Школьная исследовательская работа по литературе (10кл.)

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 09.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная работа представляет собой результат школьного исследования по литературе. "Чтоб обессмертить вас ,нам жизнь сохранена." Предметом исследования стала лирика военной поры Анны Ахматовой и 7 "Героическая" симфония Шостаковича. Цель работы: нахождение идейно-тематических параллелей в вышеуказанных произведениях.Автор (ученик 10 класса) высказал гипотезу :идейно - тематическое содержание творчества А.А.Ахматовой и Д.Д.Шостаковича военной поры – неоспоримая духовная высота и важное составляющее нашей Победы. В процессе работы мы получаем достаточные доказательства.
Иконка файла материала Чтоб обессмертить вас...doc
МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная  школа №1» Секция : литературоведение и лингвистика    «Чтоб обессмертить Вас, нам жизнь сохранена» ( Идейно­тематические параллели в творчестве военной поры Ахматовой и Шостаковича как источник духовной стойкости народа).                                                  Автор:  Мухитдинов Шохрух,                                                       ученик 10 класса                                                    руководитель: Гриневич Людмила Ивановна 11. Оглавление 2. Вступление а) актуальность б) объект исследования в) предмет исследования г) цели и задачи 3.Основная часть а) краткий обзор жизни и творчества А.А. Ахматовой б) поэзия военной поры.. в) идейно­тематический анализ отдельных стихов г) краткий обзор жизни и творчества Д.Д.Шостаковича д) Седьмая «Героическая»симфония, фрагментарный анализ  партитуры 4.Заключение. 5. Список использованных источников и литературы. 22.Вступление:  Музыка – одна из важных составляющих моей жизни. Имя Шостаковича ­ вершина, на которую смотришь снизу вверх. Без  литературы мир беден. Имя Ахматовой столь ж высоко и признано.  «В ней что­то чудное горит, и на глазах края ее гранятся» это строки из  стихотворения «Музыка» Анны Андреевны Ахматовой, посвященного  Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Великий русский композитор и великий русский поэт – два имени, две судьбы и один Великий дух. Я глубоко убежден именно Дух народа­победителя. 7­ая, Героическая Шостаковича и «Клятва»  Ахматовой – непостижимый чужеземцами источник нашей Победы. Эта тема не могла меня не заинтересовать.  Актуальность моего исследования  определена  стремлением ответить на  вопрос : «Какие идейно –тематические параллели в творчестве  Ахматовой и  Шостаковича позволили их произведениям ,созданным в военную пору,  обрести такое поистине всечеловеческое влияние на дух нашего народа?»  А также пониманием ,что данное направление в изучении творчества этих  деятелей русской культуры еще ждет своих всесторонних исследований.  Понятно, что рамки и возможности моего исследования позволят ответить на  этот вопрос лишь частично. Но это   будет началом пути, по которому  возможно  двигаться дальше. 3Тема работы: «Чтоб обессмертить Вас, нам жизнь сохранена»  Предмет исследования: лирика военной поры А.А.Ахматовой и 7­ая  симфония Д.Д.Шостаковича. Объект исследования: идейно­тематическое содержание 7­ой симфонии  Шостаковича и  избранных стихотворений военной поры Ахматовой. Цель работы: определение идейно­тематических параллелей в творчестве  военной поры Ахматовой и Шостаковича, как источника духовной стойкости  народа Задачи: 1. Проследить жизненный путь А.А.Ахматовой и Д.Д.Шостаковича. 2. Определить значение военной поры в жизни и творчестве  А.А.Ахматовой и Д.Д.Шостаковича. 3. Познакомиться с произведениями, созданными в военное время. 4. Провести фрагментарный анализ лирики Ахматовой военной поры. 5. Познакомиться с комментарием к партитуре 7­ой симфонии  Шостаковича. 6. Выявить параллели в темах и образах произведений. Гипотеза: идейно ­ тематическое содержание творчества А.А.Ахматовой и  Д.Д.Шостаковича военной поры – неоспоримая духовная высота и важное  составляющее нашей Победы. 3.  Анна Ахматова (Горенко) родилась под Одессой (Большой Фонтан). Дочь  инженера­механика Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны,  урожденной Стоговой. В качестве поэтического псевдонима Анна Андреевна  взяла фамилию прабабушки татарки Ахматовой. В 1890 г. семья Горенко переехала в Царское Село под Петербургом, где  Анна прожила до 16 лет. В 1905 г. семья переехала в Евпаторию, а потом в  Киев, где Анна окончила гимназический курс. 4Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в Париже в 1907 г. в  журнале «Sirius», издававшемся на русском языке. В 1912 г. вышла ее первая  книга стихов «Вечер». К этому времени она уже подписывалась псевдонимом  Ахматова. Наряду с громкой славой ей пришлось испытать немало личных трагедий: в  1921 г. был расстрелян ее муж Гумилев, в 30­ые репрессирован сын, а  творчество Ахматовой на протяжении двадцати лет было предано забвению.  