Школьное образование и система детских домов Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны
Оценка 5

Школьное образование и система детских домов Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны

Оценка 5
doc
27.09.2021
Школьное образование и система детских домов Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны
статья школьное образование Ул.об в годы ВОВ Константинова Елена МПИЗ-18.doc

УДК 94. 373.5 (470.42)                                              

Школьное образование и система детских домов Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны

Константинова Елена Владимировна, студентка-магистр историко-филологического отделения ФГБОУ ВО «Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова»

В статье проведен анализ состояния системы школьного образования Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Делается акцент на проблемы в сфере образования, порожденные военным временем. Уделяется внимание материальному оснащению школ, подготовки педагогических кадров. Предлагается общий обзор истории охраны и защиты детства в деятельности государства в годы Великой Отечественной войны в системе детских домов. Особое внимание уделяется системе социальной защиты и социального обеспечения в целом, охраны детства как ее важнейшего направления в экстремальных условиях военного времени.

Ключевые слова: Ульяновская область, Ульяновск, Великая Отечественная война, школьное образование, педагогические кадры, детские дома, дети.

                                                     

School education and the system of orphanages in the Ulyanovsk region during the great Patriotic war

E. V. Konstantinova

The article analyzes the state of the school education system in the Ulyanovsk region during the great Patriotic war (1941-1945). It focuses on the problems in the field of education caused by the wartime. Attention is paid to the material equipment of schools, training of teachers. A General overview of the history of child protection and protection in the state's activities during the great Patriotic war in the system of orphanages is offered. Special attention is paid to the system of social protection and social security in General, child protection as its most important direction in extreme conditions of wartime.

Keywords: Ulyanovsk region, Ulyanovsk, the Great Patriotic war, school education, teaching staff, orphanages, children.

 

Повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на все трудности и лишения военного времени.

В школьном образовании центральное место занимал вопрос о выполнении закона о всеобщем обязательном обучении всех детей с 7-летнего возраста. Понижение возрастного уровня на год имело важное народнохозяйственное значение. Оно давало возможность закончить семилетнее образование в 14-летнем возрасте, поступить в учебное заведение трудовых резервов и получить профессию на год раньше.  Но с первых дней войны ситуация в системе образования была ухудшена по причине передачи помещений образовательных учреждений на военные нужды. Особенно трудное положение с размещением школьников было в городах Ульяновск, Мелекесс. Особенно плохо было организовано обучение детей в Николо-Черемшанском районе, где не охвачено образованием 11 % детей, в Ульяновском районе – 17 %, в Инзе – 12, 5 %, в Старой Кулатке – 25 %, в Барыше – 11 %. [1,Л.4]

Особое внимание уделяли на качество обучения и воспитания детей в школе. Для осуществления этих требований, было проведено ряд серьёзных мер: раздельное обучение, пятибалльная система, прекращена практика соцсоревнования, утверждены правила учащихся. [2,Л.5]

В г. Ульяновске на школы огромное влияние оказала эвакуация. Переломным моментом в развитии школ региона стал 1943 г. Именно с 1943 – 1944 учебного года ситуация в школах региона стала входить в обычное русло. Трёхсменное расписание исчезло только к 1943 г.

Исходя из документов Ульяновского обкома ВКП(б), периодически из школ области выбывало по нескольку тысяч человек. Причинами этого становились как плохое материальное состояние учеников, так и неважное снабжение школ. Например, на 1 декабря 1943 г. из требовавшихся 227 тысяч кубометров дров в школы завезли лишь 70 тысяч. В 1942 – 1943 учебном году на территории Ульяновской области было 1135 школ, в которых на начало года обучалось 153490 человек, а в конце года – 114812. Однако уже на следующий год в школы региона пришли 157347 учеников. Из-за неправильного учёта в некоторых школах детей оказалось на 1 – 2 класса больше планируемого.

За весь 1943 г. в г. Ульяновска создано 3 мужских и 6 женских школ. Возвращение зданий школам растянулось до 1948 г. Последними освобождались здание школы им. К. Маркса, занятое госпиталем, и флигель женской гимназии № 3 в г. Ульяновске.76 Школам будущей Ульяновской области не хватало учебных и наглядных пособий, политехнического оборудования. Школьники военной поры писали на газетах, обрывках бумаги. Но решена эта проблема была в первый же послевоенный год, когда в школы завезли 257700 учебников и 3365556 комплектов тетрадей, что составило 105 % от требуемого. [3]

Таблица 1. Динамика численности педагогов и обучающихся в образовательных учреждениях Ульяновского края в 1941-1945 гг.

Год

Количество учащихся

Количество педагогов

В городской

местности

В сельской местности

Всего

В городской

местности

В сельской местности

Всего

1941

35758

148015

183773

1216

5402

6618

1942

30842

123537

154379

1154

4689

5843

1943

30600

116750

147350

1219

5101

6320

1944

33126

117474

150600

1318

5189

6507

1945

36595

123384

159979

1351

5124

6475

*Составлено по материалам: ГАУО. Ф.Р.2326.Оп.1.Д.18.Л.5; ГАНИ УО. Ф.24.ОП.1.Д.99.Л.188.

Совнаркомом РСФСР было принято постановление об улучшении работы педагогических училищ, о повышении квалификации учителя.

