Диагностируемые компетенции учителей на уроке (занятии)
с использованием платформы TALLAM
n/n |
Группы компетенций и действия учителя |
Оценка в баллах |
|
1. |
ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
Максимальная оценка – 7 |
|
1.1. |
Учитель проводит урок в соответствии с тематическим планированием в рабочей программе |
0 – 1 |
|
|
Тема урока соответствует тематическому планированию |
1 |
|
Тема урока не соответствует ТП. Отсутствует приказ о внесении изменений в ТП |
0 |
||
1.2. |
Учитель владеет предметным содержанием урока |
0 – 2 |
|
|
Учитель уверенно и свободно владеет материалом по теме урока, не допускает неточностей (ошибок) при объяснении материала. Учитель распределяет задания на уроке с учетом индивидуальных особенностей учеников. Учитель замечает все ошибки учеников, помогает им самим находить ошибки, объяснять причины ошибок и исправлять их |
2 |
|
Учитель владеет материалом по теме урока, не допускает неточностей (ошибок), грамотно объясняет материал. Учитель распределяет задания на уроке с учетом индивидуальных особенностей учеников. Учитель сам объясняет и исправляет ошибки учени-ков |
1 |
||
Учитель недостаточно уверенно владеет материалом по теме урока; допускает неточности (ошибки), когда объясняет материал. Задания не учитывают индивидуальные особенности учеников. Учитель не замечает и не исправляет ошибки учеников |
0 |
||
1.3. |
Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание учеников на основе базовых российских ценностей |
0 – 2 |
|
|
Учитель использует задания, материал, ситуации для обсуждения, которые приобщают учеников к традиционным российским ценностям (любовь к Родине, патриотизм, нравственные идеалы, ценности семьи и другие) |
2 |
|
На уроке используется материал воспитательного характера |
1 |
||
Учитель не включает в урок материал воспитательного характера |
0 |
||
1.4.* |
Учитель организует применение знаний и умений по теме урока для решения практических задач из повседневной жизни |
0 – 2 |
|
|
Учитель включает в урок ситуации из жизни (кейсы), решение которых требует применения знаний и умений по теме урока |
2 |
|
Учитель вместе с учениками приводит примеры жизненных ситуаций, в которых требуются знания и умения по теме: Давайте приведем примеры ситуаций из жизни, где могут пригодиться ваши знания и умения по теме урока! Объясните, как будете действовать в таких ситуациях? |
1 |
||
Учитель не раскрывает возможности применения знаний и умений для решения практических задач из повседневной жизни |
0 |
||
*Если материал по теме урока не позволяет учителю организовать такую работу, вместо баллов поставьте прочерк |
– |
||
2. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
Максимальная оценка – 19 |
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (0 – 6) |
|||
2.1. |
Учитель организует повторение для подготовки учеников к изучению темы урока |
0 – 2 |
|
|
Учитель помогает ученикам установить связь знаний и умений, которые они повторяют, с темой урока: Попробуйте объяснить, как знания и умения, которые мы повторяем, связаны с темой урока, помогут в ее изучении? |
2 |
|
|
Учитель сам объясняет ученикам, как знания и умения, которые они повторяют, связаны с темой урока |
1 |
|
|
Учитель не связывает повторение на уроке с подготовкой к изучению темы урока |
0 |
|
2.2. |
Учитель обучает учеников ставить учебные цели |
0 – 2 |
|
|
Учитель вовлекает учеников в активное целеполагание, используя мотивирующие приемы (проблемный вопрос, игровое задание, эвристическая беседа, другое). Ученики пробуют сами ставить учебные цели: Мы узнаем ˂…> Мы научимся ˂…> Учитель уточняет учебные цели учеников так, чтобы они были достижимыми и проверяемыми |
2 |
|
Учитель сам сообщает цели урока, указывая конкретные знания и умения, которые будут осваивать ученики: Ребята! На уроке вы узнаете ˂…> Вы научитесь ˂…> |
1 |
||
На уроке не сформулированы учебные цели |
0 |
||
2.3. |
Учитель обучает учеников составлять критерии оценки достижения учебных целей |
0 – 2 |
|
|
Учитель и ученики вместе составляют критерии оценки, то есть ЧТО (какие знания и умения) и КАК будут оценивать на уроке |
2 |
|
Учитель сам формулирует критерии оценки, просто и понятно для учеников |
1 |
||
Учитель не сообщает ученикам критерии оценки на уроке |
0 |
||
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ (0 – 8) |
|||
