Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Утверждена» Протокол педсовета №__ «___»______201__ г |
«Утверждаю» Приказ №___ от «___»______201___ г Директор подпись/ФИО ___/______ |
«Согласовано» протокол ШМО №__ от «___»______201___ г |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(АООП с УО вариант 8.2.)
обучающегося 1 класса
Полянских Дмитрия Денисовича
(495 занятий в год,
15 занятий в неделю)
Учитель – Гейкер С.С.
2017 г.
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О. Полянских Дмитрий Денисович
Дата рождения 28.04.2007
Диагноз: ДЦП, гиперкинетическая форма. Симптоматическая эпилепсия.
Заключение ПМПК: выявлены тяжелые интеллектуальные нарушения, является обучающимся с ОВЗ. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Рекомендовано начать обучение по АООП для детей с УО вариант 8.2.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Сведения о родителях:
Мать Котюх Юлия Петровна
Семья полная, многодетная. Семья ребенка состоит из 10 человек, проживает в 5-комнатном частном доме. Мать-домохозяйка. Проживает с гражданским мужем, который не является отцом Димы.
Дима до школы не посещал детский сад. Мальчик может самостоятельно передвигаться, но не долгое время (начинает падать).
Со сверстниками не контактирует, т.к. на домашнем обучении и социальный контакт ограничен рамками семьи.
Вступает в контакт с педагогом. Инструкции взрослого понимает плохо.
Низкая познавательная активность, почти полное отсутствие речи. На уроках трудового обучения работает активней. Выполняет простые игровые действия с предметами. Неусидчив, вследствие заболевания.
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.
Не может сосредоточить внимание на поставленном задании, отличается неустойчивостью внимания и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой физической утомляемости.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного характера, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена.
Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная.
Языковые средства несформированные, ребенок не владеет речью.
Наиболее привлекательны для Димы занятия с музыкальным сопровождением, вырезанием.
Проявляет реакцию на похвалу. На замечания реагирует адекватно.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.
СИПР разработан на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП НОО обучающихся с УО (вариант 8.2.).
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможных начальных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах. Ребенок нуждается в постоянном присмотре.
СИПР реализуется в условиях индивидуального обучения на дому, в соответствии с утвержденным и согласованным с родителями учебным планом и расписанием занятий. Часть часов учебного плана (15 ч.) реализуются в очной форме учителем, часть часов (21 ч.) – в заочной форме родителями. Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом работы школы. Ребенок приглашается на мероприятия школьного уровня, с целью развития адаптации, коммуникации, социализации.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметные области |
Классы Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||
I доп. |
|||||
очно |
заочно |
||||
I. Обязательная часть |
|||||
1. Язык и речевая практика |
1.1 Речь и альтернативная коммуникация |
1 |
2 |
3 |
|
2. Математика |
2.1.Математические представления |
1 |
1 |
2 |
|
3. Окружающий мир |
3.1 Окружающий природный мир |
1 |
1 |
2 |
|
3.2 Человек |
1 |
2 |
3 |
||
3.3 Домоводство |
- |
- |
- |
||
3.4. Окружающий социальный мир |
0 |
1 |
1 |
||
4. Искусство |
4.1 Музыка и движение |
1 |
1 |
2 |
|
4.2 Изобразительная деятельность |
1 |
2 |
3 |
||
5. Физическая культура |
5.1 Адаптивная физкультура |
0 |
2 |
2 |
|
6. Технологии |
6.1 Профильный труд |
- |
- |
- |
|
7. Коррекционно-развивающие занятия |
2 |
0 |
2 |
||
Итого |
8 |
12 |
20 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка |
8 |
12 |
20 |
||
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|||||
Коррекционные курсы |
|
|
|||
1. Сенсорное развитие |
3 |
0 |
3 |
||
2. Предметно-практические действия |
2 |
1 |
3 |
||
3. Двигательное развитие |
1 |
1 |
2 |
||
4. Альтернативная коммуникация |
1 |
1 |
2 |
||
Итого коррекционные курсы |
7 |
3 |
10 |
||
Внеурочная деятельность 5 дней |
0 |
6 |
6 |
||
ИТОГО |
15 |
21 |
36 |
||
Всего к финансированию: 5 дней |
15 |
- |
15
|
||
Форма организации коррекционной работы: в обязательную часть учебного плана включены коррекционно-развивающие занятия - 2 часа в неделю. В части формируемой участниками образовательных отношений, проводятся коррекционные курсы:
Сенсорное развитие
предметно-практические действия
двигательное развитие
альтернативная коммуникация.
