Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)
Оценка 4.6

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература
10 кл
09.07.2018
Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)
Данная работа представляет собой результат школьного исследования по литературе. "Чтоб обессмертить вас ,нам жизнь сохранена." Предметом исследования стала лирика военной поры Анны Ахматовой и 7 "Героическая" симфония Шостаковича. Цель работы: нахождение идейно-тематических параллелей в вышеуказанных произведениях.Автор (ученик 10 класса) высказал гипотезу :идейно - тематическое содержание творчества А.А.Ахматовой и Д.Д.Шостаковича военной поры – неоспоримая духовная высота и важное составляющее нашей Победы. В процессе работы мы получаем достаточные доказательства.
Чтоб обессмертить вас...doc
МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная  школа №1» Секция : литературоведение и лингвистика    «Чтоб обессмертить Вас, нам жизнь сохранена» ( Идейно­тематические параллели в творчестве военной поры Ахматовой и Шостаковича как источник духовной стойкости народа).                                                  Автор:  Мухитдинов Шохрух,                                                       ученик 10 класса                                                    руководитель: Гриневич Людмила Ивановна 1 1. Оглавление 2. Вступление а) актуальность б) объект исследования в) предмет исследования г) цели и задачи 3.Основная часть а) краткий обзор жизни и творчества А.А. Ахматовой б) поэзия военной поры.. в) идейно­тематический анализ отдельных стихов г) краткий обзор жизни и творчества Д.Д.Шостаковича д) Седьмая «Героическая»симфония, фрагментарный анализ  партитуры 4.Заключение. 5. Список использованных источников и литературы. 2 2.Вступление:  Музыка – одна из важных составляющих моей жизни. Имя Шостаковича ­ вершина, на которую смотришь снизу вверх. Без  литературы мир беден. Имя Ахматовой столь ж высоко и признано.  «В ней что­то чудное горит, и на глазах края ее гранятся» это строки из  стихотворения «Музыка» Анны Андреевны Ахматовой, посвященного  Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Великий русский композитор и великий русский поэт – два имени, две судьбы и один Великий дух. Я глубоко убежден именно Дух народа­победителя. 7­ая, Героическая Шостаковича и «Клятва»  Ахматовой – непостижимый чужеземцами источник нашей Победы. Эта тема не могла меня не заинтересовать.  Актуальность моего исследования  определена  стремлением ответить на  вопрос : «Какие идейно –тематические параллели в творчестве  Ахматовой и  Шостаковича позволили их произведениям ,созданным в военную пору,  обрести такое поистине всечеловеческое влияние на дух нашего народа?»  А также пониманием ,что данное направление в изучении творчества этих  деятелей русской культуры еще ждет своих всесторонних исследований.  Понятно, что рамки и возможности моего исследования позволят ответить на  этот вопрос лишь частично. Но это   будет началом пути, по которому  возможно  двигаться дальше. 3 Тема работы: «Чтоб обессмертить Вас, нам жизнь сохранена»  Предмет исследования: лирика военной поры А.А.Ахматовой и 7­ая  симфония Д.Д.Шостаковича. Объект исследования: идейно­тематическое содержание 7­ой симфонии  Шостаковича и  избранных стихотворений военной поры Ахматовой. Цель работы: определение идейно­тематических параллелей в творчестве  военной поры Ахматовой и Шостаковича, как источника духовной стойкости  народа Задачи: 1. Проследить жизненный путь А.А.Ахматовой и Д.Д.Шостаковича. 2. Определить значение военной поры в жизни и творчестве  А.А.Ахматовой и Д.Д.Шостаковича. 3. Познакомиться с произведениями, созданными в военное время. 4. Провести фрагментарный анализ лирики Ахматовой военной поры. 5. Познакомиться с комментарием к партитуре 7­ой симфонии  Шостаковича. 6. Выявить параллели в темах и образах произведений. Гипотеза: идейно ­ тематическое содержание творчества А.А.Ахматовой и  Д.Д.Шостаковича военной поры – неоспоримая духовная высота и важное  составляющее нашей Победы. 3.  Анна Ахматова (Горенко) родилась под Одессой (Большой Фонтан). Дочь  инженера­механика Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны,  урожденной Стоговой. В качестве поэтического псевдонима Анна Андреевна  взяла фамилию прабабушки татарки Ахматовой. В 1890 г. семья Горенко переехала в Царское Село под Петербургом, где  Анна прожила до 16 лет. В 1905 г. семья переехала в Евпаторию, а потом в  Киев, где Анна окончила гимназический курс. 4 Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в Париже в 1907 г. в  журнале «Sirius», издававшемся на русском языке. В 1912 г. вышла ее первая  книга стихов «Вечер». К этому времени она уже подписывалась псевдонимом  Ахматова. Наряду с громкой славой ей пришлось испытать немало личных трагедий: в  1921 г. был расстрелян ее муж Гумилев, в 30­ые репрессирован сын, а  творчество Ахматовой на протяжении двадцати лет было предано забвению.  