В числе важнейших качеств, определяющих саму возможность и результативность двигательной деятельности, является “сила”. В последнее время вместо термина “сила”, все чаще пользуют выражение “силовые способности”. Для количественной оценки силовых способностей используют как динамометрические показатели, которые характеризуют величину силы внешней, проявляемой при напряжении тех или иных мышц, так и целостные показатели внешнего эффекта силовых упражнений, выполняемых чаще всего с отягощением, например, оценивают реальные силовые возможности по весу поднятой штанги, гири.
«Силовая подготовка пловцов кролистов 1215 лет»
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I .Обзор литературы………………………………………………...5
I.1 Возрастные особенности юных пловцов………………………………5
I.2 Основные направления силовой подготовки пловцов – подростков 12
15лет, с учетом интенсивного периода развития силовых качеств….6
I.3 Силовая подготовка пловцов кролистов и контроль за ней………...12
Заключение…………………………………………………………………14
Глава II. Задачи и методы исследования………………………………...16
II.1
Задачи исследования………………………………………………...16
II.2 Методы исследования……………………………………………….16
II.2.1. Анализ литературных источников…………………………...17
II.2.2.
Динамометрия…………………………………………………17
Москва 2015II.2.3. Антропометрия………………………………………………...17
23
II.2.4. Методы математической статистики………………………...19
II.3 Организация исследования………………………………………….20
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………….
………………………………………21
Выводы……………………………………………………………………..40
Практические рекомендации……………………………………………41
Список литературы……………………………………………………….42
Введение.
Актуальность. В любом виде спорта фундаментом успеха служит
разносторонняя физическая подготовка,
делающая возможной и
целесообразной необходимую узкую специализацию.
Физическая подготовка пловца направленна на всестороннее развитие
организма спортсмена, укрепления его здоровья, совершенствование
двигательных навыков и качеств.
В числе важнейших качеств, определяющих саму возможность и
результативность двигательной деятельности, является “сила”. В последнее
время вместо термина “сила”, все чаще пользуют выражение “силовые
способности”. Для количественной оценки силовых способностей используют
как динамометрические показатели, которые характеризуют величину силы
внешней, проявляемой при напряжении тех или иных мышц, так и целостные
показатели внешнего эффекта силовых упражнений, выполняемых чаще всего
с отягощением, например, оценивают реальные силовые возможности по весу
поднятой штанги, гири.4
«Целостные показатели внешних проявлений силовых способностей
определяются на основе комплекса специальных контрольных упражнений и
соответствующих тестов». Такого рода упражнения представлены в
программе физического воспитания, не только в виде чисто силовых
движений, но и в виде двигательных действий, требующих проявления
силовых свойств мышечного аппарата в их реальном единстве со скоростными
и другими двигательными способностями.
Косвенным показателем силовых способностей служит внешний
результат упражнений.
«Такие показатели свидетельствуют не только о силовых возможностях,
но и удобны для обобщенной оценки эффекта комплексного воспитания
силовых способностей и поэтому широко применяются в практике».
Внутренние, т.е. определяемые строением и функциями организма,
факторы силовых способностей не сводятся лишь к свойствам мышечной
системы. И составляет способность развивать напряжение мышц,
направленное на обеспечение действий.
Средства распространений целенаправленной силовой подготовки на суше
подбираются с учетом формы и внешней структуры движений пловца в воде.
Практическая значимость. С целью улучшения спортивных результатов
применяется методика увеличения силы на суше и в воде пловцовкролистов.
Объект исследования. Силовая подготовка пловцов кролистов в возрасте
1215 лет.
Предмет исследования. Показатели силовых возможностей пловцов
кролистов 1215 лет.
Гипотеза. С помощью развития силовых показателей можно повлиять на
спортивные результаты и параметры техники плавания.
Цель исследования. Изучение влияния силовых возможностей на параметры
техники плавания, и спортивные результаты при плавании кролем на груди у
девушек и юношей 1215 лет.5
Глава I. Обзор литературы
I.1.Возрастные особенности юных пловцов.
Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия
форм, средств методов работы, направленности воздействия упражнений, их
дозировки по возрастным и половым особенностям занимающихся.
Закономерности возрастного биологического развития детского организма
отражены в особенностях телосложения, уровне физического развития и
физической подготовленности, моторике, психологических особенностях и
личностных качествах у детей, юношей и девушек в каждом конкретном
периоде (10).6
Переход от младшего школьного возраста к подростковому 1115 лет
связан с периодом полового созревания, во время которого происходят
усиленный рост размеров тела, увеличение уровня развития основных
физических качеств, также значительные изменения в психике. Внешне этот
процесс больше всего проявляется в увеличении размеров тела в ширину и
длину. С 11 лет девочки заметно обгоняют мальчиков по показателям длины и
веса тела. Высокие темпы прироста длины тела у мальчиков начинаются
около 12, а веса тела около 13 лет. Рост длины, веса тела, изменения
пропорций тела отражаются на качестве выполнения движений. В результате
гормональных изменений происходит ускоренный рост скелетной
мускулатуры. Увеличивается поперечное сечение мышц и толщина мышечных
волокон, строение мышечной ткани достигает уровня развития их у взрослого
человека. В этом периоде отмечаются высокие темпы прироста мышечной
массы и вследствие этогосиловых возможностей. В связи с существенным
увеличением мышечной массы, а также технического сопротивления мышц
растягиванию, особенно в возрасте после 12 лет, необходимо целенаправленно
совершенствовать гибкость и подвижность в суставах. Улучшается моторная
адаптация, быстрее происходит процесс формирования двигательных
навыков. В возрастной период 1114 лет завершается структурное и
функциональное формирование сердечнососудистой и дыхательной системы,
лимитирующих функциональный уровень физической работоспособности. В
период полового созревания происходит значительный рост мышечных
волокон сердца и увеличение диаметра его сосудов. К 1415 годам достигает
высокого уровня способность удерживать максимальный темп движений,
высокой степени совершенства достигает способность воспроизведения
пространственновременных параметров движения: амплитуды, ускорения,
величины мышечных усилий. В подростковом возрасте отмечаются быстрые7
врабатываемость и восстановление функций организма после мышечной
работы (13,14,22).
