Символика цвета в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Оценка 4.6

Символика цвета в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Оценка 4.6
Домашняя работа +1
docx
русская литература
9 кл—11 кл
14.08.2023
Символика цвета в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Проектная деятельность учащихся - это отличный путь научения работать ученика самостоятельно, в разновозрастной группе, выбирать информацию из разных источников, анализировать и делать выводы.
Символика цвета в произведении Ф.М.Достоевского _Преступление и наказание_. Подольская И.А. .docx

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанская область

Коммунальное государственное учреждение «Экономический лицей»

 

 

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: русская филология

 

 

Тема: 

Символика цвета в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

 

Автор:

Ф.И.О,

лицеистка  105 группы

КГУ «Экономический лицей»

г.Семей ВКО

 

Руководитель:

Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Экономический лицей»
г.Семей ВКО

 

 

 

 

г.Семей, 202___

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1.

Символика цветов

4

1.1

Значение цвета в художественной литературе

4-8

1.2

Значения цветов

8-17

1.3

Цвета в романе «Преступление и наказание»

 

Глава 2.

Анализ значения цветов в романе «Преступление и наказание»

19

2.1

Определение частоты употребления разных цветов в романе «Преступление и наказание»

19

2.2

Опрос по теме «Символика цветов в романе «Преступление и наказание»

19-21

 

Заключение

22

 

Список литературы

23-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на “символическую заостренность литературных характеров Достоевского”. Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.

Актуальность: цвета окружающие людей влияют на их психологическое и эмоциональное состояние, цвета глубже раскрывают внутренний мир героя.

Гипотеза: Цвет влияет на психологическое и эмоциональное состояние Раскольникова в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

   Задачи:

1.     Доказать, что эмоции и цвет «сцеплены» между собой;

2.     Выяснить, какой цвет наиболее часто встречается в романе;

3.     Выяснить, как цвет повлиял на поведение и поступки Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

4.     Выяснить, какой цвет оказывает более сильное впечатление на человека.

Объект исследования: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Методы решения поставленных задач: опрос, изучение, обзор.

Новизна исследования: изучением того, как цвета могут повлиять на эмоциональное состояние  человека,  занимаются множество психологов, однако немногие разбирают влияние цветов на психологическое состояние книжных героев, таких как Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание».

 

 

 

 

 

Глава 1. Символика цветов

1.1    Значение цвета в художественной литературе

Цвет всегда имел и имеет большое значение в жизни человека, что находит отражение и в художественной литературе. Когда мы читаем какое-то произведение, в нашем воображении возникает картина происходящего со своими определёнными цветами. Цветовая гамма влияет на наше представление описываемых героев, окружающего их мира.

Цвет – явление, которое окружает человека повсюду и вызывает особые эмоции. Каждый цвет воздействует на психологию человека и имеет свое значение. Цветовое выражение используется как символ в литературных произведениях. Используя традиционную символику цвета, авторы открывают нам свой внутренний мир и дарят удивительные, неповторимые произведения искусства. Цвет в литературе – художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве.Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и т.д.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.[1]

 

1.2 Значение цветов

Психологи (Базыма Б.А., Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Люшер М., Шварц Б.) считают, что каждый цвет имеет своё значение, потому и влияет на сознание по-разному. Цвета вызывают определённые эмоции, повышают или понижают настроение. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал психологические состояния, связанные с восприятием цветовых сочетаний, в знаменитом «Учении о цвете». И.В. Гёте писал: «Цвет – продукт света, вызывающий эмоции». Выражения «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха» мы не воспринимаем буквально, а связываем эмоциональные состояния человека с цветом, который способен их выразить. Эмоции и цвет «сцеплены» между собой.

Жёлтый, по мнению ряда психологов, является символом святости, общительности, лёгкости, непринуждённости, любознательности, раскованности, смелости, с древних времен воспринимается как застывший солнечный свет, означает богатство, юность, добро, радость. Это цвет осени, зрелых увядающих листьев и колосьев. М. Люшер полагал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет оставляет за собой тёплое и приятное впечатление. Но по мнению немецкого психотерапевта Эдда Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость».

Негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир.Общеизвестны такие выражения, как «жёлтая пресса» (издание, которое специализируется на слухах, скандалах, сплетнях)  и «жёлтый дом» (дом сумасшедших).   Название «жёлтый дом» произошло от цвета Обуховской больницы в Петербурге. Первоначально Дом призрения был выкрашен в традиционный для Петербурга жёлтый цвет. Очень скоро эта идиома стала аллегорией всех домов сумасшедших. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Жёлтый цвет у славянских народов принято считать цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют «жёлтый глаз».  В средневековой Испании одевали в жёлтое  еретиков, приговоренных к сожжению на костре. Жёлтая карточка – предупреждение в некоторых спортивных играх.  «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин .

Красный цвет – цвет власти, всего мистического, таинственного, ассоциируется с кровью и огнём. Его значения многообразны, а иногда  и противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный может вызывать агрессию и ненависть». «Красный символизирует могущество,  порыв, часто вызывает волнение, беспокойство». Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное.

Красный, по мнению Леонида Западенко, является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует борьбу, бунт, революцию. Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали себя в красный цвет. Как указывает К. Роу «в древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины». Красный цвет – символ власти. В Византии лишь императрица могла носить красные сапожки» .

По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. Чёрные глаза до сих пор считаются опасными, завистливыми. Л.Н. Миронова отмечает, что «в русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, лишённое блеска, а также мрачное и невесёлое: чёрный юмор, «пить по-чёрному».

Белый – духовный хранитель. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Э. Клессманн считал, что «…белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью,трауром». Он нравится людям разных типов и темпераментов. С точки зрения Макса Люшера«в христианстве белое обозначает родство с божеством».   В белом изображаются святые, праведники, ангелы.

Но белый цвет может иметь и противоположное значение: обозначать зло, страдание, смерть, болезнь. Он как бы поглощает все цвета и соотносится с пустотой, со смертью. Недаром наши предки одевали умерших в белые одежды и покрывали белым саваном. Некоторые  племена Африки и Австралии раскрашивают тело белой краской в случае смерти близких.  В Китае белый является цветом траура, белый траур в старину использовался и у славян. По мнению Мироновой Л.Н. «…в русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир».

Зелёный цвет у многих народов символизировал юность и веселье, хотя порой и недостаточное совершенство. По Э. Клессману зелёный олицетворяет надежду и, напротив, болезнь. Зелёный цвет действует как успокаивающе, так и угнетающе. С. Эйзенштейн так пишет о символике зелёного: «…цвет возрождения души и мудрости». И не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости. У иранцев зелёный цвет ассоциируется с несчастьем, скорбью, потому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом».

Синий цвет во многих странах – символ верности и открытости, доброты и честности. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие». Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности».   

Л.Н. Миронова пишет, что «в средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви». Знак высокого происхождения – «голубая кровь».

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. отмечают: «В некоторых странах синий цвет имеет сходные счёрным символические значения: считается траурным в Древнем Египте, французы называют ужас «синим страхом», а у славянских народов синий – цвет печали, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.

Серый цвет чаще всего цвет ассоциируется с безразличием, скукой, апатией, однообразием. Это цвет дождливого хмурого дня. Чем темнее оттенок серого, тем более угнетающие ассоциации он может вызывать. Также серый цвет связан с некоторой нейтральностью, посредственностью. Часто люди употребляют устоявшееся словосочетание «серая мышь», характеризуя с его помощью неинтересных, неярких личностей, слившихся с толпой.

В древности оттенки серого в одежде были признаком простолюдинов и нищих. А вот в Средневековой Европе цвет, напротив, был очень почитаем в высших кругах. Носить его считалось признаком благородства, в него облачались титулованные персоны из высшего света.

Эзотерическое учение связывает серый с богом Сатурном, покровителем времени. Поэтому цвета этой гаммы ассоциируются со старением и увяданием. Большинство растений, засыхая, теряют естественную яркую окраску и приобретают мрачные и тёмные серые оттенки.

Но, кроме этого, связь серого с окрасом седых волос ассоциирует его ещё и с жизненным опытом, степенностью, мудростью.

Розовый считается цветом безоблачного счастья. Свечи именно этого оттенка используются во время некоторых католических праздников, где они означают чистую радость. Данный цвет также считается символом беззаботного детства и юности. Не даром в розовый цвет окрашено множество детских товаров, маленькие девочки чаще всего носят платьица именно этого оттенка.

