Учитель математики: Гуляева С.В.
Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики
В настоящее время состояние качества знаний и успеваемость по математике в школах оставляют желать лучшего.
Многие школьники, которых мы учим, не видят смысла в образованности. В семьях, где родители сами не имеют образования или ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний детьми. Но есть дети, не пропускающие занятий, а при выполнении различных работ получают отрицательные отметки. Каковы же проблемы неуспеваемости школьников?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Можно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так уж и много.
Основные из них:
отсутствие мотивации;
низкие способности;
педагогическая запущенность учащихся;
отсутствие должного контроля со стороны родителей;
уровень подготовленности учащихся на предыдущих учебных годах;
ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;
- некачественная работа учителей-предметников в выборе и согласованности методик преподавания предметов;
недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету.
Любые действия человек начинает и продолжает благодаря мотивации. Когда у подростка она сильная, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. У учеников, которым не хватает мотивации, нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал. Каждому педагогу необходимо уделять внимание мотивационному этапу. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).
Следующая причина – низкие способности многих школьников. У школьников с низкими способностями, как правило, плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.
Всем известно, что результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие дети ещё и плохо читают.
Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики. Значительная часть времени урока затрачивается на проведение вычислений при выполнении заданий, направленных на закрепление нового материала и повторение предыдущего. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности и при выполнении работ практического содержания.
Один из факторов снижения успеваемости – ухудшения состояния здоровья детей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Учителю необходимо планировать урок в соответствии с технологиями здоровьясбережения: использовать разнообразные формы и методы, дозировка домашних заданий, проводить физминутки, учащимся рекомендовать пересаживаться с одного ряда и парты на другое рабочее место.
Результаты обучения во многом зависят от учителя, его профессионализма, творческого дарования. Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Эффективная мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей, а также организация работы консультантов-учащихся на уроках. Находить время на повторение ранее изученного материала.
Повторение – мать учения. Эта фраза не нова. Понятно, что усвоение любой темы требует неоднократной отработки.
Основными этапами урока математики являются: актуализация знаний, изложение нового материала, первичное закрепление, применение знаний, самостоятельная работа учащихся. На каждом этапе существует своя профилактика неуспеваемости учащихся.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
|
|
|
· Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. · Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. · Предложение учащимся примерного плана ответа. · Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. · Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
|
· Применение мер поддержания интереса к усвоению темы · Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. · Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. · Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
|
· Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. · Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. · Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. · Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. · Напоминание приема и способа выполнения задания. · Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. |
|
· Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. · Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. · Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. · Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. · Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. |
Категории неуспевающих «прогульщики», «хотят учиться, но не могут», «могут учиться хорошо, но не хотят», слабоуспевающие «3 пишем 2 в уме».
Со всеми учениками необходимо проводить индивидуальные беседы, мотивировать на получение хорошего результата в учебе, своевременно информировать классных руководителей и родителей о возникшей проблеме.
В процессе подготовке к урокам планировать индивидуальную работу с такими учениками.
Необходимо довести до сознания
ученика следующую информацию:
Знания формируются:
80% - начальная и основная школа;
10% - 10-11 классы;
5% - вуз;
Остальное – практика в самостоятельной жизни
Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы и каждый учится на свое будущее благополучие.
Указать ученику на проблему слабого развития волевой сферы. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
Можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Рекомендации
и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми.
· He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
· Желательно, чтобы ответ был в письменной форме.
· Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе.
· Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним.
· Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно.
· Оценивай действия, а не личность.
· Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности.
· Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех.
· Формируйте положительную мотивацию к учению.
· Используйте опоры, схемы, памятки.
· Учитывайте состояние здоровья детей.
· Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.
· Помните: максимум поощрения, минимум наказания!
«Любому профессиональному педагогу
понятно,
что выставление неудовлетворительной
оценки должно сопровождаться целой
системой мер по ее дальнейшему предотвращению».
В.М. Лизинский.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.