I.2. Основные направления силовой подготовки пловцов – подростков 12
15лет c учетом интенсивного периода развития силовых качеств.
Большое «значение имеет выявление интенсивных чувствительных
периодов развития основных физических качеств и функциональных систем.
Интенсивные периoды характеризуются пoвышенной чувствительностью
организма к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных
факторов среды, в том числе и тренировки. Выявление интенсивных
позволяет более эффективно рабoтать над совершенствованием физической
подготовленности на отдельных этапах многолетней тренировки, а также
прогнозировать спoртивную перспективность детей и подростков по темпам
прироста ведущих качеств» (2,9).
«Обычно интенсивные периоды связывают с возрастом наиболее
интенсивного прироста показателей. Хoтя ускорение ростового процесса
имеет место уже в периоде онтогенеза 811 лет у девочек и 912 лет у
мальчиков, наибольшие приросты скелетных размеров, силовых показателей и
функциональных возможностей в основном совпадают по срокам с 1113 лет
для девочек и 1315 лет для мальчиков, который является решающим в
формировании пропорций тела и всестороннего физического развития. В
свете теории интенсивных периодов это ключевой период в развитии
физического потенциала юных спортсменов. Действием половых гормонов
объясняются различия в изменениях, происходящие в организме мальчиков и
девочек. У девочек он начинается на 22,5 года раньше, чем у мальчиков и
выражен слабее.
Женские половые гормоныэстрогены обладают8
минимальным анаболическим влиянием на белковый обмен и не стимулируют
рост костной ткани, но стимулируют процесс окостенения хрящевой ткани и
закрытие зон роста в трубчатых костях. С действием эстрогенов связывают
интенсивный прирост жирового компонента массы тела. У мальчиков скачек
связан преимущественно с действием андрогенов, которые усиливают
действие гормона роста. В формировании физического потенциала юных
пловцов, в это время можно добиться максимального прироста физических
качеств». Такая стратегия важна в подготовке для девочек, т.к. «завершение
развития сопровождается у них окончанием ростового процесса и прироста
мышечной массы». Кроме меж половых различий проявляются значительные
меж индивидуальные различия. «Вместе с тем при раннем скачке отмечается
более высокий уровень развития физических качеств и функциональных
возможностей». Но эти различия нося временный характер и исчезают к
моменту окончания развития. В связи с этим в тренировку пловцов
подростков должны вноситься коррекции, соответствующие уровню их
биологической зрелости учитываются биологический возраст и
индивидуальные темпы полового созревания пловцов (1,4,11,15).
На этапе углубленной специализации, рассматриваемом нами «возраст
начала этого этапа1214 лет для девочек и 1315 лет для мальчиков,
продолжительность этапа 34 года,
необходима индивидуализация
физической подготовки, повышение объема и интенсивности нагрузок,
которая может осуществляться скачкообразно с учетом биологической
зрелости организма. Задачами подготовки являются: повышение общего
функционального уровня, постепенная подготовка организма к максимальным
нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования,
дальнейшее совершенствование технической подготовленности» (17,18).9
У мальчиков из силовых характеристик наиболее зрелыми являются
показатели статической силы кистевая и становая сила, сила тяги на привязи,
уровень развития которых изменяются почти синхронно с весом тела.
Кистевая сила наиболее интенсивно нарастает с 13 до 15 лет, становая с 13 до
17 лет, сила тяги на привязи с 12 до 15 лет (8).
Показатели специальной силы и силовой выносливости наиболее
быстрыми темпами увеличиваются с 14 до 16 лет. Развитие силового
потенциала происходит на 2 года раньше, чем его реализация в плавании (8).
У девочек уровни зрелости показателей физического развития 9,13,15,
лет. Динамика прироста длины тела веса и становой силы у девочек в целом
очень похоже на динамику этих показателей у мальчиков 11,15,17, лет.
Прирост длины и веса тела у девочек практически прекращается после 15 лет,
также отмечается выраженное ускорение роста и развития в 911 лет.
Динамика прироста длины тела веса тела и становой силы у девочек в целом
очень похоже на динамику этих показателей у мальчиков (5,6).
Учитывая изложенное выше, можно сделать следующие выводы: 1.
Применять больше объемы плавательной подготовки следует примерно на 2
2,5 года раньше, чем в работе с мальчиками ровесниками; 2.
Целенаправленная силовая подготовка должна начинаться не позднее 1213
лет, после 16 лет нельзя ожидать увеличения силовых возможностей в связи с
прекращением роста морфологических показателей (5,6)
«Максимальные по объему и интенсивности нагрузки следует
применять уже в 1416 лет с учетом индивидуальных темпов биологического
развития». Исходя из представлений о интенсивных периодах развития
физических качеств, их целенаправленную тренировку следует проводить
именно во время наиболее интенсивного прироста. Наступление интенсивного10
периода является сигналом для аккордного применения тренировочных
нагрузок, направленное на развитей тех качеств, которые в данный период
растут наиболее быстрыми темпами. В те возрастные периоды, когда
наблюдается низкий уровень и низкий темп прироста того или иного
физического качества, не целесообразно и не эффективно проводить
тренировку , направленную на развитие этого качества, т.к. его прирост будет
незначительным.
Необходимо всегда помнить, что функциональные и
адаптационные возможности организма пловцов –подростков –это не одно и
то же. Юные пловцы, работающие на высоком уровне, в целом тренировках,
не всегда могут выдержать подобные нагрузки на протяжении серии занятий
или периода подготовки. У мальчиков период интенсивного прироста
большинства показателей силы, силовой выносливости и анаэробной
производительности как бы сдвинуть по сравнению с девочками на возраст
после 14 лет , пиками прироста в 14+15 и 16+17 лет. У девочек пиковые
приросты показателей физического развития наблюдается на 2 года раньше. В
связи с этим содержание подготовки направленность, объем и интенсивность
применяемых нагрузок девочек должно коренным образом отличаться от
содержания подготовки мальчиков того же возраста. Возрастная динамика
физического и функционального развития является основным критерием ,
определяющим сроки и содержание каждого этапа тренировки. Таких
образом, достижение максимально высоких результатов в подготовки юных
пловцов зависит от их общей, разносторонней и специальной силовой
подготовленности (7,8,2).
