Экспериментальная работа по коррекции оптической дисграфии у школьников младших классов
В последние годы остро стоит вопрос о возможности оказания детям всесторонней помощи в оздоровлении, физическом и психическом укреплении состояния. Полноценный психологический комфорт зависит от успешности в учёбе, а увеличение количества ошибок может негативно сказаться на здоровье ученика, его психике. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Среди различных специфических затруднений в письменной речи выделяется группа так называемых оптико-кинетических ошибок. Это замена букв, похожих по начертанию. В моей практике наиболее часто встречаются дети смешивают и и у, б и д, т и п. Ребёнок, начав писать букву с элемента, которым начинаются и другие, похожие, буквы, с трудом переключается на движение, продолжающее письмо следующего нужного элемента буквы. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-кинетических ошибок. При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешение букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные “описки”, так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Цель работы – выяснить особенности логопедической работы с учащимися, имеющими ошибки на письме различного характера, разработать задания, способствующие уменьшению числа ошибок на письме, имеющих различные причины возникновения.
В задачи работы вошли: анализ и обобщение данных литературы по проблеме исследования; проведение логопедического обследования; проведение специальных диагностических диктантов в начале, середине и конце учебного года; апробация заданий, направленных на коррекцию письменных ошибок различного генеза.
По результатам, проведённого диктанта, были отобраны ученики 2–4 классов, имеющие различного рода ошибки на письме, в частности ошибки зрительной дифференциации оптически сходных букв.
В экспериментальную группу вошли:
При проведении экспериментальной работы использовались следующие методы и приёмы:
Эксперимент.
В занятия по коррекции оптической дисграфии были включены как специальные задания, так и задания по коррекции орфографических ошибок на письме. С учащимися в течение всего учебного года 3 раза/неделю проводились логопедические занятия.
I занятие
Ученики учатся проводить анализ букв, находить сходства и отличия – дифференциация зрительная.
Ученики развивают тонкую моторику пальцев рук – дифференциация моторная, развитие зрительного восприятия.
б д б д б д б д б д _________
б б д д б б д д б б _________
Нахождение закономерности в написании букв в определённом порядке, автоматизация их написания в быстром темпе, развитие серийной организации движений.
Обогащение словарного запаса, подбор слов на заданные звуки.
Лексический материал:
Б-д-дь-т-б-бь-п-ть-б-бь-пь-дь-т-дь-п-д-бь-ть. (Рисунок 4)
Дифференциация сенсорная (на слух), соотнесение звуков и букв.
Лексический материал: баранка, ограда, грабли, бревно, победа, белка, дупло, бардак, быстрый, деревня, городок, кабинет, дорога, блин, дым, квадрат. (Рисунок 4)
Дифференциация сенсорная (на слух), соотнесение звуков и букв.
Словарный материал:
…ерлога, …ятел, ко…ра, …ерёза, ла…иринт, ве…ро, за…ота, …ыня, з…ание, …иректор. (Рисунок 5)
Цветовая дифференциация букв, автоматизированное написание отличающихся элементов букв.
II занятие
Развитие зрительного восприятия, опознание зашумлённых моделей.
Шифровка —> 1бо, 2со, 3ко, 4на, 5по, 6во, 7да, 8ва, 9та, 10ро, 11ка
Материал для расшифровки:
1 – 10 – 7, 1 – 10 – 4, 3 – 10 – 4, 5 – 10 – 7, 3 – 10 – 8, 6 – 10 – 4, 6 – 10 – 9, 2 – 10 – 11, 3 – 10 б – 11.
Развитие зрительного внимания, мышления, развитие функции программирования и контроля – на внимание.
Развитие письменной речи, воображения, творчества, словарного запаса, умения самостоятельно излагать свои мысли в письменном виде.
Слоговая цепочка: горекашарыбагорлокон (горе, река, каша, шар, рыба, багор, горло, локон, кон, шары)
Развитие зрительного внимания и восприятия, развитие функции программирования и контроля – на внимание.
Мак алый, и роза алая; Банан спелый, ____________
Лента голубая, ____________ Нож острый, ____________.
Грамматика – соотнесение окончания прилагательного и существительного, развитие воображения.
Развитие функций программирования и контроля – на внимание.
Лексический материал:
8.08 – восьмое августа,
2.05, 1.09, 7.10, 24.04, 18.01, 12.05
Грамматика – правильное написание числа и соотнесение с окончанием, развитие умения соотносить месяц и его порядковый номер.
III занятие
Развитие зрительного восприятия.
Лексический материал:
Краб, на, на, Дима, краб, крючке, играет; Грибы, мандарины, и, на, Даня, рынке, грибы, собирает, продают; Огороде, бабочка, на, помидоры, в, сидит, зреют, цветке.
Развитие функций программирования и контроля – восстановление последовательности, развитие внимания, языкового анализа и синтеза.
Комбинезон, барьер, диктофон, водяной, дикарь, билетёр, забияка, радость. (Рисунок 8)
Развитие функций программирования и контроля, развитие фонематического анализа.
Лексический материал:
О…, ст…, п…, пу…, ма…, Ма…, тр…, св…..
Развитие памяти, словарного запаса, воображения, фонематического анализа и синтеза.
Лексический материал:
Ог-72-м-109-й 101-72-с, 4 у-9 30 101-30-с (Огромный вырос, да ума не вынес)
Ум-109-й 12-с-92-44-т, г-87-110-й о-92-44-т (Умный рассудит, глупый осудит)
Развитие функций программирования и контроля.
