Аннотация: Автор кратко и в доступной форме знакомит читателей с системой классического танца, разработанной А.Я. Вагановой. В статье раскрыты основные принципы системы и метода Вагановой, оказывавшие огромное воздействие на развитие женского (и косвенно ― мужского) классического танца.
Ключевые слова: классический танец, система Вагановой, методика преподавания классического танца, русская балетная школа.
Актуальность исследования теоретических трудов по классическому танцу обусловлена необходимостью ознакомления с методами и приемами обучения классическому танцу детей разного возраст с учетом их психофизических и анатомо–физиологических особенностей. Это в дальнейшем поможет в выборе эффективных методов и приемов обучения классическому танцу.
Методы и приемы преподавания классического танца, предлагаемые представителями школы классического танца, складывались на протяжении многих лет с учетом индивидуальных склонностей. Поэтому педагогу необходимо анализировать педагогический опыт, предлагаемый разными исследователями, помня при этом, что такой опыт практически неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразную индивидуальность педагога. Поэтому не стоит копировать буквально любой педагогический опыт, но необходимо стремиться к тому, чтобы всегда оставаться собой, быть яркой педагогической индивидуальностью.
В школе классического танца сконденсирован огромный многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и изложенный в учебниках. Однако в хореографии специальных методов преподавания нет. Начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных. Методика преподавания хореографических дисциплин реализует основную цель ¾ через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность, а основополагающим в таком обучении выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики. При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути ее проецирования на конкретного ученика или группу учащихся.
Агриппина Яковлевна Ваганова (1879–1951) ¾ российская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета, первый в России профессор хореографии.
Результатом ее неустанного труда, длившегося не одно десятилетие, стала плеяда замечательных танцовщиц: Марина Семенова, Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Фея Балабина, Ирина Колпакова, Алла Шелест, Нинель Кургапкина и другие талантливые балерины.
Плодом длительной педагогической работы Вагановой, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга «Основы классического танца», которая вскоре после выхода в свет была переведена практически на все европейские языки, очень высоко оценена и отечественными и зарубежными специалистами в области балета и стала незаменимым пособием для педагогов. Книга А.Я. Вагановой «Основы классического танца» знаменует высокую степень в развитии методики преподавания классического танца. В ней обобщён многогранный опыт, подробно, шаг за шагом, излагаются основы классического балетного танца, создана стройная система приёмов обучения на научной основе, так называемая «Система Вагановой» [2].
Оставаясь глубоко национальной по духу и по манере танцевальных движений, она вобрала в себя как опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве, так и личный сценический в педагогический опыт автора. Текст сопровождается большим количеством рисунков, а также нотами.
Педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы деятели советского балета отстояли классическое наследие от псевдоноваторов, то в тридцатые — главной задачей стало создание современного репертуара. С 1931 по 1937 гг. Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли “Пламя Парижа”, “Бахчисарайский фонтан”, “Утраченные иллюзии”, “Партизанские дни”.
Осуществленные Вагановой новые редакции балетов “Лебединое озеро” (1933) и “Эсмеральда” (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов 1930-х гг., стремившихся к заострению идейного конфликта, действенности танца, правдивости в передаче человеческих чувств. В новых балетных спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской.
Начиная с 1930-х гг. стала очевидной художественная однородность ленинградской балетной труппы. “Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех — от артисток кордебалета до ведущих балерин — нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты “школы Вагановой”, — пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н.М. Дудинская [3, c. 5].
Решительно отвергая излишнюю декоративность, позирование, занимавшие
немалое место в хореографии прошлого, Ваганова добивалась от учениц
эмоциональной выразительности, строгости формы, волевой, энергичной манеры
исполнения. Танец ее выпускниц отвечал
самой сущности русского балета как искусства большого содержания, высокой
лирики и героики. Осмысленность ¾ один из основных
принципов методики Вагановой, приучавшей своих девочек не просто копировать
показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как
именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс
придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим.
Метод Вагановой оказывал огромное воздействие и на развитие мужского танца. Танцовщики, которые непосредственно у нен никогда не учились, приобретали чисто вагановский “стальной” aplomb, умение находить опору в корпусе, брать force (запас силы) руками для туров и прыжков. Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили этот опыт по стране. Наконец, выход в свет книги “Основы классического танца” сделал метод Вагановой достоянием всего советского балетного театра.
Новым в этом замечательном методе являлись строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное — стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению. Ученицы Вагановой не только прочно усваивали pas, но умели объяснить, как его нужно правильно исполнять и в чем его назначение. Заставляя их записывать отдельные комбинации, предлагая найти причины неудачного выполнения pas, Ваганова развивала понимание правильной координации движений.
