Учитель английского языка «Лицей №32»
Симановская Наталия Николаевна
Школьный праздник
как средство профилактики эмоциональной напряженности старшеклассников
Современная школа как общество в миниатюре переживает период социокультурных и экономических потрясений, которые сопряжены с представлением о человеке, его духовных и нравственных ценностях, понимании добра и зла. Старшеклассники не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них в этот период тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-то определенный выбор.
Общепризнанным фактом является то, что преуспевание человека, его профессиональные успехи, движение по карьерной лестнице во многом зависят от уверенности в себе. А уверенность в себе зависит не только от человека, но и его ближайшего окружения: семьи и школы.
К психологическим особенностям старшеклассников можно отнести появление таких мотивов, как самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим» человеком) и связанный с ним интерес к учению. «Открытие» своего внутреннего мира, как указывает И.С. Кон, - очень важное, радостное и волнующее событие, но он вызывает и много тревожных, драматических переживаний, преодоление которых можно достичь посредством положительных эмоций. Поэтому можно говорить о школьном празднике как средстве профилактики эмоциональной напряженности старшеклассников.
Эмоциональная напряженность возникает тогда, когда отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с различными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, то есть очень сильными воздействиями на мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями. Быстрота и степень развития у человека напряженности во многом определяется индивидуальными психологическими особенностями, в частности, уровнем эмоциональной устойчивости личностной тревожности как способности противостоять эмоциогенным воздействиям, индивидуальной и личностной значимости этих воздействий и его исходным состоянием, что нередко приводит к различным болезням.
Чтобы предотвратить те или иные болезненные состояния, необходимо заниматься профилактикой. Согласно И.П. Подласому, профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Профилактические мероприятия призваны снимать накопившееся эмоциональное напряжение.
Цель нашей статьи – рассмотреть школьный праздник как средство профилактики эмоциональной напряженности старшеклассников. Регулярная профилактика эмоциональных перегрузок – важная часть коррекционной работы педагога. Необходимо щадить и укреплять нервную систему учащегося, не вызывать ее чрезмерного напряжения. Спокойный, уравновешенный школьник не подвержен резким эмоциональным колебаниям, имеет силы сопротивляться негативному, способен подумать прежде, чем станет действовать.
Формирование положительных эмоций – одно из условий профилактического комплекса мер по снятию эмоциональной напряженности. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия. Как утверждают психологи (Л.Л. Венгер, Н.К. Цукерман), положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет – более сложных. Но пи этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.
Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и внеучебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние. Выделим наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе (В.А. Каракоский, Ф.Е. Василюк, Г.Л. Лэндрет, К. Фоппель, К. Изард) особенности эмоционального климата, необходимые для поддержания внеклассной деятельности школьников:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием ней. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе в семье;
2) положительные эмоции, обусловленные ровными и хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива;
3) эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной и внеклассной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных проблем;
4) положительные эмоции от столкновения с новой проблемой. Психологи выделили ряд стадий – «реакций» на новизну информации: от эмоций любопытства и позднее любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом, до устойчивого эмоционально- познавательного отношения к проблеме, характеризующего увлеченность учащихся этой проблемой;
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания информации, новыми способами усовершенствования своей работы, самообразования. Большую радость у школьников обычно вызывает их самостоятельность в деятельности, в частности, самостоятельный переход от одного этапа деятельности к другому, например, учение без помощи педагога перейти от формулировки задачи (проблемы) к определению действий (путей разрешения проблемы), затем к приемам проверки выбранного пути решения.
Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе совместной деятельности. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса внеклассной деятельности. В особой мере учителю надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха, закрепившееся негативное отношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарищами, тревожность и т.д.
В целях развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки в управлении своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и др.); научить его понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. С эмоциональным благополучием ребенка связана его оценка самого себя, своих способностей, нравственных и других качеств.
Считаем возможным выделить примерную номенклатуру целей, направленных на развитие эмоциональной сферы (Ф.Е. Василюк, Е.И. Захарова, В.П. Кащенко, Г.М. Бреслав).
1. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).
2. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:
- акцентирование внимания старшеклассников на их эмоциональном опыте;
- формирование у учащихся представлений об эмоциональных процессах, сопровождающих внеклассную деятельность, и путях преодоления эмоциональных затруднений;
- выделение в содержании праздника элементов, создающих положительный эмоциональный фон деятельности;
- применение различных эмоционально насыщенных психолого-педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний во внеучебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).
3. Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.).
4. Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).
5. Развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания (осознание психических состояний, в которых учение находится, рефлексия на фоне релаксации (борьба с отрицательными эмоциями, приводящими к стрессовому состоянию), сосредоточенность внимания, размышления над своими состояниями, их контроль и др.).
6. Развитие эмоциональной сферы в единстве со сферой саморегуляции и экзистенциальной сферой.
При развитии эмоциональной сферы и эффективности положительных состояний достигается создание положительного эмоционального климата в процессе совместной деятельности и чувства благополучия школьника в коллективе.
Спецификой школьного коллектива является то, что он становиться первым коллективом, где человек осваивает свои первые социальные роли. Именно поэтому чувство собственной социальной уверенности, от которой зависит будущее преуспевание, формируется именно в школе. Цель школьного коллектива – совместно получить достаточно опыта, знания и сил для следующего важного этапа в жизни – выбора профессии и вступления на путь профессиональной подготовки. Данная цель способна превратить сборище разных людей школьного возраста в живое и умное сообщество, ощущение причастности к которому способно каждого сделать героем и победителем в будущем, когда он покинет этот коллектив и вступит на свой самостоятельный путь развития. Такой коллектив – настоящая питательная среда для произрастания чувства уверенности в себе, своих силах и возможностях. Это здоровое чувство коллективности рождается не столько на уроках в процессе получения знаний, сколько при общении после уроков, на переменах, по вечерам, в дни праздников и разнообразных мероприятий.
Произнося слово «праздник», мы чаще всего хорошо понимаем, что за этим стоит, правда, не на уровне слов, мыслей, а на уровне чувств и эмоций. Задачи праздника разнообразны. Более того, праздник всегда воспитывает и участников и зрителей, приобщает к ценностям национальной или мировой культуры, к моральным и этическим нормам общества и школы, в которой они живут и учатся. В тоже время праздник способен объединять, преодолевать творческим выплеском жесткую регламентированность будничной школьной жизни.
Соответственно школьный праздник может играть очень существенную положительную роль в личностном, и в частности эстетическом, развитии школьника. Но это может происходить в том случае, когда творческие задачи превалируют над административными (ради отчета и «галочки»).
В подготовке и проведении школьного праздника в идеале принимают участие все дети класса, параллели или школы (в зависимости от масштабов и целей действа), в реальности праздник создается чаще всего инициативной группой, собранной специально по этому случаю. Школьный праздник близок обрядовым формам культуры, где нет четкого деления на актеров и зрителей, тем более нет постоянной труппы.
Праздник выступает как способ духовного единения, коллективного самовыражения, раскрепощения, снятия груза забот и тревог. Праздник всегда имеет оптимистический, жизнеутверждающий характер, как считает Э. Блейлер, благодаря чувственно-эмоциональной насыщенности содержания, выразительности, экспрессивности, зрелищности.
Создание благоприятной атмосферы, эмоционального комфорта в школьном коллективе в процессе внеучебной деятельности возможно только посредством возникновения положительных эмоций и чувства удовольствия при достижении аффекта радости. Таким образом, можно говорить о празднике как средстве профилактики эмоциональной напряженности старшеклассников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.