Синонимия и антонимия (урок русского языка в 11 классе)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
11.01.2017
Данная разработка пригодится учителю русского языка, который готовит ребят к ЕГЭ.Материал поможет выпускникам вспомнить антонимы, синонимы и фразеологизмы, найти их в речи, поработать со стихотворным текстом по этой теме и составить интересный рассказ в этом направлении, используя картинки с изображением картин природы родного края.разработка урока
Синонимия и антонимия.doc
Синонимия и антонимия
ЦЕЛЬ:
Закрепление сведений из раздела «Лексика», полученных на предыдущих уроках
ЗАДАЧИ:
1. Обогащение и упорядочение словаря путём установления лексических и
грамматических связей между словами.
2. Развивать речевую память, а также процессы анализа и синтеза, сравнения.
3. Детализировать понятия «синонимия» и «антонимия», систематизировать и
дифференцировать знания учащихся о синонимах и антонимах.
Учитель: Мы с вами продолжаем готовиться к ЕГЭ.
Н а прошлых занятиях мы начали с вами повторять большой раздел «Лексика»,
куда и входят такие понятия, как синонимы и антонимы.
О
А
Лексика
С
1.Что вы можете сказать об этой схеме? 2. Так что такое синонимы, антонимы? /Синонимы – слова, различные по
звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Синонимы образуют синонимический ряд.
Сообщение о синонимах
Антонимы слова, противоположные по своему лексическому значению.
Антонимы образуют пары.
Сообщение об антонимах
Синонимы и антонимы делают нашу речь точной, выразительной, разнообразной.
3 . Найдите антонимы, синонимы. Каково их лексическое значение?
Разберите выделенные слова по составу.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать…
Чтобы выполнить следующее задание, вспомним, что такое словосочетание.
4.
Подберите синонимы и антонимы к зависимому слову в словосочетании.
Свежий хлеб – мягкий хлеб, чёрствый хлеб;
Свежее бельё – чистое бельё, грязное бельё;
Свежее чувство – новое чувство, старое чувство;
Короткий разговор недолгий разговор, длинный разговор;
Короткие растения – низкие растения; высокие растения,
Составьте предложения с выделенными словосочетаниями.
5.
Вместо точек вставьте по смыслу антонимы и расставьте знаки препинания:
Иди вперёд а оглядывайся ….
От нужды умнееют от богатства ….
От доброго не бегай а … не делай
Слово серебро … золото
Подальше положишь … возьмёшь.
6.
Найти синонимы: Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне дело – Марина,
Я – бренная пена морская.
Учитель читает стихотворение Маяковского «Послушайте»
7
Попробуйте на слух выписать из данного стихотворения синонимы и антонимы.
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому – нибудь нужно?
Значит кто – то хочет, чтобы они были?
Значит – кто – то называет эти плевочки жемчужинами?
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянётся –
не перенесёт эту беззвёздную муку?
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно,
говорит кому – то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь если звёзды
Зажигают –
Значит это кому – нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
8. Опишите любую из картин, используя синонимы, а, может быть, и антонимы.
9. Проверка мини – сочинений
10. Вывод.
Синонимия и антонимия (урок русского языка в 11 классе)
Синонимия и антонимия (урок русского языка в 11 классе)
Синонимия и антонимия (урок русского языка в 11 классе)
Синонимия и антонимия (урок русского языка в 11 классе)
Синонимия и антонимия (урок русского языка в 11 классе)
Синонимия и антонимия (урок русского языка в 11 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.