СИЛЛАБУС
Оценка 4.9

СИЛЛАБУС

Оценка 4.9
docx
24.11.2020
СИЛЛАБУС
СИЛЛАБУС (9).docx

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

Бекітемін

ОЖ жөніндегі директордың

орынбасары___________

20__ж.  «____»   _______

 

 

 

 

 

СИЛЛАБУС

 

Пәнінен/Дисциплины/модуля: ӘЭП 03 «Саясаттану және әлеуметтану негіздері» / СЭД 03 «Основы политологии и социологии»

Мамандығы/Специальность: 0302000 «Мейiргер ісі / Сестринское дело»

Біліктілігі/Квалификация: 0302043 «Жалпы практика мейіргері / «Медицинская сестра общей практики»

 

 

 

Курс/Курс: I

Семестр/Семестр:I

Бақылау түрі/Форма контроля: сараланған сынақ / дифференцированный зачёт

Жалпы сағат саны/Общая трудоемкость всего часов/кредитов KZ – 30/1

СӨЖ/СРО - 10

СОӨЖ/СРОП - 0

Аудиториялық/Аудиторные  - 20

Симуляция/Симуляция - 0

 

 

 

 

 

 

Қостанай, 2020 ж.

 

Силлабус дисциплины/модуля ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ составлена преподавателем Кульмухамбетова Г.Б.

 

На основании рабочего учебного плана по специальности

0302000 «Сестринское дело»

 

Рассмотрен и рекомендован на заседании ЦМК1 Общегуманитарных дисциплин

от «28» августа  2020 г., протокол № 1

 

Председатель ЦМК ____________ Кужахметова А.Ж.

                                                                          (подпись)                                      (ФИО)

 

 

Рассмотрен руководителем НМО/методистом   __________ Гаджиева К.С.   

                                                                                                                                                        (подпись)                       (ФИО)

 

Одобрена на заседании Методического Совета

протокол № 5 от «28»  августа  2020г.

Председатель МС ______________   Гаджиева К.С.

                                                                          (подпись)                                      (ФИО)

 

 

 

Сведения о преподавателе

п/п

Ф.И.О.

Ученая степень

Должность

Курс, который читает

Электронный адрес

1.

Кульмухамбетова Гульнар Барлыковна

 

преподаватель

История Казахстана

Основы философии и культурологии

Основы политологии и социологии

barlykovna69@gmail.com

 

 


 

3.1 Введение

Курс «Основы политологии и социологии» является общегуманитарной дисциплиной в структуре основной профессиональной программы. В результате изучения основ социологии и политологи студент должен

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·     Понимания причин общественных событий и явлений современной жизни;

·     Высказывания собственных суждений о месте Республики Казахстана в мировом сообществе;

·     Объяснения сложившихся норм социального поведения;

·     Осознания своей будущей социальной и профессиональной роли в обществе;

Использования знаний о политических режимах и формах правления в мотивированном обсуждении политики государств.

Общий объем часов рабочей программы по дисциплине «ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ» составляет 30/1 часов/кредит.

 

3.2 Политика модуля/дисциплины:

Учебная дисциплина является обязательной для обучающихся специальности «Сестринское дело». Обучающийся обязан в полном объеме овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями по данной дисциплине.

Для высокой эффективности учебного процесса обучающийся обязан соблюдать следующие правила:

- посещать лекции, практические занятия согласно расписанию, в халатах и колпаках;

- не опаздывать на занятия;

- соблюдать правила внутреннего распорядка колледжа;

- не разговаривать во время занятий;

- отключать сотовый телефон;

- не пропускать занятий без уважительных причин;

- своевременно и старательно выполнять опережающие задания;

- быть терпимым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

- быть пунктуальным и обязательным.

Порядок отработки пропущенных аудиторных и практических занятий

1. Разрешение на отработку пропущенных занятий обучающийся получает у заведующего отделением.

2. Пропуски считаются уважительными, если предоставлены объективные доказательства уважительных причин:

ü болезнь обучающегося, подтвержденная справкой о временной нетрудоспособности;

ü предварительно полученное письменное разрешение заведующего отделением о пропуске занятий по семейным и иным уважительным причинам, подтвержденное документально (не более 3-х учебных дней в течение семестра);

ü донорская справка, повестка в военкомат или судебные органы.

