Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)
Оценка 5

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русская литература
6 кл
09.07.2018
Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)
Данная работа выполнена ученицей 6 класса Алексеевой Анной. Предметом исследования стала патриотическая лирика (отдельные стихотворения) кировской поэтессы Нины Кузнецовой- Беловой. Объектом -фольклорная основа лирики. В начале работы ученица высказывает гипотезу,что успех поэта в верности традициям русской поэзии, использовании фольклорных элементов. И далее доказывает данное предположение.
Исследовательская работа.doc
МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная  школа №1» Секция : литературоведение и лингвистика «Просто надо любить и о светлом писать...  »  (фольклорная основа патриотической лирики кировской поэтессы Нины Кузнецовой.)                                                                     Автор:  Алексеева Анна                                                                           Ученица 6а класса                                                         руководитель: Гриневич Людмила Ивановна 1Оглавление 2.Вступление а) актуальность б) объект исследования в) предмет исследования г) цели и задачи 3.Основная часть а) краткий обзор жизни и творчества Нины Кузнецовой. б) фрагментарный анализ стихов в) выявление фольклорного компонента 4.Заключение. 5. Список использованных источников и литературы. 6.Приложение «.Просто надо любить и о светлом писать...  ». (фольклорная основа  патриотической лирики кировской поэтессы Нины Кузнецовой.)                                                         « Чтобы дух свой и ум красотою питать —                                                           Просто надо любить и о светлом писать...  « 2.Вступление:  На перепутье вековом нелегок путь  поэта к людям                         Куда идем? За кем идем ? А вдруг все доброе забудем…  Мне  кажется, этот вопрос  очень волнует кировскую поэтессу Нину  Кузнецову. С ее стихами я познакомилась случайно, благодаря  сборнику ,  подаренному нашей учительнице, кировскими авторами.  Я прочитала ее  стихи, и они мне понравились, особенно те, что рассказывали  о нашей родной  земле, ее прошлом. Мне захотелось понять , благодаря чему поэту удается  создать чудесные картины родного края, оставить в памяти читателя  добрый  свет. Актуальность:  изучение творчества современных поэтов, живущих на твоей  «малой родине», важная часть  патриотического воспитания и расширения  культурного кругозора. Предмет моего исследования : патриотическая  лирика (отдельные  произведения) Объект: фольклорная основа стихотворений (на примере анализа трех  произведений данной тематики) Тема работы: «.Просто надо любить и о светлом писать...  » (фольклорная  основа патриотической лирики кировской поэтессы Нины Кузнецовой.) Цель работы: выявление фольклорной основы  патриотической лирики   Нины Кузнецовой. Задачи:  1.Познакомиться  с биографией автора  2.Узнать о ее творческом пути. 3. Прочитать стихи. 4. Отобрать стихотворения  патриотической направленности. 5.Выполнить фрагментарный анализ отдельных произведений. Я высказала гипотезу: успех лирики  поэта в  верности  традициям русской  поэзии,  использовании  фольклорных элементов :  народной разговорной  лексики, обрядов,  примет быта предков. 3.Биографию поэта я узнала не из воспоминаний или мемуаров ,а из  замечательного стихотворения: Родилась я на севере нашей страны, В кружевах вологодских, родной старины. Край суровый велик, богатырски силён. В нём прародичей дух с древнерусских  времён. Так поэтически говорит поэт о своем отчем доме. И продолжает рассказывать о местах, откуда пошли ее предки. Все места  здешние, знакомые. А люди все русские, «рабоче­крестьянская порода». Поэт  с гордостью утверждает. Что «закваска ее от могучей земли».  Ей дорого все, что связывает ее с родной землей, с надежными и верными  корнями.  Ведь «продолжить их род, ей судьбою дано. . АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЭТЮД Из рабоче­крестьянской я вышла семьи, И закваска моя от могучей земли, А от предков моих мне известно давно, Что продолжить их род мне судьбою дано. Из Кириллова дед, с Петербурга другой, Я по кругу лечу, возвращаясь домой. Всё никак не пойму, край который милей — Что душе эликсир, где для сердца елей? Будто кто завещал над землёю витать, Чтобы дух свой и ум красотою питать. Коль потомки возьмут со стихами труды, Бисеринки найдут средь бумажной руды. Знать призванье моё, эту жизнь воспевать, И душевным теплом всё вокруг согревать. Вывод:строки , говорящие о  родине,  просты и понятны .В них и отсвет  белых северных ночей, и искусное плетенье родной речи. «Старина « у поэта  не в прошлом ,а в настоящем, она – «родная».   2.  