Школьный Этап олимпиады по русскому языку

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЯ ШЭ (2).docx

4 класс


Всероссийская олимпиада по русскому языку

 

                           Школьный этап

                     2020 – 2021 учебный год

 


 

Место для шифра

 

Задание 1

 

1)   В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни это слово.

 

 

а) палисадник               б) камыш               в) заслонка              г) посёлок               д) укротитель

 

2)  Какое из данных слов по составу отличается от остальных?

 

Словарь, январь, букварь, дикарь, аптекарь.

 

Докажи. Обоснуй своё мнение.

 

___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Задание 2

 

Выпиши слова, в которых нельзя однозначно определить, к какой части речи они относятся. Докажи.

 

Жгут, глас, ода, марка, шинель, кимоно, больной, шорты, стекло, храбрый, мой.

 

 

_______________________                         _______________________                     _______________________

 

_______________________                         _______________________                     _______________________

 

_______________________                         _______________________                     _______________________

 

 

Задание 3

 

Запиши, как называются жители данных городов России, образовав форму множественного числа.

 

Саров - ___________________________________________________________________ Нижний Новгород - _________________________________________________________ Омск - ____________________________________________________________________ Тула - ____________________________________________________________________ Курск - ___________________________________________________________________

 

Архангельск - _______________________________________________________________


Задание 4

 

1)  Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке одно противоположное по смыслу в правой колонке. Соедини выражения стрелками.


 

 

 

 

 

 

Лясы точить

 

 

 

 

 

 

 

 

На чужой шее сидеть

 

 

 

 

 

В поте лица


 

 

 

Держать                в                 ежовых

 

рукавицах

 

 

Не покладая рук

 

 

Ворон считать

 

 

Воды в рот набрать

 

 

Бить баклуши

 

 

Своим горбом жить

 


 

 

2)     Подбери и запиши по одной русской пословице, поговорке или фразеологизму, подходящим по смыслу.

 

(Вьетнамская)

Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

 

__________________________________________________________________________

 

(Финская)

Тот не заблудится, кто спрашивает.

 

__________________________________________________________________________

 

(Польская)

Как заяц в ананасе.

 

__________________________________________________________________________ Задание 5.

 

Твой одноклассник писал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда он написал его, то обнаружил, что он не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях. Помоги ему заменить выделенные слова на подходящие по смыслу.


 

В      зимние  каникулы  мы  с  бабушкой  ездили  в  город  Воронеж.  В  поезде

 

в   комнате (________________) с нами ехал военный. В Воронеже в гостинице мы


поселились в комнату  (_______________) 45. Бабушка меня водила в музей. Там

 

в  комнате (______________) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (________________) на верхней палубе. Из Воронежа я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в наш(ей, ем) комнате

 

(_____________) в школе.

 

Задание 6.

 

Вставь на место пропусков корни так, чтобы получились слова, существующие в современном русском языке. Эти части слова (корни) должны быть связаны общей темой и не повторяться.

 

переНОСица, __________омер, __________отряс, __________озей

 

Объясни значение последнего слова.

 

___________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________

 

Задание 7.

 

Внимательно прочитай совет-пожелание известного российского педагога Василия Александровича Сухомлинского.

 

Не завидуй, а радуйся, что твой товарищ достиг успехов, но радуясь его успехам, стремись обогнать его.

 

На какие размышления наводит тебя данный совет? Запиши свой ответ. ___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________________