Шрифт, как элемент декоративной композиции

  • docx
  • 14.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОУ 19-20 Шрифт, как элемент декоративной композиции.docx

УЧРЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г ГОРЛОВКА

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ

ШРИФТ, КАК ЕЛЕМЕНТ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Предмет: Композиция

                                                                         

 

 

 

 

 

 

                                                                       Материал подобран и оформлен

                                                     Преподавателем  УДО ХШ

                               Г ГОРЛОВКА

                                   Мироновой Н.А.

 

ГОРЛОВКА 2020

Дата урока: 20.04.2020 г.

Класс: 3Б

Задание: Рисование элемента оформления книги – буквицы.
Цели: 

  1. Создание условий для выполнения элемента оформления книги - буквицы.
  2. Ознакомление обучающихся с историей книгопечатания, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.
  3. Формирование умения составлять эскиз буквицы.
  4. Развитие навыков определять структуру узора, умение последовательно вести работу над декоративным рисунком, творческое воображение, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве оформления книги, совершенствование пространственной ориентировки студентов.
  5. Развитие навыков работы в группе.
  6. Воспитание чувства прекрасного, гордости творениями наших предков, стремления и умения видеть красоту.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, маркеры.

 

Содержание урока:

 

1.     Организационный момент………………………………………..10 мин.

2.     Изучение нового материала. Беседа……………………………..15 мин.

3.     Выполнение практической работы……………………… ………50 мин.

4.     Подведение итогов урока…………………………………………15 мин.

 

                                                 Ход урока:


1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку
2. Изучение нового материала

 

1.    Сообщение темы урока

Мы с вами продолжаем говорить о книжной графике.
Тема нашего урока «Рисование элемента оформления книги – буквицы»
Давайте попробуем предположить, о чем мы сегодня будем говорить, чем будем заниматься на уроке? (Прием «Прогнозирование по названию»)

- Можете ли вы точно сказать, что такое буквица?

 

2) Беседа о декоративном элементе оформления книги - буквице 
- Рассмотрите иллюстрации и предположите, что такое буквица?

Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности.
С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях X - XI вв., в пергаменных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшения использовалась буквица. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а грамотный, художественно одаренный) толстые книги. Бывало, чтоб переписать одну книгу, уходило несколько месяцев, а то и годы. Для изготовления использовались самые лучшие материалы. Писали книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. А богослужебные книги часто заключались в серебряный или другой металл, украшали золотом и драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться. Буквицу ставили в начале текста, делали ее большого размера и богато расцвечивали разнообразным орнаментом (рассматривание образцов). Самым древним орнаментом был растительный орнамент. В растительном стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы - стебли, листья, цветы и другие растительные элементы (иллюстрации).

Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквицы украшались звериными головами с изображением оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка (иллюстрации).

Позднее, с начала XV века развиваются два новых стиля оформления буквицы – плетеный, и более сложный растительный. Обратите внимание: буквицу раньше очень часто писали красным цветом – краской ярко-огненного цвета, называемой киноварью (иллюстрация). Буквы, написанные киноварью, ставились в начале текста и символизировали начало новой строки. Отсюда и пошло понятие «красная строка», которая тоже символизирует начало абзаца.

Таким образом, буквица служит не только для оформления текста, украшает его, но и символизирует его начало. Так буквицы дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетных и журнальных статьях (просмотр таблиц). 

3)Закрепление полученных знаний:

- Что такое буквица?

- Где мы можем сейчас увидеть буквицы?
3. Выполнение практической работы.
Задание: 
- Выполнить на листе буквицу – первую букву своего имени.
1 ряд – предлагается инструкция 
2 ряд – предлагается определить последовательность выполнения рисунка (обсудить в группе)
Варианты: 

1 – оформляют растительным орнаментом,
2 – геометрический орнамент.
Этапы выполнения рисунка: 
1. Нарисовать крупно буквицу (печатную или письменную – по желанию).
2. Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.
3. Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.

4. Подведение итогов. Оценка работ.
- Что такое буквица?
- Для чего использовались буквицы?

- Где вы можете использовать их в дальнейшем?

5. Оргмомент.