3. Отработка пропущенных занятий осуществляется обучающимися в течение 10 дней со дня выхода на занятия.

4. При наличии неотработанного пропущенного практического занятия обучающийся к итоговому занятию (рубежному контролю, дифференцированному зачету, экзамену) не допускается.

5. В случае неуважительного пропуска преподаватель снижает оценку за отработанный учебный материал.

6. В случае не отработки занятий в установленный срок к обучающемуся применяются административные меры воздействия.

Порядок отработки обучающимися пропущенных теоретических занятий

1. Пропущенные теоретические занятия отрабатываются согласно графику дополнительных занятий по усмотрению преподавателя.

2. В случае пропуска обучающимся 10% и более учебных часов по дисциплине за семестр итоговая оценка не выставляется и не разрешается его допуск к промежуточной аттестации. Разрешение на отработку пропущенных теоретических занятий 10% и более учебных часов выдается зав. отделением.

3. Если причина пропуска занятий уважительная, обучающемуся по согласованию с преподавателем назначается индивидуальный график отработки пропущенных занятий. При неуважительной причине пропусков вопрос об академической успеваемости выносится на решение педагогического совета.

5. В день, обучающийся может отработать не более двух учебных дисциплин и не более 4 - 6 учебных часов.

 

3.3 Цель модуля/дисциплины:

воспитание коммуникабельности, чувства гражданской ответственности, общественной активности, непримиримости к недостаткам общественной системы.

 

3.4 Задачи модуля/дисциплины:

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах развития политологии и социологии в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами политического и социального познания, умениями работать с различными источниками информации;

- воспитание гуманного отношения к людям, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

- применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, политэкономическом и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии.

 

3.5 Конечные результаты обучения:

·        должен знать: историю, систему, структуру, предмет и объект политологии и социологии. Основные политические и социальные институты, общественные события и явления, политические режимы. Знать о формах правления, ветвях власти и особенностях функционирования государств, партийные системы, международные и геополитические явления, вопросы социализации и девиации. Стратификацию и социальную мобильность, семейные отношения, роль государства в развитии и воспитании молодежи

·        должен уметь: отстаивать свою точку зрения, делать выводы, анализировать, правильно произносить термины и понятия, задавать вопросы, выделять главное, прогнозировать. Применять полученные знания на практике

 

3.6 Пререквизиты

ü Обществознание

ü Всемирная история

ü История Казахстана

 

3.7 Постреквизиты

ü Основы философиии культурологии

ü Основы экономики и права в здравоохранении

ü Безопасность и качество в в сестринском деле

 

3.8 Краткое содержание модуля/дисциплины.

В результате изучения дисциплины «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ» студент должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·     Понимания причин общественных событий и явлений современной жизни;

·     Высказывания собственных суждений о месте Республики Казахстана в мировом сообществе;

·     Объяснения сложившихся норм социального поведения;

·     Осознания своей будущей социальной и профессиональной роли в обществе;

·     Использования знаний о политических режимах и формах правления в мотивированном обсуждении политики государств.

 

3.9 Тематический план: темы, краткое содержание и продолжительность каждого занятия

 

Тема

Литература

Количество часов

Оснащение

Самостоятельная работа студентов

Аудиторные занятия

Симуляции

В клинике

СРО

СРОП

1                     

Политология как наука и предмет.

О: 1. стр. 3-13

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

2                     

Основные этапы развития политологии

О: 1. стр. 14-16

1

 

 

 

учебник, презентация, тесты

3                     

Политика: понятие, элементы свойства. Субъекты политики.

О: 1. стр. 18-22

1

 

 

 

учебник, презентация, тесты

4                     

Личность как субъект политики

О: 1. стр. 30-35

1

 

 

 

учебник, презентация, тесты

5                     

Права и свободы человека

О: 1. стр. 35-37

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

6                     

История политической мысли Казахстана.

О: 1. стр.37-41

1

 

 

 

учебник, презентация, тесты

7                     

Политическая власть. Высшие органы государственной власти.

О: 1. стр.41-44

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

8                     

Государство – основной институт политической системы.

О: 1. стр.44-46

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

9                     

Политические режимы.

О: 1. стр.46-49

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

10                 

Принципы и признаки демократического правления.

О: 1. стр.49-51

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

11                 

Понятие, структура, типология политических партий.