Весной 1924 г. вышло постановление ЦК ВКП (б), которым Ахматовой  фактически запрещалось печататься. В 1930­е гг. репрессии обрушились едва  ли не на всех ее друзей и единомышленников.  Несмотря на преследования,   Ахматова много и интенсивно работала: помимо стихотворных произведений  занималась переводами, писала мемуары, эссе, готовила книгу об А.С.  Пушкине.   Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде.  Из дневника Ольги Берггольц: «24/IX­41 … Зашла к Ахматовой, она живёт у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в тёмном­тёмном уголке прихожей, вонючем  таком, совершенно достоевщицком, на досках, находящих друг на друга, —  матрасишко, на краю — закутанная в платки, с ввалившимися глазами —  Анна Ахматова, муза Плача, гордость русской поэзии — неповторимый,  большой сияющий Поэт. Она почти голодает, больная, испуганная. …Она  сидит в кромешной тьме, даже читать не может, сидит, как в камере  смертников… и сказала: «Я ненавижу, я ненавижу Гитлера, я ненавижу  Сталина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех,  кто ведет эту войну, позорную, страшную…» «На линованном листе бумаги, вырванном из конторской книги, написанное  под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой  5 выступление по радио ­ на город и на эфир ­ в тяжелейшие дни штурма  Ленинграда и наступления на Москву. Как я помню ее около старинных  кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома, бывшего  Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с  противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец  противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми  обкладывали траншеи­убежища в саду того же Фонтанного Дома, под кленом,  воспетым ею в «Поэме без героя». В то же время она писала стихи,  пламенные, лаконичные по­ахматовски четверостишия:  «Вражье знамя растает, как дым, правда за нами, и мы победим!» В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну: И та, что сегодня прощается с милым, –  Пусть боль свою в силу она переплавит.  Мы детям клянемся, клянемся могилам,  Что нас покориться никто не заставит!  Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса  просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе  выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет невозможно. Тем не  менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться  никто не заставит!». В этих словах совсем нет пафоса, поэтесса искренна в своих чувствах. Более  того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают  на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради  того, чтобы их близкие вернулись домой с победой. Вывод: общенародное горе – это и личное горе поэта. Чувство  сопричастности родной земле становится почти физическим: 6 Родина – «душа и тело» поэта.   Рождаются великие строчки, которые в феврале 1942 г. прозвучали  в  знаменитом стихотворении «Мужество». Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. Чеканный ритм произведения вызывает ощущение биения сердца, и в то же  время это чеканный шаг защитников своей Отчизны. Единое сознание, единая  цель, единая уверенность и самоотречение. Ни потеря крова, ни потеря даже  самой жизни не страшна, когда она отдается за родную землю. Анна Ахматова указывает на то, что на кону судьба не только Родины, но и всего мира.  Спокойное и безмятежное время прошло, настал час испытания, час  Мужества. Образ русской речи в стихотворении ассоциируется с единством  всего народа. Торжественный ритм стиха ­ амфибрахий, четырехстопный.  Знаки препинания также подчеркивают размеренную величественность стиха ­ лишь запятые да точки. В конце стоит восклицательный знак, как апогей,  наивысшая точка напряжения. Автор редко использует тропы. Ключевой троп ­ это эпитет "свободное и чистое русское слово", который показывает, что  страна должна остаться такой же чистой и свободной от нацистской напасти. Стихотворение "Мужество" имеет ярко выраженную авторскую позицию. 7 Вывод: сохранить родную землю и родную речь – для Ахматовой понятия  равнозначные. Значимость слова равна значимости жизни:  Ржавеет золото, и истлевает сталь,  Крошится мрамор. К смерти все готово.  Всего прочнее на земле – печаль И долговечней – царственное слово. Поэзия военной поры  питалась чувством Родины,  живой болью о ней, и эта  тема звучала все громче, так как Ахматова давно уже встала лицом к лицу с  широкими, вселенскими темами, к которым привела ее жизнь. Ее образы  никогда не жили своей собственной жизнью, а всегда служили раскрытию  лирических переживаний поэта, его радостей, скорбей и тревог.  Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства. Какой­нибудь еле  заметный микроскопический образ насыщен у нее такими большими  эмоциями, что он один заменял собою десятки патетических строк.  Удивительно, что она первой напишет о живом городе, то есть о городе, как о  живом существе, ­ она словно слышит его дыхание…  Несколькими штрихами она создает образ города, погружающегося в  блокадный мрак  Зенит солнца и зенит смерти – две линии, которые пересеклись в судьбе  города.  Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг ­ он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: "Хлеба!" 8 До седьмого доходят неба...  Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон ­ смерть. Страшная реальность смертельной опасности для любимого города встает  перед нами в стихотворении. Солнце закрыто черной тучей небытия. Дыхание  города едва ощутимо. Кажется, еще мгновение и он захлебнется Балтийской  волной, как его сыновья, лежащие на дне, или будет засыпан пеплом из самых  недр земли. Голодные руки, вознесшиеся ввысь, беспомощные и непокоренные пытаются противостоять бетонной тверди. Пустые черные окна, как слепые  глаза смерти. Таков блокадный Ленинград. Что ждет его, когда распахнуты  крылья «птиц смерти»?! Кажется, нет надежды, но «Он живой…!» и это  значит, он слышит пока еще едва уловимый шепот, рождающийся из тысяч  дыханий, непокоренных его жителей. Вывод: в творчестве А. Ахматовой ощущается удивительное единство двух  трагедий: личной и касающейся страны и народа. Личная судьба сливается с  исторической и предстает глазам читателя как одна – великая трагедия. В ее военной лирике вместо привычного «я» чаще появляется и главенствует  «мы»: «мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», – такие  строки свидетельствуют о кровном родстве поэтессы со страной, с родиной. А родина у Ахматовой но только Петербург и Царское Село, но и вея огромная,  раскинувшаяся на бескрайних просторах страна. Ахматова не желала быть в  стороне ни от общей беды, ни от общего мужества.  Произведения Ахматовой дороги тем, что они выражали чувства  сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов  страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной  горечью и тоской, было много простой человеческой ласки. Таковы,  например, ее стихи ленинградским детям, в которых много материнских  невыплаканных слез и сострадательной нежности. Самые горькие и  9 трогательные слова посвящены им: Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится Детский голосок.  Мальчик Валя Смирнов , сосед Анны Ахматовой, умер  от голода во время  блокады. Она посвятила ему пронзительные  по своей трагической силе стихи. В них героиня творит обряд поминовения: помнить — значит не предавать,  спасать от смерти. Строка пятая стихотворения «Постучи… » первоначально  читалась: «И домой не вернусь никогда». Пытаясь избежать ужасного и дать  место трагическому оптимизму, А. Ахматова заменила ее строкой «Но тебя  не предам никогда ..». Во второй части  героиня, обращаясь к  живому  мальчику с просьбой, возвращает  мгновения жизни  столь ценные и  неповторимые , и незабываемые, и вечные…для ушедших. Звучит, начинает  звучать надежда на новую весну, возрождение жизни, появляется мотив  искупления, очищения мира от греха (омовение водой) , «кровавые следы» на  голове у ребенка — раны войны и уколы тернового венца мученика.  Наша  память – это их жизнь в наших сердцах. Постучи кулачком — я открою.  Я тебе открывала всегда.  Я теперь за высокой горою,  За пустыней, за ветром и зноем,  Но тебя не предам никогда.. . 10 Твоего я не слышала стона.  Хлеба ты у меня не просил.  Принеси же мне ветку клена  Или просто травинок зеленых,  Как ты прошлой весной приносил.  Принеси же мне горсточку чистой,  Нашей невской студеной воды,  И с головки твоей золотистой  Я кровавые смою следы  Слово "плакальщица", которым так  часто упрекали   Ольгу Берггольц,  впервые применительно к Ленинграду появилось  именно у Ахматовой. Этому слову она придавала   высокое поэтическое значение. Ее стихотворные  реквиемы включали в себя слова ярости, гнева и вызова: А вы, мои друзья последнего призыва, Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно ­ вы с нами!.. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами ­­ Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.  