Розовый – проблеск надежды после долгого периода застоя. Это первые цветы весны, новая жизнь, новые перспективы. В этом смысле розовый можно назвать цветом преображения. Это крылья юной бабочки после ее рождения из уродливой куколки. В Древнем Риме этот цвет ассоциировали с прекрасной Венерой, богиней любви и красоты. Возможно, именно поэтому многие косметические продукты для женщин, предметы ухода за собой до сих пор окрашивают в этот цвет.

Розовый также можно назвать символом сентиментальности и детской простоты. К примеру, на Западе выражения «розовое христианство», «розовый марксизм» обозначают крайнюю наивность некоторых последователей этих идей. Словосочетание «розовые мечты» обозначает те желания, которым не суждено сбыться из-за их оторванности от земных реалий.

Древняя символика цвета и её интерпретация в различных культурах подтверждается и в современных теориях, утверждающих, что цвет и эмоциональное состояние человека взаимосвязаны. Соответствие цвета и внутреннего состояния изучали  немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель И. Гёте, швейцарский психолог М. Люшер, доцент кафедры социальной психологии Харьковской государственной академии культуры  Базыма Б.А., психотерапевт Роу К. и другие. Исследования, проведённые российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором им определённых цветов в качестве предпочитаемых.

В этой главе мы дали характеристики позитивных и негативных значений  цвета, обобщили мнения психологов, историков и литераторов о соответствии цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»[2]

1.3Цвета в романе «Преступление и наказание»

В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе “Преступление и наказание”, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

1.Желтый цвет

Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе “Преступление и наказание” этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей — это болезненный цвет. Например: “Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару”; “Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-точеловек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...”

Здесь “желтый сахар” сочетается с надтреснутым сломанным чайником и “слитым чаем”, который также имеет желтый цвет. Во втором примере — “желтый стакан”, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: “пожелтелая меховая кацавейка” Алены Ивановны, “совсем рыжая, вся в дырах и пятнах” шляпа Раскольникова и т.д.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... “Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках...” Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: “Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями...” Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов — “с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...”; лицо Порфирия Петровича было “цвета больного, темно-желтого”.

Иногда в описании портретов героев определение “желтый” уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению “бледный”. Например: “бледное, с горящими глазами лицо” Сонечки, “... краска бросилась в бледное лицо Дуни” и т.д. Желтизна и бледность — неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: “широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский...”

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через “желтые очки”. Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете.

Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Эту мысль подтверждают и слова Люшера: «Желтый как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние».

Исследователи творчества Достоевского отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят с живописью, с творческими исканиями голландского художника Ван-Гога. Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами, свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет. “В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.

Именно в распивочной Раскольников случайно подслушивает разговор двух студентов о никчемности и ненужности таких людей, как Алена Ивановна, что явилось еще одним толчком к мысли об убийстве. Распивочная – это место, где властвуют темные силы умами людей, а во мраке дремлет страшная сила, способная привести человека к преступлению.

Люшер говорит о влиянии желтого цвета на психику человека: « Желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой». Возможно, этим и можно объяснить поведение Раскольникова, его навязчивые мысли о праве сильной личности и дерзком желании испробовать теорию применительно к себе.

Читая слова Люшера о предпочтении желтому цвету людей, стоящих на грани самоуничтожения, представляешь в этой роли Родиона Раскольникова: «Когда отчаявшийся «хватается за соломинку» и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным. Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине (июнь 1890) черные вороны кружат под черно-синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения». В романе явно сочетание темно-черных цветов сжелтым представляет перед нами, читателями, неприглядную картину нищеты и болезненности героев, приводящих их к обесцениванию человеческой жизни, к преступлению и самоуничтожению.

Литературовед В.  В.  Кожинов обратил внимание на «очень существенное сопоставление в «Преступлении и наказании» двух слов: слово «желтый» не раз соседствует с другим словом одного с ним корня — «желчный», которое, кстати, тоже часто встречается в романе. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Наконец, ему стало душно и тесно в этой желтой каморке».

Или другое место: «Проснулся он желчный.и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка.имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими. обоями». Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии, очевидно, и коренится тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый».

 Во взаимодействии с «желчью» «желтизна» приобретает смысл чего-то мучительного, давящего.

Таким образом, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Эту мысль подтверждают и слова психолога М. Люшера: «Желтый – это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться Желтому цвету оказывают предпочтение люди, которые надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость».