О: 1. стр.51-57

1

 

 

 

учебник, презентация, тесты

12                 

Международные отношения, внешняя политика: понятие, сущность.

О: 1. стр.57-62

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

13                 

Политический конфликт Сущность и основные элементы геополитики.

О: 1. стр.62-64

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

14                 

Рубежный контроль

О: 1. стр.64-66

 

 

1

 

 

тесты

15                 

Социология как наука

О: 1. стр.66-68

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

16                 

Общество и социальные отношения.

О: 1. стр.68-72

1

 

 

 

учебник, презентация, тесты

17                 

Структура общества.

О: 1. стр.72-76

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

18                 

Теория социальной стратификации. Теория социальной стратификации.

О: 1. стр.76-80

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

19                 

Социология образования.

 

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

20                 

Социология здоровья.

 

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

21                 

Социология религии.

 

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

22                 

Социология семьи.

 

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

23                 

Социология личности.

 

1

 

 

 

 

учебник, презентация, тесты

24                 

Культура древнего Китая

 

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

25                 

Культура древней Индии

 

1

 

 

 

 

учебник, презентация, тесты

26                 

Культура древнего Египта

 

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

27                 

Культура – объект науки социологии.

 

1

 

 

 

 

учебник, презентация, тесты

28                 

Культура России в начале XX века

 

1

 

 

 

 

учебник, презентация, тесты

29                 

Культура Казахстана в начале XX века

 

 

 

1

 

 

учебник, презентация, тесты

30                 

Дифференцированный зачёт

 

 

 

1

 

 

тесты

 

итого

 

10

 

20

 

 

 

 

3.9.1 Тематический план СРО

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) - внеаудиторная работа, выполняемая обучающимся самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; контролируемая в виде докладов, презентаций, рефератов, отчетов и других форм контроля знаний.

 

Тема/подтемы СРО

Задания/ формы проведения СРО

Формы контроля СРО

График контроля СРО

Количество

часов

1.                   

Основные этапы развития политологии

Зарождение политических идей в Древнем мире. Мифологические и философско-этические истолкования природы властных отношений Античные мыслители (Аристотель, Платон, Цицерон) о сущности политики и идеальном правлении.

Теологическое объяснение сущности политических явлений в средневековой европейской политической мысли. Воззрения Августина и Ф. Аквинского на проблему взаимоотношений церкви и государства. Освобождение политической мысли от религиозного влияния в эпоху Возрождения и Реформации. Трактовка Н.Макиавелли сущности политики. Макевиаллизм.

Теория суверинитета в государственной власти Ж.Бодена. Идеальный общественный строй в идеях утопического социализма (Т.Мор, Т. Кампанелла).

Политическая мысль Нового времени. Теории «естественного права» и «общественного договора» как основные политические доктрины эпохи Просвещения (Г.Героций, Т.Гоббс, Дж.Локк). Радикальный демократизм Ж-Ж Руссо. Эволюция теории разделения властей (Дж. Локк, Ш.Монтексье, Дж. Медисон).

И. Кант о правовом государстве. Взаимоотношение государства и гражданского общества Г.Гегеля. Формирование социально-политической теории консерватизма (Э.Берк, Ж. де Местр).

Либеральные теории 19 века (Б.Констан, А.де Токвиль, Дж.Милль).

Социально-политические воззрения идеологовсоциализма (Ш.Фурье, РюОуэн, А.де Сен-Симон). Маркистский анализ политики. Общественно-политическая мысль в Казахстане и ее особенности.

конспект, презентация

2 занятие

1

2.                   

Политика: понятие, элементы свойства. Субъекты политики.

Понятие политики и ее происхождение. Специфика политической сферы общества. Теоретические подходы и эмпирические парадигмы в исследовании политики.
Элементы политики: власть, субъекты, политическая организация, политическое сознание, политические отношения и политическая культура. Разновидности политики: экономическая, социальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, военная, национальная, международная и т.д.
Функции политики: управленческая и регулятивная, обеспечения целостности и стабильности общества.
Цели и средства в политике. Политика как искусство возможного.
Соотношение политики, морали, и права.
Политика как конкуренция социальных сил и интересов. Внешняя и внутренняя политика.

конспект, презентация

3 занятие

1

3.                   

