Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
Цель: отработать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Соседи по парте обмениваются листочками с высказываниями, проставляют «+» напротив верных и «-» напротив неверных. Взаимопроверка.
2. Работа по теме урока.
— Откройте ваши учебники на странице 15.
Прочитайте план синтаксического разбора предложений. Попробуйте по этому плану разобрать предложение: Она держала в руках корзину, наполненную цветами.
Образец разбора
I Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа: она держала. Предложение распространённое. Главные члены предложения — она (подлежащее, выражено существительным) держала (сказуемое, выражено глаголом). Второстепенные члены: корзину (дополнение, выражено существительным), в руках (обстоятельство, выражено существительным с предлогом), наполненную цветами (причастный оборот).
Затем учитель просит учащихся самостоятельно сделать пунктуационный разбор этого предложения.
3. Закрепление материала. Сделать синтаксический разбор следующих предложений:
Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? В оттепель падал опять снег и прилипал к веткам. Незаметно подошла весна, и на березах распустились клейкие листочки. Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников.
4. Итог урока.
Учитель предлагает учащимся из простых предложений составить сложные, в которых было бы как можно больше частей (простых предложений).
Вчера я ходила в музей. Он находится недалеко от Красной площади. В этом музее открылась выставка моего любимого художника. Этот художник писал картины на морскую тему. Я провела в музее больше двух часов. Мне очень понравилось рассматривать эти произведения искусства.
Домашнее задание: упражнение 39.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.