С педагогическими кадрами в области также было напряженное положение. Не хватало около 800 человек. В 1943 году в г.Ульяновске открыты курсы повышения квалификации учителей, в 1944 г. - в г. Мелекессе.   Работники народного просвещения заслуженно пользовались в СССР заботой со стороны Партии и Правительства. Была повышена заработная плата, увеличена норма хлеба, выделены специальные фонды промышленных и продуктовых фондов. Но в Ульяновском крае ряд руководителей районов игнорировали учительство, не интересовались их жизнью и бытом (Малыкла, Радищево, Ульяновский район, Тагаевский, Ново-Спасский, Николо-Черемшанский). Учителя не обеспечивались хлебом, была задержка зарплаты до 2-3 месяцев, не обеспечивались топливом. [4,Л.7]

            Учащиеся и педагоги вносили посильный вклад для победы своего Отечества. Широкое распространение получил труд подростков в сельском хозяйстве. В условиях нехватки рабочих рук на помощь крестьянам пришли педагоги и школьники. Из отчета Ульяновского городского отдела народного образования горкому ВКП (б) об участии школ города на сельскохозяйственных работах: «С июля 1941 г. по 6 ноября учащиеся и учителя школ г. Ульяновска периодически участвовали на сельскохозяйственных работах в колхозах и совхозах Ульяновского и Чердаклинского районов.    Всего на сельскохозяйственных работах участвовало: до 24 июля – 934 ученика и 62 учителя; с 24 июля до 1 сентября находилось 2143 ученика и 347 учителей.      В основном на сельскохозяйственных работах были учащиеся 7-10 классов, но были ученики и других классов. Так, например, ученики начальной школы № 15 в количестве 120 человек в колхозах Сельдинского и Мостового сельсоветов участвовали в сборе ягод, начальной школы № 20 – 30 учеников участвовали в колхозе им. Ворошилова на огородных работах, учащиеся 6-х классов СШ № 16 и 7 класса НСШ № 8 работали в Ишеевском колхозе. В сентябре, октябре и в ноябре, до 6 ноября, работали 1602 ученика и 51 учитель. [5,Л.4]

Большое место занимал в народном образовании вопрос устройства детей, оставшихся без родителей. Наша область много приняла в детские дома детей, эвакуированных из Смоленска, Ленинграда, из Брянских лесов Партия и правительство уделяли исключительно большое внимание этому делу. Привлекалась общественность, создавались лучшие условия детям. Всего в области числилось 4800 детей, оставшихся без родителей и из них детей фронтовиков 3600 человек. В детских домах к 1944 г. находились 4100 человек, на патронате под опекой 2800 человек. Областные организации много уделяли внимания этому важнейшему вопросу, но отдельные районы не всегда проявляли должной заботы об этих детях. Ряд районов иногда даже не израсходовали средства отпускаемых для патроната детей в 1943 году (Тагай 9000 рублей, Барыш 9000 руб., Тереньга 9000 руб., Майна 9000 руб. и ряд других). [6,Л.6]

В 1943 г. под руководством милиции были созданы специальные межведомственные группы. Одну из них возглавил сотрудник милиции, вторая группа была создана из работников образования. Группы были созданы для задержания беспризорных и безнадзорных детей на улице. Кроме того, периодически проводились массовые операции по задержанию беспризорных и безнадзорных детей, в которых принимали участие работники милиции, общественность, представители образования и ВЛКСМ. Путём подобных операций, например, в 1 полугодии 1943 г. сотрудниками милиции был задержан 371 подросток, в том числе 145 беспризорных и 226 безнадзорных. [7,Л.7]

Уровень образования и образованности населения СССР имел ключевое значение в строительстве нового социалистического государства. Поэтому Совет народных комиссаров даже в период великой Отечественной войны народному образованию уделял большое внимание. [8]

Литература

1.     ГАУО Ф.Р.3038. Оп.4. Д.23. Л.4.

2.     ГАУО Ф.Р.3038. Оп.4. Д.23. Л.5

3.     Забалухина, Н. В., Пашкин, А. Г. Симбирский – Ульяновский край в новейшей истории России. 1917 – 1991 гг. Люди. События. Факты. / Н. В. Забалухина, А. Г. Пашкин. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012. – 200 с.

4.     ГАУО Ф.Р.3038. Оп.4. Д.23. Л.7.

5.     ГАУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 35. Л.4.

6.     ГАУО Ф.Р.3038. Оп.4. Д.23. Л.6.

7.     ГАНИУО Ф. 8. Оп. 1. Д. 318. Л. 7.

8.     Шайпак Л.А., Краснова Р.Р., Фёдорова Е.С. Материально-техническое состояние системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны/ Шайпак Л.А., Краснова Р.Р., Фёдорова Е.С. //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –Самара: 2018. № 3 (2).- С. 350

 


УДК 94. 373.5 (470.42)

УДК 94. 373.5 (470.42)

General, child protection as its most important direction in extreme conditions of wartime

General, child protection as its most important direction in extreme conditions of wartime

Исходя из документов Ульяновского обкома

Исходя из документов Ульяновского обкома

С педагогическими кадрами в области также было напряженное положение

С педагогическими кадрами в области также было напряженное положение

Смоленска, Ленинграда, из Брянских лесов

Смоленска, Ленинграда, из Брянских лесов

Забалухина, Н. В., Пашкин, А. Г

Забалухина, Н. В., Пашкин, А. Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021