Муза Ленинграда надела в те тяжелые дни военную форму. Ахматовой она  являлась тогда в суровом, мужественном обличье. В ее голосе твердость ,  спокойствие и уверенность. Некоторые ее произведения этого времени по  11 своему высокому трагизму перекликаются со стихотворениями Ольги  Берггольц и других ленинградцев, остававшихся в кольце блокады, В частности имеют неоспоримые идейно­тематические параллели с Седьмой   симфонией Дмитрия Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых известных русских  композиторов 20 века. Творчество Шостаковича известно во всем мире, мало  того, оно пользуется огромной популярностью. Родился композитор в начале сентября 1906 года в столице Российской  Империи – Петербурге. Мать его была пианисткой, а отец химиком. С ранних  лет мама смогла привить сыну любовь к музыке, и он с удовольствием  «брынчал» на пианино.   В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В.  Николаева), а в 1925 г. — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его  дипломной работой была «Первая симфония», давшая автору мировую  известность. В 1927 г.  он получил почётный диплом на 1­м Международном  конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где выступал с исполнением  собственного произведения. С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории.  В 1939 г. он становится профессором. В начале 1936 года его творчество попадает под волну критики.  В СССР его  раннее творчество теперь под запретом. Несмотря на все трудности , Дмитрий Дмитриевич продолжает творить.  Умер великий русский композитор  9 августа в 1975 году. Похоронен на  Новодевичьем кладбище.Многие ценители музыки называют его Величайшим  композитором 20 века.. Дмитрий Дмитриевич своей творческой  деятельностью внес огромный вклад в развитие отечественной музыки.  12 Творческий путь Основные произведения Шостаковича: 15 симфоний Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»),  «Игроки» (окончена К. Мейером), «Оранго» (опера не была закончена,  существует только Пролог), «Сказка о попе и о работнике его Балде». Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935) 15 струнных квартетов Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Концерты и сонаты для различных инструментов Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948),  «Падение Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки»,  «Король Лир» (1971). Седьмая симфония Особой страницей в жизни и творчестве  композитора стала Великая  Отечественная война. Оставаясь в начале войны в блокадном Ленинграде,  Шостакович начинает работать над 7­й симфонией.  16­го сентября 1941­го года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович  выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и  композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий:  «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого  симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать  хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет  назвать это сочинение Седьмой симфонией.  Для чего я сообщаю об этом? ­ спросил композитор,­ ...для того, чтобы  радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего  города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские  13 музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же  защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...». В городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием «Враг у ворот».  Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской  филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.  Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета.  Дирижирует К. И. Элиасберг На первой страничке ее ­ эпиграф: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей  грядущей победе над врагом, моему родному городу ­ Ленинграду я  посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович». Пониже  крупно: «СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА». А в  самом низу мелко: «Ленинград, 1942». Эта программа служила входным  билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа  1942 года. Билеты расходились очень быстро ­ все, кто мог ходить,  стремились попасть на этот необычный концерт.  14 Седьмую симфонию Шостаковича сыграли 9 августа 1942года  в зале  Филармонии под управлением Карла Ильича Элиасберга. «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их  самих...» ­ отзывались тогда в «Комсомольской правде» Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц.  На партитуре симфонии была авторская надпись, гласившая: «Посвящается  городу Ленинграду». Вывод: уже в первые, самые трудные дни войны, Шостакович как и  Ахматова ,не раздумывая , продолжают работать, творить. Они признают  высочайшим долгом сохранение родного языка, родной музыки, иными  словами, духовного мира человека.     Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее  экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая  над симфонией,­ рассказывал композитор,­ я думал о величии нашего народа,  о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах  человека...». Первая тема этой экспозиции ­ тема главной партии ­  величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор  струнные инструменты: Особенностью этой темы, придающей ей современную динамичность и  остроту, является  энергичный маршевый ритм, характерный для многих  массовых советских песен. Кроме того, это напряженность и богатство лада:  15 С «богатырскими» русскими темами главную партию седьмой симфонии  композитора сближают тяжеловатые унисоны и раскачивающиеся,  размашистые интонации.  Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль  мажор).Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма  искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Именно так завершается экспозиция, раскрывшая разумный и деятельный, лирический и  мужественный, мир. Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная  картина вторжения силы разрушения. Последний «мирный» аккорд экспозиции  продолжает звучать, когда издали  уже доносится дробь военного барабана , словно дергаются паяцы: «Пляской ученых крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту  мелодию Алексей Толстой. В теме нашествия фашистов есть что­то от  зловещей карикатуры. Примитивность интонаций сочетается с «квадратным»  ритмом марша: сначала эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и  пошлой. Но в ее развитии со временем раскрывается ужасная сущность.  Послушные крысолову, ученые крысы вступают в битву. Марш марионеток  трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на  своем пути все живое.  Воинственный характер музыки усиливается с четвертой вариации по  седьмую. В игру вступают медные духовые инструменты .Тема впервые  звучит forte. В восьмой вариации тема начинает устрашающе звучать  fortissimo  16 К железному звучанию темы в девятой вариации  присоединяется мотив  стона.). Создается впечатление, что железный монстр с оглушительным  лязгом тяжело ползет прямо на слушателя.  Тональность резко меняется.. Играет драматический мотив, называемый  мотивом сопротивления . В прекрасной статье, которая посвящена седьмой  симфонии, Евгений Петров так написал о теме нашествия: «Она обрастает  железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что­то, что­то  железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете  кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое  неумолимо и методично шагает на вас,­ раз, два, раз, два. И вот, когда,  казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда  достигнут  предел  металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать...  происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой  симфонической литературе. Несколько нот в партитуре,­ и на всем скаку  (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и  замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления»: Начинается симфоническая битва со страшного напряжения. В  душераздирающих пронзительных диссонансах слышатся стоны, боль, крики.  Вместе все это сливается в огромный реквием ­ плач по погибшим.  Талант Шостаковича имел такое редкое свойство: композитор умел передать  в музыке великую скорбь, спаянную с огромной силой протеста против зла.  Так главная партия звучит в репризе: 17 Теперь она плывет в миноре, маршевый ритм превратился в траурный. Это  действительно траурное шествие, но музыка приобрела черты страстного  речитатива. Эту речь Шостакович обращает ко всем людям. Тема главной партии снова появляется в конце первой части ­ коде. Она  заново вернулась к своему начальному мажорному облику, но теперь звучит у  скрипок певуче и тихо, словно мечта о мире, воспоминание о нем. Конец  пробуждает тревогу. Издалека звучит тема нашествия и барабанная дробь.  Война все еще идет.  Вывод: Шостакович без прикрас, с жестокой правдивостью нарисовал в  первой части симфонии подлинные картины войны и мира. Он запечатлел в  музыке героизм и величие своего народа, изобразил опасную силу врага и всю  напряженность схватки не на жизнь, а на смерть. Как и в поэзии Ахматовой ,  трагические мотивы горя, ужаса,  гибели сменяются жизнеутверждающими  мотивами противостояния злу, преклонением перед  непоколебимой верой  в свой народ. В двух последующих частях Шостакович противопоставил разрушительной и  жестокой силе фашизма духовно богатого человека, силу его воли и глубину  его мысли. Мощный финал ­ четвертая часть ­ полон предчувствия победы и  наступательной энергии. Для того, чтобы по справедливости оценить его,  следует еще раз вспомнить, что композитор сочинил финал седьмой  18 симфонии в начале Великой Отечественной войны. Ольга Берггольц писала: «Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слез. Но, убив слезы, горе не убило в нас жизни.. и вторая и третья части симфонии, тоже написанные в  Ленинграде, – это прозрачная, радостная музыка, И это тоже о нас, о людях,  научившихся по­новому любить и ценить жизнь!»  