Урок Дата: Класс 8
Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».
Тип урока: комбинированный (Урок – практикум)
Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами», научиться его выполнять.
Задачи:
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Учащиеся с ОВЗ
· познакомятся с порядком выполнения синтаксического и пунктуационного разбора предложения с обособлением;
· получат возможность расширить свои знания по данной теме.
· учатся оценивать свои действия.
Оборудование:
Для учителя |
Для учащихся |
Учебник 8кл. |
Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал. |
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться составлять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах: алгоритм выполнения синтаксического и пунктуационного разбора предложений с обособленными членами. |
Метапредметные: П.: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самодиагностики, в ходе исследования структуры предложения, пунктуационного разбора Р.: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества К.: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. |
Личностные: Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; развитие мотивации к обучению, познанию мира; нравственно-этическая ориентация, способствование возникновению условий личностного морального выбора |
Применяемые образовательные технологии: технология создания ситуации успеха.
Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал: отрывок текста, порядок разбора, карточки с предложениями, карточка личных достижений, кроссворд.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Приёмы: рефлексивный приём «Карточка достижений», приёмы речевых оборотов создания ситуации успеха, технологический приём «Кроссворд».
Межпредметные связи: литература (отрывок посети А.П. Чехова «Степь»)
Этапы урока |
Деятельность учителя/Содержание урока |
Деятельность детей |
||||||
I. Оргмомент.
(мотивация (самоопределение) к учебной деятельности)
Цель этапа: создание рабочего настроя |
Приветствие, заслушивание рапорта - Здравствуйте! Сегодня прекрасный весенний день, ведь у нас открытый урок русского языка: к нам пришли гости. Отбросим волнение и покажем всем присутствующим, чему мы научились за это время. Ведь тема урока для вас будет знакомой. И в сегодняшней работе я надеюсь на вашу поддержку. – (снятие страха) - Откройте тетради и запишите число. На ваших столах лежит план нашего урока, ознакомьтесь. 1. Повторение ранее изученного. 2. Определение темы и цели урока. 3. Изучение нового материала. 4. Применение полученных знаний. 5. Самостоятельная работа. 6. Инструктаж по ДЗ. 7. Подведение итогов. Рефлексия |
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок. Записывают число. Знакомятся с планом урока
|
||||||
II. Актуализация знаний. Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее
|
1. Решение кроссворда. (работа в парах) - Прежде, чем перейти к теме урока, давайте вспомним то, что мы с вами изучали в течение нескольких недель. В этом нам поможет кроссворд, отгадав который, мы определим, о чём пойдёт речь у нас на уроке сегодня. Уверена, что с этой задачей вы справитесь без труда. – (авансирование успешного результата)
- Ответьте на вопросы кроссворда. Отгадав слова по горизонтали, мы прочитает по вертикали ключевое слово нашего урока.(1 кроссворд на пару) 1.Вт.член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет. (дополнение) 2.Вт. член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА КАК? и т.д. (обстоятельство) 3. Вт. член предложения, который обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений. (определение) 4. Гл. член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим. (сказуемое) 5. Гл. член предложения, обозначающий предмет речи, отвечающий на вопросы кто? что? (подлежащее) 6. И причастный, и деепричастный… (оборот) 7. Разновидность определения, выраженное именем существительным, дающим другое наименование предмета. (приложение) 8. Эти знаки выполняют разные функции: завершения, разделения, выделения. (препинания) 9. Обязательный признак любого предложения, средство выделения смысловых и грамматических отношений, а также эмоциональной окраски речи. (интонация) 10. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст. (синтаксис) 11. Какую единицу синтаксиса мы изучаем? (предложение) 2. Фронтальный опрос. - Какое слово получилось по вертикали? (обособление) - Что значит обособить? (выделить) - Какие члены предложения могут обособляться? (Вт.чл.пр.: дополнения, определения, обстоятельства, приложение, уточняющие члены предложения) - Как мы выделяем обособленные члены? (при чтении интонацией, а на письме – знаками препинания) - Какими знаками препинания мы обособляем? (чаще запятыми, реже – тире) - А при каком обособлении может быть тире? Вывод: |
Внимательно слушают задание учителя, настраиваются на успешное выполнение задания. Разгадывают кроссворд, записывают ответы, работают в парах.
Участвуют во фронтальном опросе |
||||||
|
- Да, ОБОСОБЛЕНИЕ - это смысловое и интонационное выделение ВЧП для того, чтобы внести добавочный смысл, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость внутри высказывания). - Мы с вами разобрали все условия обособления всех ВЧП. Назовите основные условия обособления (если относится к личному местоимению, имени собственному, если стоит после определяемого слова. Обособление обстоятельств - вообще обязательное условие. |
Слушают вывод учителя |
||||||
III. Определение темы урока. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности. Цель этапа: формулировка темы и цели урока, выбор способа разрешения проблемы.