Личность как субъект политики

Личность, ее социально-политические аспекты. Политическое сознание и политическое поведение. Нормы и этика политического поведения. Политическая культура, как средство легитимации и повышения эффективности власти. Права человека и защищенность личности. Основные группы прав, признаваемых современными демократическими государствами: социально-экономические права, отражающие отношения индивидов в граж­данском обществе; политические права, признаваемые за индивидом как членом определенной политической общности, и личные нрава и свобо­ды, защищающие индивида от произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц.

конспект, презентация

4 занятие

1

4.                   

История политической мысли Казахстана.

Основные направления развития политической мысли в Казахстане. И. Алтынсарин, Ч. Валиханов.

конспект, презентация

6 занятие

1

5.                   

Понятие, структура, типология политических партий.

Трактовки сущности партий в политологической теории. Отличительные признаки партий. Факторы, определяющие происхождение и роль партий. Структура партий. Основные исторические этапы развития партий. Способы формирования политических партий. Структура партий. Основные функции партий в отношении общества и государства. Современные тенденции развития политических партий.

Критерии классификации партий (социальная база, организационная структура и характер членства, место в политической системе, отношение к социальной реальности). Феномен «электоральных» партий. Идеология в партийных программах (консерватизм и неоконсерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм) Левые и правые партии. Политический центризм. Понятие партийной системы. Типы партийных систем: однопартийные системы, системы с партией гегемон, системы с доминирующей партией, двухпартийные системы, система «двух с половиной партий», умеренно-атомизированные системы. Механизм функционирования партийных систем. Особенности тоталитарной и  демократической партийности. Факторы определяющие тип партийной системы общества. Проявление кризиса традиционных партий и партийных систем

конспект, презентация

11 занятие

1

6.                   

Общество и социальные отношения.

Основные подходы к пониманию общества: системный, социокультурный и др. Концепция социоцентризма, методологического индивидуализма в трактовке общества. Общество и природа. Основные условия и факторы функционирования и развития общества.

Понятие социальной системы. Системные качества общества: динамизм, стабильность, целостность, открытость, самоорганизация. Общество как социокультурная система. Социетальные и социальные системы. Специфика социального познания. Социологический анализ функций и элементов социальной системы. Понятие «социальная норма» и «аномии». Особенности социетального кризиса в современном Казахстанском обществе

конспект, презентация

16 занятие

1

7.                   

Социология личности

Понятие «личности». Личность - объект социологии. Понятие «индивид». Понятие «человек»

конспект, презентация

23 занятие

1

8.                   

Культура древней Индии

Основные этапы развития культуры древней Индии. Буддизм. Кастовая система

конспект, презентация

25 занятие

1

9.                   

Культура – объект науки социологии

Понятие «культура». Культура- основа социологии. Культурные артефакты. Культурные универсалии. Культура и цивилизация. Функции культуры: целеполагающая, коммуникативная, дополнительная форма, коммуникативная, дополнительная форма социализации, интегративная, внутренней дифференциации общества и групп.

Основные элементы культур. Роль культуры в социализации личности. Значение культуры для общества.

конспект, презентация

27занятие

1

10.               

Культура России в начале XX века

Основные этапы развития культуры России в начале XX века. Зодчество. Архитектура. Живопись

конспект, презентация

28 занятие

1

 

итого

 

 

 

10

 

3.9.2 Тематический план аудиторных занятий

 

Наименование тем

Краткое содержание

Количество часов

1                     

Политология как наука и предмет.

Развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Истоки современной политологии. Становление методологии и проблематики политической науки на рубеже 19-20 вв. Вклад М.Вебера, Г.Моска, В.Парето, Р.Михельса, Ч.Мерриама, Г. Лассуэла в развитие политологии. Оформление политологии в самостоятельную дисциплину. Политическая сфера как объект исследования политологии. Специфика предмета политологии.

Методологические основы политической науки. Основные методы теоретического познания: институциональный, социологический, исторический, сравнительный, системный, структурно-функциональный, антропологический, психологический, бихевиоральный, нормативно-ценностный. Общелогические и эмпирические методы.

1

2                     

Права и свободы человека

Права человека и защищенность личности. Основные группы прав, признаваемых современными демократическими государствами: социально-экономические права, отражающие отношения индивидов в граж­данском обществе; политические права, признаваемые за индивидом как членом определенной политической общности, и личные нрава и свобо­ды, защищающие индивида от произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц.