Весной 1924 г. вышло постановление ЦК ВКП (б), которым Ахматовой  фактически запрещалось печататься. В 1930­е гг. репрессии обрушились едва  ли не на всех ее друзей и единомышленников.  Несмотря на преследования,   Ахматова много и интенсивно работала: помимо стихотворных произведений  занималась переводами, писала мемуары, эссе, готовила книгу об А.С.  Пушкине.   Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде.  Из дневника Ольги Берггольц: «24/IX­41 … Зашла к Ахматовой, она живёт у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в тёмном­тёмном уголке прихожей, вонючем  таком, совершенно достоевщицком, на досках, находящих друг на друга, —  матрасишко, на краю — закутанная в платки, с ввалившимися глазами —  Анна Ахматова, муза Плача, гордость русской поэзии — неповторимый,  большой сияющий Поэт. Она почти голодает, больная, испуганная. …Она  сидит в кромешной тьме, даже читать не может, сидит, как в камере  смертников… и сказала: «Я ненавижу, я ненавижу Гитлера, я ненавижу  Сталина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех,  кто ведет эту войну, позорную, страшную…» «На линованном листе бумаги, вырванном из конторской книги, написанное  под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой  5выступление по радио ­ на город и на эфир ­ в тяжелейшие дни штурма  Ленинграда и наступления на Москву. Как я помню ее около старинных  кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома, бывшего  Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с  противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец  противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми  обкладывали траншеи­убежища в саду того же Фонтанного Дома, под кленом,  воспетым ею в «Поэме без героя». В то же время она писала стихи,  пламенные, лаконичные по­ахматовски четверостишия:  «Вражье знамя растает, как дым, правда за нами, и мы победим!» В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну: И та, что сегодня прощается с милым, –  Пусть боль свою в силу она переплавит.  Мы детям клянемся, клянемся могилам,  Что нас покориться никто не заставит!  Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса  просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе  выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет невозможно. Тем не  менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться  никто не заставит!». В этих словах совсем нет пафоса, поэтесса искренна в своих чувствах. Более  того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают  на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради  того, чтобы их близкие вернулись домой с победой. Вывод: общенародное горе – это и личное горе поэта. Чувство  сопричастности родной земле становится почти физическим: 6Родина – «душа и тело» поэта.   Рождаются великие строчки, которые в феврале 1942 г. прозвучали  в  знаменитом стихотворении «Мужество». Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. Чеканный ритм произведения вызывает ощущение биения сердца, и в то же  время это чеканный шаг защитников своей Отчизны. Единое сознание, единая  цель, единая уверенность и самоотречение. Ни потеря крова, ни потеря даже  самой жизни не страшна, когда она отдается за родную землю. Анна Ахматова указывает на то, что на кону судьба не только Родины, но и всего мира.  Спокойное и безмятежное время прошло, настал час испытания, час  Мужества. Образ русской речи в стихотворении ассоциируется с единством  всего народа. Торжественный ритм стиха ­ амфибрахий, четырехстопный.  Знаки препинания также подчеркивают размеренную величественность стиха ­ лишь запятые да точки. В конце стоит восклицательный знак, как апогей,  наивысшая точка напряжения. Автор редко использует тропы. Ключевой троп ­ это эпитет "свободное и чистое русское слово", который показывает, что  страна должна остаться такой же чистой и свободной от нацистской напасти. Стихотворение "Мужество" имеет ярко выраженную авторскую позицию. 7Вывод: сохранить родную землю и родную речь – для Ахматовой понятия  равнозначные. Значимость слова равна значимости жизни:  Ржавеет золото, и истлевает сталь,  Крошится мрамор. К смерти все готово.  Всего прочнее на земле – печаль И долговечней – царственное слово. Поэзия военной поры  питалась чувством Родины,  живой болью о ней, и эта  тема звучала все громче, так как Ахматова давно уже встала лицом к лицу с  широкими, вселенскими темами, к которым привела ее жизнь. Ее образы  никогда не жили своей собственной жизнью, а всегда служили раскрытию  лирических переживаний поэта, его радостей, скорбей и тревог.  Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства. Какой­нибудь еле  заметный микроскопический образ насыщен у нее такими большими  эмоциями, что он один заменял собою десятки патетических строк.  Удивительно, что она первой напишет о живом городе, то есть о городе, как о  живом существе, ­ она словно слышит его дыхание…  Несколькими штрихами она создает образ города, погружающегося в  блокадный мрак  Зенит солнца и зенит смерти – две линии, которые пересеклись в судьбе  города.  Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг ­ он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: "Хлеба!" 8До седьмого доходят неба...  Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон ­ смерть. Страшная реальность смертельной опасности для любимого города встает  перед нами в стихотворении. Солнце закрыто черной тучей небытия. Дыхание  города едва ощутимо. Кажется, еще мгновение и он захлебнется Балтийской  волной, как его сыновья, лежащие на дне, или будет засыпан пеплом из самых  недр земли. Голодные руки, вознесшиеся ввысь, беспомощные и непокоренные пытаются противостоять бетонной тверди. Пустые черные окна, как слепые  глаза смерти. Таков блокадный Ленинград. Что ждет его, когда распахнуты  крылья «птиц смерти»?! Кажется, нет надежды, но «Он живой…!» и это  значит, он слышит пока еще едва уловимый шепот, рождающийся из тысяч  дыханий, непокоренных его жителей. Вывод: в творчестве А. Ахматовой ощущается удивительное единство двух  трагедий: личной и касающейся страны и народа. Личная судьба сливается с  исторической и предстает глазам читателя как одна – великая трагедия. В ее военной лирике вместо привычного «я» чаще появляется и главенствует  «мы»: «мы сохраним тебя, русская речь», «мужество нас не покинет», – такие  строки свидетельствуют о кровном родстве поэтессы со страной, с родиной. А родина у Ахматовой но только Петербург и Царское Село, но и вея огромная,  раскинувшаяся на бескрайних просторах страна. Ахматова не желала быть в  стороне ни от общей беды, ни от общего мужества.  Произведения Ахматовой дороги тем, что они выражали чувства  сострадания, любви и скорби, шедшие тогда к Ленинграду со всех концов  страны. В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной  горечью и тоской, было много простой человеческой ласки. Таковы,  например, ее стихи ленинградским детям, в которых много материнских  невыплаканных слез и сострадательной нежности. Самые горькие и  9трогательные слова посвящены им: Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится Детский голосок.  Мальчик Валя Смирнов , сосед Анны Ахматовой, умер  от голода во время  блокады. Она посвятила ему пронзительные  по своей трагической силе стихи. В них героиня творит обряд поминовения: помнить — значит не предавать,  спасать от смерти. Строка пятая стихотворения «Постучи… » первоначально  читалась: «И домой не вернусь никогда». Пытаясь избежать ужасного и дать  место трагическому оптимизму, А. Ахматова заменила ее строкой «Но тебя  не предам никогда ..». Во второй части  героиня, обращаясь к  живому  мальчику с просьбой, возвращает  мгновения жизни  столь ценные и  неповторимые , и незабываемые, и вечные…для ушедших. Звучит, начинает  звучать надежда на новую весну, возрождение жизни, появляется мотив  искупления, очищения мира от греха (омовение водой) , «кровавые следы» на  голове у ребенка — раны войны и уколы тернового венца мученика.  Наша  память – это их жизнь в наших сердцах. Постучи кулачком — я открою.  Я тебе открывала всегда.  Я теперь за высокой горою,  За пустыней, за ветром и зноем,  Но тебя не предам никогда.. . 10Твоего я не слышала стона.  Хлеба ты у меня не просил.  Принеси же мне ветку клена  Или просто травинок зеленых,  Как ты прошлой весной приносил.  Принеси же мне горсточку чистой,  Нашей невской студеной воды,  И с головки твоей золотистой  Я кровавые смою следы  Слово "плакальщица", которым так  часто упрекали   Ольгу Берггольц,  впервые применительно к Ленинграду появилось  именно у Ахматовой. Этому слову она придавала   высокое поэтическое значение. Ее стихотворные  реквиемы включали в себя слова ярости, гнева и вызова: А вы, мои друзья последнего призыва, Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно ­ вы с нами!.. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами ­­ Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.  