2.4. |
Учитель использует приемы активизации познавательной деятельности учеников и диалоговые технологии |
0 – 1 |
|
|
Учитель активизирует познавательную деятельность учеников, используя игровые, проблемные, поисковые задания и др. На уроке организован учебный диалог, учитель поощряет учеников давать развернутые ответы и обосновывать их, дополнять ответы, задавать вопросы друг другу, выражать согласие/несогласие |
1 |
|
На уроке преобладает объяснение учителя, не созданы условия для познавательной активности учеников |
0 |
||
2.5.* |
Учитель обучает учеников самостоятельной работе с учебным материалом в учебнике |
0 – 2 |
|
|
Учитель обсуждает вместе с учениками: Какой материал дан в учебнике по теме урока (тексты, рисунки, таблицы, правила, задачи, вопросы и др.), зачем и как с ним работать? Как проверить результаты своей работы? На уроке выделено время для самостоятельной работы учеников без помощи учителя |
2 |
|
Учитель сам объясняет ученикам: Текст в учебнике поможет вам узнать ˂…> Выполняя задания в учебнике, вы научитесь ˂…> Результат выполнения задания мы проверим с помощью такого критерия ˂…>. На уроке выделено время для самостоятельной работы учеников с частичной помощью учителя |
1 |
||
Учитель сам называет страницу в учебнике, читает задания в учебнике и объясняет, как их выполнять, контролирует выполнение заданий. На уроке не созданы условия для самостоятельной работы учеников |
0 |
||
*Если учебный предмет не позволяет учителю организовать такую работу, вместо баллов поставьте прочерк |
– |
||
2.6.* |
Учитель использует ЭОР (ЦОР) на уроке |
0 – 1 |
|
|
Выбранные учителем ЭОР помогают ученикам осваивать предметные знания и умения по теме и/или требуют от учеников выполнить познавательные, регулятивные, коммуникативные действия |
1 |
|
Учитель включает в изучение темы урока ЭОР (ЦОР), которые не указаны в ТП. Выбранные учителем ЭОР слабо связаны с темой урока, работа с ними не предусматривает выполнение познавательных, регулятивных, коммуникативных действий |
0 |
||
*Если на уроке не предусмотрена работа с ЭОР, вместо баллов поставьте прочерк |
– |
||
2.7. |
Учитель организует обратную связь с учениками |
0 – 1 |
|
|
Учитель организует на уроке обратную связь с учениками, используя приемы: Как вы поняли задание: что вам надо сделать? Что у вас получится в результате? У кого возникли затруднения? Кому нужна помощь? На основе обратной связи учитель корректирует процесс обучения на уроке |
1 |
|
Учитель формально организует обратную связь: Всем все понятно? |
0 |
||
2.8. |
Учитель обеспечивает условия охраны здоровья учеников |
0 – 1 |
|
|
Учитель соблюдает требования СанПиН и СП, в том числе: по количеству видов учебной деятельности учеников на уроке, по длительности использования компьютера, интерактивной доски; включает в урок динамические паузы (физкультминутки), проводит комплекс упражнений для профилактики сколиоза, утомления глаз учеников |
1 |
|
|
Учитель не выполняет требования СанПиН и СП |
0 |
|
2.9.* |
Учитель организует проектную деятельность учеников |
0 – 1 |
|
|
На всех этапах проектной деятельности учитель помогает ученикам: сформировать команды (кто и с какими обязанностями входит в команду?); обсудить замысел проекта (что будет сделано в проекте?); составить план работы команды; выполнить проект по плану; подготовить презентацию результата проекта в классе; коллективно оценить результат проекта с использованием специальных критериев |
1 |
|
В организации проектной деятельности пропущены обязательные этапы, оценка результата проекта проходит формально, без использования критериев |
0 |
||
*Если организация проектной деятельности не предусмотрена на уроке, вместо баллов поставьте прочерк |
– |
||
2.10.* |
Учитель организует учебно-исследовательскую деятельность учеников |
0 – 1 |
|
|
На всех этапах учебно-исследовательской деятельности учитель помогает ученикам: определить проблему, которая требует исследования; выдвинуть гипотезу; собрать и проанализировать информацию для проверки гипотезы; оформить результаты исследования; подготовить презентацию результатов исследования в классе; коллективно обсудить и оценить результат учебного исследования с использованием специальных критериев |
1 |
|
В организации учебно-исследовательской деятельности пропущены обязательные этапы, оценка результата учебного исследования проходит формально, без использования критериев |