А.Я. Ваганова считает, что все учебные задания надо предлагать учащимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений. Более подробное объяснение новых движений необходимо в младших классах; дополнительно разбирая непонятные элементы движения более подробно. Следует так же спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика и как её надо исправить. Систематическое повторение с учениками пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.
А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца» говорит о показе, как основном методе обучения классическому танцу. Также уделяет особое внимание совмещению показа и пояснения, особенно когда отрабатываются новые элементы. Таким образом, зрительное и слуховое восприятие учащихся будет способствовать лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших классах.
Важнейшей предпосылкой свободного владения телом в танце Ваганова считала крепкую постановку корпуса. От начальных plie, которые она рекомендует изучать обязательно с I позиции, более трудной для начинающих, но зато приучающей к собранности корпуса, её усилия были направлены на выработку aplomb. В дальнейшем aplomb становится фундаментом для туров и сложных прыжков в allegro.
В своей книге Ваганова нередко подчеркивает, что движение необходимо начинать “из корпуса”, ибо танец “из корпуса” обеспечивает надёжную опору и артистическую окраску pas. Об особом внимании, уделяемом epaulement (поворотам плеч и корпуса), свидетельствует то, что на её уроках нельзя было увидеть подряд двух pas, исполняемых с одинаковым положением корпуса. Выработав у учениц необходимую устойчивость и гибкость, она затем смело вводила в экзерсис различные формы fouette, гепуегей и другие движения, основанные на поворотах корпуса. Предметом неустанной заботы Вагановой была также правильная постановка рук. О ногах говорить не приходится, ведь любая школа классического танца прежде всего добивается развития выворотности, большого шага, крепости пальцев. Но Ваганова не меньшее внимание уделяла и рукам. Согласно ее методу, руки должны не только завершать художественный облик танцовщицы, быть выразительными, легкими, “певучими”, но и активно помогать движению в больших прыжках и особенно турах, подчас исполняемых без подготовительного трамплинного толчка, — тут force зависит исключительно от умения владеть руками. Вагановой усовершенствована и техника всевозможных вращений [3, c. 8].
В конечном итоге система Вагановой направлена к тому, чтобы научить “танцевать всем телом”, добиться гармоничности движений, расширить диапазон выразительности. В книге движения сгруппированы по основным видам. Такая композиция ограничивала возможность останавливаться на ведении урока.
Важный завет “... наблюдать за жизнью и за искусством” Ваганова оставила своим продолжателям. Ныне педагогический метод Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы. Он творчески развивается продолжателями Вагановой, работающими в различных балетных училищах страны.
Стремясь подчеркнуть особенности русской балетной школы, Ваганова в своей книге нередко сопоставляет ее с французской и итальянской школами. Эти понятия нельзя связывать с современным зарубежным балетом, хотя в отдельных случаях описанные Вагановой приёмы еще бытуют в хореографической практике. Сама Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную, раз и навсегда установленную. Опираясь на ее обширный опыт, ученики Вагановой обогащают и корректируют эту педагогическую систему своей творческой практикой. Совершенствуя методику преподавания танца, обогащая лексикон и эмоциональную выразительность движений, педагоги, продолжатели Вагановой, стремятся к тому, чтобы хореографическая школа отвечала современному уровню российского балетного искусства, приумножала его славу.
Опираясь на обширный опыт, ученики Вагановой обогащают и корректируют ее педагогическую систему своей творческой теорией и практикой. Совершенствуя методику преподавания танца, обогащая лексикон и эмоциональную выразительность движений, педагоги ¾ продолжатели Вагановой, стремятся к тому, чтобы хореографическая школа отвечала современному уровню российского балетного искусства, приумножала его славу.
Выводы
Книга А.Я. Вагановой «Основы классического танца» знаменует высокую степень в развитии методики преподавания классического танца. В ней обобщен многогранный опыт, подробно, шаг за шагом, излагаются основы классического балетного танца, создана стройная система приемов обучения на научной основе, так называемая «Система Вагановой».
Оставаясь глубоко национальной по духу и по манере танцевальных движений, система Вагановой вобрала в себя как опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве, так и личный сценический в педагогический опыт автора.
Педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Литература
1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / . ¾ 6-е изд. ¾ С.-Пб.: Лань, 2001. ¾ 192 с.
2. Ваганова Агриппина Яковлевна [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://cultandart.ru/dance/348-vaganova_agrippina_jakovlevna (дата обращения: 01.08.2017).
3. Чистякова, В. А.Я. Ваганова и её книга ― Основы классического танца / В. Чистякова // Ваганова А.Я. Основы классического танца. ¾ 6-е изд. С-Пб.: Лань, 2001.― С. 3–10.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.