Школьный шахматный клуб "Стратегия"
Оценка 4.6

Школьный шахматный клуб "Стратегия"

Оценка 4.6
pdf
17.07.2020
Школьный шахматный клуб "Стратегия"
ШШК Стратегия - Программа 2020.pdf

Муниципальное общеобразовательное учреждение Раменская средняя общеобразовательная школа №19

 

 

Рассмотрено на                                                         УТВЕРЖДЕНО 

заседании педагогического совета                       Приказом от ________ № ____ 

от _____________  Директор МОУ СОШ № 19 Протокол  № 1   __________________________

                                           

И.В.Буданцева                     

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа   социально-педагогической направленности Школьный шахматный клуб «Стратегия» (базовый уровень)

 

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель: 

Капин Артем Витальевич,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Раменское, 2020

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Разделы                                                                                       Страницы

          

1.           Пояснительная записка   3

2.           Планируемые         результаты освоения    обучающимися 5

программы                                                                                     

3.           Содержание учебного предмета        9

4.           Учебно-тематический план      12

5.           Методическое обеспечение программы      14

6.           Список литературы                  15

Пояснительная записка

 

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в  школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с  раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач: o познакомить с историей шахмат,

o         дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

o         привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, o научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать

свою деятельность, работать самостоятельно,  o научить уважать соперника, 

o         развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

o         ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

 

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 35 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы 

 

К концу  обучения обучающийся научится:

      Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

      названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

      шахматные правила FIDE;

      обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур.

      принципы игры в дебюте;

      основные тактические приемы;

      термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

      некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

      правила игры в миттельшпиле; основные элементы позиции.

      правильно разыгрывать дебют;

      грамотно    располагать         шахматные          фигуры      и       обеспечивать          их взаимодействие;

      проводить элементарно анализ позиции;

      составлять простейший план игры;

      находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

      точно разыгрывать простейшие окончания;

      пользоваться шахматными часами.

 Обучающийся получит возможность научиться:

      ориентироваться на шахматной доске;

      играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

      правильно размещать доску          между         партнерами         и        правильно расставлять начальную позицию;

      различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

      рокировать;

      объявлять шах, мат;

      решать элементарные задачи на мат в один ход.

      правильно вести себя за доской;

      записывать шахматную партию;

      матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

      грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические приемы; точно разыгрывать простейшие окончания.

В         процессе     обучения    и       воспитания          собственных        установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,        культуры    здоровья    у        обучающихся      формируются познавательные, личностные,        регулятивные,     коммуникативные универсальные учебные действия:

      личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

      метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

      предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

      определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

      в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

     Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

     Проговаривать последовательность действий.

     Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

     Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

              Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

              Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

              Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

              Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

              Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

              Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

              Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

        Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

 

Основные формы и средства обучения:

 

1.                        Практическая игра.

2.                        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.                        Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.                        Теоретические     занятия,      шахматные          игры,        шахматные дидактические игрушки.

5.                        Участие в турнирах и соревнованиях.

 

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы 

 

1.

Знакомство с миром шахмат. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки  юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронулходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

4.

     Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. 

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)

 

6.

     Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

 

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

 

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

10.

     Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения  одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

11.

Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

 

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1.

Знакомство с миром шахмат.

1

-

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство.

1

1

3.

Тактика  игры.

1

1

4.

Сквозное действие фигур. Слабые поля.

-

1

5.

Захват пункта. Далеко продвинутая пешка.

-

1

6.

Перегрузка фигур. Уничтожение опасных фигур.

-

1

7.

Разрушение пешечного прикрытия

-

1

8.

Тактика  игры.

1

1

9.

Стратегия игры.

-

1

10.

Эндшпиль.

-

1

11.

Дебют.

-

1

12.

Атака при разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля. 

-

1

13.

Комбинирование приемов.

-

1

14.

Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

-

1

15.

Стратегия игры. Мобилизация сил. Центр. 

1

1

16.

Расположение пешек – основа позиции. Взаимодействие сил.

-

1

17.

Борьба за линии и поля. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур.

-

1

18.

Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

-

1

19.

Эндшпиль. Фигура против пешки. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

1

1

20.

Позиционная ничья. Борьба фигур

-

1

 

в эндшпиле.

 

 

 

21.

Особенности каждой фигуры в эндшпиле.

-

 

1

22.

Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

-

 

2

23.

Дебют. Развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. 

-

 

1

24.

Выбор дебютного репертуара.

-

 

1

25.

Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий известных шахматистов.

-

 

1

26.

Сеансы одновременной игры.

-

 

2

27.

Конкурсы решения задач, этюдов

-

 

2

 

Итого:

6

 

29

 

Всего:

 

3

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и

сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

 

Для реализации программы используются следующие средства: 

1.     Комплекты шахматных фигур с досками – 15 шт.

2.     Доска демонстрационная самодельная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

3.     Часы шахматные – 2 шт.

4.     Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

 

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний обучающимися посредством следующих методов проверки:

1.     Шахматные турниры.

2.     Доклады.

3.     Сеансы одновременной игры.

4.     Беседы с фронтальным опросом.

5.     Конкурсы по решению шахматных задач.

6.     Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

ü вопросы по теории и истории шахмат,

ü игру с руководителем кружка,

ü соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

 

Данные по уровню усвоения программы обучающимися заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

 

Список литературы

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

2.     Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986

3.     Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994

4.     Журнал «64» - М., 1983-2004

5.     Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980 

6.     Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000

 

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.        Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997

2.        Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981

3.        Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992

4.        Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997

5.        Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983

6.        Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975

              

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменское, 2020

Раменское, 2020

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного…

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного…

Данная программа рассчитана на 1 год обучения

Данная программа рассчитана на 1 год обучения

FIDE; • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;  ценность шахматных фигур

FIDE; • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;  ценность шахматных фигур

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения…

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений: • определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения…

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик

Содержание программы 1

Содержание программы 1

Правила игры. Правила турнирного поведения

Правила игры. Правила турнирного поведения

Дебют . Определение дебюта.

Дебют . Определение дебюта.

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Тактика игры. 1 1 4

Тактика игры. 1 1 4

Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач

Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Данные по уровню усвоения программы обучающимися заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и…

Данные по уровню усвоения программы обучающимися заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2020