СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.9

СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.9
docx
22.12.2021
СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Статья Степанов М.О..docx

 

Степанов Максим Олегович,

учитель физической культуры, МБУ школа №70

г. Тольятти, Самарская область, Россия

 

СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 14-16 ЛЕТ

 

В работе представлены данные по влиянию силовых нагрузок на функциональное состояние подростков. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии дополнительных силовых нагрузках на функциональное состояние учащихся 14-16 лет с избыточным весом.

Ключевые слова: физическое здоровье, учащиеся 14-16 лет, возрастные особенности, силовая нагрузка, избыточный вес.

Главным фактором работоспособности организма является здоровье. Под понятием здоровья понимается не только отсутствие заболеваний, болезненных состояний, физических дефектов, но и гармоничное состояние психического, социального и физического благополучия. Необходимость поддержания здоровья учащихся 14-16 лет является актуальной проблемой современной системы образования по всему миру [1].

Уровень нашего физического здоровья определяется такими факторами, как генетическая наследственность (18 – 23%), экологическая обстановка (22-25%), медицинское обеспечение (9 – 12%), условия проживания и образ жизни (55 – 57%) [2].

Также важнейшими показателями физического здоровья выступают уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Одним из факторов ухудшения физического здоровья у подростков является избыточный вес. Избыточный вес характеризуется чрезмерным накоплением жировой клетчатки в человеческом организме. Для патологии свойственно хроническое течение, так как процессы накопления и сохранения жира в подкожных структурах длятся годами. В редких случаях пациенты полнеют в течение нескольких недель [3; 4].

Основными причинами избыточного веса принято считать нарушения биохимических процессов внутри организма, вызванных различными внутренними или внешними факторами. Пусковыми механизмами к развитию патологии можно считать метаболические нарушения. Механизм развития нарушения обмена веществ заключается в том, что человек потребляет больше энергии, чем успевает затрачивать за сутки. Генетические факторы также один из факторов, приводящих к лишнему весу. При наследственной предрасположенности вероятность избыточного веса у подростков при полных родителях значительно повышается. Другой фактор – отсутствие режима питания и наличие вредных привычек. Алкоголь (особенно, пиво) способствует нарушению метаболических процессов в организме, приводит к отложению жира в области бедер и живота у мужчин, женщин, подростков. Потребление пищи в разное время, перекусы фастфудом и употребление соленых, острых, жареных продуктов способствует накоплению избыточного веса. Малоподвижный образ жизни выступает еще один важным фактором, который способствует появлению лишнего веса. Спорт и ежедневные тренировки расходуют жиры, провоцируют укрепление мышечной ткани, предотвращают отложение в подкожно жировую клетчатку, позволяя человеку поддерживать вес в норме [5].

Целью исследования явилось улучшение физического здоровья лиц с избыточным весом путем введение силовых нагрузок в образ жизни учащихся.

Материал и методики. В исследовании приняло участие 20 учащихся 14-16 лет с избыточным весом. Были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В обеих группах применялась борьба с избыточным весом с помощью введения принципов здорового питания в рацион учащихся. В экспериментальной группе учащиеся дополнительно занимались физической культурой, применяя силовые нагрузки по 40-60 минут два или три раза в неделю. Продолжительность эксперимента составила 5 месяца.

Результаты исходных значений показателей и их значения в динамике у учащихся 14-16 лет экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблицах 1 и 2. Анализируя полученные результаты, можно обнаружить, что масса тела в конце эксперимента снизилась у лиц обеих групп. Достоверное снижение массы тела в конце эксперимента наблюдалось у лиц обеих групп в сравнении с началом эксперимента (р<0,001; р<0,01), однако у лиц контрольной группы масса тела была ниже и в сравнении с экспериментальной. Более значительные результаты по уменьшению массы тела были обнаружены у лиц экспериментальной группы, где применялись силовые нагрузки.

Таблица 1 – Функциональные показатели учащихся 14-16 лет с избыточным весом в начале эксперимента

№ п/п

Значение показателя

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Р

1.

Масса тела (кг)

63,3±2,002

62,1±2,022

>0,05

2.