Во многих стихотворениях поэт использует фольклорные традиции и  мотивы русской христианской философии, приметы крестьянского быта. В  произведениях автора  встречается  разговорная народная лексика. Поэт убежден, что есть зависимость духовного мира человека от земли,  традиций крестьянской жизни.    Часто поэт использует символы  христианской религиозной культуры. Эти темы характерны для  стихотворения :  « Сказание о появлении Масленицы на Руси». Интересен сам жанр: сказание ­ это общее название произведений  фольклорного характера. К сказаниям относятся предания, былины и др. Их  особенностью считается историческая основа: в большинстве случаев  сказание повествует о реальных, произошедших в действительности событиях. Однако следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых  сообщает сказание.   .Произведение разделено на три части.  В 1 части перед нами   знакомая  народная  сказка «Морозко» в поэтическом  осмыслении. Русская зима во всей красе «искрящиеся сугробы» и героиня,   как настоящая, живая девочка. Ее  « кудряшки», «чепец»­предметы из  народного обихода. А движения просты и незамысловаты: «взглянула»,   «моргая». Да и «крестьянин как­то робив» невольно напоминают и классику:  «Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел…»   и просто картины   знакомые всем.»Красна девица»­также фольклорный элемент. В лесу крестьянин как­то робив,  На живописном берегу, Среди искрящихся сугробов, Заметил девочку в снегу. Мужик спросил: «Ты чья такая, Кудряшки прячешь под чепец?»  Она ответила, моргая, Что сам Мороз её отец. Призналась красная девица, Что имя Масленица ей, Взглянула, словно ястребица, И убежала в край царей. У прилагательного « красный» как бы две жизни. В прежней, начало которой  теряется во мгле веков, слово «красный» имело  значение «красивый» и  восходило к праславянскому корню. Данный факт находит свое  подтверждение в родственных языках. Так, «красивый» по­болгарски будет  «красен», по­сербо­хорватски – «красан»; «прекрасный» по­чешски звучит  как «krasny», по­словенски – «krasan». Кстати, в русском языке «прекрасный» ­ это изначально «очень красивый»,  как и «премилый» ­ «очень милый», «премудрый» ­ «очень мудрый». Первичное значение прилагательного сохранилось в некоторых устойчивых  выражениях: «красна девица», «лето красное» и других. Оно же закреплено и  в названии главной площади российской столицы ­ Красной. Высшая степень  качества, позитивной оценки отмечается и в таких давних фразеологизмах,  как «красно солнышко», «красный товар», «красный угол». Вторая жизнь появляется у слова в начале XVI века. Теперь им обозначают  определенный цвет. Следует отметить, что подобная трансформация  произошла только в русском языке. Особенно активно прилагательное стало употребляться в советский период,  когда красный цвет стал символом общественного строя. Эта эпоха  способствовала как появлению новых слов с основой «красн­»  («красноармеец», «краснофлотец», «красногвардеец»), так и развитию у слова производных значений, например, «парадный, почетный». Частотность употребления прилагательного «красный» по сравнению с  обозначениями других цветов намного выше, что способствовало развитию у  слова дополнительных значений. «Красный» ­ это уже «запрещающий»  (красный сигнал светофора, Красная книга), «главный, основной» (проходить красной нитью) и даже «робкий, застенчивый» (красна девица, если речь идет  о парне). II.   Вторая часть стихотворения  представляет нам широкий народный  праздник. В центре которого настоящая русская красавица. И «щеки  румяны» и «глаз горит»­ традиционные народные выражения. А вот и «пир горой», и  опять перед нами сказка с ее образными приговорами. Явилась зрелой бабой к людям: Вовсю хохочет и шалит. Цветная шаль волной по грудям… Румяны щёки, глаз горит. Морозы явно стали тише, Погода сделалась ясней. Снега подтаяли на крыше – Всё говорило о весне...  Был пир горой: все дружно ели, Хвалили Масленицы речь, Но дни веселья надоели – Решили чучело поджечь. Перекличка народной жизни и традиционных славянских обрядов рождает  выразительные картины. Третья, заключительная часть стихотворения обращает нас  вновь к вековым  русским народным ритмам жизни. Происходит смена времен года, и человек  следует  за ними. Здесь православие и язычество в полном согласии. А  лексический состав  по­прежнему  исконно народен; «обновилася», «дотоле»,  «горластым», «хлебушко». III. Улёгся мусор пеплом в поле,  Вновь обновилася земля. Бродяге первый блин дотоле, В честь предков, вынесла семья. Пора и с Зимушкой прощаться… Горластым птицам гнёзда вить. Младому роду обручаться, Детей и хлебушко растить. Вывод: настроение стихотворения радостное, как сама народная жизнь в  преддверии  весенних обновлений. «Купальские свята». Это стихотворение заставило меня обратиться к  славянской Мифологии узнать много интересного о древних языческих верованиях   наших далеких предков.  