На фоне болезненно желтого цвета дважды в романе встречается этот цвет как чистый, в спокойных тонах. Это говорит о том, видимо, что не все так уж и безнадежно в жизни Родиона Раскольникова, что есть надежда на праведную жизнь.

Мы видим, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т. е. глубокого, цвета к "воспаленному", т. е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т. е. бесцветному.

Роман Достоевского начинается с описания жизни и мира петербургских углов и их обитателей. Показывая условия их жизни, автор использует в основном темные и грязно- желтые цвета.  Всё действие романа происходит в той части Петербурга, где живёт беднота. Перед нами предстает сырой, мрачный город, в котором на каждом углу распивочные. В начале романа появляются в основном тёмные, грязные тона:

• На улице жара стояла страшная всюду извёстка, леса, кирпич, пыль нестерпимая вонь из распивочных и пьяные, поминутно попадающиеся довершали отвратительный и грустный колорит картины.

• Лестница была тёмная и узкая, «черная», но он всё знал и изучил

• Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки.

• На какую грязь способно, однако, сердце моё.

• В распивочной. Он уселся в тёмном и грязном углу, несмотря на всю грязь обстановки, он с УДОВОЛЬСТВИЕМ остался теперь в распивочной.

Главный герой романа Родион Раскольников живет в темной каморке и гуляет по мрачному городу, посещает темную и грязную распивочную.

Его темные мысли гармонируют с той жизнью грязных распивочных, углов и улиц Петербурга, рождая в его сердце «лед». Именно в такой обстановке у него рождаются темные мысли об убийстве, его теория о сверхчеловеке, которому дозволительно всё, даже решать, кому есть место на земле жить, а кому нет.

Атмосфера удушья на улицах Петербурга, черные и узкие лестницы, темные и грязные углы, распивочные – вот основой колорит города, в котором может жить только психически больной человек, а значит, и нездоровое общество.Кроме того, не стоит забывать о том, что «Преступление и наказание» — петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века — город «золотого мешка». «Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок ...превращаются в товар, которым можно торговать...» — писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения. [3]

2.Красный цвет

Красный цвет в романе характеризует опасность, которая грозит героям, например в описании Мармеладова: «красноватые глазки» говорят не только о его нравственном падении, но и о болезненной опасности, которая может привести к смерти. Такая же опасность грозит жизни его супруги Катерины Ивановны, которая «в эту зиму простудилась и кашлять пошла уже кровью», а красные пятна на её щеках говорят о нездоровье.

Уже не в своем уме, больная Катерина Ивановна вывела своих детей на улицы города, заставляя их петь, плясать, нарядив их как уличных певцов и певиц: «На мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собою турку. На Леню костюмов недостало; была только надета на голову красная вязанная из гаруса шапочка». Использование красных цветов при описании детей показывает, насколько опасно жить им в больном обществе.

А яркое, красное солнце, которое видит Раскольников, гуляя по городу перед убийством, или маленькое золотое колечко с тремя красными камешками, которое он оставляет под заклад, становятся предзнаменованием опасности не только для жизни Алены Ивановны, но и для него.

Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы. Эпизод убийства Раскольниковым старухи-процентщицы окрашен в кровавый цвет: «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана», «целая лужа крови», «красный сафьян», «красный гарнитур». Вытирая запачканные в крови руки, Родион думает: «Красное, ну а на красном кровь неприметнее». В данном случае красный цвет означает начало активности: повышается пульс, учащается дыхание, поднимается давление.  После первого удара топором по голове Алёны Ивановны к Раскольникову пришли силы, чувствуется животная жажда крови. Не случайно, что мужики из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, тоже были пьяные и красные. Если в начале романа квартирка Алены Ивановны описывается в жёлтом цвете, то после убийства приобретает красный оттенок, напоминающий цвет крови.  В квартире стояла «значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простынёй, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…». Контраст жёлтого и красного оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова.

