СИСТЕМА подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку

СИСТЕМА подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Медиа
docx
01.12.2019
Доклад.docx

        Доклад

 

 

                    На заседании школьного  методического объединения

 

 

 

 

 

СИСТЕМА

 подготовки  обучающихся

  к ОГЭ

 по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Смомента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме,основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускниковкследующей ступени образования.

Внастоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ.Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,

 

проверяют все виды компетенций:

· лингвистическую;

· языковую;

· коммуникативную.

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.  У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит  из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего  к частному, от отвлечённого к конкретному».

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- уметь воспринимать авторский замысел;

- уметь вычленять главное в информации;

- уметь сокращать текст разными способами;

- уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.

Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можноиспользовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.

 

 

Система работы над сжатым изложением при подготовке  в форме основного государственного экзамена

 

Первая часть работы – это написание сжатого изложения. Изложение - традиционный, проверенный в практике обучения вид работы. Известно, что работа над изложением развивает художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся, формирует навыки слушания,  запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста. А разумное сочетание изложения и сочинения составляет идеальную основу в системе подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.                                                                                                                                                                                                                      В настоящее время ещё недостаточно разработаныметодико - диагностические материалы по работе над сжатым изложением. Долг учителя - организовать планомерную, квалифицированную работу с текстом изложения.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

 Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.

1.           Слушание текста.

 Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста.  Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.

2.           Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.

3.           Выделение «сигналов» текста – ключевых слов.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

4.           Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.

5.           Сжатие исходного текста                                                                               

6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов не даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока.                                                                                                        Способом тренировки могут быть мини – изложения. Методика работы с мини – изложением ( текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и вырабатывать умение  выделять микротемы, отрабатывать навык сжатия текста.                                                                                                                                         Для мини – изложения можно брать и самостоятельные произведения (миниатюры ), и фрагменты текста. Важно, чтобы фрагмент имел законченный смысловой характер.

Вот простой алгоритм, который позволит представить работу над изложением в виде последовательности простых шагов:

1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка, готов ли черновик. При желании можно писать в черновике не ручкой, а карандашом.

2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном прослушивании.

3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно будет восстановить.

4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль.

5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив информацию. Не стоит пытаться непременно заполнить пробелы полностью, ведь вы пишете в черновике.

6. Когда текст прочитан, постарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем внимательно все прочитать. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали.

7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие основные способы:

- Замена – несколько слов заменяются одним общим понятием. К примеру, слова «мужчины, женщины и дети» можно заменить местоимением «все», если это возможно по смыслу.

- Исключение – из текста убираются однородные члены, повторы, несущественные фрагменты. Это позволяет существенно уменьшить объем при сохранении смысла и читабельности.

- Слияние. Из двух простых предложений можно сделать одно сложное, полностью сохраняющее смысл первоначальных предложений.

8. Когда сокращение текста закончено, его необходимо внимательно перечитать. Если мысль нигде не «спотыкается», при прочтении вы нигде не останавливаетесь, пытаясь снова вернуться к теме, значит, текст изложен хорошо. Теперь можно проверить, разбит ли текст на абзацы, добавить красные строки, ели это необходимо.

9. Теперь можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.

10. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание изложения в чистовик.

Сжатие исходного текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1.           Исключение:

  исключение повторов;

  исключение одного или нескольких из синонимов;

  исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

  исключение одного или нескольких предложений, содержащих второ-степенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

2.           Обобщение:

  замена однородных членов обобщающим наименованием;

  замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  замена предложения или его части определительным или отрицатель-ным местоимением с обобщающим значением.

3.           Упрощение:

  слияние нескольких предложений в одно;

  замена предложения или его части указательным местоимением;

  замена сложноподчинённого предложения простым;

  замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  замена прямой речи косвенной.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведу типы заданий, направленных на сжатие текста.

-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.

-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

-Составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи  которых передается колорит исходного текста.

3.  Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.                               

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-  определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых   языковых средств.

     При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.

• выучить и пересказать;

• выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;

• изучить способы сжатия текста и применить их на практике.

Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.

В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)