ИМТ – индекс массы тела (кг/м2)

25,56±0,09

25,94±0,32

>0,05

3.

Индекс талия-окружности бедер

0,885±0,01

0,873±0,06

>0,05

4.

АД систолическое (мм.рт.ст.)

132,5±3,35

132±5,1

>0,05

5.

АД диастолическое (мм.рт.ст.)

94±3,7

94,5±3,5

>0,05

6.

Тревожность (балл)

33,4±1,62

33,9±2,37

>0,05

 

Таблица 2 – Функциональные показатели учащихся 14-16 лет с избыточным весом в конце эксперимента

№ п/п

Значение показателя

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1.

Масса тела (кг)

58,5±2,06*#

61,5±2,20*

2.

ИМТ (кг/м2)

24,71±0,79*#

25,7±0,79

3.

Индекс талия-окружности бедер

0,78±0,017*#

0,87±0,06

4.

АД систолическое (мм.рт.ст.)

121±2*#

128±2,45

5.

АД диастолическое (мм.рт.ст.)

81±2*#

92±2,45

6.

Тревожность (балл)

19±1,89*#

36,2±1,25

* – р<0,001 – достоверность отличий относительно начала эксперимента;

# – р<0,001 – достоверность отличий относительно контроля.

Положительный результат мы видим и в показателе индекса массы тела (ИМТ). Однако в контрольной группе произошло достоверное (р<0,001) улучшение ИМТ, но среднее значение его не пришел в норму. В то время как в экспериментальной группе достоверный (р<0,001) показатель значительно улучшился и соответствует норме.

Мы также наблюдаем значительные достоверные (р<0,001) изменения индекса соотношения талии и обхвата бедер в экспериментальной группе. В контрольной группе эти изменения не значительны.

Значение величины систолического артериального давления достоверно (р<0,001) уменьшилось в конце эксперимента в сравнении с его началом. Анализируя данные полученные до и после реабилитации можно выявить, что величина диастолического артериального давления достоверно (p<0,001), уменьшилось у лиц экспериментальной группе в сравнении с началом эксперимента и в сравнении с контролем. Следовательно, использование силовых нагрузок способствует нормализации как систолического, так и диастолического артериального давления.

Положительная динамика прослеживалась и в психоэмоциональном состоянии учащихся. У лиц экспериментальной группы наблюдалось значительное и достоверное (p<0,001) уменьшение личностной тревожности, в сравнении с лицами контрольной группы, т.е. психоэмоциональный фактор мы видим преимущественно у лиц экспериментальной группы.

Таким образом, результаты, полученные в ходе эксперимента по реализации программы введения регулярных силовых нагрузок у учащихся 14-16 лет, с избыточным весом свидетельствует об улучшении физиологических показателей учащихся. Результаты исследования показали высокую эффективность применения силовых нагрузок для нормализации веса учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Дворкин Л. С., Воробьев С. В., Хабаров А. А. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, №4, С. 33-40.

2.      Мотыляская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения // Теория и практика физической культуры - 1979, - № 11, - С.27-29.

3.      Подскоцкий Б.Е. Содержание занятий и методика тренировки юных тяжелоатлетов// Теория и практика физической культуры. 1956. № 7 - С. 540-546.

4.      Подскоцкий Б.Е., Ермаков А.Д. Работа с подростками и юношами// Тяжелая атлетика. М: Физкультура и спорт, 1981. - С. 190-207.

5.      Шабунин Р.А. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук.- Свердловск, 1969.- 38 с.


 

Степанов Максим Олегович, учитель физической культуры,

Степанов Максим Олегович, учитель физической культуры,

Одним из факторов ухудшения физического здоровья у подростков является избыточный вес

Одним из факторов ухудшения физического здоровья у подростков является избыточный вес

В экспериментальной группе учащиеся дополнительно занимались физической культурой, применяя силовые нагрузки по 40-60 минут два или три раза в неделю

В экспериментальной группе учащиеся дополнительно занимались физической культурой, применяя силовые нагрузки по 40-60 минут два или три раза в неделю

АД систолическое (мм.рт.ст.) 121±2 *# 128±2,45 5

АД систолическое (мм.рт.ст.) 121±2 *# 128±2,45 5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021