Купалы день – начало лета И землю греет Бог огня   С времён от Ветхого Завета,    Иван да Марья – символ дня. I. . Символами праздника стали два цветка. Один из них — не существующий в  природе цветок папоротника. По легенде, он распускается один раз в году, в  ночь на Ивана Купалу, и может одарять человека даром предвидения, а также  способностью находить клады. Другой цветок — Иван­да­Марья. Его желто­ голубые лепестки олицетворяли сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий — воды и огня. По легенде, цветок папоротника распускается только один раз в году ­ в ночь на Ивана Купалу  И  действительно, купальские огни были известны столь же широко, как и сами  купания. Огонь в ночь на Купалу было принято добывать из дерева трением.  Считалось, что он прогоняет болезни и дарит жизнь. Еще один обычай,  связанный с огнем, — перепрыгивание через горящий костер. Этой забаве, как правило, предавались молодые люди и девушки. Существовало предание о  том, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы летают над землей на метлах и  собираются на Лысой горе. Это время принадлежит всей нечисти, которую  только можно представить: ведьмам, колдунам, водяным, русалкам, лешим.  Для защиты от них на окна и двери вешали жгучую крапиву. Ивана Купалу  называли также Травником. На то есть две причины. Во­первых, в ночь перед  праздником нужно было собирать лечебные травы, которые приобретали  особенные свойства — при условии, что сборщик выполнял все необходимые  обряды. Во­вторых, на Купалу крестьяне открывали большой покос.  Подмечали в этот день особые приметы погоды. Если в Иванову ночь небо  было звездным — ждали много грибов. Если выпадала сильная роса — это  предвещало урожай огурцов Кто такой Сварог, бог чего, становится ясно, если перевести его имя с  санскрита. Слово «свар» обозначает «свет, небо», суффикс «ог» превращает  его в кузнеца. Поэтому божество можно считать творцом священного огня,  его хранителем и хозяином. Также он покровительствовал развитию знаний:  подобно греческому Гефесту, этот бог подарил клещи людям и научил их  плавить железо и медь. Сварог установил первые законы на земле, завещая  мужчинам иметь только одну жену, а женщинам – только одного мужа ­  Сварог – бог чего? Поскольку он покровительствовал кузнецам, то любая  мастерская этих умельцев, любой горн был его капищем. В настоящем месте  поклонения перед кумиром должен всегда гореть огонь, присутствовать  металлические предметы. Например, подойдет молот, палка­лом, наковальня,  ведь именно Сварог ввел людей в железный век. За это человечество приносило ему требу в виде творога и сырников, символов небесных хлебов.  А сам идол может иметь вовсе неказистый вид: обычный камень больших  размеров с нанесенным на нем знаком огня. Праздник божества отмечают  четырнадцатого ноября, в день христианских святых Кузьмы и Демьяна.  Пора причудная, святая, Но солнце мечется – где путь? И бог Перун сидит, гадая, Куда же время повернуть? Языческий бог Перун родился в тот ненастный день, когда раскаты грома  сотрясали землю, а устрашающие молнии пронизывали небесный свод. Эти  силы природы и стали для младенца лучшей колыбельной: только во время  грозы он сладко спал, не доставлял лишних хлопот. Легенда гласит: когда  маленький Перун немного подрос, он бегал с молниями наперегонки и  пытался перекричать гром. Но только став абсолютно взрослым, научился  контролировать эти силы природы, управлять ими. Закалённый отцом работой в кузнице, он полюбил оружие, которое там изготавливалось. Поэтому и взял  на себя ещё одну задачу: оберегать доблестных воинов во время битвы. ­ Согласно легенде, родителями языческого божества были не обычные люди, а  высшие силы. Его мать, Лада, – покровительница всей Руси, верховное  женское божество ­ заведовала семейными отношениями, деторождением,  любовью и весной. Берегиня и хранительница домашнего очага, она стала  символом женской красы, но не столько физической, сколько внутренней,  духовной. Отец, Сварог, являлся представителем небесных сил, умелым  кузнецом, который собственноручно выковал Землю. Именно он стал  прародителем всех других божеств, которым поклонялись славяне. Заря­Заряница с восходом Всё ж за руку его берёт: Сей круг времён завещан Родом – Всему приходит свой черёд. Славянский бог Род ­ прародитель всего в мире. Языческая религия наших предков   полагала   Рода   отцом   всего   остального   пантеона   божеств   и прародителем вселенной. Род, будучи сам сыном Всевышнего Творца, наделил человека   душой   и   жизненной   силой.   