«В процессе занятий физическими упражнениями на суше создается
фундамент разносторонней подготовленности, на основе которого, в
следствии уделяется добиться высокого уровня развития специальной силы,
выносливости, скоростных возможностей пловца» (10).11
«Локальная мышечная выносливость является основой силовых
способностей высококвалифицированных пловцов. Это важная составная
часть специальной выносливости спортсменов». Однако уровень развития
силовой выносливости пловца обусловлен уровнем развития быстрой силы
проявляется при преодолении сопротивлений неопределенной величины с
выраженным ускорением. Наиболее рациональный путь воспитания силовой
выносливости юного пловца – разносторонняя силовая подготовка. «Уровень
этих способностей зависит от совершенствования межмышечной и
внутримышечной координации. Первая проявляется в согласованном
взаимодействии рабочих мышц, своевременным приложением усилий в рамках
данного двигательного навыка, использований упругих свойств мышц. Вторая
– в упорядоченной деятельности двигательных нервномышечных единиц,
обеспечивающей или их синхронизации при кратковременном скоростно –
силовой работе, или экономичное чередование периодов напряжений при
длительной работе на выносливость. В тренировке спортсменов выделяют три
основных вида силовой подготовки общую,
разностороннюю
целенаправленную и специальную. Примерное соотношение видов силовой
подготовки в разных группах юных пловцов (10,11)
Задача общей силовой подготовки является: укрепление мышечно
связочного аппарата, воспитание умение проявлять оптимальные усилия в
широком диапазоне движений в единстве с ловкостью, быстротой, гибкостью;
гармоничное развитие всей мускулатуры пловца. Из за методов физической
подготовки применяется повторный метод с оптимальными усилиями при
среднем числе повторений, рекомендуется выполнять упражнения из
различных исходных положений, в различном темпе» (12).
«Применяются одиночные упражнения без предметов для мышц
туловища; общеразвивающее упражнения в упорах и висах; общеразвивающее12
упражнения с партнером; одиночные общеразвивающие упражнения с
набивным мячом; общеразвивающие упражнения в парах с бросками и ловлей
набивных мячей» (8,9).
Разносторонняя целенаправленная подготовка решает задачи
повышения уровня абсолютной силы, в быстрых движениях и силовой
выносливости мышечных групп, являющимся ведущими при плавании
спортивными способами. Этот вид подготовки занимает особое место в
работе с пловцами подросткового и юношеского возраста. Он должен
обеспечить прочный фундамент для специальной силовой подготовки. На
мышцы рук и плечевого пояса приходится основная нагрузка при плавании
любым из спортивных способов, за исключением брасса, где роль рук и ног
примерно одинакова (10,2)
Следует отметить рациональность комплексного применения средств
целенаправленной силовой подготовки на суше. Это позволяет не только
разнообразить занятия, но и избежать отрицательного переноса навыка
силовых упражнений в упражнениях на суше на плавательные движения. Чем
чаще и интенсивней спортсмен упражняется на одном и том же силовом
тренажере, тем прочнее становиться навык данного силового движения и тем
больше он мешает основному соревновательному (1).
Ведущие в плавании группы мышц действуют более эффективно, если
их окружает соразмерно развитие мускулатуры. Основной метод
разносторонней целенаправленной подготовки – метод повторных усилий до
отказа (4).
Задача специальной силовой подготовки: повышение уровня
выносливости основных мышечных групп пловца с помощью движений,13
максимально приближенных по структуре и характеру к движениям при
плавании с соревновательной скоростью (2,5)
Этот вид подготовки начинает широко использоваться в занятиях с
пловцами групп спортивного совершенствования. В неразрывной связи с
технической подготовкой осуществляется специальная силовая подготовка на
суше, воспитание скоростных возможностей, специальной выносливости и
силы пловца в упражнениях в воде.
Важным шагом в процессе
совершенствования средств и методов специальной силовой подготовки
пловцов стало создание и применение различных устройств и тренажеров,
позволяющим моделировать характер изменений усилий в гребке и
обеспечивающих специальную нагрузку на мышцы по всему диапазону
выполняемого движения (10).
1.3.Силовая подготовка пловцовкролистов и контроль за ней.
Контроль за изменениями показателей силовой подготовленности
позволяет корректировать направленность тренировочного процесса, повышая
эффективность подготовки. Сложность периода биологического развития ,
значительные индивидуальные различия сроков и темпов полового
созревания , существенное возрастание тренировочных нагрузок делают
контроль на этапе углубленной специализации важнейшим инструментом
управления. Систематически проводимый контроль дает возможность
правильно оценивать физическое развитие пловца , максимальные
функциональные возможности и степень адаптации организма к нагрузкам
разной интенсивности. Объективно полученные данные позволяют более
целесообразно планировать процесс тренировки и корректировать его (11).
« В процессе контроля за силовой подготовкой измеряют силу тяги в
воде и на суше, скоростно – силовые показатели и показатели силовой14
выносливости. Получаемые при обследовании данные подвергают анализу с
учетом возраста и степени биологической зрелости пловца» (9,10).
«В качестве контрольных упражнений для оценки уровня общей силовой
подготовленности можно использовать: 1. Бросок набивного мяча весом 13
кг для девушек, 5 кг для юношей, двумя руками изза головы на дальность, из
положения сидя на полу ноги врозь; 2. Прыжок в длину с места или в верх с
места; 3. Подъем прямых ног под углов 90 градусов в висе на гимнастической
стенке; 4. Подтягивания на перекладине для юношей , сгибание и разгибание
рук в упоре лежа для девушек» (2,3).
« В качестве контрольных упражнений по силовой подготовки
рекомендуется: для определения уровня абсолютной силы – максимальная
сила тяга обеими руками одновременно в наиболее характерной точке
движения, имитирующего среднюю часть гребка руками дельфином, с
помощью устройства, имеющего горизонтальные тяги с динамометром.
Уровень силовой выносливости оценивается по максимальному числу
повторений тяги двумя руками одновременно , при выполнении упражнения с
блоками, на тренажерах. Во всех случаях задаются амплитуда и темп
движений , вес отягощений для пловцов –подростков составляет 60%, для
пловцов юношеского возраста 70% от максимально возможного. Исключение
упражнений на тележкесалазках, где задается угол наклона скамейки.
