемы, поднять настроение, вселить уверенность.
А школьная частушка затрагивает и раскрывает мир детской души во всех отношениях, веселит и бодрит, не дает унывать в различных ситуациях.
Чтобы этот жанр стал популярнее в нашей школе, предлагаем провести вечер, посвященный частушке.
Литература:
1. М. Аксенова «От былин и летописей до классики 19 века», Москва, 2001 год.
2. Л.В. Барзунова «О частушках», Москва, 2004 год.
3. В.И. Даль «Напутное», Москва, 1994год.
Приложение:
На классном вечере – исполнение частушек
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.