Род   —   покровитель   всего   живого   на земле, к нему обращались, когда просили богатого урожая. Это главный бог наших далеких предков. До его появления земля была темна и безвидна, в мире царил хаос. Но потом Всевышний ниспослал  на землю Золотое яйцо, из которого вылупился бог Род. Он создал Ладу — богиню­ мать, богиню любви, и они вместе рассеяли тьму над землей и создали мир, малой частью которого является мир человеческий. Лицо бога Рода стало солнцем, грудь ­ луной, глаза — яркими звездами, дыхание — ветром, мысли — темнотой ночи, а брови —   солнечной зарей. Так гласят предания наших далеких предков.  В Купальский день задобрен Яша,  Пастух играет на дуде, Искрится братиною чаша, И Солнце плещется в воде. Из века в век живёт планета – Беречь её дай Бог ума. Горят костры – то “очи Света”, Чтоб Мир не поглотила Тьма. Все  стихотворение проникнуто большой любовью к своей земле и ко всей   планете Земля . Автор говорит об ответственности человека за жизнь на  земле. Стихотворение : «Тёща» Веселое, жизнеутверждающее  и очень мудрое. Мы вновь на перепутье веков. Казалось бы, ничего особенного в картинах,  нарисованных автором. Опять о празднике и о традициях, которые пришли  «издревле».Но главная героиня предстает перед нами в довольно  непривычном образе­ таком же древнем и очень важном в народном сознании.  О дружбе и согласии с «тещей»  пишет поэт. О дружбе и согласии с жизнью   следует вывод. Масленицы праздник к нам пришёл издревле , Сквозь веков преданья ,  через все года . Тёщу прославляли на Руси в деревне , Ведь блины от тёщи – культова еда . Лишь под маской скрыты наших предков лица , Древний образ тёщи – это Мать Земля . По весне наряды шьет она из ситца , Меж своих любимых щедро их деля . Чудесные стихи, которые учат видеть в простой народной жизни мудрость  веков. А без этой мудрости у нас не может быть будущего.  Заключение. В стихах кировской поэтессы Нины Кузнецовой перед нами  предстает чудесная картина народной жизни, наполненная традициями наших  предков. Праздники, украшающие жизнь, смена времен года, красочные  художественные иллюстрации к преданиям и поверьям. Полнота жизни  рисуется автором в неразрывной связи времен. Список использованной литературы . Нина Кузнецова. Родина света  (Кировск. 2014г.) Владислав Артемов.Мифы и предания славян «ОЛМА Медиа  Групп»,Москва.2013г. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура(М: АСТ, 2010 и др.) 2.Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа (М: АСТ, 2011 и др.) Материалы сайтов: http://www.article…slavyanskie­mifyi­i­legendyi…mifah http://www.slavyanskaya­kultura.ru http://www.fictionbook.ru ПРИЛОЖЕНИЕ: аа М сленица­ отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом,  славянский традиционный праздник, с языческими корнями ,  сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и  весны, а также Мясоеда и Великого поста. Аналог карнавала в европейских  странах. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту. В календаре  Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей.  Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси  употреблялись только в Святцах как «церковное» название. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования  Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования  Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и  лепёшки, а у белорусов и украинцев также вареники, сырники и колодка.  Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной,  сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного  христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к  рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.  Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного  христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к  рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия. аа аа аа  (Ив нов день, Купальская ночь Ив н Куп ла восточных славян, посвящённый летнему солнцестояниюи наивысшему  расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения  ) — народный праздник  совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи,  приходящимся в Православных церквях на 24 июня (7 июля). В календарном  цикле симметричен Рождеству (Коляде). Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит  сам день Ивана Купала Робить­идти работать, что­то производить ЧЕПЕЦ, . Женский или детский головной убор в виде капора, закрывающего  волосы и завязывающегося под подбородком. ОБРУЧАТЬСЯ 1) Становиться женихом или невестой в результате  помолвки. 2) Подвергаться обряду обручения.  Зав теа  — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом),  еа В тхий часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание (Танах,  «Еврейская Библия»), общий священный текст иудаизма и христианства. БРАТИНА, ­. В старину: большая чаща для вина, а также  для еды.

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)

Школьная исследовательская работа по литературному краеведению (6кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018