Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у детей из семей группы риска
«Лучший способ воспитать хороших детей –
это сделать их счастливыми».
(О. Уайльд)
Ребенок живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Его развитие – результат длительного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства, т.е формируется личность.
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Жизнедеятельность человека определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием.
Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Поэтому социальному педагогу самому необходимо постоянно совершенствоваться, чтобы достичь успехов в социально-педагогической деятельности.
1.Организационно-методические условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
В ходе работы над методической темой теоретическую базу научно-методологических условий работы составили различные методические сборники и статьи, в т.ч. «Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска». Пособие для специалистов образовательных учреждений. Под научной редакцией С.А. Лисицына, С.В. Тарасова».
Что касается методологической основы, чаще всего исследования проявлений девиантного поведения у детей «группы риска», строятся вокруг трех основных теорий:
1) Психиатрическая модель: в центре личность и семейная история родителей. Многие, из которых, будучи детьми, сами воспитывались в семьях «группы риска» или детских домах.
2) Социологическая модель: девиантное поведение как результат рекламы по телевидению, в СМИ, в сети Интернет. Такие социально-экономические бедствия, как материальное неблагополучие и безработица, лишь усугубляют ситуацию.
3) Ситуационная модель: попустительский или авторитарный стили воспитания – как результат педагогической неграмотности родителей.
Методическая деятельность социального педагога включает в себя следующие виды деятельности:
• Разработка занятий социальной направленности;
• Тьюторское сопровождение детей из семей «группы риска».
• Разработка комплексных программ, методических пособий, буклетов, оформление стендов.
В рамках организационно-педагогической деятельности я как социальный педагог выступала с сообщениями на педагогических советах школы, на заседаниях ШМО классных руководителей, участвовала в работе проблемно-творческих групп и семинаров социальных педагогов, а так же на заседаниях Совета профилактики, принимала участие в оказании адресной помощи детям из семей «группы риска».
Такие понятия как «группа риска» и «девиантное поведение» очень тесно связаны между собой.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
(Словарь Ожегова)
Формы девиантного поведения
Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих (Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство, мелкое хулиганство, вандализм; порча чужого имущества; торговля наркотиками).
Асоциальное поведение - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений (Побеги из дому; систематические пропуски в школе; агрессивное поведение; ложь; вымогательство; беспорядочные половые связи; настенные надписи и рисунки непристойного характера, ненормативная лексика).
Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности (Курение; токсикомания; наркомания; вскрытие вен, алкоголизм,
суицид.)
Яков Ильич Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений». Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной.
По данным Генеральной прокуратуры РФ в России насчитывается около
2 млн. беспризорников и безнадзорных.
Одной из основных причин возникшей ситуации является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семьи.
Ø Каждый десятый ребенок в РФ находится в условиях, не позволяющих ему полноценно развиваться;
Ø Каждый седьмой российский ребенок воспитывается в неполной семье: с 1-ой матерью -69,8%, с 1-им отцом – 5,8%.
Социальный статус безнадзорных
Ø Сироты – 6,9 %
Ø Имеют биологических родителей – 87,6%
Ø Нет сведений о родителях 5,5%
Социальный статус родителей безнадзорных детей
Ø Неработающих трудоспособного возраста – 65,8%
Ø Профессионально заняты – 34,2%:
рабочие -26,4%
служащие – 3,6%
пенсионеры – 4,2%
По данным Роспотребнадзора ежедневно в России 33% юношей и 20% девушек потребляют алкоголь.
Показатели подросткового алкоголизма повысились вдвое, причем возрастная планка алкоголезависимых снизилась до возраста 13 – 15 лет.
По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения
в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей
и 0,5 миллиона девушек.
Из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с наркотическим средством в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и клубах - 32%; в компаниях - 52,3%; в учебных заведениях - 5,8%.; в одиночестве - менее 4%);
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, занятость родителей собственным карьерным ростом.
