Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики

  • Научные работы
  • docx
  • 04.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики
Иконка файла материала Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики.docx

                                                                 Учитель математики: Гуляева С.В.

 

Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики

 

В настоящее время состояние качества знаний и успеваемость по математике в школах оставляют желать лучшего.

Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители сами не имеют образования или ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний детьми. Но есть дети, не пропускающие занятий, а при выполнении различных работ получают отрицательные отметки. Каковы же проблемы неуспеваемости школьников?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Можно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.

Основные из них:

отсутствие мотивации;

низкие способности;

педагогическая запущенность учащихся;

отсутствие должного контроля со стороны родителей;

уровень подготовленности учащихся на предыдущих учебных годах;

ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;

- некачественная работа учителей-предметников в выборе и согласованности методик  преподавания предметов;

недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету.

 Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Каждому педагогу необходимо уделять внимание мотивационному этапу. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).

Следующая причина – низкие способности многих школьников. У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.

Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие дети ещё и плохо читают.

Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания. 

Один из факторов снижения успеваемости – ухудшения состояния здоровья детей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Учителю необходимо планировать урок в соответствии с технологиями здоровьясбережения: использовать разнообразные формы и методы, дозировка домашних заданий, проводить физминутки, учащимся рекомендовать пересаживаться с одного ряда и парты на другое рабочее место.

Результаты обучения во многом зависят от учителя, его профессионализма, творческого дарования. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Эффективная мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках. Находить время на повторение ранее изученного материала.

Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократной отработки.

Основными этапами урока математики являются: актуализация знаний, изложение нового материала, первичное закрепление, применение знаний, самостоятельная работа учащихся. На каждом этапе существует своя профилактика неуспеваемости учащихся.

 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке 


Этапы урока 


Виды помощи в учении


В процессе контроля за подготовленностью учащихся 

·         Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 

·         Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. 

·         Предложение учащимся примерного плана ответа. 

·         Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 

·         Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 


При изложении нового материала 

·         Применение мер поддержания интереса к усвоению темы 

·         Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

·         Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. 

·         Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 


При организации самостоятельной работы 

·         Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. 

·         Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 

·         Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. 

·         Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. 

·         Напоминание приема и способа выполнения задания. 

·         Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 


В ходе самостоятельной работы на уроке 

·         Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. 

·         Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 

·         Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. 

·         Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. 

·         Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. 

 

 

 

 

Категории неуспевающих «прогульщики», «хотят учиться, но не могут», «могут учиться хорошо, но не хотят», слабоуспевающие «3 пишем 2 в уме».

Со всеми учениками необходимо проводить индивидуальные беседы, мотивировать на получение хорошего результата в учебе, своевременно информировать классных руководителей и родителей о возникшей проблеме.

В процессе подготовке к урокам планировать индивидуальную работу с такими учениками.

 

Необходимо довести до сознания ученика следующую информацию: 

Знания формируются: 

80% - начальная и основная школа; 

10% - 10-11 классы; 

5% - вуз; 

Остальное – практика в самостоятельной жизни

Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы и каждый учится на свое будущее благополучие.

Указать ученику на проблему слабого развития волевой сферы. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

 

 

 

Рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми. 

·                    He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. 

·                    Желательно, чтобы ответ был в письменной форме. 

·                    Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе. 

·                    Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним. 

·                    Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно. 

·                    Оценивай действия, а не личность. 

·                    Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности. 

·                    Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех. 

·                    Формируйте положительную мотивацию к учению. 

·                    Используйте опоры, схемы, памятки. 

·                    Учитывайте состояние здоровья детей. 

·                    Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.

·                    Помните: максимум поощрения, минимум наказания! 

 

«Любому профессиональному педагогу понятно, 

что выставле­ние неудовлетворительной 

оценки должно сопровождаться целой 

сис­темой мер по ее дальнейшему предотвращению». 

В.М. Лизинский.