Уровень специальной силы пловца в упражнениях на суше контролируется по
максимальному количеству рабочих движений, выполненных на тренажере в
разных режимах» (7,8).
Оценивая эффективность скоростносиловой работы пловцов, нужно
учитывать следующее обстоятельство. При достаточно быстром растягивании
мышц, находящихся в активированном состоянии, повышается сила и
скорость сокращения. Это объясняется как центральнонервными влияниями,15
так и свойствами самого мышечного аппарата, в частности упругими силами,
возникающими при деформации. Для отличия упругих сил от сил, вызванных
увеличенной эфферентной активностью мотонейронов,
энергопродукция упражнения.
измеряется
Работа упругих сил не требует
дополнительного расхода энергии, тогда как увеличение числа активных
единиц или частоты их возбуждения вызывает дополнительные затраты
энергии. Результаты экспериментального исследования показали, что
использование энергии упругой деформации мышц, накопленной в
уступающей фазе движения,
эффективности мышечной работы (с 13,75 до 31,45).
существенно повышает коэффициент
Эффективное
скоростносиловой
подготовленности может осуществляться путем выявления структуры
повышение
специальной
данного качества и применения соответствующих тренирующих воздействий.
Количественные соотношения качеств силы, быстроты и выносливости
зависят на каждой конкретной соревновательной дистанции плавания от
индивидуальных особенностей спортсмена и структуры физической
подготовленности (35,39,40).
Заключение
«Анализ литературных данных показал, что в настоящее время существует
достаточно широкий круг методов для оценки неспецифических и
специфических силовых возможностей пловцов. Наряду с доступными
способами оценки максимальных силовых качеств и силовой выносливости с
помощью динамометрии, изотонических и изометрических информационно
тренажерных устройств, в практику подготовки спортсменов включаются
компьютеризованные исследовательские комплексы с видеорегистрацией и
последующим анализом движений».16
«Известно, что силовая подготовленность пловца – одна из важнейших
сторон его специальной спортивной работоспособности. Высокий уровень
силовой подготовленности оказывает положительное влияние на процессы
адаптации к высоким функциональным нагрузкам, на длительность удержания
спортивной формы и обеспечивает высокие темпы прироста спортивного
результата у пловцов».
«Оценка силовой выносливости предполагает использование различных
аппаратов, конструкций, часто используемых в тренировочном процессе
пловцов для развития силы: инерционный динамометр, тренажер Хюттеля
Мертенса, «скользящую тележку», «Биокинетик» и другие. С непрерывным
улучшением аппаратуры,
обосновываются более специфические для пловцов тесты».
тестирующей силу,
разрабатываются и17
Глава 2. Задачи, методы и организация исследований
2.1 Задачи исследования
Для решения поставленной цели исследования были сформулированы
следующие задачи:
1. Изучить возрастную динамику данных антропометрических показателей
у пловцов кролистов 1215 лет.
2. Изучить возрастную динамику силовых показателей пловцов
кролистов в возрасте 1215 лет на суше и в воде. Определить
взаимосвязь силовых показателей спортсменов и показателей темпа и
длины шага.
3. Определить взаимосвязи скоростью плавания, силовыми показателями и
значениями темпа и длины шага у пловцовкролистов в возрасте 12
15лет, между показателями максимальной скоростью плавания и
силовыми значениями и показателями темпа и длины шага на суше и в
воде.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач были следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научнометодической литературы;
2. Антропометрия;18
3. Секундометрия;
4. Динамометрия на суше и в воде;
5. Педагогические контрольные измерения и тесты;
6. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение научнометодической литературы.
C целью получения представления о состоянии изучаемого вопроса
учебно
проводилось путем изучения диссертаций,
методических пособий, статей в сборниках научных трудов и периодической
авторефератов,
печати. Всего 40 источников.
Антропометрия. У всех испытуемых длина тела измерялась с помощью
стального антропометра во франкфуртской плоскости . Вес спортсменов
измерялся с помощью напольных весов. ЖЕЛ измерялось спирометром.
Испытуемым предлагалось сделать две попытки, результат записывался как
средний результат двух попыток.
Динамометрия. Определение силы мышц при помощи верхнего плечевого
пояса на суше и в воде производилось нами при помощи методики
динамометрии. Для измерения на суше максимальной силы мышц,
участвующих в гребке, мы использовали широко применяемую процедуру,
предложенную Х.Мертенсоном в 1969 году. При тестировании спортсмен
ложится на специальную скамейку, имеющую угол наклона 8 градусов. Руки
согнутые в локтевых суставах до угла 120 градусов, опущены вниз, плечи
перпендикулярны оси тела. Кисти рук устанавливаются на специальных19
лопаточках, которые соединены с динамометром (динамометр марки ДРП
100, цена деления 0,1 кг) посредством жесткого капронового шнура. Величина
максимальной статической силы тяги на суше определялась по результатам
трех попыток с достаточным отдыхом для полного восстановления. В момент
проведения испытания строго контролировалось положение локтевых
суставов рук. В случае опускания локтя результаты тестирования не
насчитывались, процедура повторялась снова.
Для проведения величины показателей специальной силовой
подготовленности в воде производилось измерение максимальной силы тяги
при плавании на привязи с растягиванием резинового амортизатора.
Тестирование выполнялось при плавании с работой одними руками, одними
ногами и в полной координации. При этом соблюдались следующие условия:
a) Высота крепления динамометра составляла 50 сантиметров над уровнем
воды;
б) Для устранения динамического удара натяжение троса, соединяющего
ремень на поясе спортсмена с динамометром, применялся демпфер из
резинового шнура длиной 4 метра, и жесткостью 150 н/м;
г) Все измерения проводились при помощи одного и того же резинового
демпфера.
С целью получения наиболее полноценной информации о состоянии
специальной силовой подготовленности рассчитывались показатели:
КИСВ=(Fкоорд/Fсуша)x100%, где
КИСВ коэффициент использования силовых возможностей %;
Fкоорд. сила тяги развиваемая при плавании в полной координации;
Fсуша сила тяги, развиваемая на суше.
