В шпаргалке для воспитателей: признаки насилия, говорится о том, что физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.В шпаргалке для воспитателей: признаки насилия, говорится о том, что физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение
физических повреждений ребенку родителями или
лицами, их заменяющими, либо ответственными за
их воспитание. Эти повреждения могут привести к
смерти,
(требующие
медицинской помощи) нарушения физического,
психического здоровья или отставание в развитии. Существует ряд признаков,
позволяющих заподозрить применение физического насилия.
вызвать
серьезные
1. Внешний вид ребенка и характер травм:
множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки
пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности
(свежие или заживающие);
задержка физического развития (отставание в весе или росте);
признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид,
сыпь).
2. Психическое состояние и поведение ребенка:
в возрасте 1,53 года:
боязнь взрослых;
редкие проявления радости, плаксивость;
реакции испуга на плач детей;
крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
в возрасте 36 лет:
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
пассивная реакция на боль;
болезненное отношение к замечаниям, критике;
псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
негативизм, агрессивность;
жестокое отношение к животным;
лживость, воровство;
склонность к поджогам.
3. Поведение родителей или попечителей:
противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание
внести ясность в произошедшее;
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
обвинение в травмах своего ребенка;
неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с
ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к
здоровью ребенка;
рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических
расстройств в поведении или проявление патологических черт характера
(агрессивность, устойчивое возбуждение и др.);
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или
постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка,
приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее
развитие личности ребенка. К этой форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
оскорбление и унижение его достоинства;
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без
физического насилия;
преднамеренна я физическая или социальная изоляция ребенка;
предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или
возможностям ребенка;
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка
психическую травму.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального
насилия.
1. Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
задержка физического и умственного развития;
нервный тик;
энурез;
печальный вид;
различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела,
язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
2. Поведение ребенка:
беспокойство или тревожность;
нарушение сна;
длительно сохраняющееся подавленное состояние;
агрессивность;
склонность к уединению;
чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
угрозы или попытки самоубийства;
неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая
сверстников;
плохая успеваемость;
низкая самооценка;
нарушение аппетита.
3. Поведение взрослых:
нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
негативная характеристика ребенка;
отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
перекладывание не него ответственности за свои неудачи;
открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со
стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в
результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его
здоровью или развитию. Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:
отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды,
жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со
стороны взрослого;
отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может
стать жертвой несчастного случая;
нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя
или наркотиков
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие
болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и
социальных потрясений. Особенности внешнего вида, клинические симптомы,
определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым
можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
утомленный, сонный вид, опухшие веки;
санитарнопедагогическая запущенность, педикулез;
низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении
ситуации и появлении заботы о ребенке;
мастурбация;
частые вялотекущие и хронические инфекционные заболевания;
многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
повторные случайные травмы или отравления;
постоянный голод или жажда;
кража пищи;
стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений,
привлечь к себе внимание взрослых;
требование ласки и внимания;
подавленное настроение, апатия;
агрессивность и импульсивность;
неумение общаться с людьми, дружить;
регрессивное поведение; трудности в обучении, недостаток знаний;
низкая самооценка.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Памятка «Искусство быть родителем»
Советы психолога
1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что
создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что
не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы ребенок разрешил вам эти
проблемы.
2. Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его
судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете
лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав
условия для реализации.3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же
неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его,
не желая принимать его таким, каков он есть.
5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано
или поздно это лучшее непременно проявится.
Доронова Т.Н. защита прав и достоинств ребенка. М., 2003г.