Много лет прошло со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии. С тех пор она звучала в мире много раз: по радио, в концертных залах, даже в  кино: о седьмой симфонии сняли фильм. Ее исполнение снова и снова  воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их  сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века. В ней что­то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. 19 Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле И пела словно первая гроза Иль будто все цветы заговорили. * Д.Д.Шостаковичу в 1958 году Анна Ахматова посвятила Шостаковичу стихотворение  «Музыка», которое очень емко и точно характеризует творчество этого  замечательного композитора. Для Ахматовой каждая  его нота  является  живой и осязаемой, способной наполнить человека силой, вернуть ему веру,  надежду и желание созидать. Кажется, что эти слова напрямую адресованы «Героической, Ленинградской  седьмой» симфонии . Заключение:  Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными  произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она  передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка  потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений.  Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух  полюсов: мира разума, творчества, созидания и ­ мира жестокости и  разрушения; настоящего Человека и ­ цивилизованного варвара; добра и зла. На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии,  очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма ­ обесчеловечить  человека ­ он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве  всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...». Военная лирика А.Ахматовой столь же глубока и многогранна. Она питалась  чувством Родины,  живой болью о ней. Зная о муках блокадного Ленинграда,  20 поэтесса чувствовала себя обязанной оплакать великие жертвы любимого  города Произведения Ахматовой дороги тем, что они выражали чувства  сострадания, любви и скорби. Ее жизнь и ее поэзия этой поры полны   мужества, и спокойствия ­ и причина  этого в ощущении единства с жизнью  народа в сознании того, "что она сейчас душой вместе со всеми".  Два великих представителя русской культуры. Люди с непростой, порой  трагической судьбой. Их объединил блокадный Ленинград.  И они, каждый по­своему, сумели подняться к высотам человеческого духа.  Воспеть весь трагический ужас фашистского нашествия,  гневным словом и  пронзительной музыкой  выразить беспримерный подвиг народа­защитника  своего Отечества,  Стихи Ахматовой и музыка Шостаковича – две  составляющих одного таинства русской души. Души народа, которой в годину страшных испытаний сумел выстоять и сохранить и «великое русское слово»,  и «высокую музыку торжества добра над злом».  21 5. Список использованных источников и литературы. 1. Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии ХХ в.  Самара: ООО Научно­Внедренческая фирма "Сенсоры, Модули, Системы",  1998.  2. Берггольц О.Ф. Говорит Ленинград… Главы из книги. М.: Сов. Россия,  1964.  3. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Согласие, 1997. 4. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998 ­ 2002. В дальнейшем  ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома, книги и страницы. 5. Цит. по: Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч. 3:  1935 ­ 1945 гг. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 6.Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. — М.:  Молодая гвардия, 1958. 22 7.Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А.  Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981. 8.Д. Шостакович о времени и о себе, 1926­1975 / Составитель М.  Яковлев. — М.: Советский композитор, 1980. — 375 с.   9.Акопян Л. О творчества. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.  . Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии  10.Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л.: Советский  композитор, 1985. — Т. 1. — 616 с. 11.Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л.: Советский  композитор, 1986. — Т. 2. — 668 с. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  http://www.akhmatova.org/  https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахматова 23

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018