Чем больше значение КИСВ приближается к 100%, тем эффективнее
использование силы при работе в воде КК=( Fкоорд/(Fн/н))x100%, где КК
коэффициент координации,20
Fкоорд.сила тяги, развиваемая при плавании в полной координации,
Fн/р величина силы тяги при плавании на руках,
Fн/н сила тяги при плавании на ногах.
Коэффициент координации (КК) используется для контроля за
эффективностью проявления в техническом навыке. Чем больше значение КК
приближается к 100%, тем совершеннее использование потенциальной силы в
технике плавания.
Педагогические контрольные измерения и тесты. Испытания проводились
с целью определения скорости, темпа длины шага при плавании кролем на
груди с максимальной скоростью. Испытуемым предлагалось проплыть 50
метров кролем на груди с максимальной скоростью. Во время проплывания
дистанции фиксировать время и количество гребковых движений. Далее
рассчитывались значения скорости, темпа и длины шага по следующим
формулам:
а) V=S/t, где
V скорость плавания (м/с),
S длина тестируемого отрезка (50 м),
t – время (с)
б) T=t/n x 30, где
T= темп плавания (циклов),
nколичество гребковых движений, выполняемых на тестируемом отрезке.
в) L=S/n, где
Lдлина шага при проплывании тестируемого отрезка (м).
Методы математической статистики. При обработке и анализе данных
экспериментальных исследований применялись общепринятые показатели и
методы математической статистики.21
Определялись среднеарифметические значения – x, среднеквадратичное
отклонение. Средняя арифметическая величина выборки x характеризует
средний уровень значений изучаемой случайной величины
в наблюдавшихся случаях и вычисляется путем деления суммы отдельных
величин исследуемого признака на общее число наблюдений:
, где xj значение конкретного показателя;
∑ знак суммирования;
n – число показателей (случаев).
Для оценки величины ошибки данных в используемой выборке, применялось
среднеквадротическое отклонение.
Среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле:
где ∑(x, X)2 – сумма разности между каждым показателем и средней
арифметической величиной (сумма квадратов отклонений) ;
n – объем выборки.
Для определения степени взаимосвязи между различными показателями
уровня развития спортсмена, применялся коэффициент корелляции
2.3. Организация исследования
Исследования проводились в период 2012 2013 г.г. На базе 50 метрового
бассейна РГУФКСМиТ. В качестве испытуемых выступали спортсмены
СДЮСШОР по плаванию “Юность Москвы”, девушки и юноши в возрасте 12
15 лет имеющих квалификацию от 3 взрослого разряда до мастера спорта.22
Принадлежность к той или иной возрастной группе определялось по
паспортному возрасту. Например, к возрасту 12 лет относятся дети 11,5 до
12,5 лет и т.п. Общее количество спортсменов составило 39 человек.
После разминки испытуемым предлагалось 50 метров кролем на груди с
максимальной скоростью.
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.
III.1. Возрастная динамика физического развития у девушек и юношей
1215 лет, специализирующихся в плавании кролем на груди.23
Рис.1 Возрастная динамика ЖЕЛ, у девушек и юношей в возрасте 1215
лет.
Анализ измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ), показал, что у
девушек и юношей в возрасте от 12 до 15 лет. Показатели ЖЕЛ постепенно
возрастают, у девушек от 3 литров до 4,75 литров, у юношей от 3,8 литров до
5,3 литров (рис.1). Во всех возрастных группах у юношей показатели ЖЕЛ
превосходят показатели ЖЕЛ у девушек. Пик прироста показателей ЖЕЛ
приходится на 14 лет, как у девушек, так и у юношей. У девушек данный
показатель прирастает немного интенсивнее, нежели у мальчиков – 42% у
девочек против 25% у мальчиков.
Данный факт позволяет предположить, что в возрасте 14 лет у девочек
происходит более заметный прирост спортивных результатов, чем у
мальчиков.24
Рис.2 Возрастная динамика индекса массы тела (ИМТ) у девушек и
юношей в возрасте 1215 лет.
Анализ динамики изменения индекса массы тела (ИМТ) в зависимости
от возраста (рис.2) показал, что у девушек в 12 лет ИМТ значительно выше,
чем ИМТ юношей 12 лет, что говорит о вступлении девушек в 12 лет в
пубертатную фазу развития, к 13 годам ИМТ у девушек и юношей имеют
приблизительно одинаковые значения, начиная с 14 лет юноши начинают
обгонять в ростовесовых показателях девушек.
Это говорит о том, что девушки вступают в фазу постпубертатного
развития, а юноши вступают в фазу пубертата. Показатели ИМТ у девушек и
юношей в нашем исследовании находятся в пределах нормы.
Также мы можем отметить, что скорость прироста ИМТ у юношей
несколько выше, чем у девушек. У юношей прирост ИМТ за 4 года составляет
25%, в то время как у девушек прирост равен 12,5%.25
III.2. Показатели специальной подготовки на суше у пловцов кролистов
1215 лет.
Рис.3 Возрастная динамика максимальной силы тяги на суше руками у
девушек и юношей в возрасте 1215 лет.
Анализ показателей специальной силовой подготовленности на суше
(рис.3) показал, что возрастная динамика уровня специально силовой
выраженная показателями статической силы
подготовленности,
максимальной силой тяги на суше у девушек и юношей в возрастном
диапазоне с 12 до 13 лет плавно возрастает, с 13 до 14 лет среднее значение
силовых показателей возрастает более высокими темпами, и с 14 до 15 лет
незначительно уменьшается.
На рисунке 3 также хорошо видно, что у девушек темп прироста
показателей статической силы в период с 12 до 15 лет превышает темп
прироста того же показателя у юношей. У девушек сила тяги на суше в
возрасте 1415 лет на 74% превышает силу тяги на суше в 1213 лет, у юношей
на 48%.26
III.3. Показатели специальной силовой подготовленности в воде у
пловцовкролистов 1215 лет.
Рис.4 Возрастная динамика силы тяги в воде на привязи при помощи
движения руками у девушек и юношей возрасте 1215 лет.
