Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики
Оценка 4.9

Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики

Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика
Взрослым
04.09.2024
Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики
Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики
Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики.docx

                                                                 Учитель математики: Гуляева С.В.

 

Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики

 

В настоящее время состояние качества знаний и успеваемость по математике в школах оставляют желать лучшего.

Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители сами не имеют образования или ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний детьми. Но есть дети, не пропускающие занятий, а при выполнении различных работ получают отрицательные отметки. Каковы же проблемы неуспеваемости школьников?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Можно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.

Основные из них:

отсутствие мотивации;

низкие способности;

педагогическая запущенность учащихся;

отсутствие должного контроля со стороны родителей;

уровень подготовленности учащихся на предыдущих учебных годах;

ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;

- некачественная работа учителей-предметников в выборе и согласованности методик  преподавания предметов;

недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету.

 Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Каждому педагогу необходимо уделять внимание мотивационному этапу. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).

Следующая причина – низкие способности многих школьников. У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.

Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие дети ещё и плохо читают.

Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания. 

Один из факторов снижения успеваемости – ухудшения состояния здоровья детей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Учителю необходимо планировать урок в соответствии с технологиями здоровьясбережения: использовать разнообразные формы и методы, дозировка домашних заданий, проводить физминутки, учащимся рекомендовать пересаживаться с одного ряда и парты на другое рабочее место.

Результаты обучения во многом зависят от учителя, его профессионализма, творческого дарования. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Эффективная мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках. Находить время на повторение ранее изученного материала.

Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократной отработки.

Основными этапами урока математики являются: актуализация знаний, изложение нового материала, первичное закрепление, применение знаний, самостоятельная работа учащихся. На каждом этапе существует своя профилактика неуспеваемости учащихся.

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке 


Этапы урока 


Виды помощи в учении


В процессе контроля за подготовленностью учащихся 

·         Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 

·         Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. 

·         Предложение учащимся примерного плана ответа. 

·         Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 

·         Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 


При изложении нового материала 

·         Применение мер поддержания интереса к усвоению темы 

·         Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

·         Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. 

·         Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 


При организации самостоятельной работы 

·         Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. 

·         Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 

·         Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. 

·         Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. 

·         Напоминание приема и способа выполнения задания. 

·         Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 


В ходе самостоятельной работы на уроке 

·         Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. 

·         Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 

·         Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. 

·         Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. 

·         Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. 

 

 

 

 

Категории неуспевающих «прогульщики», «хотят учиться, но не могут», «могут учиться хорошо, но не хотят», слабоуспевающие «3 пишем 2 в уме».

Со всеми учениками необходимо проводить индивидуальные беседы, мотивировать на получение хорошего результата в учебе, своевременно информировать классных руководителей и родителей о возникшей проблеме.

В процессе подготовке к урокам планировать индивидуальную работу с такими учениками.

 

Необходимо довести до сознания ученика следующую информацию: 

Знания формируются: 

80% - начальная и основная школа; 

10% - 10-11 классы; 

5% - вуз; 

Остальное – практика в самостоятельной жизни

Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы и каждый учится на свое будущее благополучие.

Указать ученику на проблему слабого развития волевой сферы. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

 

 

 

Рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми. 

·                    He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. 

·                    Желательно, чтобы ответ был в письменной форме. 

·                    Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе. 

·                    Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним. 

·                    Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно. 

·                    Оценивай действия, а не личность. 

·                    Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности. 

·                    Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех. 

·                    Формируйте положительную мотивацию к учению. 

·                    Используйте опоры, схемы, памятки. 

·                    Учитывайте состояние здоровья детей. 

·                    Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.

·                    Помните: максимум поощрения, минимум наказания! 

 

«Любому профессиональному педагогу понятно, 

что выставле­ние неудовлетворительной 

оценки должно сопровождаться целой 

сис­темой мер по ее дальнейшему предотвращению». 

В.М. Лизинский.

 

 


 

Учитель математики: Гуляева С.В

Учитель математики: Гуляева С.В

Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы…

Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы…

При изложении нового материала ·

При изложении нового материала ·

Категории неуспевающих «прогульщики», «хотят учиться, но не могут», «могут учиться хорошо, но не хотят», слабоуспевающие «3 пишем 2 в уме»

Категории неуспевающих «прогульщики», «хотят учиться, но не могут», «могут учиться хорошо, но не хотят», слабоуспевающие «3 пишем 2 в уме»

Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе

Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2024