Система контроля и оценивания образовательных результатов

  • docx
  • 24.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Система оценивания образовательных достижений.docx

Система  контроля и оценивания образовательных достижений учащихся 5 класса по русскому языку (2021-22 уч.г., учитель Андреева И.Б.)

 

Согласно Положению системе контроля и оценивания образовательных

достижений учащихся МБОУ «Чикойская СОШ», оценивание образовательных достижений учащихся 5 класса по русскому языку проводится следующим образом:

1.       Стартовый контроль (сентябрь) проводится с целью выявления знаний учащихся, пришедших учиться в школу;

2.       Текущий контроль (текущая аттестация): оценка качества достижения планируемых результатов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе изучения обучающимися по результатам проверки (проверок);

3.       Промежуточный контроль;

4.       Итоговый контроль;

5.       Административный контроль.

Планируемые результаты

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Личностные

1. Соблюдение норм и правил, принятых в школе.

2. Сформированность

 самооценки.

3. Сформированность

внутренней позиции обучающего.

4.Ценностно-смысловые установки обучающихся

В ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

1. Личностные качества школьников оцениванию не подлежат. Поэтому не выносятся на итоговую оценку обучающихся,  являются предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности ОУ и образовательных систем разного уровня.

Мета-

предметные

1.Учебные исследования.

2. Учебные проекты,

3. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

 

1. Комплексные работы на межпредметной основе.

2. Тематические работы по всем предметам.

1. Комплексные работы на межпредметной основе, направленные на сформированность

метапредметных УУД при решении

учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом,

2. Защита итогового индивидуального проекта.

 

Предметные

1. Устный опрос.

2. Письменная или

самостоятельная работа.

3. Диктанты

4. Контрольное списывание.

5. Тестовые задания.

6. Графическая работа.

7. Изложение.

8. Доклад.

9. Творческая работа.

 

1. Тест.

2. Зачёт.

1. Диагностическая  контрольная работа.

2. Диктанты.

3. Изложение.

4. Контроль техники чтения.

5. Тест.

6. Контрольная работа.

 

 

Личностные результаты

 

Компоненты ОД

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД.

Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объект

Процесс формирования

Уровень сформированности

личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

Процедуры

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом).

При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (личностные УУД).

 

Технологии, методики,

методы, приемы

 «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (личностные УУД).

 «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). и другие.

-  оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), харак-теризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;

-  рефлексивные сочинения.

Инструментарий

1.Диагностическая работа, включающая задания на оценку поступков, обозначение своей жизненной позиции и т.д.

2.Наблюдение

3.Анетирование

4. Интервью

КИМы

-   задания (вопросы) для формирования личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов).

-   тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (лич-ностных результатов).

 

Критерии

-      планируемые  личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);

-      обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

 

Шкала и вид отметки

Определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положитель-ные качества личности обучающихся). Знаково-символические средства, показывающие отношение обучающихся к достигнутым результатам: цветовые, рисуночные.

Описание результатов в контексте критериев ценности.

 

Формы фиксации

-  листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;

-  дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;

-  портфолио «Мои достижения»;

-  дневник ученика;

-  диагностическая тетрадь учителя;

-  портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»;

-  другие.

 

 

3.2. Метапредметные результаты

 

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией».

-       анализ процесса формирования РУУД, ПУУД, КУУД;

оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД;

-       ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД.

Объект

Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Процедуры (внутренняя накопленная оценка (таблицы оценки достижения планируемых результатов), итоговая оценка)

Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)

Технологии, методики,

методы, приемы

 

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова).

«Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика).

«Учимся учиться и действовать»: мониторинг метапредметных универсальных учебных действий (М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая).

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн.

Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т. Фотекова (познавательные УУД).

Личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой (Регулятивные УУД).

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков (методика М. Ступницкой) и  другие.

-  оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;

-  рефлексивные сочинения.

Инструментарий

1.Комплексные задания на межпредметной основе.

2. Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3. Защита итогового индивидуального проекта.

КИМы

-    задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов);

 

 

-  тесты (и др.) для изучения метапредметных результатов.

Критерии

-    планируемые метапредметные результаты

Шкала и вид отметки

-    определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики).

Формы фиксации

-  листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;

-  дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;

-  портфолио «Мои достижения»;

-  дневник ученика;

-  диагностическая тетрадь учителя;

-  электронное приложение к журналу учителя;

-  портфолио «Оценочная деятельность учителя предметника»

 

3.3. Предметные результаты.