На рисунке 4 мы видим возрастную динамику показателей силы тяги в
воде на привязи. Наибольшая скорость прироста силовых показателей при
плавании на руках у девочек происходит в возрасте от 13 до 15 лет, у юношей
от 13 до 15 лет.
При анализе соотношения статической силы и максимальной силы тяги
в воде на привязи при плавании на руках, выражаемого значением
коэффициента использования силовых возможностей (КИСВ), оказалось, что
в период с 12 до 13 лет имеется плавный прирост качества переноса силовых
возможностей у девушек и юношей. В период с 13 до 14 лет, не смотря на
сильный прирост показателей силы тяги в воде, среднее значение КИСВ
немного снижается, т.к. показатели силы тяги на суше растут быстрее.27
Снижение показателей КИСВ говорит о превышающем запасе
статической силы и меньшем проценте ее использования для тяговых усилий
движений руками в воде при плавании на привязи (рис.4).
В возрастном диапазоне 1415 лет происходит усовершенствование
показателей техники плавания, что приводит к более эффективному переносу
силовых возможностей на воду, следовательно к небольшому росту
показателей КИСВ.
Рис.5 Возрастная динамика силы тяги в воде при плавании в полной
координации на привязи у девушек и юношей в возрасте 1215 лет.
Сила тяги в воде при плавании в полной координации с увеличением
возраста пловцов имеет тенденцию к постоянному повышению. Средние
данные силы тяги в воде при плавании в полной координации у девочек и
мальчиков в возрасте 1213 лет незначительно возрастают, а в 14 лет
происходит значительное увеличение показателей силы тяги в воде при28
плавании в полной координации у девушек и юношей примерно в одинаковой
степени.
КИСВ у девушек с 12 до 13 лет имеет тенденцию к снижению, с 13 до 14
лет практически не изменяется и с 14 до15 лет незначительно возрастает
(рис.5).
КИСВ у юношей с 12 до 13 лет практически не изменяется, с 13 до14
лет показатель КИСВ соотношение статической силы и максимальной силы
тяги в воде на привязи снижаются, с 14 до 15 лет КИСВ быстро возрастает
(рис.5).
III.4. Показатели коэффициента координации (КК) у пловцов кролистов
1215 лет.
Рис.6 Возрастная динамика силы тяги ногами, руками, и в полной
координации при плавании на привязи у девушек в возрасте 1215 лет.
Показатели силы тяги в воде при плавании с помощью движений
руками, ногами, и в полной координации на привязи у девушек постоянно29
увеличивается, с пиком прироста в 14 лет. Коэффициент координации (КК) в
период с 12 до 13 лет резко возрастает, с 13 до 14 лет стабилизируется, к 15
годам быстро возрастает и достигает показателя 81,5%, что говорит нам о
достижении хорошей техники, и выполнение норматива мастера спорта
(рис.6).
Чем больше значение КК, тем совершение использование потенциальной
силы в технике плавания.
Рис.7 Возрастная динамика силы тяги ногами, руками, и в полной
координации при плавании на привязи у юношей в возрасте 1215 лет.
Показатели силы тяги в воде при плавании с помощью движений ногами,
руками и в полной координации при плавании на привязи, у юношей имеет
тенденцию к увеличению, с резким приростом в 14 лет. Коэффициент
координации (КК) в период с 12 до 13 лет имеет медленный прирост, с 13 до
14 лет резко возрастает и с 14 до 15 лет продолжает незначительно расти
(рис.7).30
Расчет КК позволяет достаточно эффективно контролировать уровень
технической подготовки пловца, а главное дает возможность для взаимосвязи
контроля за техникой плавания и силовой подготовки.
III.5. Взаимосвязь между максимальной скоростью плавания и
антропометрическими силовыми значениями на суше и в воде темпом и
длиной шага.
Таблица 1.
Корреляционная таблица измеряемых показателей у девушек кролисток
1215 лет
Таблица 2.
Корреляционная таблица измеряемых показателей у юношей кролистов
1215 лет31
В таблицах 1 и 2 приведены коэффициенты корреляции между всеми
измеряемыми в ходе эксперимента показателями. Далее рассмотрим более
подробно наиболее значимые из них.
КК
КИСВ
скорость
Сила тяги в
воде
Сила тяги на
суше
шаг
темп
возраст
рост
вес
ЖЕЛ
Рис.8 Основные корреляционные зависимости у девушек кролисток 1215
лет.КК
КИСВ
32
скорость
Сила тяги в
воде
Сила тяги на
суше
Шаг
возраст
рост
вес
Рис.9 Основные корреляционные зависимости у девушек кролисток 1215
лет.
ЖЕЛ
темп33
Рис.10 Зависимость скорости плавания от массы тела у юношей и
девушек в возрасте 1215 лет.
На рисунке 8 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
массы тела у девушек (r=0,82) и юнoшей (r=0,64) в возрасте 1215 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скорости плавания у девушек
и веса тела является тесной; а у мальчиков нормальная. Количественная
зависимость скорости плавания от массы тела может быть описана линейными
уравнениями регрессии:
Юноши: y=0,0086x+1,2213 R2=0,4048
Девушки: y=0,0159x+0,5763 R2=0,6801
Данная зависимость говорит о том, что при увеличении массы тела
происходит рост скорости плавания у юношей и девушек.34
Рис.11 Зависимость скорости плавания от длины тела у юношей и
девушек в возрасте 1215 лет.
На рисунке 9 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
роста у девушек (r=0,71) и юнoшей (r=0,58) в возрасте 1215 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скорости плавания у девушек
и роста является тесной; у мальчиков нормальной. Количественная
зависимость скорости от длины тела выражается уравнениями регрессии:
Юноши: y=0,0089x+0,1937 R2=0,3323
Девушки: y=0,0121x0,6141 R2=0,4995
График показывает, что с увеличением длины тела происходит
незначительный рост показателей скорости плавания у юношей и девушек.
Используя вышеприведенные зависимости с известной долей точности можно
прогнозировать потенциальные спортивные результаты отталкиваясь от
антропометрических данных спортсмена.35
Рис.12 Зависимость скорости плавания от показателей ЖЕЛ у юношей и
девушек в возрасте 1215 лет.