Чаще красный, алый, багровый используются как цвета пошлой сытости: это и красные отвороты щегольских смазанных сапог хозяина распивочной; и багрово-красная дама, очень пышно одетая, какой-то «мюнхенский немец с красным носом». Но эта же краска выступает на лице влюблённого юноши во время его крайнего смущения: «красный, как пион, долговязо и неловко, вошёл стыдящийся Разумихин».[4]

Достоевский использует красный для изображения больных людей. У спившегося Мармеладова «красноватые глазки», «красные руки». Красные пятна постоянно выступали на лице Катерины Ивановны, болеющей чахоткой. В момент отчаяния Катерина Ивановна «обрядила» своих детей: «на мальчике была надета из чего-то красного с белым чалма, чтобы он изображал собой турку. На Лёню костюмов недостало; была только надета на голову красная, вязанная из гаруса шапочка». Свидригайлов наблюдает за мужиком «с чрезвычайно курчавою головой и с красным, воспалённым лицом». Во время исповеди умирающего Мармеладова, описывая портрет Сонечки, использует «огненный» цвет. Здесь писатель смог передать вызывающую яркость вульгарного, кричащего наряда, подчеркнув нелепость его для данной обстановки и для самой его хозяйки – этого удивительно чистого и обречённого на позор существа.

В романе оттенки красного «скрываются» и в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – «перегоревший красный», пурпурный, багряный, а порфира – багряница. Таким образом, мы видим, что имя не случайно для того, кто будет «истязать» Раскольникова.[2]

3. Зеленый цвет

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.

В романе появляется церковь с зеленым куполом, куда не раз ходил Раскольников и любил её и старинные в ней образа. Она как символ пути очищения человека от греха.

 Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала". Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга и дает надежду на лучшее будущее героев романа.[5]

Зелёный – цвет, дающий надежду на преображение. Зелени в произведении почти нет, хотя события происходят в июле. Ярким символом является зелёный драдедамовый платок. В него укуталась Соня после принесения себя в жертву ради ближних, словно желая найти покой под его покровом, ведь зелёный цвет – символ Богородицы. На последних страницах романа Сонечка опять появляется в зелёном платке. Она надевает его в остроге в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом: Раскольников понимает, что любит Соню, чувствует, что воскрес.

Дочь пожилой купчихи, которая приняла Раскольникова за нищего и дала ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Нельзя не провести параллель: купол церкви из сна Раскольникова, платок Сони, зонтик в руках девушки… Они являются защитой, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом. Да и дом, в котором жила Соня, был зелёного цвета.

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом,  зелёная крона которого напоминает церковный купол, будто перенесённый в реальность. Здесь  Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты.

Цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие – губительно сказывается на здоровье человека. Цвет – это жизнь. Сегодня многие учёные признают факт, что яркие краски мира необходимы человеку для здорового существования. Недостаток же цвета приводит к появлению «цветового голода», который оказывается причиной нервно-психических заболеваний. Именно это и происходит с Раскольниковым в Петербурге.

Знаменательно, что духовное «выздоровление» Раскольникова начинается в Сибири. Когда он посмотрел на противоположный берег, перед ним предстал пейзаж,  в котором не было ни угнетающей желтизны, ни агрессивной красноты. В нём был только простор, переливающийся через край. И Раскольников наконец-то освободился  от духоты тесных улиц,  от мучительной тоски, сжимающей сердце. Он обрёл любовь и веру в благополучное будущее. [6]

4.Синий (голубой) цвет

Голубой цвет символизирует бесконечность и верность. Внимательно созерцая этот цвет, можно ощутить, как возникает состояние умиротворения. Достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. По мнению психологов, голубому цвету часто отдают предпочтение люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом.

В комнате Сони, кроме «желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев», есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть. Считается, что человек, который предпочитает синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением. Софья – значит мудрая, а синий и голубой, цвета чистого неба, подчёркивают глубину её души. Грезившиеся Раскольникову «чудесная голубая вода» и «замечательные голубые глаза»  Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Как вода была спасением для него, так и Сонечка с её бездонными голубыми глазами  необходима герою.[7]

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но производят они совершенно иное впечатление. По словам автора, «смотрели они холодно, пристально и вдумчиво». Это «были слишком голубые глаза, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен». Можно сделать вывод, что, Ф.М. Достоевский по-разному использовал нюансы одного и того же цвета. Голубой цвет глаз порочного, внутренне опустошённого Свидригайлова приобретает странное, двойственное значение, дополняет характеристику негодяя и распутника. Голубой цвет его глаз употребляется со словом «слишком», что сразу настораживает. Сам Свидригайлов при этом со своими голубыми глазами выглядит отвратительно.

