Система работы с одаренными детьми
Оценка 5

Система работы с одаренными детьми

Оценка 5
docx
01.02.2020
Система работы с одаренными детьми
Цымбалюк НС.docx

Тема: «Научно-методическое сопровождение развития детской одаренности в  школе»

 

Цымбалюк  Наталья Сергеевна

заместитель директора по НМР ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования акимата города Костаная»

 

 

Эпиграф

«Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития».

Г.В. Плеханов.

 

 

Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывала большой интерес на протяжении всей истории педагогики.

В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной.

Это, прежде всего, связано  с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Одаренность - это не знак качества, которым награждается ребенок вместе со своими родителями, а определенная ситуация развития, в которой в данный момент находится тот или иной ребенок.

Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны учителей и родителей.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов.

Задача школы создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей.

Внедрение обновления содержания  образования  позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

К школе сегодня предъявляются высокие требования: подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного,  для чего необходима целенаправленная системная работа.

  Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей 

ü Не всегда отличник.

ü  НЕ успевает за общим темпом работы.

ü Интересный  в поведении, непонятный.

ü  Занятый своими делами (индивидуалист).

ü  Не умеющий общаться, конфликтный.

ü Иногда тугодум, не может понять очевидного.

ü  Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

ü Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая

одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Талантливым детям свойственны следующие черты:
 • Сильно развитое чувство справедливости.

• Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.
•Не могут четко развести реальность и фантазию.
•Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.                                                                                                                                                                          

     •  Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».

    •  Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить

множество опасных последствий.

Одаренный ребенок:

      обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;

      способны классифицировать информацию и опыт;

      умеют широко пользоваться накопленными знаниями;

      наличие большого словарного запаса, сопровождающегося сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы;

      интерес к словарям и энциклопедиям, предпочтение к  играм, требующим активизации умственных способностей;

      наличие повышенной концентрации внимания     на чем-либо, упорство в достижении результата    в сфере, которая ему интересна. 

Напомню,  различают одаренность:

     -социальную, иначе лидерскую;

-художественную музыкальную, изобразительную, сценическую;

-психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;

-академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;

-интеллектуальную это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному - двум предметам и не успевают по другим;

    -творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Портрет одаренного ребенка

1. Любопытен - Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Инициативен - Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Настойчив-Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Рискован - Склонен к рискованным действиям.

5. Фантазер - Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Юморист - Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Внимателен-чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Цель    работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения

Задачи:

      Создание условий для инновационного развития учащихся и учителей школы с целью успешной организации учебного процесса.

      Совершенствование форм и приемов работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

      Развитие сотрудничества с высшими учебными заведениями по работе с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

      Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях,  различных конкурсах.

      Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

Основные направления реализации программы «Одаренные дети»

      выявление одаренных обучающихся;

      создание банка данных «Одаренные дети»;

      создание банка олимпиадных заданий

      разработка индивидуальных форм работы;

      внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;

      использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

      создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.

      развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, республиканских олимпиадах,  конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

      включение учащихся  в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

       разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.

Формы работы с одаренными детьми

-Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

- Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

- Участие в школьных и районных, городских и республиканских  олимпиадах по предметам;

- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленных на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям.

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:    

 1. Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика.     Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.     Диагностика потенциальных возможностей детей.     Психолого – педагогическое сопровождение  детей, как у каждого учителя, во всех  школьных методических объединениях, так и всей  школы.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов, курсов по выбору, индивидуально-группоовых занятий.   Организация исследовательской деятельности.     Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.     Деятельность  научного общества учащихся «Поиск». Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.    

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:  тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня. Сохранение преемственности  между ступенями обучения.

 4. Поощрение одарённых детей:  благодарственные письма директора школы, торжественное поощрение, ценные призы в рамках ежегодной  мониторинговой церемонии подведения  итогов     «Ученик года».    

5. Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.    

6.     Работа с педагогическим коллективом:     работа  педагогического совета, методического совета, семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация  исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания  на уроке и во внеурочное время» (в плане 2017-2018),  «Организация эффективной учебно-познавательной деятельности на уроках  в условиях обновленного содержания образования», (в плане на 2018-2019 учебный год).     Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.    

7. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

8.     Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:  ВУЗЫ города -  КГПУ, КГУ, КИНэУ, ЧелГУ, колледжи,  библиотеки, учебные центры.

Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач.

Главное - это создание условий для развития таких детей. Учитывая то, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, учителя должны использовать межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа проводится не только в дополнительное время, как это принято считать многими учителями, для этих целей максимально используется и обычный урок.

В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемно- дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно- исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы»,

«творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола», о которых будут говорить мои коллеги.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости находит своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.

В течение многих лет одарённость наших учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях, выставках.

В последние годы наблюдается увеличение количества участников и победителей предметных олимпиад.

