Доклад
«Система подготовки учащихся к ГИА в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ
на уроках географии»
на РМО учителей географии
Кировского района РСО-Алания
Учитель: Дзиова А.Б.
«Система подготовки учащихся к ГИА в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ
на уроках
географии»
География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления.
Общая цель географического образования школьников - сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении обучающимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «ответил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.
Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.
Итоговая аттестация в 9-х классах, нацелена на выявление уровня знаний обучающихся отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, социализацию личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации следует иметь в виду не механическое натаскивание, а хорошие знания курса географии во всех его аспектах.
Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.
Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.
Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов. Тем самым, повышает ответственность общеобразовательного учреждения и учителя-предметника за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.
Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ).
Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что умеет выпускник, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.
Большое значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Такая диагностика даёт возможность проработать проблемные вопросы, увидеть объективную картину подготовки к ОГЭ.
Приемы подготовки к ГИА
Групповые и индивидуальные консультации
Знакомство со структурой работы
Решение вариантов демоверсии
Разбор теоретического материала по основным разделам работы
Практическая работа с картой
Чтение топографической карты, профиля
Анализ синоптической карты
Изучение факторов размещения отраслей промышленности
Повторение теории движения литосферных плит
Составление систематизирующих таблиц.
Дидактический материал
Варианты демоверсий
Экзаменационный материал
Раздаточный материал: климатограммы, топографические карты, профили, синоптические карты
Тексты пробного ОГЭ
Статистические таблицы
Методика подготовки к экзаменам
1. Работа с текстом
2. Работа с географическими картами
3. Работа с статистическим источниками
Три группы умений составляющих умение смыслового чтения текстов географического содержания
1. Общее понимание текста и ориентация в нём.
1.1. вычленение информации представленную в в тексте в явном виде , необходимую подтверждения тех или иных тезисов;
1.2 формулирование выводов и заключений, на основе фактов, имеющихся в тексте.
2. Глубокое понимание содержания и формы текста
2.1 преобразование информации из одной знаковой системы в другую;
2.2 формулирование выводов на основе интерпретации информации из текста.
3. Использование информации для решения задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
3.1 формулирование выводов о достоверности суждений на основе анализа и обобщения (интеграции) информации заданной в вербальном виде и на рисунках (географических картах);
3.2 использование текстов для оценки правильности новой информации;
3.3 формулирование выводов и по заданному критерию, на основе анализа. интерпретации и обобщения информации из текста;
3.4 использование информации из текста для выражения и обоснования собственного мнения;
3.5 применение информацию из текста для объяснения ситуации практико-ориентированного характера
Подбор научно-популярных или информационных текстов. Общие требования:
образовательная ценность текста;
учёт жизненного опыта и познавательного опыта учащихся;
достаточное количество элементов информации для разработки 3 заданий, направленных на оценку умений разных групп;
содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
Содержание текста должно иметь или личностную или общественную значимость.
Задания 14, 20, 23, 25, 30
Приёмы работы с картографическими источниками на уроках географии:
приём ориентирования;
составление описаний территорий;
картографическое моделирование;
составление характеристик территорий;
картографические приёмы (построение профилей, составление контурных карт, картосхем);
картоаналитические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и т.д.)
Задание 2, 3, 5, 10-11, 14, 17, 18-21, 22, 24, 27
Использование географических карт атласа при выполнении экзаменационной работы
Задание 2 – работа с административно-политической картой России (пограничные государства)
Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)
Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)
Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (8-9 класс)
Задания 10-11 – работа с синоптической картой
Задание 14 – определение географических координат
Задание 17 - работа с картой «Плотность населения России»
Задание 18-21 – работа с топографической картой
Задание 22 - работа с административно-политической картой
Задание 24 – работа с картой часовых зон
Приемы работы со статистическими материалами.
Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.
Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский.
Её порядок заключается в следующем:
прочесть заголовок,
прочесть единицу измерения,
прочесть заголовки строчек и граф,
читать по строчкам и графам с округлением цифр,
сделать вывод о том, что узнаешь.
Задания 8-9, 16, 27, 28-29
Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде:
Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения. Они выражаются в:
натуральных единицах измерения (тонны, кг, м²).
Условно-натуральных (тонны условного топлива).
Стоимостных (дают денежную оценку).
Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.
Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ГИА, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену.
Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, обучающиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания с развернутыми ответами
При подготовке к ГИА по географии выпускнику необходимо использовать учебники и пособия для подготовки к ГИА, которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации.
Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по географии. Значительный результат дает работа, не требующая дополнительных затрат времени, но дающая максимальный балл при оценивание ГИА. Знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.
Для успешной подготовки к ГИА необходимо, прежде всего, просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена.
Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Использование Интернета для проведения тестирования в формате ГИА онлайн ( приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки обучающихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает обучающимся. Учитель имеет возможность организовать работу с каждым учеником и вносить необходимые изменения в их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет обучающемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене. Обучающиеся, сдающие ГИА, должны принимать активное участие в олимпиадах, т. к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным.
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно –исследовательских работах обучающихся, при подготовке к ГИА.
Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа при подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучении предмету; отразить существенные стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и явлений природы.
Такая система позволяет достичь положительных результатов.
При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, русский философ).
Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.