Система подготовки учащихся к ГИА в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ на уроках географии»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С чего начать и к чему стремиться?
Иконка файла материала доклад на мо Система подготовки к огэ,егэ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Система подготовки учащихся к ГИА в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ

на уроках географии»

на РМО учителей географии

Кировского района РСО-Алания

 

 

 

Учитель: Дзиова А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Система подготовки учащихся к ГИА в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ

на уроках географии»

 

    География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников - сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении обучающимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

 В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.

   Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «ответил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.

Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.

   Итоговая аттестация в 9-х классах, нацелена на выявление уровня знаний обучающихся отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, социализацию личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации следует иметь в виду не механическое натаскивание, а хорошие знания курса географии во всех его аспектах.

   Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.

  Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

  Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов. Тем самым, повышает ответственность общеобразовательного учреждения и учителя-предметника за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

  Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ).

   Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что умеет выпускник, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.      

  Большое значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Такая диагностика даёт возможность проработать проблемные вопросы, увидеть объективную картину подготовки к ОГЭ.



Приемы подготовки к ГИА

Групповые и индивидуальные консультации

Знакомство со структурой работы

Решение вариантов демоверсии

Разбор теоретического материала по основным разделам работы

Практическая работа с картой

Чтение топографической карты, профиля

Анализ синоптической карты

Изучение факторов размещения отраслей промышленности

Повторение теории движения литосферных плит

Составление систематизирующих таблиц.

Дидактический материал

Варианты демоверсий

Экзаменационный материал

Раздаточный материал: климатограммы, топографические карты, профили, синоптические карты

Тексты пробного ОГЭ

Статистические таблицы

 

Методика подготовки к экзаменам

1. Работа с текстом

2. Работа с географическими картами

3. Работа с статистическим источниками


 

Три группы умений составляющих умение смыслового чтения текстов географического содержания

 

1. Общее понимание текста и ориентация в нём.

1.1. вычленение информации представленную в в тексте в явном виде , необходимую подтверждения тех или иных тезисов;

1.2 формулирование выводов и заключений, на основе фактов, имеющихся в тексте.

2. Глубокое понимание содержания и формы текста

2.1 преобразование информации из одной знаковой системы в другую;

2.2 формулирование выводов на основе интерпретации информации из текста.

3. Использование информации для решения задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

3.1 формулирование выводов о достоверности суждений на основе анализа и обобщения (интеграции) информации заданной в вербальном виде и на рисунках (географических картах);

3.2 использование текстов для оценки правильности новой информации;

3.3 формулирование выводов и по заданному критерию, на основе анализа. интерпретации и обобщения информации из текста;

3.4 использование информации из текста для выражения и обоснования собственного мнения;

3.5 применение информацию из текста для объяснения ситуации практико-ориентированного характера

 

    Подбор научно-популярных или информационных текстов. Общие требования:

образовательная ценность текста;

учёт жизненного опыта и познавательного опыта учащихся;

достаточное количество элементов информации для разработки 3 заданий, направленных на оценку умений разных групп;

содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

  Содержание текста должно иметь или личностную или общественную значимость.

Задания 14, 20, 23, 25, 30

 

  Приёмы работы с картографическими источниками на уроках географии:

приём ориентирования;

составление описаний территорий;

картографическое моделирование;

составление характеристик территорий;

картографические приёмы (построение профилей, составление контурных карт, картосхем);

картоаналитические приёмы (чтение и анализ содержания карт, определение координат, глубин и т.д.)

Задание 2, 3, 5, 10-11, 14, 17, 18-21, 22, 24, 27


 

   Использование географических карт атласа при выполнении экзаменационной работы

Задание 2 – работа с административно-политической картой России (пограничные государства)

Задание 3 – работа с тематическими картами раздела «Природа России» (8 класс)

Задание 5 – работа с тематическими картами раздела «Хозяйство России» (9 класс)

Задание 7 – работа с тематическими картами раздела «Население России» (8-9 класс)

Задания 10-11 – работа с синоптической картой

Задание 14 – определение географических координат

Задание 17 - работа с картой «Плотность населения России»

Задание 18-21 – работа с топографической картой

Задание 22 - работа с административно-политической картой

Задание 24 – работа с картой часовых зон


 

  Приемы работы со статистическими материалами.

  Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Методику работы впервые разработал Н.Н. Баранский.

Её порядок заключается в следующем:

прочесть заголовок,

прочесть единицу измерения,

прочесть заголовки строчек и граф,

читать по строчкам и графам с округлением цифр,

сделать вывод о том, что узнаешь.

Задания 8-9, 16, 27, 28-29

Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде:

  Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения. Они выражаются в:

натуральных единицах измерения (тонны, кг, м²).

Условно-натуральных (тонны условного топлива).

Стоимостных (дают денежную оценку).

   Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.

  Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ГИА, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену.   

  Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, обучающиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания с развернутыми ответами

   При подготовке к ГИА по географии выпускнику необходимо использовать учебники и пособия для подготовки к ГИА, которые рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации.

   Для успешной самоподготовки нужно как можно чаще тренироваться. Тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена по  географии. Значительный результат дает работа, не требующая дополнительных затрат времени, но дающая максимальный балл при оценивание ГИА. Знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро сориентироваться в вопросах и качественно выполнить задание.

   Для успешной подготовки к ГИА необходимо, прежде всего, просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена.

  Отличным помощником в данном вопросе являются краткие словари школьника, которые содержат важную информацию о тех или иных моментах каждой изученной темы. Но по причине того, что все словари служат не для объяснения, а именно для освежения в памяти воспоминаний, краткий словарь школьника будет абсолютно неэффективным для тех, у кого объем знаний стремиться к нулю.

   Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатом обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения. Активная работа с компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Использование Интернета для проведения тестирования в формате ГИА онлайн ( приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки обучающихся. Готовя выпускника к ГИА можно использовать различные тренировочные программы, которые учитель предлагает обучающимся. Учитель имеет возможность организовать работу с каждым учеником и вносить необходимые изменения в их подготовку. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет обучающемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.

   Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене. Обучающиеся, сдающие ГИА, должны принимать активное участие в олимпиадах, т. к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным.

   В настоящее время разработано множество мультимедийных  учебных пособий по географии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно –исследовательских работах обучающихся, при подготовке к ГИА.      

   Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа при подготовке к ГИА по географии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучении предмету; отразить существенные стороны географических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики объектов и явлений природы. 

  Такая система позволяет достичь положительных результатов.

  При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.

 

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 

(Александр Пятигорский, русский философ).

   Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.