"СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ."
Оценка 4.8

"СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ."

Оценка 4.8
docx
01.06.2020
"СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ."
Джафарова Вазипат Камиловн1.docx

Джафарова Вазипат Камиловна,

      учитель русского языка и

                                                               литературы высшей категории

                                                                 Верхнеказанищенской СОШ №2,

                                                                                        Россия, РД, Буйнакский р.,

                                                                                                           с. В-Казанище

 

Доклад на тему

"СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ."

    Введение ЕГЭ по русскому языку поставило перед словесниками ряд серьезных задач: обеспечение качественного преподавания предмета, создание условий для серьезной подготовки школьников к сдаче экзаменов. И в то же время возник вопрос: как планировать занятия, если у учителя в распоряжении всего час в неделю? Поэтому разработка системы, которая предусматривала бы организацию учебного процесса в старших классах, стала необходима для каждого учителя.

   Поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы, то при подготовке к ЕГЭ применяем технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, т.е. оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов, поблочная компоновка материала (например, правописание н-нн; не с разными частями речи; стили речи и т.д.). Для системного повторения, углубления вопросов лексики, морфемики, словообразования, морфологии, 32 культуры речи, синтаксиса, пунктуации, т.е. всех разделов русского языка используем пособия Г.Т. Егораевой, И.В. Цыбулько, В.Н. Александровых «ЕГЭ. Русский язык», «10 дней до экзамена», рабочие тетради «Азбучные истины». Комплект состоит из 3-х частей, рассчитан на два года обучения (10-11 классы), содержит и обобщающий теоретический материал в виде схемы и таблицы, и тренировочные задания различных видов, и комплексный анализ текста, и контрольные работы.

    Для успешного выполнения тестовых заданий ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, которую мы используем на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ. Структура этой технологии проста и логична. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно заполняют кластеры, устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

   На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Таблицу «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а)) и таблицу «Инсерт» можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице «ЗХУ» имеются три раздела: в первой графе «Знаю» учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе «Хочу знать» – производится запись того, что ещё интересует ученика по теме – это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе – после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. При работе с таблицей «Инсерт» старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы (+) определяется материал, который  дети хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или по непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.

    Не менее важным приемом является «Кластер». Суть заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.

    Большое значение при подготовке к ЕГЭ имеет своевременная корректировка результатов, организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

   В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий части А, выявить явные пробелы по предмету, заполнить «Лист учета ошибок», составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу провожу несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития.   

   Для каждого учащегося предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык. Контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

    Вероятно, что единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку не будет и существовать: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.


 

Джафарова Вазипат Камиловна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Джафарова Вазипат Камиловна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно заполняют кластеры, устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации

Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно заполняют кластеры, устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации

Лист учета ошибок», составить вместе с учителем индивидуальный маршрут

Лист учета ошибок», составить вместе с учителем индивидуальный маршрут
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020