1

3                     

Политическая власть. Высшие органы государственной власти.

Понятие власти. Концепции власти. Понятие политической власти и ее особенности. Формы политической власти. Государственная власть как высшая форма политической власти. Структура власти: институты власти, функции и ресурсы власти. Принципы организации и функционирования власти. Типы легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный, патриархальный, подданнический и активистский. Необходимость политической конкуренции и оппозиции в обществе. Власть и оппозиция, их взаимодействие в РК.

1

4                     

Государство – основной институт политической системы.

Основные концепции происхождения государства. Государство как тип общественной организации. Структура и формы государственного устройства. Черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией. Правовое государство: идеал и действительность.

1

5                     

Политические режимы.

Тоталитаризм как политический феномен. Тоталитаризм, его основные типы и разновидности. Исторические формы диктатуры. Формы тоталитарной системы. Политическая практика тоталитарных режимов. Основные черты тоталитарных систем.
Авторитаризм. Отличие авторитарной политической системы от тоталитарной. Объективные основы авторитарных систем. Основные типы и формы авторитарных систем. Традиционные абсолютные монархии, олигархические и военные режимы. Пути перехода от авторитаризма к демократии.
Понятие демократии. Демократизация на современном этапе как одна из главных проблем политической науки и практики.

1

6                     

Принципы и признаки демократического правления.

Демократия как форма государственного устройства и режим. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная. Индивидуалистическая, коллективистская и плюралистическая демократия. Общие принципы и институты демократии. Прямая и представительная демократия. Недостатки и достоинства демократии. Уроки демократии. Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане. Проблемы становления казахстанской модели демократии.
Проблемы модернизации политической системы. Понятие политической модернизации. Модернизация и переход от тоталитаризма к демократии. Традиционная политическая культура и проблемы ее модернизации. Формирование демократической политической системы как сущность процесса модернизации политических систем.
Проблемы политической модернизации казахстанского общества.

1

7                     

Международные отношения, внешняя политика: понятие, сущность.

Трактовки понятия «международные отношения». Основные теоретические подходы к исследованию природы и закономерностей международных отношений (либерализм, неолибирализм, политический реализм, марксизм, неомарксизм). Объяснение сущности международных отношений в теории «мир-система» (Э Валлерстайн). Понятие национального интереса. Современная модель международных отношений. Факторы, определяющие влияние государств на международную среду. Понятия «держава» и «сверхдержава». Роль международных организаций, блоков и союзов, субрегиональных организаций в мировой политике. Процессы глобализации и расширение субъектов международных отношений.

1

8                     

Политический конфликт Сущность и основные элементы геополитики.

Понятие «геополитика», «глобализация» Процессы глобализации и расширение субъектов международных отношений. Роль транснациональных корпораций на внутреннюю и внешнюю политику государств. Влияние процесса глобализации на международные отношения.

Геополитический статус Казахстана.

1

9                     

Рубежный контроль

тесты

1

10                 

Социология как наука

Общество-социология-личность. Социология и жизнь. Основные функции: познавательная (описательная, объяснительная, диагностическая); прогностическая (социального планирования, проектирования, конструирования, моделирования); управленческие (социоинженерная, организационо-технологическая, консультационная). Объект социологии: общество и информация о нем. Становление и развитие предмета социологии как науки. Спицифика социологического знания. Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению предмета социологии как науки. Предметное поле социологии: социальные общности, социальное взаимодействие субъектов, включенных в социальные общности.

Структура социологии. Общенаучный, специально-научный частно-научный уровни социологического знания. Категории и методы социологической науки. Теоретическая и эмпирическая, микро- и макросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Основные функции социологии: познавательная, информационно-аналитическая, «диагностическая», прогностическая, идеологическая, управленческая и др. Социология в системе наук. Соотношение социологии с другими науками. Социология и экономическая теория. Социология и политология. социология и Юриспруденция. Социология и теория управления.

Социология и право. Роль социологии в современном обществе. Значение социологического знания для инновационных процессов в современном Казахстане.

1

11                 

Структура общества.

Понятие социального состава и социальной структуры общества. Основные концепции социальной структуры в западной и отечественной социологии.

1

12                 

Теория социальной стратификации. Теория социальной стратификации.

Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П.Сорокин, Э.Гидденс и др.). Их основные различия.

 Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия “социальный класс”, “социальная группа”, “социальный слой” (страта), “социальный статус”. Многообразие моделей стратификации.

 Социальная структура современного казахстанского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой группы в развитии казахстанского  общества. Проблема среднего и “предпринимательского” класса в современном постсоветском обществе.

 Процедура формирования многомерных слоев. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита. Теория стратификации П. Сорокина в работе «Социальная мобильность» (1927). Основные формы социальной мобильности  — экономическая, политическая и профессиональная.

Горизонтальная социальная мобильность. Вертикальная социальная мобильность. Направления перемещения:  вертикальная мобильность восходящая,  нисходящая (социальный подъем и социальный спуск).

 Основные формы  вертикальной мобильности «восходящая»: нижней пласта, высокий пласт.

Основные формы  вертикальной мобильности «нисходящая»: высокая социальная позиция; низкая социальная позиция.

Особенности социальной мобильности в современном Казахстане. Понятие маргинальности. Маргинальная субкультура. Соотношение социальной мобильности и маргенальности.

1

13                 

Социология образования.

Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма. Объект исследования социологии образования. Предмет и метод социологии образования. Роль образования в жизни общества. Социальные функции и цели  образования. Организационная структура образования. Компоненты, элементы образования. Институты науки.

1

14                 

Социология здоровья.

Становление социологии медицины и здоровья. Объект социологии здоровья. Социология медицины как отрасль социологии, изучающая состояние здоровья населения.  Изучение медицины как социального института. Изучение медицины (социального института) как субсистемы социальной системы. Этапы развития современной социологии медицины.  Предмет социологии медицины. Формирование основных фундаментальных и прикладных направлений исследования социологии медицины и здоровья: макро-, мезо- и микроуровень социально-экономической иерархии. Социология медицины и здоровья в Казахстане. Основные приоритеты в системе здравоохранения в ВОЗ.

1

15                 

Социология религии.

Закономерности формирования религии как социального института. Социология религии: статус, предмет, уровни знаний и методы исследования. 1) методы, применяемые в ходе постановка проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т. д.); 2) методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода — интервью, анкетирование, тестирование); 3) методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.); 4) методы интернретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.). Религия и вера. Мировые и локальные  религии. Многообразие религиозных конфессий. Религиозный экстремизм. Роль религии в современном казахстанском обществе.

1

16                 

Социология семьи

Социология семьи - отрасль социологии. Социология семьи как  социальный институт. Структура семьи: нуклеарная;  расширен.  Определение «брак». Формы брака: 1) моногамия; 2) полигамия: полигиния; полиандрия;  3) групповой брак. Функции социологии семьи: экономическая; хозяйственно-бытовая; репродуктивная; функция среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов: (супружества;  родительства;  родства); первичного социального контроля; воспитательная функция; духовного общения; социально-статусная функция и др. Семья в 21 веке. Проблемы современной казахстанской семьи. Проблема «отцов и детей» Гендерная политика государства.

1

17                 

Культура древнего Китая

Основные этапы развития культуры древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм. Легизм

1

 

Культура древнего Египта

Основные этапы развития культуры древнего Египта. Памятник древнего Египта. Зарождение письменности

1

 

Культура Казахстана в начале XX века

Основные этапы развития культуры Казахстана в начале XX века. Народное образование. Просвещение. Развитие архитектуры. Живопись. Музыка

1

 

Экзамен

тестирование

1

 

итого

 

20

 

3.10 Глоссарий:

        

Индивидуальный учебный план- документ, составляемый ежегодно самостоятельно учащимся на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин, на которые он записался и количество кредитов или академических часов; индивидуальный учебный план отражает образовательную траекторию конкретного учащегося.
Итоговый контроль – проверка учебных достижений учащихся, проводимая после завершения изучения учебной дисциплины в период итоговой аттестации по завершении учебного года. Формой проведения является экзамен: устный, письменный, тестирование.

Кейс 1. Набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы. 2. Описание конкретной практи­ческой ситуации, предлагаемой ученику для самостоятельного анали­за.

Кейсовая технология - технология, основанная на комплек­товании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумаж­ных, электронных и прочих носителях и рассылке их учащимся длясамостоятельного обучения.