0 |
||
– : *Если организация учебно-исследовательской деятельности не предусмотрена на уроке, вместо баллов поставьте прочерк |
– |
||
ОЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ (0 – 5) |
|||
2.11. |
Учитель использует на уроке приемы формирующего оценивания |
0 – 1 |
|
|
Учитель использует листы самооценки, сигнальные карточки, рефлексивные вопросы, которые помогают ученикам осознать свои затруднения и достижения в процессе изучения темы: Что у тебя уже получается? Что тебе пока трудно делать? Какая помощь тебе нужна? Кто готов попробовать выполнить более сложное задание? Кому нужна карточка-помощник? и др. |
1 |
|
Учитель не использует приемы формирующего оценивания |
0 |
||
2.12. |
Учитель формирует самооценку и рефлексию учеников |
0 – 2 |
|
|
По заданию учителя сначала ученики сами пробуют выполнить самооценку (взаимооценку) результата выполнения задания, знаний и умений по теме урока, используя заранее составленные критерии; затем учитель оценивает знания и умения учеников по тем же критериям, содержательно комментирует свои оценки |
2 |
|
Учитель сам оценивает знания и умения учеников, используя заранее составленные и понятные ученикам критерии |
1 |
||
Учитель выставляет отметки без содержательного оценивания на основе критериев, с формальным комментарием, типа: Тебе ставлю «5», ты много раз отвечала сегодня и была активной. Тебе ставлю «4», ты не поднимал руку |
0 |
||
2.13. |
Учитель использует оценочные средства ВСОКО |
0 – 2 |
|
|
Для текущего контроля и оценки на уроке учитель использует взаимодополняющие средства и формы оценивания ВСОКО (устные и письменные, индивидуальные и коллективные), в том числе из школьного фонда оценочных средств, а также оценочные и диагностические средства из УМК, который учитель использует в обучении и воспитании |
2 |
|
Для текущего контроля и оценки на уроке учитель выбирает оценочные и диагностические средства из УМК, который используется на уроке |
1 |
||
Для текущего контроля и оценки на уроке учитель использует традиционные средства: фронтальный устный опрос, проверочные задания |
0 |
||
3. |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
Максимальная оценка – 3 |
|
3.1. |
Учитель создает на уроке ситуации успеха для учеников |
0 – 1 |
|
|
Учитель создает ситуацию успеха для каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и уровня обученности (высокого, среднего, низкого) |
1 |
|
Учитель создает ситуации успеха для отдельных учеников в классе |
0 |
||
3.2. |
Учитель использует мотивирующие приемы для эмоционального вовлечения учеников в содержание урока |
0 – 1 |
|
|
Мотивирующие приемы используются на всех этапах урока и поддерживают живой интерес учеников к содержанию урока |
1 |
|
|
Учитель не поддерживает мотивацию учеников на уроке |
0 |
|
3.3.* |
Учитель предупреждает (или решает) конфликтные ситуации на уроке |
0 – 1 |
|
|
Учителю удается снизить эмоциональное напряжение, конструктивно решить (или предупредить) конфликтную ситуацию |
1 |
|
Учитель не реагирует на конфликтную ситуацию |
0 |
||
* В случае отсутствия конфликтной ситуации на уроке вместо баллов поставьте прочерк |
– |
||
4. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
Максимальная оценка – 3 |
|
4.1. |
Учитель организует разнообразные формы учебного сотрудничества учеников |
0 – 1 |
|
|
Учитель организует работу учеников в парах, в группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие, побуждая учеников соблюдать нормы нравственного поведения в общении и взаимодействии |
1 |
|
На уроке преобладает фронтальная работа учителя с классом |
0 |
||
4.2. |
Учитель организует конструктивное взаимодействие учеников |
0 – 2 |
|
|
Учитель побуждает учеников устанавливать позитивные отношения друг с другом, поощряет в совместной учебной деятельности (командной, групповой, коллективной) взаимопомощь учеников, согласование своих действий, стремление договариваться друг с другом. Учитель оперативно реагирует на поведение учеников, отклоняющееся от норм конструктивного взаимодействия |
2 |
|
Учитель оперативно реагирует на поведение учеников, отклоняющееся от норм конструктивного взаимодействия |
1 |
||
На уроке не созданы условия для конструктивного взаимодействия учеников |
0 |
||
ИТОГО: |
32 балла |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.