Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
п.р. 5.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 5
СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ ЭФИРОВ
Цели работы:
1. Получить эфир.
2. Выделить продукты реакции.
3. Осуществить гидролиз эфира.
4. Получить мыло.
В н и м а н и е! Осторожно работайте с концентрированной серной
кислотой!
Т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е.
Сложные эфиры карбоновых кислот можно рассматривать как
производные этих кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы
замещен на радикал углеводорода.
Отсюда один из самых важных способов получения сложных эфиров –
взаимодействие спирта с кислотой. Реакция образования сложных эфиров
называется реакцией этерификации.
Наличие у сложных эфиров кислородного атома, связывающего остаток
кислоты, содержащий окисленный углеводородный радикал, приводит к тому,
что эта связь легко разрывается даже при действии воды. Такое расщепление
сложных эфиров называется гидролизом, или омылением. Продуктами
этой реакции являются спирт и кислота.
Жиры – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших
карбоновых кислот. В результате гидролиза жиров в щелочной среде
образуются мыла.
О п ы т 1. Получение этилового эфира уксусной кислоты.
1) Налить в пробирку 0,5 мл концентрированной уксусной кислоты и
столько же этилового спирта. Запах эфира не обнаруживается даже при
нагревании смеси.
2) Добавить в пробирку 1 мл концентрированной серной кислоты и
подогреть пробирку, затем опустить ее в водяную баню. Появляется ли запах
эфира? (Кислоту наливать и нагревать осторожно!)
3) Вылить смесь в химический стакан с насыщенным раствором поваренной
соли. На поверхности появляются капли эфира.Запишите свои наблюдения и соответствующие уравнения реакций и
укажите условия их прохождения; сделайте в ы в о д о получении
сложных эфиров.
О п ы т 2. Гидролиз сложных эфиров. Получение мыла из жиров.
1) В фарфоровую чашку налить 3 мл подсолнечного масла, 3 мл 40%ного
раствора щелочи и 3 мл спирта. Спирт увеличивает скорость гидролиза жира
за счет хорошей растворимости жиров в спирте.
2) Нагревать в течение 3–5 минут, помешивая.
3) Через 4–5 минут пипеткой отобрать немного жидкости в пробирку с
водой; если проба растворяется, не выделяя жира, гидролиз можно считать
законченным.
4) Когда варка мыла закончилась, прилить в чашку 20 мл насыщенного
раствора поваренной соли. Выделившиеся на поверхности мыла хлопья
собрать на фильтровальную бумагу.
– Как доказать, что в оставшейся жидкости присутствует глицерин?
Проделайте качественную реакцию. Напишите уравнения.
5) Полученный кусочек мыла растворить в стакане с водой и взболтать.
Что наблюдаете?
6) Раствор разлить в две пробирки:
а) в одну добавить 2–3 капли фенолфталеина.
– Как меняется окраска индикатора? Объясните это явление.
б) во вторую – 1 мл соляной кислоты.
– Что за хлопья образуются в пробирке? Напишите уравнения
реакций.
Запишите наблюдения и уравнения реакций строго по пунктам
инструкции.
По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению
работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.