Контент (информационное наполнение) - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение сайта.

Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/учителя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении учебного года. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами самостоятельной работы обучающегося (СРО).

Кредитная система обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Пререквизиты - дисциплины, набор навыков и знаний, необходимых для освоения изучаемого предмета.

Постреквизиты - перечень дисциплин, в которых могут быть использованы приобретенные ЗУНы.

Рейтинговая оценка- оценка учебных достижений учащихся, выставляемая 2-4 раза в год в конце каждой четверти или полугодия, исходя из количества кредитов.
Рубежный контроль – проверка учебных достижений учащихся, проводимый согласно утвержденному календарному плану.

/Формами проведения рубежного контроля являются письменная контрольная работа, тестирование или устное слушание – коллоквиум, выступление на конференции/.

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) работа обучающегося по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями и контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений, проектов и отчетов.

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем (СРОП) – это работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании занятий. Формы проведения СРОУ определяются преподавателем из методологии предмета, его особенностей и цели изучения. Это могут быть практикумы, семинары, решение задач, тестирование, контрольные работы, коллоквиумы, защита рефератов, написание сочинений, презентация проектов, проведение конференций и т.д.

Силлабус - учебная программа дисциплины, включающая в себя ее описание, цели и задачи, краткое содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания для самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки достижений обучающихся, вопросы рубежного и итогового контроля и список литературы.
Текущий контроль состоит из устного, письменного, комбинированного опросов, защиты и презентации домашних заданий, тестов, оценки участия в дискуссиях, форумах, круглых столах.

Тьютор - преподаватель, ведущий учебные занятия и выступающий в роли консультанта,обучающегося по освоению конкретной дисциплины.
Форум – веб-страница, предназначенная для обмена мнениями, в ней размещаются сообщения по определенной тематике и комментарии к ним. Форум – это инструмент для общения на сайте.

 

3.11 Литература основная и дополнительная

 

3.11.1 Основная литература

 

1.   С.Раздыков. Основы политологии: учебник – Астана: Фалиант, 2008

2.   Г.В.Косов, Э.М. Аванисьянц. Основы социологии и политологии: учебник – Москва: Геотар 2010

3.   К.С.Гаджиев. Политология: учебник – Москва: Логос, 2013

4.   Г.А. Горбова, С.И. Самыгин. Основы социологии и политологии: учебное пособие – Москва - Ростов-на-Дону: МарТ, 2005

5.   Н.А.Аитов, К.У Биекенов. Социология: учебник – Алматы: Казак университет.

6.   К.Г.Габдулина, Е.Р.Раисов. Социология: учебник – Алматы: Нур-пресс

7.   Ж.О. Карагозова «Культурология» учебник – Алматы 2006

 

3.11.2 Дополнительная литература

 

1.   В.В.Желтов Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014.

2.   Н.К.Копесова. Основы политологии: учебное пособие - Алматы

 

3.12 Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, презентации, кейс-стади, проектирование и т.д.).

Аудиторные занятия

Лекция – визуализация.   Передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, диафильмы, видеозапись, кинофильмы и т. д.).

Лекция-беседа. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Работа в малых группах. Занятия в малых группах позволяют обучающимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают обучающимся научиться разрешать возникающие между ними разногласия.

Метод «мозговой атаки». «Мозговая атака» может продемонстрировать, что знают студенты; в ходе ее могут быть предложены идеи, способные решить проблему, создана структура обмена взглядами на общий опыт и высказаны пожелания студентов.

СРО

Презентация. Устное выступление по заданной проблеме с представлением основных положений выступления в виде слайдов, видеороликов и другое.

Конспект

1) письменный текст, систематически, кратко, логично и связно передающий содержание основного источника информации (статьи, книги, лекции и др.), может быть использован в сопровождение презентации;

2) синтезирующая форма записи, которая может включать в себя план источника информации, выписки из него и его тезисы.

Глоссарий. Краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме.

 

3.13 Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль) правила оценки всех видов занятий.

 

Таблица №1. Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырех балльной системе

Буквенная система оценки учебных достижений

обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту

по четырехбалльной системе

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой

эквивалент

баллов

%-ное

содержание

Оценка по

традиционной

системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

 

Уровень учебных достижений, обучающихся определяется итоговой оценкой, формируемой из оценки рейтинга-допуска и оценки промежуточной аттестации.

