Система оценивания метапредметных УУД в начальных классах
В настоящее время большое значение уделяется формированию метапредметных результатов. Работая в начальной школе, я сталкиваюсь с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов. Это наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. Возникает ситуация, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Оценка метапредметных результатов
проводится в ходе различных процедур:
- решение задач
творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.
Методы оценочной деятельности:
Может оцениваться сформированность умения работать в
группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с
партнёрами и т.д.
Формы оценки:
- индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос.
Методы контроля:
Инструментарий контроля:
В своей работе я использую следующие методики:
Коммуникативные УУД (1 четверть)
Задание «Левая и правая стороны» (1-2 классы) (Ж. Пиаже)
Цель: выявление
уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника
(партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных
позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от
собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки
зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
|
Ф.И |
Ф.И |
Ф.И |
Ф.И |
Ф.И |
Ф.И |
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ |
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета? |
_ |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ |
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш? |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
+ |
Уровень оценивания |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
Вывод: 5 учащихся имеют средний уровень: ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
1 учащийся имеет высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию
усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Возраст: 6,5-7 лет
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в
классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному
изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они
составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться
между собой, какой узор они будут рисовать.
Пара |
Ф.И. |
Ф.И. |
Ф.И. |
Степень сходства узоров на рукавичках |
Высокая |
средняя |
высокая |
Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать |
+ |
+ |
+ |
Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности |
+ |
+ |
+ |
Взаимопомощь по ходу рисования |
+ |
- |
+ |
Эмоциональное отношение к совместной деятельности |
позитивное -работают с удовольствием и интересом |
нейтральное -взаимодействуют друг с другом в силу необходимости |
позитивное -работают с удовольствием и интересом |
Уровни оценивания
|
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. |
Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. |
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. |
Методика "Рисование по точкам". (1-2 классы)
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
№ п/п |
Фамилия, имя учащегося |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
всего |
|
1 |
4 |
7 |
5 |
7 |
6 |
4 |
32 |
с |
|
2 |
4 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2 |
17 |
н |
|
3 |
5 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
39 |
в |
|
4 |
5 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
39 |
в |
|
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
40 |
в |
|
6 |
5 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
39 |
в |
Интерпретация результатов:
33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий
уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований,
предложенную взрослым.
Выводы: высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия показали 4 учащихся.
У одного учащегося ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушение заданной системы требований, предложенной взрослым, показал 1 учащийся.
Познавательные УУД
Проба на определение количества слов в предложении (1 класс)
(С.Н. Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: учитель/психолог зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т. д.
Предлагаемые предложения:
Маша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя играют в мяч.
Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.
Уровни оценивания:
1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные, предметы.
2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.
3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.
Результаты формирования универсальных учебных действий (регулятивных УД)
обучающегося 1 класса ___________________________
№ п/п |
Четверть Навык |
I |
II |
III |
IV |
1 |
Организовать своё рабочее место |
|
|
|
|
2 |
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях |
|
|
|
|
3 |
Определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях |
|
|
|
|
4 |
Использовать в своей деятельности простые приборы и инструменты: |
|
|
|
|
-линейку |
|
|
|
|
|
-треугольник |
|
|
|
|
|
-ножницы |
|
|
|
|
|
-клей |
|
|
|
|
|
-циркуль |
|
|
|
|
|
5 |
Принимать учебную задачу |
|
|
|
|
6 |
Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности |
|
|
|
|
7 |
Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности |
|
|
|
|
8 |
В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи |
|
|
|
|
9 |
Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя |
|
|
|
|
10 |
Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя |
|
|
|
|
11 |
Отбор эффективных способов, вариантов |
|
|
|
|
Условные обозначения:
+ -высокий уровень
О – средний уровень
- - низкий уровень
Результаты формирования универсальных учебных действий (познавательных УД)
обучающегося 1 класса ____________________________
№ п/п |
Четверть Навык |
I |
II |
III |
IV |
1 |
Участвовать в диалоге на уроке, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях |
|
|
|
|
2 |
Отвечать на вопросы учителя, товарищей |
|
|
|
|
3 |
Слушать и понимать речь других |
|
|
|
|
4 |
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: |
|
|
|
|
-здороваться |
|
|
|
|
|
-прощаться |
|
|
|
|
|
-благодарить |
|
|
|
|
|
5 |
Участвовать в паре |
|
|
|
|
6 |
Сравнивать, упорядочивать объекты по разным признакам |
|
|
|
|
7 |
Классифицировать |
|
|
|
|
8 |
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
|
|
|
|
9 |
Связывать временные представления |
|
|
|
|
10 |
Понимать информацию, кодировать информацию |
|
|
|
|
11 |
Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач |
|
|
|
|
12 |
Проектирование изделий, реализация замысла |
|
|
|
|
13 |
Осуществлять поиск необходимой информации |
|
|
|
|
Результаты формирования универсальных учебных действий (коммуникативных УУД) обучающегося 1 класса ______________
№ п/п |
Четверть Навык
|
I |
II |
III |
IV |
1 |
Использовать простые речевые средства для передачи собственного мнения |
|
|
|
|
2 |
Выражать свою точку зрения |
|
|
|
|
3 |
Строить понятные для партнёра высказывания |
|
|
|
|
4 |
Воспринимать мнения других |
|
|
|
|
5 |
Адекватно использовать средства устного общения |
|
|
|
|
Итоговая комплексная метапредметная контрольная работа
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
результат |
Высокий (90-100%) |
Повышенный (66-89 %) |
Средний (50-65 %) |
Низкий (менее 50%) |
||
|
14-15 баллов |
13 баллов (86, 6 %) |
12 баллов (80 %) |
11 баллов (73 %) |
8 баллов (53,3%) |
0 |
количество человек |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
соотношение в % |
0 |
17 % |
33% |
33% |
17 % |
0 |
Итого |
0 |
83 % |
17 % |
0 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.