На рисунке 10 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
ЖЕЛ у девушек (r=0,76) и юнoшей (r=0,89) в возрасте 1215 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скорости плавания у девушек
и юношей ЖЕЛ является тесной. Количественная зависимость между
показателями скорости плавания и ЖЕЛ можно описать линейными
уравнениями регрессии:
Юноши: y=0,1979x+0,7249 R2=0,7942
Девушки: y=0,1379x+0,8158 R2=0,5773
Представленная зависимость говорит о том, что прирост скорости плавания
зависит от ЖЕЛ у юношей и девушек примерно в равной степени.36
Рис.13 Зависимость скорости плавания от темпа у юношей и девушек в
возрасте 1215 лет.
На рисунке 11 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
темпа у девочек (r=0,13) и юнoшей (r=0,38) в возрасте 1215 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скоростью плавания у
девушек и темпа является низкой; у юношей незначительная. Количественная
зависимость скорости плавания от темпа можно описать линейными
уравнениями регрессии:
Юноши: y= 0,0065x+1,9903, R2=0,1419
Девушки: y=0,0024+1,2376, R2=0,0166
Данный график говорит о том, что увеличение темпа у девочек не
приводит к уменьшению скорости плавания. У юношей увеличение темпа
приводит к незначительному снижению скорости плавания. Этот эффект у
юношей может объясняться снижением силы тяги в воде при увеличении
темпа плавания. (r=0,44), в то время как у девушек данная взаимосвязь37
низкая (r=0,12). Следовательно, юношам необходимо больше работать над
техническим совершенствованием.
Рис.14 Зависимость скорости плавания от длины шага у девушек и
юношей в возрасте 1215 лет.
На рисунке 12 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
шага у девушек (r=0,47) и юнoшей (r=0,67) в возрасте 1215 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скорости плавания у девушек
и юношей шага является нормальной. Количественная зависимость скорости
плавания от длины шага можно описать линейными уравнениями регрессии:
Юноши: y=0,2194x+1,213 R2=0,4427
Девушки: y=0,2171+1,0019 R2=0,2201
Данная зависимость показывает, что при увеличении длины шага растет
скорость плавания у юношей и девушек. Это значит, что необходимо работать
над техникой плавания и улучшать показатели КИСВ и КК.38
Рис.15 Зависимость скорости плавания от силы тяги на суше у юношей и
девушек в возрасте 1215 лет.
На рисунке 13 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
силы тяги на суше у девушек (r=0,85) и юнoшей (r=0,78) в возрасте 1215 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скорости плавания и силы
тяги на суше у девушек и юношей является тесной. Количественная
зависимость скорости плавания от силы тяги на суше можно описать
линейными уравнениями регрессии:
Юноши: y=0,126x+1,3261 R2=0,6038
девушки: y=0,0129+1,043 R2=0,7185
Данная зависимость говорит о том, что с ростом силы тяги на суше,
растут показатели скорости плавания у юношей и девушек примерно с
одинаковым темпом. Следовательно, необходимо работать над развитием
силовых способностей, у юношей и девушек.39
Рис.16 Зависимость скорости плавания от силы тяги в воде у юношей и
девушек в возрасте 1215 лет.
На рисунке 14 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
силы тяги ногами в воде у девушек (r=0,63) и юнoшей (=0,74) в возрасте 1215
лет.
Степени взаимосвязи между показателями скорости плавания у девушек
и силы тяги ногами в воде является нормальной; у юношей тесной.
Количественная зависимость скорости плавания и силы тяги ногами в воде
описывается линейными уравнениями регрессии:
Юноши: y=0,03442x+1,3091 R2=0,5454
Девушки: y=0,0368x+1,1142 R2=0,3915
График зависимости говорит о том, при росте показателей силы тяги
ногами в воде, растет скорость плавания у юношей и девушек.40
Рис.17 Зависимость скорости плавания от силы тяги руками в воде у
девушек и юношей в возрасте 1215 лет.
На рисунке 15 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
силы тяги руками в воде у девушек (r=0,71) и юнoшей (r=0,79) в возрасте 12
15 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скорости плавания у девушек
и юношей силы тяги в воде руками является тесной. Качественная
зависимость между скоростью плавания и силой тяги руками в воде
описывается линейными уравнениями регрессии:
Юноши: y=0,0355x+1,1483 R2=0,6276
Девушки: y=0,0394x+0,936 R2=0,5096
С ростом силы тяги руками в воде растут показателе скорости плавания
у юношей и девушек.41
Рис.18 Зависимость скорости плавания от силы тяги в воде в полной
координации у девушек и юношей в возрасте 1215 лет.
На рисунке 16 показана взаимосвязь скорости плавания и показателей
силы тяги в воде в полной координации у девочек (r=0,71) и юнoшей (r=0,79) в
возрасте 1215 лет.
Степень взаимосвязи между показателями скорости плавания у девушек
и юношей силы тяги в воде в полной координации является тесной.
Количественная зависимость скорости плавания от силы тяги в воде в полной
координации описывается линейными уравнениями регрессии.
Юноши: y=0,027x+1,0319 R2=0,6188
Девушки: y=0,0254x+0,8858 R2=0,4983
Данная зависимость показывает, что при увеличении силы тяги в воде в
полной координации, растут показатели скорости плавания у юношей и
девушек. У юношей увеличение силы тяги в воде дает больший эффект
нежели у девушек. Следовательно, юношам необходимо больше работать над
переносом силовых возможностей с суши на воду КИСВ.42
Выводы.
1. Полученные данные указывают на целесообразность изучать возрастную
динамику показателей физического развития и специальной силовой
подготовки в планировании тренировочного процесса.
2. В процессе многолетней подготовки юных пловцовкролистов, 1215 лет
физическое развитие не стоит на месте. Ростовесовые показатели у
девушек выше до 14 лет, а с14 летнего возраста юноши обгоняют по
данным значениям. ЖЕЛ у юношей с 12 до 15 лет по значениям выше,
чем у девушек. ИМТ находится в пределах нормы.
3. Возрастная динамика силовых показателей на суше и в воде у девушек и
юношей показывает, что максимальные значения достаются в 14 летнем
возрасте значение КСВ снижается. С 13 лет, что говорит о
превышающем запасе статической силы и меньшем % ее использования
для тяговых усилий в воде при плавании на привязи. Коэффициент
координации у девушек и у юношей с возрастом возрастает, что говорит
о том, что совершеннее используется силовые возможности в технике
плавания.