Муза Ленинграда надела в те тяжелые дни военную форму. Ахматовой она  являлась тогда в суровом, мужественном обличье. В ее голосе твердость ,  спокойствие и уверенность. Некоторые ее произведения этого времени по  11своему высокому трагизму перекликаются со стихотворениями Ольги  Берггольц и других ленинградцев, остававшихся в кольце блокады, В частности имеют неоспоримые идейно­тематические параллели с Седьмой   симфонией Дмитрия Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых известных русских  композиторов 20 века. Творчество Шостаковича известно во всем мире, мало  того, оно пользуется огромной популярностью. Родился композитор в начале сентября 1906 года в столице Российской  Империи – Петербурге. Мать его была пианисткой, а отец химиком. С ранних  лет мама смогла привить сыну любовь к музыке, и он с удовольствием  «брынчал» на пианино.   В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В.  Николаева), а в 1925 г. — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его  дипломной работой была «Первая симфония», давшая автору мировую  известность. В 1927 г.  он получил почётный диплом на 1­м Международном  конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где выступал с исполнением  собственного произведения. С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории.  В 1939 г. он становится профессором. В начале 1936 года его творчество попадает под волну критики.  В СССР его  раннее творчество теперь под запретом. Несмотря на все трудности , Дмитрий Дмитриевич продолжает творить.  Умер великий русский композитор  9 августа в 1975 году. Похоронен на  Новодевичьем кладбище.Многие ценители музыки называют его Величайшим  композитором 20 века.. Дмитрий Дмитриевич своей творческой  деятельностью внес огромный вклад в развитие отечественной музыки.  12Творческий путь Основные произведения Шостаковича: 15 симфоний Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»),  «Игроки» (окончена К. Мейером), «Оранго» (опера не была закончена,  существует только Пролог), «Сказка о попе и о работнике его Балде». Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935) 15 струнных квартетов Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Концерты и сонаты для различных инструментов Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948),  «Падение Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки»,  «Король Лир» (1971). Седьмая симфония Особой страницей в жизни и творчестве  композитора стала Великая  Отечественная война. Оставаясь в начале войны в блокадном Ленинграде,  Шостакович начинает работать над 7­й симфонией.  16­го сентября 1941­го года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович  выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и  композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий:  «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого  симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать  хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет  назвать это сочинение Седьмой симфонией.  Для чего я сообщаю об этом? ­ спросил композитор,­ ...для того, чтобы  радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего  города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские  13музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же  защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...». В городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием «Враг у ворот».  Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской  филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.  Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета.  Дирижирует К. И. Элиасберг На первой страничке ее ­ эпиграф: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей  грядущей победе над врагом, моему родному городу ­ Ленинграду я  посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович». Пониже  крупно: «СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА». А в  самом низу мелко: «Ленинград, 1942». Эта программа служила входным  билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа  1942 года. Билеты расходились очень быстро ­ все, кто мог ходить,  стремились попасть на этот необычный концерт.  14Седьмую симфонию Шостаковича сыграли 9 августа 1942года  в зале  Филармонии под управлением Карла Ильича Элиасберга. «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их  самих...» ­ отзывались тогда в «Комсомольской правде» Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц.  На партитуре симфонии была авторская надпись, гласившая: «Посвящается  городу Ленинграду». Вывод: уже в первые, самые трудные дни войны, Шостакович как и  Ахматова ,не раздумывая , продолжают работать, творить. Они признают  высочайшим долгом сохранение родного языка, родной музыки, иными  словами, духовного мира человека.     Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее  экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая  над симфонией,­ рассказывал композитор,­ я думал о величии нашего народа,  о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах  человека...». Первая тема этой экспозиции ­ тема главной партии ­  величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор  струнные инструменты: Особенностью этой темы, придающей ей современную динамичность и  остроту, является  энергичный маршевый ритм, характерный для многих  массовых советских песен. Кроме того, это напряженность и богатство лада:  15С «богатырскими» русскими темами главную партию седьмой симфонии  композитора сближают тяжеловатые унисоны и раскачивающиеся,  размашистые интонации.  Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль  мажор).Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма  искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Именно так завершается экспозиция, раскрывшая разумный и деятельный, лирический и  мужественный, мир. Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная  картина вторжения силы разрушения. Последний «мирный» аккорд экспозиции  продолжает звучать, когда издали  уже доносится дробь военного барабана , словно дергаются паяцы: «Пляской ученых крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту  мелодию Алексей Толстой. В теме нашествия фашистов есть что­то от  зловещей карикатуры. Примитивность интонаций сочетается с «квадратным»  ритмом марша: сначала эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и  пошлой. Но в ее развитии со временем раскрывается ужасная сущность.  Послушные крысолову, ученые крысы вступают в битву. Марш марионеток  трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на  своем пути все живое.  Воинственный характер музыки усиливается с четвертой вариации по  седьмую. В игру вступают медные духовые инструменты .Тема впервые  звучит forte. В восьмой вариации тема начинает устрашающе звучать  fortissimo  16К железному звучанию темы в девятой вариации  присоединяется мотив  стона.). Создается впечатление, что железный монстр с оглушительным  лязгом тяжело ползет прямо на слушателя.  Тональность резко меняется.. Играет драматический мотив, называемый  мотивом сопротивления . В прекрасной статье, которая посвящена седьмой  симфонии, Евгений Петров так написал о теме нашествия: «Она обрастает  железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что­то, что­то  железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете  кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое  неумолимо и методично шагает на вас,­ раз, два, раз, два. И вот, когда,  казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда  достигнут  предел  металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать...  происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой  симфонической литературе. Несколько нот в партитуре,­ и на всем скаку  (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и  замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления»: Начинается симфоническая битва со страшного напряжения. В  душераздирающих пронзительных диссонансах слышатся стоны, боль, крики.  Вместе все это сливается в огромный реквием ­ плач по погибшим.  Талант Шостаковича имел такое редкое свойство: композитор умел передать  в музыке великую скорбь, спаянную с огромной силой протеста против зла.  Так главная партия звучит в репризе: 17Теперь она плывет в миноре, маршевый ритм превратился в траурный. Это  действительно траурное шествие, но музыка приобрела черты страстного  речитатива. Эту речь Шостакович обращает ко всем людям. Тема главной партии снова появляется в конце первой части ­ коде. Она  заново вернулась к своему начальному мажорному облику, но теперь звучит у  скрипок певуче и тихо, словно мечта о мире, воспоминание о нем. Конец  пробуждает тревогу. Издалека звучит тема нашествия и барабанная дробь.  Война все еще идет.  Вывод: Шостакович без прикрас, с жестокой правдивостью нарисовал в  первой части симфонии подлинные картины войны и мира. Он запечатлел в  музыке героизм и величие своего народа, изобразил опасную силу врага и всю  напряженность схватки не на жизнь, а на смерть. Как и в поэзии Ахматовой ,  трагические мотивы горя, ужаса,  гибели сменяются жизнеутверждающими  мотивами противостояния злу, преклонением перед  непоколебимой верой  в свой народ. В двух последующих частях Шостакович противопоставил разрушительной и  жестокой силе фашизма духовно богатого человека, силу его воли и глубину  его мысли. Мощный финал ­ четвертая часть ­ полон предчувствия победы и  наступательной энергии. Для того, чтобы по справедливости оценить его,  следует еще раз вспомнить, что композитор сочинил финал седьмой  18симфонии в начале Великой Отечественной войны. Ольга Берггольц писала: «Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слез. Но, убив слезы, горе не убило в нас жизни.. и вторая и третья части симфонии, тоже написанные в  Ленинграде, – это прозрачная, радостная музыка, И это тоже о нас, о людях,  научившихся по­новому любить и ценить жизнь!»  