Общее количество часов: 7
Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
- Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- Умение выполнять инструкции педагога («посмотри на меня»,«покажи»; «возьми»);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Умение выполнять действия по подражанию, по образцу.
2. Формирование умения выполнять задание:
- В течение определенного периода времени;
- От начала до конца;
- С заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения с помощью и самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмомдействия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Ребенок не владеет устной речью, в процессе обучения используются альтернативные средства коммуникации: жест, пиктограмма взгляд, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (ноутбук).
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
С обучающимся осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Материально-техническое оснащение включает:
· графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
· электронные устройства (ноутбук);
· аудио и видеоматериалы.
Математические представления
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Окружающий природный мир
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Формирование представлений происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала. Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающемуся); пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, огород и др.
Человек
Цель обучения – формировать умения соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел
«Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем
теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа
жизни (режим дня, питание, сон, прогулка,
гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и
укрепляющем здоровье, полезных и вредных
привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает
задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить
зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с
одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться
в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов
одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды
столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию
салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.
Музыка и движение
Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.
Задачи: организация музыкально-речевой среды; пробуждение речевой активности обучающейся; пробуждение интереса к музыкальным занятиям; формирование музыкально-ритмических движений; развитие музыкального вкуса.
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр.
Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать исполнителю, напевать мелодию.
Умение узнавать знакомые произведения при просмотре музыкальных роликов, теле и видеофильмов.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: музыкальные инструменты из детских наборов, дидактический материал: изображения (картинки, фото) флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;
- технические средства: ноутбук;
- аудио и видеоматериалы, презентации, тексты песен.
Изобразительная деятельность
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим
людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; презентации, аудиозаписи; оборудование: компьютер, расходные материалы для ИЗО: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки, фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь); пластичные материалы (пластилин).
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: погремушки различного звучания, игрушки, пиктограммы, кубики; дидактический материал: изображения, предметные картинки.
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающегося процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку оказывается специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра).
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
У обучающегося имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, вследствие заболевания. Значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения.
Материально-техническое оснащение: мяч (мяч-ежик), коврик, воздушные шары, гимнастическая палка, мешочки с песком, кольца (игра «кольцеброс»).
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, записывающие и воспроизводящие, а также компьютерные программы и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.
Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающегося особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающегося, его творческого потенциала.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР, будет способствовать улучшению психофизического состояния.
Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ожидаемые личностные результаты:
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления:
- узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением;
- выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;
- определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);
- различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), (соотнесение со словом, символом);
- знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом);
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
- показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с педагогами, медицинским персоналом, родителями;
- показывать на себе части тела и лица;
- выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Динамика состояния ребёнка:
Результативность обучения (на конец учебного года):
Ребенок принимает помощь взрослого при выполнении заданий по предметно-практической деятельности и в остальных предметных областях. В некоторых случаях просит помощи учителя (писать с ним, вырезать, лепить, принять нужное положения тела при выполнении задания).
Ориентируется в собственном теле (может показать части тела).
Умеет обслуживать себя (самостоятельно принимает пищу).
Умеет ходить в туалет (выполняет гигиенические процедуры).
Умеет сообщать о своих потребностях и желаниях (сходить в туалет, кушать, играть, устал). При этом, необходимо постоянное присутствие мамы.
Сообщать общие сведения о себе не может (фамилия, пол, возраст).
Усвоил некоторые навыки альтернативной коммуникации, например: на занятиях математические представления не может назвать число, но берет нужные карточки с цифрами, имеет представления различия полов - на картинках различает девочка-мальчик. В соотношении себя и родных к нужному полу путается, испытывает затруднения. Овладел упражнением «поймай мяч», выполнить бросок мяча не удается. Удачно перешагивает через не высокие препятствия, выполняет прыжки на месте, с продвижением вперед на двух ногах. Усвоил программу по курсу «музыка и движение», с удовольствием выполняет задания с детскими музыкальными инструментами, умеет напеть мелодию с музыкальным сопровождением.
Дата начала обучения _____________
Дата окончания обучения _____________
Подпись родителя ____________
Подпись учителя: ______________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.