|
1. Определение темы урока. - Часто в упражнениях учебника в конце предложения стоит цифра 4. Что она обозначает? Если затрудняетесь ответить, откройте стр. 3. (синтаксический разбор предложения) - Прочитайте, что обозначает цифра 5. (пунктуационный разбор) - Исходя из этого и того, что мы только что повторили, сформулируйте тему урока? Чем мы сегодня займёмся? (Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами) - Запишите тему урока. - Откройте стр. 186, П. 53/ стр. 189, П. 54. 2. Целеполагание. - С этим видом деятельности вы уже знакомы. Недавно мы научились выполнять такие разборы в простых предложениях, осложнённых однородными членами. - Так чему же мы должны научиться сегодня? (выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обособленными членами). Это основная цель урока. Запишем цель в тетрадь. - А какую цель вы поставите лично для себя? (запомнить порядок разбора, научиться видеть обособленные члены, правильно расставлять знаки препинания при обособленных членах, различать виды обособления, правильно составлять схемы) Запишем и эту цель в тетрадь. - А что значит выполнить синтаксический разбор предложения? (члены предложения, части речи, составление схемы и написание характеристики) - А что значит выполнить пунктуационный разбор предложения? (объяснение постановки знаков препинания) - Что нам в этом поможет? (записи в тетради по обособлению ВЧП, порядок разбора и образец разбора в учебнике) |
Под руководством учителя определяют тему урока, записывают её в тетрадь
Определяют цель урока, личностную цель своей деятельности, записывают их в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя
|
||||||
IV. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания. Цель этапа: изучение темы урока. |
1. Работа с учебником. (Порядок разбора) - Начнём с параграфа 54 (Пунктуационный разбор). - Прочитайте порядок разбора. Откройте параграф 46 на стр. 153., посмотрите, в каком пункте изменения. - А почему? (потому что знаки при обособлении выделительные) - Прочитайте образец пунктуационного разбора. Обратите внимание на письменный. - А теперь вернёмся к параграфу 53. Вы видите, что порядок разбора здесь неполный, с отсылками к другим параграфам. Потому, чтобы не тратить время, я подготовила для вас карточки с полным порядком синтаксического разбора простого предложения. 2. Комментирование раздаточного материала (Порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения).
|
Читают параграфы учебника, отвечают на вопросы, комментируют план разбора в учебнике. Работают с раздаточным материалом |
||||||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: развивать практическое умение производить устный и письменный разбор предложения с обособленными членами. |
Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора простых предложений у доски. Комментированное письмо, разбор на доске и в тетрадях. - Проверим понимание материала. В этом поможет текст, составленный по повести А.П. Чехова «Степь». - Прочитайте отрывок, соблюдая необходимую интонацию на месте знаков препинания. - В чём особенность предложений данного текста? (все с обособлением)
(инструктирование) - Выполните разбор. (Ребята выходят и разбирают предложения, пользуясь порядком разбора.) – (инструктирование, персональная исключительность учащегося, высокая оценка детали,) 1.Перед глазами расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 2. Теснясь и выглядывая, эти холмы сливаются в возвышенность. 3. Впереди, около курганчиков и ветряной мельницы, поползла по земле ярко-желтая полоса. 4. Небо, унылое и туманное, вдруг ожило под лучами восходящего солнца. |
Читают текст, соблюдая выделительную интонацию при обособленных членах. Пользуясь планом разбора, выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений по цепочке у доски, остальные в тетрадях. |
||||||
VI. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. Цель этапа: самостоятельное выполнение заданий по новой теме, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
- Общими усилиями разборы мы выполняем вполне прилично. А теперь найдите ошибки в синтаксическом и пунктуационном разборе предложений. (персональная исключительность учащегося, высокая оценка детали,) 1. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет. (Осложнено обособленным определением, выраженным ПО.) Ошибка в синтаксической роли П.О.
2. Мы, квалифицированные врачи, обязаны помогать людям. (обособленное приложение). Ошибка в том, что это не несогласованное определение, а приложение.
3. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно. (обособленное определение, имеющее значение причины). Ошибка в отсутствии запятой, так как есть обстоятельственное значение причины.
4. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие телеги. Ошибка в том, что это П.О., подчёркивается как определение: ведущей – суффикс УЩ – ДПНВ
5. Он работал на поле, спустя рукава. (Обособленное обстоятельство, выраженное Д.О) Запятая не нужна, так как это фразеологизм. |
Выполняют самостоятельную работу: читают предложения, находят ошибки или в постановке знаков препинания при обособлении, или в синтаксическом разборе, или в характеристике предложения |
||||||
VII. ДЗ и его инструктаж. Цель этапа: формулировка, сообщение и разъяснение домашнего задания. |
Пр. 53, 54. Знать порядок разбора, упр.333 (п.: синтаксический и пунктуационный разбор двух любых предложений), подготовить ответы на контрольные вопросы на стр. 189 |
Слушают инструктаж по выполнению ДЗ. |
||||||
VIII. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание. Цель этапа: соотнесение цели, которую ставили на урок, и результатов деятельности, фиксация полученного знания, определение того, как новое знание укладывается в сис-тему ранее изученного |
- Какую цель вы определили для этого урока?(научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обособленными членами)
- А какую цель вы ставили лично для себя? Озвучьте.
- Достиг ли урок своей цели? Реализовали ли вы личную цель?
- Что помогает нам выполнить правильно это разбор? (Порядок разбора, знание по теме «Обособление»)
- Что для вас оказалось особенно лёгким? Тяжёлым? - Доволен ли ты своей работой? - Почему? Чем именно? - Отметьте свои результаты в Карточке достижений
- Поработали мы, безусловно, продуктивно. Больше всего мне понравилось, как вы … Оценки!!! |
Отвечают на вопросы, заполняют карточку достижений. Рефлексируют. Подводят итоги своей деятельности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.