Голубой цвет используется и как средство усиления иронии в карикатурной сцене для описания туалета Луизы Ивановны – «пышной, багрово-красной дамы», хозяйки «благородного дома».[2]

 

5.Черный цвет

В романе, в отличие от общепринятого, чёрный цвет символизирует власть зла. Когда Раскольников поднимался по «чёрной» лестнице, «тёмной и узкой», в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли на убийство. Когда он  приходит туда во второй раз, «два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты». Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул в тёмную, беспросветную ночь, в ночь, которая обрекает его на гибель. В видении Раскольников поднимался по «чёрной лестнице, совсем тёмной, а откуда-то доносился воскресный звон колоколов».

Интересны глаза Раскольникова: «прекрасные тёмные», «чёрные воспалённые», «разгоревшиеся гневом чёрные глаза». Немного светлее, чем у брата, были глаза у Авдотьи Романовны: «глаза почти чёрные». Пётр Петрович чувствовал глубокое негодование против «чёрной неблагодарности», «чёрный змей ужаленного самолюбия всю ночь сосал его сердце», ведь он «думал их (Дуню и её мать) в чёрном теле попридержать». [8]

6.Белый цвет

Белый цвет – символ невинности, чистоты, но в то же время печали и скорби. У кроткой Сонечки были белокурые волосы, Лизаветта«вся белая как полотно», на шее Дуни «был повязан белый прозрачный шарфик», в шапку Лёни был «воткнут обломок белого страусового пера». Странно, что у Свидригайлова волосы такие же, «чуть-чуть разве с проседью». Можно сделать вывод, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.

Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мёртвую девочку «в белом тюлевом платье», лежащую на столе, который покрыт «белыми атласными пеленами», белый граденапль, белый густой рюш, мраморные руки, светлые волосы. Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи-процентщицы! Особо нужно сказать о «белых и нежных нарциссах», склоняющихся на ярко-зелёных стеблях. Нарциссы – цветы скорби, их в некоторых странах возлагали на усопших. Стебли этих цветов «ярко-зелёные, тучные и длинные». Ярко-зелёный – цвет свободолюбивого, независимого человека. Видимо, такой была девочка, которую погубил Свидригайлов. Она не захотела жить с позором и предпочла умереть.

Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои.  Это новые белые обои в старухиной квартире и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников… – намёк на возможное возрождение героя.

7.Серый цвет

Часто в романе «Преступление и наказание» встречается и мрачные серые оттенки. Слова «серый» и «серость» имеют один корень. Такой цвет символизирует человека, влачащего своё жалко существование. Серую одежду купил Разумихин для Раскольникова, а бывший студент не причислял себя к «тварям дрожащим», поэтому отказался не только носить её, но и даже примерить. Серые люди никчёмны, они не способны проявить себя или реализовать, главный герой не считал себя таковым, к их числу относился Пётр Петрович Лужин. Он почтенный человек, но душа его ничтожна и безлика. Ф.М. Достоевский наградил этого персонажа говорящей фамилией, произошедшей от слова «лужа», которая сама по себе ничего не значит. Весь Петербург изображён в романе с использованием тёмных и мрачных оттенков. Действие происходит в самой бедной части города, здесь сырая и гнетущая атмосфера, на каждом углу находятся распивочные. Вокруг сплошная грязь, узкие тёмные лестницы, мусор и вонь. Раскольников живёт в тёмной комнатке, бродит по мрачному городу и заходит в грязные мерзкие распивочные. Его тёмные мысли гармонично вписываются в окружающую обстановку. По такому описанию Петербурга становится понятно, что только психически нездоровый человек может жить подобным образом, а значит всё общество

Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, неспособности к проявлению и реализации самих себя. Пётр Петрович Лужин – человек весьма почтенный, но на самом деле пустой. Ф.М. Достоевский не раз подчёркивает его ничтожность, душевную несостоятельность.

