СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ ЭФИРОВ

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 5.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  № 5 СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ ЭФИРОВ Цели работы: 1. Получить эфир. 2. Выделить продукты реакции. 3. Осуществить гидролиз эфира. 4. Получить мыло. В н и м а н и е! Осторожно работайте с концентрированной серной кислотой! Т е о р е т и ч е с к о е  о б о с н о в а н и е. Сложные   эфиры   карбоновых   кислот  можно   рассматривать   как производные этих кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещен на радикал углеводорода. Отсюда   один   из   самых   важных   способов  получения   сложных   эфиров   – взаимодействие   спирта   с   кислотой.   Реакция   образования   сложных   эфиров называется реакцией этерификации. Наличие у сложных эфиров кислородного атома, связывающего остаток кислоты, содержащий окисленный углеводородный радикал, приводит к тому, что эта связь легко разрывается даже при действии воды. Такое расщепление сложных   эфиров   называется  гидролизом,   или  омылением.   Продуктами этой реакции являются спирт и кислота. Жиры  – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых   кислот.   В   результате   гидролиза   жиров   в   щелочной   среде образуются мыла. О п ы т  1. Получение этилового эфира уксусной кислоты. 1) Налить   в   пробирку   0,5   мл   концентрированной   уксусной   кислоты   и столько   же   этилового   спирта.   Запах   эфира   не   обнаруживается   даже   при нагревании смеси. 2) Добавить   в   пробирку   1   мл   концентрированной   серной   кислоты   и подогреть пробирку, затем опустить ее в водяную баню. Появляется ли запах эфира? (Кислоту наливать и нагревать осторожно!) 3) Вылить смесь в химический стакан с насыщенным раствором поваренной соли. На поверхности появляются капли эфира.Запишите  свои наблюдения и соответствующие уравнения реакций и укажите   условия   их   прохождения;   сделайте  в ы в о д   о   получении сложных эфиров. О п ы т  2. Гидролиз сложных эфиров. Получение мыла из жиров. 1) В фарфоровую чашку налить 3 мл подсолнечного масла, 3 мл 40%ного раствора щелочи и 3 мл спирта. Спирт увеличивает скорость гидролиза жира за счет хорошей растворимости жиров в спирте. 2) Нагревать в течение 3–5 минут, помешивая. 3) Через 4–5 минут пипеткой отобрать немного жидкости в пробирку с водой; если проба растворяется, не выделяя жира, гидролиз можно считать законченным. 4) Когда   варка  мыла   закончилась,  прилить   в  чашку  20  мл  насыщенного раствора   поваренной   соли.   Выделившиеся   на   поверхности   мыла   хлопья собрать на фильтровальную бумагу. – Как   доказать,   что   в   оставшейся   жидкости   присутствует   глицерин? Проделайте качественную реакцию. Напишите уравнения. 5) Полученный кусочек мыла растворить в стакане с водой и взболтать. Что наблюдаете? 6) Раствор разлить в две пробирки: а) в одну добавить 2–3 капли фенолфталеина. – Как меняется окраска индикатора? Объясните это явление. б) во вторую – 1 мл соляной кислоты. – Что       за     хлопья     образуются     в     пробирке?    Напишите   уравнения реакций. Запишите   наблюдения   и   уравнения   реакций   строго   по   пунктам инструкции. По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению  работы.

Посмотрите также