 

Компоненты системы оценки

Вид оценки

 

Текущая

Промежуточная

Итоговая

 

Цель

-    анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава).

-    оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием;

-    выявление соответствия уровня сформирован-ности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам

 

освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

освоения программного материала за четверть, по­лугодие, год.

 

 

Объекты

Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава).

Действия с предметным содержанием по изучаемой теме.

Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предмет-ному содержанию.

 

Процедуры

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии).

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

 

Технологии, методики,

методы, приемы

 

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой

«Индивидуально-ориентированные эталоны оценки» (Г.Ю. Ксензова) и другие.

 

-  оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием;

-  тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой;

-  тест на оценку самостоятельности мышления (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой;

-  рефлексивные сочинения.

 

Инструментарий

Продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта.

 

КИМы

-   задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов);

 

Критерии

-   планируемые предметные результаты

 

Шкала и вид отметки

-   определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки  (в зависимос-ти от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки);

-   принятые в классе оценочные шкалы: «5-балльная шкала», «волшебные линеечки», «столбики», «отметки-баллы», «отметки-заметки» и т.п.

 

Формы фиксации

«листы достижений», «оценочные листы», «эталоны»,

«карты оценки», «таблицы требований»

и т.п.

Оценочные листы.

Листы индивидуальных достижений.

Таблицы требований к результатам.

Рабочие тетради.

Тетради проверочных, контрольных, диагностических работ.

Дневники обучающихся.

Портфолио «Мои достижения».

Диагностическая тетрадь учителя.

Журнал учителя.

Электронное приложение к журналу учителя. Портфолио «Оценочная деятельность педагога».

 

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

3.4. Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).

 

Для описания достижений обучающихся школы используется пять уровней.

Уровни успешности

Пятибалльные отметки

 

Низкий уровень (Наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету)

Отметка – 1

Отметка «1» ставится, если учащийся отказался от ответа без объяснения причин.

Не достигнут необходимый уровень (отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях)

Отметка – 2 (неудовлетворительно). Возможность исправить!

Не решена типовая, много раз отработанная задача

Необходимый уровень – «хорошо» (решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания. Это необходимо всем по любому предмету)

Отметка – 3 (частично). Возможность исправить!

Отметка – 4 (хорошо). Право изменить!

«3» - частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения)

«4» - полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Программный уровень – «отлично»     (решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо применить новые, получаемые в данный момент, знания;

- либо прежние знания и умения, но в новой непривычной ситуации)

Отметка – 5 (отлично)

 

 

 «5» -  полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный уровень (не обязательный) – «превосходно» (решение задачи на неизученный материал, потребовавшей:

- либо самостоятельно добытых, не изученных на уроках знаний;

- либо новых самостоятельно приобретённых умений)

Отметка – «5» и «5+» (превосходно);

 

 

5 -  частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с привлечением посторонней помощи в какой-то момент решения), «5+» - полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

 

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

– не раскрыто основное содержание учебного материала;

– обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части учебного материала;

– допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;

– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

3.4. Оценка предметных и метапредметных результатов по итогам  учебного года:

1) Базовый уровень – способность учащегося действовать только в рамках минимума содержания, рассчитанного на освоение каждым учащимся;

2) Продвинутый уровень – способность учащегося выходить за рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях;

3) Рефлексивно-творческий уровень – способность учащегося  обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, и итоговых; участие в конференциях и т.п.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение.

Количественная характеристика планируемых результатов определяется  по итогам учебного года на основе  итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика  планируемых результатов составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.

 

4. Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся

 

4.1. Таблица оценки планируемых образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

 

Ф.И. ученика

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Умение 1

Умение 2

Умение 3

Умение 4

Средняя отметка

 

 

БА

 

 

 

 

 

 

 

ВН

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Карта самостоятельной работы по предмету

 

Ученика______________________класс____________

 

Название работы

Вид работы

Срок сдачи

Критерии оценивания работы

Замечания учителя

Срочность выполнения

Качество выполненного

Полнота

Суммарная оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Карта оценивания доклада, выступления

 

Класс___________________________________профиль______________

ФИО ученика

Дата

Тема доклада, выступления

Полнота освещения вопроса

Качество выступления

Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Адекватное использование наглядных средств

Суммарный балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Карта оценивания электронной презентации

 

Класс___________________________________профиль______________

 

 

ФИО ученика

 

Дата

 

Тема

Полнота освещения вопроса

Качество презентации

Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Дизайн презентации

 

 