8.Розовый цвет

Цветовым является и имя самого Раскольникова. Родион по-гречески – розовый. Странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, желание уйти от реальности. И действительно в романе мы видим искренние, добрые поступки героя, что убеждает в чуткости и ранимости его души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ значения цветов в романе «Преступление и наказание» 2.1. Определение частоты употребления разных цветов в романе «Преступление и наказание»

 

 

Цвета

До совершения преступления (I глава)

После совершения убийства

Общее количество

 

Жёлтый

9

 

15

 

24

 

Красный

12

 

11

 

23

Белый

3

 

18

 

21

Чёрный

7

 

13

 

20

Зелёный

3

 

11

 

14

Синий, голубой

1

 

8

 

9

Розовый

1

 

2

 

3

Коричневый

-

 

5

 

5

Серый

-

 

3

 

3

[2]

Наиболее часто встречаемый в произведении цвет – желтый и красный.

2.2 Опрос по теме «Символика цветов в романе

«Преступление и наказание»

В нашем опросе участвовало 14 человек одного возраста (15-16 лет).

Вопрос 1: С каким цветом у вас ассоциируется сам роман "Преступление и наказание"

 

Вывод: у большинства опрашиваемых, роман «Преступление и наказание» ассоциируются с серым и черным цветом, несмотря на то, что желтого и красного в романе встречается больше. Таким образом, можно сказать, что черныйи серый оказывают большее впечатление на людей.

Вопрос 2: Как вы считаете, цвета могут повлиять на эмоциональное состояние человека. Если да, то каким образом?

Результаты: 6 из 14 опрашиваемых считают, что цвета влияют на настроение человека (яркие цвета поднимают настроение, а темные наоборот ухудшают). 5 из 14 опрашиваемых считают, что цвета влияют на эмоции и эмоциональное состояние человека. Оставшиеся опрашиваемые считают, что цвета могут повлиять на психическое состояние человека.

Ответы опрашиваемых:

·        «Да, могут. Какие-то цвета вызывают у нас положительные эмоции, а какие-то, отрицательные. Эти реакции заложены в психологии человека»

·        «Могут, когда у человека хорошее настроение, он носит вероятнее всего яркие вещи, а когда плохое и он не хочет выделяться - тусклые и тёмные»

·        «Цвета могут надавить на человека, заставить думать совершенно по-другому»

·        «Цвета могут повлиять на настроение человека или то, как он воспринимает предмет или ситуацию»

·        «Да, видя какой либо цвет наш мозг активирует те или иные эмоции, соответствующие цвету»

·        «Мы живем в мире, который состоит из красок и множества их оттенков. У каждого из нас есть свой любимый цвет, влияющий на наше настроение. Некоторым же нравятся сразу несколько цветов одновременно.  Цвет может вызывать абсолютно различные эмоции. К примеру, счастье, радость, тоску, огорчение, могут успокаивать и, наоборот, злить или раздражать. Цвет влияет на психику человека, и при этом имеет ярко выраженный характер. Например, принято считать, что зеленый цвет успокаивает, поэтому таким цветом стараются красить стены в школе, а красный, наоборот, возбуждает психику и буквально "приковывает" к себе внимание. Поэтому вывески или запрещающие знаки изображают с помощью красного цвета. Порой цвет вызывает определенные реакции, которые могут помочь в принятии какого-либо решения. Также он влияет на аппетит, поведение, давление, и в целом, на состояние человека. Например, когда светит яркое солнце, человеку становится гораздо легче и веселее, а когда пасмурная и серая — состояние ухудшается и падает настроение»

·        «Думаю что, да, люди в большинстве случаев при виде красивых разноцветных и ярких оазисов поднимают настроение»

·        «Да, думаю цвета могут повлиять на эмоциональное состояние. Каждый цвет имеет свою энергетику и излучает ее, вызывая те или иные чувства»

 

 

Заключение

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию, помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

Писатель воздействует на читателя через образ благодаря цвету. Он использует слова, которые помогают читателю представить то, что описывается в произведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировоззрение, стиль автора. Результаты исследования символики цвета в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что выбор цветов в романе не должен рассматриваться в качестве случайного или малозначащего явления.

