Система подготовки к ОГЭ по географии
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Экзаменационная работа в 9, 11 классах состоит из заданий разных типов.Задания проверяют географические знания, умение анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, способность применитьполученные в школе географические знания и умения в практической деятельности, в различных ситуациях.
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников школы, тем самым, повышается ответственность учителя-предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.
К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.
Географию в основном сдает, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников.
В связи с этим в моей работе сформирована система подготовки к ОГЭ, включающая в себя следующие этапы:
· планирование работы по подготовке к ОГЭна консультациях, на уроках;
· диагностика ЗУН, участников ОГЭ по географии;
· повтор и структурирование школьных знаний по предмету;
· более углубленное изучение тем, по которым составлены задания КИМ ОГЭ
· обучение навыкам работы с картографическими, графическими, статистическими материалами.
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т. д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность как в подготовке, в том числе и совместной, так и непосредственно в день экзамена, настроив ребенка на успех.
Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.
Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ и ЕГЭ», «Решу ОГЭ»).
Затем ученики выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ).Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.
Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.
Важное
значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить
динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся.
Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с
выявлением имеющихся пробелов в знаниях.
Подготовка к аттестации должна быть основательной, но не должна сводиться к простому натаскиванию на выполнение различных заданий. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. При выполнении тестовых заданий, анализируем ошибки.
Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.
В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.
После изучения, повторения каждой темы решаем тематические тесты. Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы.
Преимущества тематического теста:
· в нём собраны разные задания по одной теме;
· на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
· по такому тесту удобно проводить повторение;
· осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Фундаментом географической подготовки я
считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается
пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного
содержания, представление о положении на карте географических объектов – это
моё главное требование к учащимся.
Успешное выполнение многих заданий зависит от
умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими
материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец
выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую
этого от ученика.
При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель.Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).
Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам.
Например,алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА по теме
«Климат России и мира»
№ |
Задача |
Карты |
Алгоритм действий |
10 |
Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей |
Данные задания |
1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков. 2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление) 3. Найти города, расположенные в зоне их действия 4. В соответствии с условиями задания определить нужный город |
11 |
Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды |
Данные задания |
1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление) 2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения 3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта |
27 |
Чтение климатограммы |
Карта климатических поясов мира |
1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения. 2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа) 3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности) 4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ. |
Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий будет способствовать повышению качества подготовки и приведёт к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.