СИГНАЛЫ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Программа. Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров, их значение.
Сигналы регулировщика и их значения.
Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика.
Сигналы регулировщика важнее сигналов светофора (при одновременном регулировании).
Цель. Углубление знаний учащихся по правилам поведения на улице.
Ход занятия. На этом занятии учащиеся с помощью данного материала для чтения и инсценировки повторяют и углубляют свои знания по правилам уличного движения.
ИСТОРИЯ СВЕТОФОРОВ
Светофоры появились на улицах не так давно, вместе с первыми регулировщиками. Но первые светофоры не были похожи на нынешние. Со всех четырех сторон на них было тоже по три цветных стекла — зеленое, красное, желтое,— и по этим стрелкам медленно ползла большая черная стрелка.
Понятно, что такие светофоры были очень неудобны. Перекресток свободен, а ты жди, пока стрелка доползет до зеленого стекла.
Затем появились светофоры с переключающимися огоньками, какие мы уже привыкли видеть на перекрестках. Но за сорок лет и эти светофоры сильно изменились.
Первые светофоры подчинялись руке регулировщика. Он следил за движением машин у перекрестка и, переводя ручку светофора, включал: то зеленый свет пешеходам, а красный — машинам, то желтый свет всем, то красный свет пешеходам, а машинам — зеленый.
Затем появились светофоры — автоматы. Они сами, без помощи регулировщика включали попеременно сперва зеленый свет, через несколько минут — желтый, немного погодя — красный, затем снова желтый... И так круглые сутки.
Но шоферы и пешеходы по-прежнему справедливо продолжали ворчать. Уже очень много времени им приходилось терять на перекрестках зря.
Скажем, с этой стороны ни одной машины нет и не видно, а на светофоре все еще горит зеленый глазок. А с другой стороны подъехало много машин, и все ждут, пока красный свет сменится зеленым.
Надо было опять что-то придумывать.
Заставить светофоры действовать еще самостоятельнее, хотя бы на самых оживленных перекрестках. Этим и занялись инженеры вместе с инспекторами ГАИ.
Для начала сто шесть московских светофоров на самых длинных и перегруженных улицах заменили на новые, но не простые, а автоматические. Эти светофоры работают согласованно со своими соседями.
И вот на 25 улицах столицы появилась «зеленая волна». Единственная волна, которая пробегает не по воде а по суше.
Если шофер выехал на такую улицу и едет по ней со скоростью 60 км/час., то на каждом перекрестке его встречает приветливый зеленый свет. Он может проехать по всей улице, протянувшейся на десять — пятнадцать км., ни разу не остановившись у светофора.
Довольные шоферы стали говорить: «Едешь, как на зеленой волне».
А устроена эта «волна» так. По всей длине каждой улицы светофоры соединены подземной электрической цепью с часовыми механизмами. Светофор не только сам переключает свои огоньки, но и как бы передает приказ своему товарищу на следующий перекресток: «Сейчас я пропустил поток машин и пропускаю пешеходов. Через двадцать две секунды машины дойдут до тебя, и тогда ты изволь остановить красным светом своих пешеходов и дать зеленый моим машинам».
А. Дорохов.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ СВЕТОФОР
(Инсценировка О. Тарутина)
Учитель (раскрывает книгу и читает): Начинаем разговор про трехглазый...
Ну, кто мне подскажет нужное слово? Учащиеся: Светофор!
Учитель: Правильно. Когда при чтении я буду останавливаться, подсказывайте мне нужные слова. Договорились?
Учащиеся: Договорились! Учитель: Тогда продолжаю читать: Он не зря горит над нами разноцветными (огнями). Красный глаз его горит
— Будь поближе, — (говорит). Вот он смотрит желтым глазом:
— Приготовиться к (рассказу)! Вот горит зеленый глаз — начинается (рассказ)!
Утром во вторник, ворча на людей,
Брел по проспекту колдун-чародей, Мрачно держался за щеку рукою — Зубы ему не давали (покою).
Чародей: Больше всего донимал коренной — самый волшебный и самый больной... (баюкает щеку):
— Ах мои зубки, бедные-бедные! (внезапно) Что бы придумать мне вредное-вредное? Что бы такое сейчас совершить?
Чем бы мне всех напугать, устрашить? Ну-ка,
начну-ка сейчас колдовать! (страшным голосом) «Эники-беники — восемью пять!
Учитель: Только лишь вымолвить это успел он, зубом волшебным едва проскрипел он — все светофоры исчезли вокруг, все пешеходы растаяли (вдруг).
Вы представляете, что натворил он, что наскрипел он, наговорил он?
Как же теперь нам проехать-пройти? Что теперь может произойти?
Тут, наверно, скажет кто-то: «Это что за колдовство-то!
Это что за волшебство — не случилось (ничего)!
Ну, исчезли переходы — не заплачут пешеходы:
сами выберут пути, где дорогу (перейти)!
Светофор не светофорит? Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет... Может в нем и толку нет?»
Что я слышу? Вот те на! Вот так рассуждения!
Позабыл про колдуна я от удивления.
Кто, ребята, до сих пор все еще не знает,
для чего нам (светофор) светит и мигает?
Вот послушайте сейчас исторический рассказ.