Много лет прошло со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии. С тех пор она звучала в мире много раз: по радио, в концертных залах, даже в  кино: о седьмой симфонии сняли фильм. Ее исполнение снова и снова  воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их  сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века. В ней что­то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. 19Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле И пела словно первая гроза Иль будто все цветы заговорили. * Д.Д.Шостаковичу в 1958 году Анна Ахматова посвятила Шостаковичу стихотворение  «Музыка», которое очень емко и точно характеризует творчество этого  замечательного композитора. Для Ахматовой каждая  его нота  является  живой и осязаемой, способной наполнить человека силой, вернуть ему веру,  надежду и желание созидать. Кажется, что эти слова напрямую адресованы «Героической, Ленинградской  седьмой» симфонии . Заключение:  Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными  произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она  передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка  потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений.  Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух  полюсов: мира разума, творчества, созидания и ­ мира жестокости и  разрушения; настоящего Человека и ­ цивилизованного варвара; добра и зла. На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии,  очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма ­ обесчеловечить  человека ­ он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве  всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...». Военная лирика А.Ахматовой столь же глубока и многогранна. Она питалась  чувством Родины,  живой болью о ней. Зная о муках блокадного Ленинграда,  20поэтесса чувствовала себя обязанной оплакать великие жертвы любимого  города Произведения Ахматовой дороги тем, что они выражали чувства  сострадания, любви и скорби. Ее жизнь и ее поэзия этой поры полны   мужества, и спокойствия ­ и причина  этого в ощущении единства с жизнью  народа в сознании того, "что она сейчас душой вместе со всеми".  Два великих представителя русской культуры. Люди с непростой, порой  трагической судьбой. Их объединил блокадный Ленинград.  И они, каждый по­своему, сумели подняться к высотам человеческого духа.  Воспеть весь трагический ужас фашистского нашествия,  гневным словом и  пронзительной музыкой  выразить беспримерный подвиг народа­защитника  своего Отечества,  Стихи Ахматовой и музыка Шостаковича – две  составляющих одного таинства русской души. Души народа, которой в годину страшных испытаний сумел выстоять и сохранить и «великое русское слово»,  и «высокую музыку торжества добра над злом».  215. Список использованных источников и литературы. 1. Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии ХХ в.  Самара: ООО Научно­Внедренческая фирма "Сенсоры, Модули, Системы",  1998.  2. Берггольц О.Ф. Говорит Ленинград… Главы из книги. М.: Сов. Россия,  1964.  3. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Согласие, 1997. 4. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998 ­ 2002. В дальнейшем  ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома, книги и страницы. 5. Цит. по: Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч. 3:  1935 ­ 1945 гг. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 6.Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. — М.:  Молодая гвардия, 1958. 227.Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А.  Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981. 8.Д. Шостакович о времени и о себе, 1926­1975 / Составитель М.  Яковлев. — М.: Советский композитор, 1980. — 375 с.   9.Акопян Л. О творчества. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.  . Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии  10.Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л.: Советский  композитор, 1985. — Т. 1. — 616 с. 11.Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество. — Л.: Советский  композитор, 1986. — Т. 2. — 668 с. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  http://www.akhmatova.org/  https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахматова 23