Таблица слогов
|
А |
Е |
И |
О |
У |
Ы |
Ю |
Я |
Б |
БА |
БЕ |
БИ |
БО |
БУ |
БЫ |
БЮ |
БЯ |
В |
ВА |
ВЕ |
ВИ |
ВО |
ВУ |
ВЫ |
ВЮ |
ВЯ |
Г |
ГА |
ГЕ |
ГИ |
ГО |
ГУ |
ГЫ |
ГЮ |
ГЯ |
Д |
ДА |
ДЕ |
ДИ |
ДО |
ДУ |
ДЫ |
ДЮ |
ДЯ |
Ж |
ЖА |
ЖЕ |
ЖИ |
ЖО |
ЖУ |
104 |
ЖЮ |
|
З |
ЗА |
ЗЕ |
ЗИ |
ЗО |
ЗУ |
ЗЫ |
ЗЮ |
ЗЯ |
К |
КА |
КЕ |
КИ |
КО |
КУ |
КЫ |
КЮ |
КЯ |
Л |
ЛА |
ЛЕ |
ЛИ |
ЛО |
ЛУ |
ЛЫ |
ЛЮ |
ЛЯ |
М |
МА |
МЕ |
МИ |
МО |
МУ |
МЫ |
МЮ |
МЯ |
Н |
НА |
НЕ |
НИ |
НО |
НУ |
НЫ |
НЮ |
НЯ |
П |
ПА |
ПЕ |
ПИ |
ПО |
ПУ |
ПЫ |
ПЮ |
ПЯ |
Р |
РА |
РЕ |
РИ |
РО |
РУ |
РЫ |
РЮ |
РЯ |
С |
СА |
СЕ |
СИ |
СО |
СУ |
СЫ |
СЮ |
СЯ |
Т |
ТА |
ТЕ 34 |
ТИ |
ТО |
ТУ |
ТЫ |
ТЮ |
ТЯ |
Ф |
ФА |
ФЕ |
ФИ |
ФО |
ФУ |
ФЫ |
ФЮ |
|
Х |
ХА |
ХЕ |
ХИ |
ХО |
ХУ |
ХЫ |
ХЮ 132 |
|
Ц |
ЦА |
ЦЕ |
ЦИ |
ЦО |
ЦУ |
ЦЫ |
|
|
Ч |
ЧА |
ЧЕ |
ЧИ |
ЧО |
ЧУ |
|
|
|
Ш |
ША |
ШЕ |
ШИ |
ШО |
ШУ |
|
|
|
Щ |
ЩА |
ЩЕ |
ШИ |
|
ЩУ |
|
|
|
6. Вставить в текст пропущенные буквы б, д разным цветом, пересказать текст. Лексический материал:
Наши _рузья.
В _еревне _ыло много са_ов. Осенью поспевали я_локи и груши. В са_ах _ыло много птиц. Они выво_или птенцов, и целый _ень кормили их червяками. Ре_ята разорили гнёз_а птиц. Птицы улетели из этой _еревни. Весной зацвели на я_лонях цветы, но червяки за_рались в цветы и поели их. Осенью не _ыло на _еревьях я_лок и груш. Поняли ре_ята, что птицы спасали их _еревья, но _ыло поз_но. (Рисунок 9)
Развитие функций программирования и контроля, памяти, зрительного внимания, умения формулировать собственные мысли.
Заключение, выводы
Чтобы доказать правильность и целесообразность введения в логопедическую работу подобных заданий с прошлого года мы начали проводить эксперимент.
В начале, середине и конце эксперимента, т.е. в сентябре, декабре и мае текущего учебного года соответственно, ученики написали специальные диктанты, результаты которых нами были проанализированы. В сентябре и декабре были проведены диктанты (по материалам О. Б. Иншаковой), отличающиеся по сложности, по возрасту (в каждой параллели классов диктанты разные). Декабрьский, промежуточный, диктант показал, что у половины учеников, участвующих в эксперименте, отмечено уменьшение количества ошибок на письме. Для диктанта в конце учебного года использовался новый лексический материал, т.е. тексты незнакомые учащимся. Результаты, которые показали ученики можно увидеть на таблице.
Ф.И, класс |
Наруш.фонемного |
Наруш.язык. |
Оптические |
Орфографич. |
||||||||
|
Нач |
Сер |
Конец |
Нач |
Сер |
Конец |
Нач |
Сер |
Конец |
Нач |
Сер |
Конец |
Маша А, 2 кл |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Арина Б, 3 кл |
0 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
Серёжа К, 3 кл |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
Аня М, 3 кл |
0 |
1 |
0 |
7 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
5 |
3 |
1 |
Лёша Ч, 3 кл |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
Андрей Ч, 3 кл |
3 |
1 |
1 |
8 |
2 |
0 |
4 |
2 |
0 |
2 |
3 |
2 |
Женя Ш, 3 кл |
0 |
8 |
2 |
5 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
6 |
7 |
5 |
Ксюша Ш,3 кл |
2 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
По данной таблице можно отметить существенное уменьшение количества ошибок на письме у этих детей по сравнению с началом учебного года.
Таким образом, предлагаемый набор заданий по коррекции оптической дисграфии показал продуктивность выбранных направлений работы и значительное уменьшение числа ошибок по всем показателям.
Выводы.
1. У всех учеников, участвующих в эксперименте, отмечено снижение числа ошибок – у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени.
2. У учеников улучшилась переключаемость внимания, выработалось умение анализировать.
3. Предлагаемые детям задания были подобраны верно, однако стоит дополнить, к уже имеющимся заданиям, новые разработки, в которых бы больше внимания уделялось закреплению грамматических правил русского языка.
4. Количество ошибок снизилось, что благотворно повлияло на психическое здоровье учеников, на их уверенность в себе, своих силах.
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.