 

Олимпиада (очный тур)

1

2

3

Всего призовых мест

кол-во участников

2016-2017

Олимпиада  8-11  класс город

1

7

2

10

17

Олимпиада  8-11  класс область

 

 

 

2

4

Олимпиада 5-7 по общеобразовательным предметам

12

8

6

26

41

Олимпиада  5-8 ЕМЦ

4

1

0

5

11

Итого

 

 

 

41

73

2017-2018

Олимпиада  5-8 ЕМЦ

6

2

2

10

21

Комплексная  олимпиада для 2-4 классов

 

 

2

2

12

Олимпиада 5-7 по общеобразовательным предметам

10

5

3

18

21

Олимпиада  8-11  класс город

1

2

6

9

33

Фестиваль мультимедийных проектов

 

1

 

1

1

Олимпиада  8-11  класс область

 

3

 

3

3

Итого

 

 

 

43

97

2018-2019

Олимпиада  8-11  класс город

2

4

5

11

24

Олимпиада  9-11  класс область

 

2

 

2

5

Олимпиада 5-7 по общеобразовательным предметам

5

4

10

19

26

Олимпиада 1-2 по английскому языку

 

 

2

2

4

Итого

 

 

 

34

59

Учащиеся школы с удовольствием участвуют и побеждают в таких зочных  республиканских конкурсах, так и в международных : «Русский медвежонок»,  «Кенгуру»,«Человек и природа» и.т.д.

Результаты заочных  олимпиад

 

Олимпиада (заочный тур)

1

2

3

Всего призовых мест

кол-во участников

2016-2017

Ак-бота

18

13

19

50

95

Международный турнир « Русский медвежонок»

14

25

32

71

100

Международный  конкурс «Кенгуру- математика»

25

13

24

62

85

Международный «Кенгуру-лингвист»

15

13

15

43

58

Итого

 

 

 

226

338

2017-2018

Ак-бота

15

15

4

34

102

Международный турнир « Русский медвежонок»

36

38

37

111

160

Международный  конкурс «Кенгуру- математика»

36

28

20

84

126

Международный «Кенгуру-лингвист»

15

17

16

48

120

Итого

 

 

 

277

508

2018-2019

Ак-бота

96

19

5

120

137

Русский медвежонок

41

15

9

65

172

Человек и природа

 

 

 

0

100 

Итого

 

 

 

185

409

 

Результаты КИО

Большое внимание в нашей школе уделяется проектно-исследовательской работе учащихся, так как у одарённых детей чётко проявляется потребность в

исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения.

 

В рамках реализации программы «Одарённые дети» в нашей школе ежегодно проводится ученическая научно-практическая  конференция Научного общества учащихся «Поиск», более подробно о  его работе расскажет  моя коллега.

Школьная проектно-исследовательская конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихсяв проектной деятельности.

Целью конференции является поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересно го, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности.

Предпочтение при этом всегда отдается исследовательским работам. Как показывает опыт проведения мероприятий для одаренных детей, в них всегда выявляются особенно выдающиеся «звездочки», способные нестандартно мыслить, наблюдать, делать выводы.

Проекты, представленные на  школьной конференции, занявшие призовые  места  рекомендуются для участия в городских чтениях.

Сеть дополнительного образования «растит всходы одарённости» через посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий.

Вывод:

Умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь

«вырасти и дать плоды», создание для         ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, - вот над чем работает сейчас современная школа.

Педагогический коллектив школы активно внедряет современные педагогические технологии, способствующие развитию детской одаренности.

Жизнеспособность школьной системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, призеров конкурсов исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.

В заключение хотелось бы отметить, что благодаря системной и планомерной работе коллектива школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Наш коллектив состоит из учителей, преданных своей профессии, школе.

Мы знаем, что функция образования - приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, воспитание творческой, ищущей личности, мотивация к исследовательской деятельности.

 

Литература

 

1.     Арканова В.Н. Организация учебно-исследовательской работы школьников как нетрадиционного метода преподавания. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2003. - № 3

2.     Бабукова В.В., Габрук Н.Г. Школа и ВУЗ: новые грани сотрудничеств // Химия в школе. – 2008. - № 5

3.     Ларина С.В., Хайруллина Н.К. Интеграция естественных наук в рамках творческих работ в старшем школьном возрасте // Химия. – 2008. - № 18

4.     Макарова О.Г. Управление развитием работы с одарёнными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода // Профильная школа. – 2007. - № 6.

5.     Рюмина В.Г. Организация интеллектуально-творческих игр учащихся // Химия в школе. - 2000, - № 6

6.     Тарасова Л.А.Организация научной деятельности одарённых учащихся // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. - № 3

7.     Тюменова С.И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности // Химия в школе. – 2008. - №10

8.     Черкина М.В. Идеи творчества в контексте эффективной педагогики // Химия в школе. – 2004. - № 2

9.     Ширшикова О.А. Определение особенностей восприятия цвета, вкуса, запаха // Химия в школе. – 2008. - № 3

10. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.


 

Тема: «Научно-методическое сопровождение развития детской одаренности в школе»

Тема: «Научно-методическое сопровождение развития детской одаренности в школе»

К школе сегодня предъявляются высокие требования: подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного, для чего необходима целенаправленная системная работа

К школе сегодня предъявляются высокие требования: подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного, для чего необходима целенаправленная системная работа

Напомню, различают одаренность: -социальную, иначе лидерскую; -художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую; -психомоторную , определяющую исключительные спортивные способности; -академическую, которая проявляется в необычной способности к учению

Напомню, различают одаренность: -социальную, иначе лидерскую; -художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую; -психомоторную , определяющую исключительные спортивные способности; -академическую, которая проявляется в необычной способности к учению

Внимателен-чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей

Внимателен-чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей

Формы работы с одаренными детьми -Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; -

Формы работы с одаренными детьми -Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; -

Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика

Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика

Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:

Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:

Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:

Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:

Школьная проектно-исследовательская конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихсяв проектной деятельности

Школьная проектно-исследовательская конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихсяв проектной деятельности

Литература 1. Арканова

Литература 1. Арканова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020