Система подготовки к ОГЭ по математике
Одной из ключевых проблем, волнующей учителя 9-го класса по математике, является гарантия того, что основной государственный экзамен сдадут все без исключения, в том числе и самые-самые «слабые» (в математическом смысле). Полной гарантии, конечно, никто не даст, так как двойку на экзамене можно получить и по роковой случайности, и в результате неблагоприятного стечения обстоятельств, независимо от того, насколько качественной была подготовка.
Подготовка к ОГЭ по математике начинается задолго до 9 класса: в конце 7 класса обучающиеся вполне могут решать 6,9 задания. По геометрии в 7и 8классах итоговый контроль проходит в форме общественного смотра знаний.
В 9классе диагностические, полугодовые и годовые контрольные работы проводятся в формате ОГЭ. Анализ решаемости заданий базового уровня сложности позволяет достаточно четко выделить так называемую группу риска - школьников, не освоивших образовательную программу даже на базовом уровне. Группа риска может формироваться различными категориями учащихся. Есть среди них те, кто для себя категорически решил, что учиться вообще не нужно, есть и те, кто учиться-то может, но не хочет. А есть ребята вполне нормальные, старательные, но (увы) совершенно не способные к математике. Иными словами, есть те, кто не дружит с математикой, и есть те, с кем не дружит математика. Но всем им нужно особое внимание и помощь в преодолении минимального порога установленного на экзамене
В связи с этим работу по подготовке к экзамену строить дифференцированно :успевающего ученика не нужно «натаскивать» вовсе, ему нужна нормальная математика, с ним нужно решать задачи и простые, и сложные, и не очень. Этого вполне хватит, чтобы сдать любой экзамен по математике не на двойку. Именно на такого «нормального» ученика и следует ориентироваться при работе на уроке. С реальными же претендентами на двойку, заниматься следует отдельно. Желательно заставить таких детей больше работать самостоятельно, «нарешивать» самые простые задания, довести их выполнение до автоматизма. Правильнее это делать после уроков, самостоятельно. Каждый обучающийся должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам.
Формула успеха хорошо сдать экзамен ОГЭ по математике:
Высокая степень восприимчивости + мотивация + компетентный педагог.
В любом случае натаскивание на варианты ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность;
-предметная готовность;
-психологическая.
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к экзамену являются следующие:
1.Организация информационной работы:
-по подготовке учащихся к экзамену в форме инструктажа (содержание - правила поведения на экзамене; правила заполнения бланков);
- информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутреннего диагностического тестирования;
- индивидуальное консультирование родителей.
2.Психологическая подготовка к ОГЭ.
Состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в процессе выполнения работы.
3. Организация работы по предмету:
- ведение отдельной тетради для прорешивания тестовых заданий ОГЭ;
- справочника, который мы начинаем вести с шестого класса, записывая и повторяя основные формулы и правила по математике, алгебре и геометрии;
- наличие сборников разных авторов для самостоятельной подготовки к экзамену.
Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ОГЭ по математике . Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма, на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений устных вычислений, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть:
7 класс:
Формулы сокращенного умножения. Решение простейших ЛУР. Действия со степенью. График линейной функции.
8 класс:
Линейные неравенства и числовые промежутки. Решение простейших линейных неравенств. Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев. Решение КВУР рациональными способами. Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс: Решение неравенств 2 степени. Преобразование графиков функций. Формулы приведения. Значения тригонометрических функций.
Для эффективной подготовки ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
– повышение мотивации учащихся;
– экономия времени при выполнении заданий;
– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.
Использую интернет-ресурсы, открытый банк математических задач, обеспечивающий цель поддержки работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена.
Мониторинг качества
Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предмету. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предмету, оценок по контрольным и самостоятельным работам, результаты пробного внутри школьного диагностического тестирования в форме ОГЭ. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на самом экзамене.
В своей работе применяю следующие принципы:
1. Эффективнее выстраивать подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
2. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое.
3. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
4. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
5. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Следуя этим принципам, формирую у обучающихся навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Цель такой работы по подготовке к ОГЭ по математике состоит в том, чтобы помочь каждому выпускнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно, развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому обучающемуся расти настолько, насколько он способен.
КОММЕНТИРОВАТЬ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.