В ходе работы мы доказали, что цвета и «эмоции» сцеплены друг с другом и узнали, как они могут повлиять на поступки людей. Также выяснили, какой цвет наиболее часто встречается в романе «Преступление и наказание». С помощью вопроса узнали, с каким цветом люди ассоциируют сам роман «Преступление и наказание», а также выяснили, что люди считают о воздействии цветов на человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1)    Салимова А.А. Значение цвета в произведениях русских писателейhttps://school-science.ru/8/10/42428

2)    Глизнуца ВасилийСимволика цвета в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/13/simvolika-tsveta-v-romane-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

3)    Цветовая символика в романе Ф. М.  Достоевского «Преступление и наказание»  http://www.hintfox.com/article/tsvetovaja-simvolika-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestyplenie-i-nakazanie.html

4)    Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»https://prikhodkoteacher.ru/soderzhanie/tsveta-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij.html

5)     Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» https://a--school5-ru.turbopages.org/a-school5.ru/s/vsya-literatura/simvolika-cveta-v-prestuplenii-i-nakazanii-2.html

6)    Колокольцев Е.А. «Символика и её роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/06/11/simvolika-i-eyo-rol-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i

7)    Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

https://cultshop.ru/russkaya-literatura/simvolika-cveta-v-prestuplenii-i-nakazanii-2.html

8)    Значение цвета в «Преступлении и наказании» https://resoch.ru/znachenie-cveta-v-prestuplenii-i-nakazanii/

9)    Символика цвета в литературе https://bookclubby.livejournal.com/171226.html

10)                       Цветовая символика в романе “Преступление и наказание” http://www.uznaem-kak.ru/cvetovaya-simvolika-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

11)                       Сон Раскольниковаhttps://www.referat911.ru/Literatura/son-raskolnikova/518710-3219126-place1.html

12)                       Символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»  https://infourok.ru/simvolika-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-4864795.html

13)                       Исследовательская работа "Символика цвета в литературе"https://pedsovet.org/publikatsii/literatura/issledovatelskaya-rabota--simvolika-tsveta-v-literature

14)                       Психология цветаhttps://inormal.ru/psihologiya/psihologiya-cveta

15)                       Психология цвета и значение цветов в психологииhttps://psychologyc.ru/psixologiya-cveta-i-znachenie-cvetov-v-psixologii/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание Введение 3

Содержание Введение 3

Введение Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения

Введение Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения

Глава 1. Символика цветов 1.1

Глава 1. Символика цветов 1.1

Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость»

Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость»

Макса Люшера «в христианстве белое обозначает родство с божеством»

Макса Люшера «в христианстве белое обозначает родство с божеством»

В древности оттенки серого в одежде были признаком простолюдинов и нищих

В древности оттенки серого в одежде были признаком простолюдинов и нищих

Кучеренко, подтверждают взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором им определённых цветов в качестве предпочитаемых

Кучеренко, подтверждают взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором им определённых цветов в качестве предпочитаемых

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями

В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление

В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление

Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира

Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира

Главный герой романа Родион Раскольников живет в темной каморке и гуляет по мрачному городу, посещает темную и грязную распивочную

Главный герой романа Родион Раскольников живет в темной каморке и гуляет по мрачному городу, посещает темную и грязную распивочную

Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы

Ф.М. Достоевский использует красный цвет при изображении сцен жестокости, злобы

Таким образом, мы видим, что имя не случайно для того, кто будет «истязать»

Таким образом, мы видим, что имя не случайно для того, кто будет «истязать»

Здесь Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты

Здесь Раскольников приходит к мысли о «безобразности» его мечты

Это «были слишком голубые глаза, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен»

Это «были слишком голубые глаза, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен»

Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи-процентщицы!

Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи-процентщицы!

Цветовым является и имя самого

Цветовым является и имя самого

Глава 2.Анализ значения цветов в романе «Преступление и наказание» 2

Глава 2.Анализ значения цветов в романе «Преступление и наказание» 2

Вывод: у большинства опрашиваемых, роман «Преступление и наказание» ассоциируются с серым и черным цветом, несмотря на то, что желтого и красного в романе встречается больше

Вывод: у большинства опрашиваемых, роман «Преступление и наказание» ассоциируются с серым и черным цветом, несмотря на то, что желтого и красного в романе встречается больше

Результаты: 6 из 14 опрашиваемых считают, что цвета влияют на настроение человека (яркие цвета поднимают настроение, а темные наоборот ухудшают)

Результаты: 6 из 14 опрашиваемых считают, что цвета влияют на настроение человека (яркие цвета поднимают настроение, а темные наоборот ухудшают)

Заключение Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения

Заключение Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения

Список использованной литературы 1)

Список использованной литературы 1)

Исследовательская работа "Символика цвета в литературе" https://pedsovet

Исследовательская работа "Символика цвета в литературе" https://pedsovet
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2023