 

         Рейтинг допуска оценивает уровень (в процентах) сформированности у обучающегося компетенций, оцененных в соответствии с требованиями к их качеству, которые предусмотрены в РУП.  Этот уровень, с одной стороны, должен быть достаточным для допуска к итоговому контролю (готовность к итоговому испытанию - экзамену), с другой стороны – необходимым для дальнейшего освоения и развития профессиональных компетенций на последующих этапах образования.

Рейтинг допуска к экзамену должен составлять 50 и более процентов. Рейтинг допускаскладывается из оценки текущего контроляуспеваемости и оценок рубежных контролейРейтинг допуска подсчитывается как среднеарифметическая величина рейтингов по каждому блоку дисциплины.

         Текущий контроль - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины. Оценка учебных достижений, обучающихся зависит от формы проведения контроля.

         Рубежный контроль - контроль учебных достижений, обучающихся по завершению одного раздела учебной дисциплины. В период изучения дисциплины проводится не менее 2 рубежных контроля. Время проведения рубежного контроля указывается в РУП. Форма проведения рубежного контроля устанавливается решением ЦМК и методического совета.

         Оценка каждого рубежного контроля осуществляется исходя из 100 баллов (%-ное содержание).


 

Скачано с www.znanio.ru

АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ

АЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ

Силлабус дисциплины/модуля ОСНОВЫ

Силлабус дисциплины/модуля ОСНОВЫ

Введение Курс «Основы политологии и социологии» является общегуманитарной дисциплиной в структуре основной профессиональной программы

Введение Курс «Основы политологии и социологии» является общегуманитарной дисциплиной в структуре основной профессиональной программы

Отработка пропущенных занятий осуществляется обучающимися в течение 10 дней со дня выхода на занятия

Отработка пропущенных занятий осуществляется обучающимися в течение 10 дней со дня выхода на занятия

Конечные результаты обучения: · должен знать: историю , систему, структуру, предмет и объект политологии и социологии

Конечные результаты обучения: · должен знать: историю , систему, структуру, предмет и объект политологии и социологии

Аудиторные занятияСимуляцииВ клинике

Аудиторные занятияСимуляцииВ клинике

Социология здоровья. 1 учебник, презентация, тесты

Социология здоровья. 1 учебник, презентация, тесты

Воззрения Августина и Ф. Аквинского на проблему взаимоотношений церкви и государства

Воззрения Августина и Ф. Аквинского на проблему взаимоотношений церкви и государства

Казахстане и ее особенности.конспект, презентация2 занятие1

Казахстане и ее особенности.конспект, презентация2 занятие1

История политической мысли Казахстана

История политической мысли Казахстана

Механизм функционирования партийных систем

Механизм функционирования партийных систем

Культура древней Индии Основные этапы развития культуры древней

Культура древней Индии Основные этапы развития культуры древней

Права и свободы человека Права человека и защищенность личности

Права и свободы человека Права человека и защищенность личности

Проблемы модернизации политической системы

Проблемы модернизации политической системы

Категории и методы социологической науки

Категории и методы социологической науки

Основные формы вертикальной мобильности «восходящая»: нижней пласта, высокий пласт

Основные формы вертикальной мобильности «восходящая»: нижней пласта, высокий пласт

Социология религии. Закономерности формирования религии как социального института

Социология религии. Закономерности формирования религии как социального института

Кейсовая технология - технология, основанная на комплек­товании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумаж­ных, электронных и прочих носителях и рассылке их учащимся длясамостоятельного обучения

Кейсовая технология - технология, основанная на комплек­товании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумаж­ных, электронных и прочих носителях и рассылке их учащимся длясамостоятельного обучения

Текущий контроль состоит из устного, письменного, комбинированного опросов, защиты и презентации домашних заданий, тестов, оценки участия в дискуссиях, форумах, круглых столах

Текущий контроль состоит из устного, письменного, комбинированного опросов, защиты и презентации домашних заданий, тестов, оценки участия в дискуссиях, форумах, круглых столах

Работа в малых группах. Занятия в малых группах позволяют обучающимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки

Работа в малых группах. Занятия в малых группах позволяют обучающимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки

D+ 1,33 55-59

D+ 1,33 55-59
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2020