4. Полученные коэффициенты корреляции, показывают, что скорость при
плавании кролем на груди наибольшим образом зависит от массы и
длины тела, ЖЕЛ, от длины шага, силы тяги на суше и в воде.
5. Для достижения наилучшего результата при плавании кролем на груди,
необходимо включать в тренировку управление силовой
направленности.43
Практические рекомендации.
1. Выполнение контрольных нормативов СФП позволяет выходить на
запланированный спортивный результат.
2. Будущие успехи юных пловцов закладываются в накоплении
физических возможностей.
3. Предложенные способы определения состояния подготовленности
пловцовкролистов помогут практически осуществить контроль
тренирующимся
на развитие оптимальных, силовых данных и
совершенно вносить изменения в тренировочном процессе.
4. Надежное управление тренировочным процессом будет обеспеченно при
регулярном использованием метода динамометрии на суше и в воде,
оценивая уровень возрастносиловых показателей пловцовкролистов.
5. Методы контроля за развитием подрастающего организма и его
физическим совершенствованием необходимы при развитии
специальной силовой подготовки.44
Список литературы.
1. Булгакова Н.Ж. Учебник для ин тов физ. культ. М.: Физкультура
и спорт.1979. 320 с.
2. Бальсевич В.К., Запоражанов В.А. Физическая активность человека.
Киев: Здоровья, 1987. 120 с.
3. Бальсевич В.К., Запоражанов В.А. Физическая активность человека.
Киев: Здоровья, 1987. – 310 с.
4. Вайцеховский С.М. ”Роль всесторонней физической подготовки в
тренировки пловца”/Плавание: Сборник научных и методических
работ ,М.,ФИС, 1962г. – 210 с.
5. Верхошанский Ю.В “ Основы специальной физической подготовки
спортсменов”, М., ФИС, 1982г. – 163 с.
6. Верхошанский Ю.В “ Программирование и организация тренировочного
процесса”, М., ФИС, 1985г. – 122 с.
7. В.Д. Гончаров. Человек в мире спорта. М., ФиС, 1987. – 124 с.
8. Дырко В.В. “Методика определения спортивной перспективности юных
пловцов на основе динамики специальных силовых
показателей”/диссертация, 1982г. – 77 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М., 1986.– 66 с.
10.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М., 1988.– 245с.
11.Иванченко Е.И. “ Развитее максимальной и взрывной силы пловцов/
специализация силовой подготовки на суше и в воде – методические
рекомендации тренеру по плаванию Минск, 1991г. – 176 с.
12. Ивченко Е.В. “ Оптимизация силовой подготовки юных спортсменов,
М.,ФИС, 1989г. – 321 с.45
13. Иванченко Е.И.” Совершенствование максимальной силы мышц пловцов
“ Плавание “ ; сборник, М.,ФИС,1988г. – 100 с.
14. Ильинич В.И.М. Физическая культура студента, 2000. – 99 с.
15. Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для
институтов и факультетов физической культуры: 2е изд., испр. И доп.
СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 486 с.: ил. – 245 с.
16. Макаренко Л.П., “ Юный пловец” М., ФИС, 1983 г. – 266 с.
17. Макаренко Л.П.” Силовая подготовка пловца”, “Спортивная жизнь
России”, 1970г. – 21 с.
18. Мельков Ю.В. “ Совершенствование средств силовой подготовки
пловца”. Совершенствование двигательных действий спортсменов водных
видов спорта. Сборник научных трудов, Ленинград , 1989г. – 255 с.
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин
тов физ. культ. М., 1991. – 341 с.
20. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. М., 1997. – 56 с.
21. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин
тов физ. культ. М., 1994. – 44 с.
22. Олимпийская энциклопедия. М., 1979. – 58 с.
23. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. “ Тренировка пловцов высокого
класса” , М.,ФИС, 1985г. 211 с.
24. Платонов В.Н. “ Подготовка квалифицированных спортсменов”
М.,ФИС, 1986г. – 69 с.
25. “Плавание”, Учебник для институтов физической культуры 1984г.–2с.
26. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.
Задания, игры, праздники. Москва, 2009. – 222 с.
27. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству,
эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно
эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 – 03. 45 с.46
28. Плавание. А.Д. Викулов. Учебное пособие для вузов. Владос пресс.
2004. – 353 с.
29. Решетников Н.В, Кислицын Ю.Л. Физическая культура. М., 2002.77с
30. Решетников Н.В, Кислицын Ю.Л. Физическая культура. М., 2004.64с
31. Рахманова А. “ Спорт за рубежом”, “Силовая тренировка пловца”
1985г. – 89 с.
32. Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной
тренировки. Издательство «СААМ». М. 1995. – 100 с.
33. Тимакова Т.С. “ Особенности возрастного развития пловцов”, М.,ФИС,
1980г. – 301 с.
34. Фомиченко Т.Г. “Силовая подготовка в тренировке пловцов”/
методические рекомендации тренерами по функциональному развитию
мышц пловцов , Волгоград, 1986г. – 324 с.
35. Филин В.П. “Теория и методика юношеского спорта”М,ФИС,1987г2 с
36. Шлемин А.М., Брыкина А.Т. Гимнастика. Учебник для ин тов физ.
культ. М.: Физкультура и спорт, 1979. – 233 с.
37. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:
Издательский центр «академия», 311 с.
38. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Учеб, 1999. – 221 с.
39. 19601999 годах // Теория и практика физической культуры. 1995.
№1. – 43 с.
40. Я учусь плавать. Мрыхин Р.П. Феникс, Ростов на Дону, 2001г. – 55 с.47
Исполнитель выпускной квалификационной работы:
студент 5го курса 4 группы
Института спорта и физического воспитания А.М. БочкаревНаучный руководитель:
48
к.п.н., доцент Е.А. Мехтелева
Заведующий кафедрой:
д.п.н., профессор О.И. Попов
Дата защиты: «___» ________ 2015 г.
Оценка за работу ____________________________________
Председатель Государственной аттестационной комиссии
________________________________________________________