Во всех городах и в любые года по улицам шли пешеходы всегда,
И каждый, идущий куда-то, считался прохожим, ребята.
Спешили прохожие, или брели с утра и до самого вечера,
а те, что навстречу по улице шли, считались прохожими (встречными).
Но кроме прохожих в любые года, конечно, проезжие были всегда.
И в древности даже на улице каждой колеса скрипели, подковы звенели.
Но только была еще в те времена для ног и колес мостовая одна:
прохожий проходит, и здесь же на лошади скачет проезжий.
Вот, скажем, прохожий идет по делам и песню мурлычет беспечно, а из-за угла, опустив удила, выносится всадник навстречу. Пока ему кто-то кричит: «Тормози!» — прохожий уже очутился в грязи. Чародей (с радостью):
Идет он, хромая, обратно... Кому это будет приятно?
Учитель: И чтобы ходить ничего не боясь, придумали люди проезжую часть. И делать там нечего пешим — у пеших своя пешеходная часть, где нету дороги (проезжим). Давайте представим такую картину: идут пешеходы в костюмах старинных, и там,
где идти им положено, вдоль стен тротуары проложены. Копыта стучат по старинным камням. Весь транспорт еще — лошадиный. И кучер старинный старинным коням приказ выкликает старинный: он «Тпру — говорит,— и транспорт идет или транспорт стоит. Хоть слушался он без ошибки, но двигался транспорт не шибко. Такую дорогу любой пешеход, сойдя с тротуара, легко перейдет!
Чародей (ехидно):
И были в те давние поры еще не нужны светофоры. Учитель: Но как-то,
за транспортом конным вдогонку, по рельсам проехала первая конка. И сто пассажиров с поклажей проехало в том экипаже, потом пожалели трудяг — лошадей, И кто-то придумал трамвай для людей. А вскоре и автомобили, колеса свои закрутили! Чародей: (с удовольствием):
Они зафырчали, по улицам мчась... Учитель: А вспомните-ка проезжую часть: автобус, троллейбус, трамвай и такси...
Чародей: И вся мостовая спешит — колесит! Учитель: Конечно же — транспорту некогда.
А как же прохожему быть? Неужели спешить ему некуда?
И незачем переходить? А если спешу я и хочется мне
скорей очутиться на той стороне? Мне срочно! Мне спешно! Мне важно!
Чародей: Сойти с тротуара так страшно! Учитель: Так как же, скажите, проспект перейти? Чародей: А может быть, очередь тут завести? Учитель: А может, кому-нибудь нам поручить за ней справедливо и строго следить?
Вот едут машины, положим — положено ждать их прохожим.
Дождались! Теперь проходите. Теперь уж, водители, ждите.
Чародей: Кому же поручим мы этот дозор? Учитель: Вот тут-то на помощь пришел (светофор!) И стал он следить за дорогой в три глаза,
И стал отдавать он такие приказы:Красный глаз — Стоять приказ.
Желтый глаз мигнет народу — приготовьтесь к переходу!
А зеленый загорится — путь свободен.
Сам решай: можешь смело торопиться,
можешь топать не спеша. Чародей: Просто?
Учитель: Просто! Чародей: Ясно? Учитель: Ясно!
Совершенно безопасно! Я не знаю, чтобы стало,
что б случилось, если светофоров вдруг не стало,
взяли б, да исчезли... А того-то колдуна-то
не забыли вы, ребята? Что он, вредный, натворил,
наскрипел — наговорил?! А как раз по мостовой
шел трамвай сороковой, и автобус сорок третий,
мчалась «Волга», словно ветер, грохотал тяжелый МАЗ..., Светофор! Открой свой глаз! Видишь, мчится транспорт встречный по дороге поперечной.
Срочно нужен красный свет! Чародей (ликуя):
Светофоров больше нет... Переходы стерлись тоже! Учитель: Эй, куда же ты, прохожий!
Возвращайся с мостовой! Чародей (хихикая):
...А за ним уж трое сразу проскочили перед МАЗом! Вот уже толпа идет через улицу вразброд! Учитель: Это все уже не шутка — прямо страшно! Просто жутко! Чародей (очень доволен): Вот один уже упал, чуть под «Волгу» не попал! Учитель: ...Тормоза визжат с разгона, на дыбы встают вагоны, а у вздыбленных машин дым клубится из-под шин! Чародей: Ох, какие страсти на проезжей части! Проезжайте, как хотите! Где хотите — проходите. Свалка, пробка, чехарда... Ну кому теперь куда?! Учитель: В эту пробку, себе на беду, влез и ужасный зловредный колдун. спасся едва от автобуса он, стукнулся лбом о трамвайный вагон, вылетел зуб у него коренной... Чародей (плаксиво): Самый волшебный и самый больной.
Учитель: Зуб куда-то укатился — беспорядок прекратился. Испарилось волшебство, Словно не было его. Чародей: Пострадал и я ужасно, Но теперь мне стало ясно: Шишку я поставил из-за этих правил!
Значит, даже колдуны нарушать их не должны!!! Учитель: Говорят, что колдунишка не колдует с этих пор... А тебе мигает с книжки на прощанье ... светофор. Для тебя горят они, светофоровы огни: Красный — стой! Желтый — жди! А зеленый — проходи! Последние три строчки повторяются всеми ребятами вместе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.