Система работы с одаренными детьми

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Система работы с одаренными детьми.doc

 Система работы с одаренными детьми классного руководителя с целью выявления и развития молодых талантов.

 

     Мы все  понимаем, что необходимо поддерживать всех детей, а не только вундеркиндов,  употреблять слова «одаренный», «талантливый» в смысле «способный и мотивированный», так как иногда уровень учебных способностей наших ребят низок.  

Цель: осуществление  работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.                                                                                                           Задачи : 
1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях).
2. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе вовлечения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества.
3. Использование оценочной деятельности учащихся посредством «Портфолио».
4. Разработка системы мер мотивации, морального стимулирования труда учащегося.                                                                                                                                                             Функции классного руководителя:                                                                                                                    • выявление детей с общей одарённостью;
• оформление сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей, создание банка данных «Одаренные дети»;
• планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей и вовлечение всех ребят классного коллектива в реализацию каких-либо классных дел;
• взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.

Этапы работы:

Организационный этап – включает в себя систему целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, включение всех ребят в различные виды деятельности с целью найти свой талант. (5 – 6 классы)

Этап развития – связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах. (7 – 9 классы)

Завершающий этап  – предполагает провести анализ достигнутых результатов, уровень одаренности, направленности таланта с целью его дальнейшей реализации при выборе профессии. (10 – 11 классы).

Как же все происходило.

Будучи педагогом и классным руководителем, я сталкиваюсь с разными категориями детей.

«Интеллектуалы» - подростки, которые претендуют на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только те учащиеся, которые учатся на «отлично», но также и те ребята, которые имеют много знаний в той или иной области, начитанны, эрудированны.

«Таланты класса» («одарённые дети»)- это подростки, которые имеют какие-то ярко выраженные способности. Это ребята, которые имеют рано проявившиеся интересы и увлечения, которые существенно влияют на их поведение, общение в среде сверстников. Это наиболее благополучная группа подростков в классном коллективе

«Силачи-смельчаки» - это подростки, которые выделяются в классе своей силой, ловкостью, спортивными успехами. Иногда ребята этой группы, занимаясь сильными видами спорта, начинают этим бравировать в коллективе сверстников и даже подчинять ребят, демонстрируя позицию силы во взаимоотношениях.

«Лидеры» - это подростки, которых привлекает общественная деятельность. Чаще всего, это хорошие ученики, ребята, к мнению которых прислушиваются в коллективе. Но для таких людей активность в общественной работе не всегда реализуется в нравственном содержании личности.

 «Увлечённые» - это подростки, которые имеют увлечения в своей жизни. Это может быть коллекционирование, моделирование, сильное увлечение каким-то видом спорта, который влияет полностью на их жизнь. Сильное увлечение может поглотить подростка настолько, что влияет на его взаимоотношения с людьми, учебные достижения, качества характера.

 «Надёжные» - это подростки, для которых главным достоинством человека является умение дружить, хранить верность в дружбе. Такие подростки весьма дружелюбны, их любят в классе, их отмечают педагоги. Однако иногда бывают такие ситуации, когда за внешним благополучием скрывается совершенно иной тип личности.

 «Дети, которых принято называть «трудными». К ним относятся, например, дети из неблагополучных семей, «белые вороны». Им требуется специальная поддержка.

Когда мы начинаем работу в 5 классе, то зачастую все эти группы  присутствуют и часто они составляют микрогруппы, отдаленные друг от друга. Первое, с чего я начинаю, это разрушение границ между ними и вовлечение в одни и те же виды деятельности  с целью выявления и проявления новых интересов и талантов. В конечном счете иногда у ребят проявляются  и другие способности, которых ранее не было. Это позволяет им развиваться в более широком аспекте. К началу 7 класса обучающиеся уже более четко определяют, что им надо и что они хотят, но подростковый максимализм иногда им мешает развивать свои таланты. Поэтому необходимо простроить работу так, чтобы ребенок чувствовал свою необходимость в классе, необходимость своего таланта, а не превосходство. В начале 10 класса дети уже знают, что они могут, на что они способны, в чем заключается их приоритет. Поэтому здесь очень важно, чтобы он не потерялся, не ушел в сторону, и здесь классному руководителю очень важно быть чутким и внимательным, чтобы помочь ребенку в трудную минуту, так как столкнувшись с трудностью, он может уйти в сторону.

    Какие же результаты я получила:

Категория

2000 – 2007 годы

2007 – 2012 годы

Количество детей в классе

 21  человек

16 человек

17 человек

15 человек

Количество микрогрупп

6

2

6

3

Количество одаренных детей

10 человек

Пока 8 человек

     Обучающиеся к окончанию школы (2007 год) стали участниками и лауреатами областных смотров-конкурсов агитационных программ «Молодое поколение за здоровье» (2005,2006), V областного слета «Лучший волонтерский отряд» (2006), конкурса проектов «Школа и здоровье» (2007), акции «Я против того, чтобы мои друзья принимали наркотики» (в рамках Общероссийской национальной социальной акции (2004)), добровольческой акции «Неделя добра» (2004,2006,2007), акции «Память поколений»(2005), Международного конкурса рисунков «Россия – Родина моя» (2006), «Школа безопасности»(2006), областного этапа Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления (2007), I областного форума «Талантливая и способная молодежь – наше будущее»(2007), дипломантами областного конкурса «Социальная звезда» в номинации «Я гражданин России» ( Новожилова Е. стала победительницей в данной номинации и награждена отличительным значком) (2007), делегатами Омской области на Всероссийском слете добровольческих движений  в г. Минусинске (2006).

    Обучающиеся к концу 2011 – 2012 учебного года были:

·     участниками местной Азовской районной детско-молодёжной организации «Азовские ребята» , МК «Я - волонтер»

·      неоднократными участниками форумов молодёжи АННМР Омской области «Jugend und Zeit» - «Молодёжь и время»

·      участниками областном этапе X Всероссийской акции « Я – гражданин России», победителями добровольческой акции «Лица Победы», организованной региональной детско-молодёжной общественной организации Омской области «СОДРУЖЕСТ-ВО!»

·       Дипломантами областного конкурса агитбригад «Помоги себе сам»,

·      Активными участниками «Весенней недели добра 2009-2011»

·      победителями конкурса-признания «Социальная звезда» «От сердца к сердцу», «Я - гражданин России».

·      Участниками и победителями в соревнованиях различных уровней по футболу, волейболу, скалолазному спорту в составе команд школы и района;

·      Участниками и призерами олимпиад и конкурсов по различным предметам как районного, так и регионального уровня, участниками международных конкурсов

   По моему мнению, нет неталантливых детей. Надо дать только им почву для развития, помочь им найти себя и  свой дар, а также не упустить его. В этом и заключается работа классного руководителя по выявлению и развитию талантов.