Суммарный балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5. Единая шкала критериев оценки доклада, выступления

 

 

Количество баллов

Критерии оценивания

Полнота освещения вопроса

Качество выступления

Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Адекватное использование наглядных средств

0

Доклад, выступление не выполнено

1

Ученик выполнил задание, тема не раскрыта, материал не систематизирован, не выстроена логика выступления

Регламент выступления не соблюден, выступление сводится непосредственно к чтению текста, не поддерживается визуальный контакт с аудиторией, не выделяется времени на восприятие информации

Ученик не смог ответить на вопросы

Ученик не использовал никаких наглядных средств

2

Ученик справился с заданием, тема не до конца раскрыта, имеются незначительные неточности, слабая систематизации информации, есть нарушения в логике выступления

Немного нарушен регламент выступления, выступающий считывает информацию со слайдов, слабо поддерживается визуальный контакт с аудиторией, мало выделяется времени на восприятие информации

Ученик ответил на все вопросы, хотя были не точности в ответах, и аргументации

Ученик не адекватно применил наглядные средства, наглядные средства не относятся к теме, или плохо ее раскрывают

3

Ученик справился с заданием, тема раскрыта, успешно извлечена информация, систематизирована, выстроена логика выступления

Регламент не нарушен, выступающий опирается на опорный конспект, говорит своими словами, комментирует слайды, поддерживается визуальный контакт с аудиторией

Ученик четко и лаконично ответил на все заданные вопросы

Ученик адекватно подобрал, разработал наглядные средства раскрывающие тему выступления

 

4.6. Единая шкала критериев оценки электронной презентации

 

 

Количество баллов

Критерии оценивания

Полнота освещения вопроса

Качество презентации

Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Дизайн презентации

0

Электронная презентация не выполнена

1

Ученик или группа учащихся выполнили задание, тема не раскрыта, материал не систематизирован, не выстроена логика презентации

Регламент презентации не соблюден, информация, изложенная в презентации не соответствует обозначенной теме, переизбыток или недостаток текстовой информации, полностью заимствованная с литературы, Интернета

Ученик не смог ответить на вопросы

Иллюстрации низкого качества, отсутствует необходимые таблицы, схемы графики, эффекты примененные в презентации отвлекают от содержания

2

Ученик или группа учащихся создали презентацию, тема творческого задания не до конца раскрыта, имеются незначительные неточности, слабая систематизации информации, есть нарушения в логике презентации

Немного нарушен регламент презентации, информация по проблеме изложена не полностью, присутствуют незначительные недочеты, использованы различные источники информации, материал проанализирован

Ученик ответил на все вопросы, хотя были не точности в ответах, и аргументации

Иллюстрации хорошего качества, подобранна соответствующая графическая информация, примененные эффекты немного мешают усвоению информации

3

Ученик или группа учащихся справились с заданием, тема раскрыта, успешно извлечена информация, систематизирована, выстроена логика презентации

Презентация разработана самими учащимися, регламент не нарушен, информация изложена полно и четко, текст на слайде представляет собой опорный конспект, отсутствует переизбыток информации

Ученик четко и лаконично ответил на все заданные вопросы

Дизайн презентации четко продуман, примененные эффекты помогают усвоению информации, не отвлекают внимание

 

4.7. Единая шкала критериев оценки карты самостоятельной работы учащихся

 

Количество баллов

Критерии оценивания самостоятельной работы

Срочность выполнения

Качество выполненного

Полнота

0

Задание не выполнено

1

Ученик выполнил задание не в срок, к концу изучения модуля, предмета

Ученик допустил неточности в выполнении задания, не раскрыта тема задания, неправильно подобран материал или полностью заимствован с литературы, Интернета, не систематизирован, не нагляден

Задание выполнено не полностью

2

Ученик выполнил задание, но с небольшим опозданием

Учеником допущены незначительные неточности в выполнении задания, тема не до конца раскрыта, слабо систематизирован материал, представлено наглядно

Задание выполнено

3

Ученик выполнил задание в срок

Учеником раскрыта тема задания, успешно подобран материал, систематизирована в искомую в соответствии с заданием, представлена наглядно

Задание выполнено полностью

 

 

5. Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

1). Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний.

2). Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика).

3). Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности).

4). На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Алгоритм самооценки

1 шаг. Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с незначительной помощью (кто   помогал, в чем)?

5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? (Таблицы образовательных результатов)

6 шаг. Каков был уровень задания? (Уровни успешности)

7 шаг. Каков твой балл успешности? (Пятибалльные отметки)