«Система подготовки к ОГЭ по географии»

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Система подготовки к ОГЭ по географии.docx

Система подготовки к ОГЭ по географии

 

Знание только тогда становится знанием,

 когда оно приобретено усилиями своей

  мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

 

Экзаменационная работа в 9, 11 классах состоит из  заданий разных типов.Задания проверяют географические знания, умение анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, способность применитьполученные в школе географические знания и умения в практической деятельности, в различных ситуациях.

      Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников школы, тем самым, повышается ответственность учителя-предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.

К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.

      Географию в основном сдает, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников.

В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:

·                     планирование работы по подготовке к ОГЭна консультациях, на уроках;

·                     диагностика ЗУН, участников ОГЭ по географии;

·                     повтор и структурирование школьных знаний по предмету;

·                     более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ

·                     обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.

     Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

    Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т. д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной, так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы,   со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

Знакомлю с  необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ и ЕГЭ», «Решу ОГЭ»).         

 Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ).Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

      Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Важное значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся.
      Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий  с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. 

     Подготовка к аттестации должна быть основательной, но не должна сводиться к простому натаскиванию на выполнение различных заданий. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. При выполнении тестовых заданий, анализируем ошибки.

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке.  Включение в изучение текущего учебного материала заданий,  соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.

 

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ОГЭ.

После изучения, повторения каждой темы решаем тематические тесты. Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы.

Преимущества тематического теста:

·                   в нём собраны разные задания по одной теме;

·                   на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;

·                   по такому тесту удобно проводить повторение;

·                   осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

         Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. 
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика.

     При подготовке  применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

     При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся  дома, а этому тоже должен научить учитель.Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).

 Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Например,алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА по теме

«Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

10

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

 1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

 2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

  3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

11

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

  1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

  2. Найти  на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

  3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

27

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.

 

 

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий будет способствовать повышению качества подготовки и  приведёт к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА и ЕГЭ.

 


 

Скачано с www.znanio.ru