Актуальность
Наша школа не является исключением, тема профилактики девиантного поведения для нас актуальна, так же как и для любой другой образовательной организации.
Анализируя статистические данные семей учащихся школы за последние три, года мы наблюдаем следующее:
ü Ежегодно сокращается количество полных семей;
ü Увеличивается число многодетных семей, семей с одной матерью и матерей-одиночек.


За счет вновь прибывших семей обучающихся из других регионов увеличилось количество семей «группы риска» и количество родителей, поставленных на учет в ПДН за ненадлежащее исполнение родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей.
Антон Семёнович Макаренко сказал: «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
Конвенция ООН о правах ребенка признает, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Именно эти моменты находятся в дефиците у детей из семей «группы риска».
Когда судят об отдельном поступке,
то, прежде чем оценить его, надо
учесть разные обстоятельства и
принять во внимание весь облик
человека, который совершил его.
М. Монтень
Социологическими исследованиями (Куликова Т. А) выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в своевременной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
В настоящее время понятие «семья группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.
Семьи «группы риска» характеризуются наличием отклонений от социальных норм, не позволяющих определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил либо вовсе не занимаются воспитанием своих детей.
Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
· конфликтные,
· проблемные семьи,
· асоциальные,
· аморально-криминальные,
· с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют семьи со скрытой формой неблагополучия. Это внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. В этом трагическом процессе немаловажную роль играют дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от употребления алкоголя - это семейное заболевание, семейная проблема.
Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей. Это - недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний, в результате чего у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
В моей социально-педагогической деятельности руководствуюсь следующими основными нормативно-правовыми документами:
Ø Конвенцией ООН о правах ребенка;
Ø Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Ø Декларация прав ребенка (1959г.)
Ø Конституцией РФ;
Ø Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
Ø Кодексом об административных правонарушениях;
Ø Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Ø Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Ø Федеральным законом № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
Ø Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"
Ø Уставом образовательного учреждения;
Ø Положением о Совете профилактики.
В школе реализуются Программы «Подросток», «Семья», «Здоровье»,
«Детство без жестокости и насилия».
Я, как социальный педагог, курирую программу «Семья».
Цель программы: Создание благоприятных условий для взаимодействия семьи и школы в воспитании здоровой, творческой, социально-адаптированной личности.
Задачи программы:
v Формировать идеологию взаимопонимания и сотрудничества школы, семьи и общества;
v Повышать правовую и педагогическую культуру родителей;
v Оказывать ребенку комплексную помощь в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и социальной адаптации в нем;
v Проводить профилактические мероприятия по предупреждению употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности, а так же правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
v Проводить мероприятия по реабилитации и социальной защите детей из семей «группы риска».
Прогнозируемый результат:
v Достижение взаимопонимания и сотрудничества школы, семьи и общества;
v Овладение родителями необходимыми педагогическими знаниями для эффективного и качественного семейного воспитания;
v Успешная социализация обучающихся в современном обществе;
v Отсутствие безнадзорности, случаев употребления ПАВ, правонарушений, совершаемых подростками;
v Реабилитация семей «группы риска».
Участниками реализации данной программы являются:
q Обучающиеся всех ступеней
q Педагогическое сообщество
q Родители
q Социальные партнеры
Формы работы:
■Коллективные (родительские собрания, лекции, круглые столы, конференции, детские праздники, КТД);
■Групповые (Совет школы, Совет родителей, деловые игры, походы, экскурсии);
■Индивидуальные (консультации, беседы, анкетирование, тестирование, тренинги).
Педагогические средства:
1. Изучение социально-демографического портрета семей, взаимоотношений родителей со школой, принципов семейного воспитания.
2. Программы учебных предметов (ОБЖ, обществознание), формирующие основные понятия семейных отношений, прав и обязанностей детей и родителей, а так же ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей членами семьи.
3. Программа развития школы, Воспитательные программы классных руководителей и план воспитательной работы скк.
Цель моей работы как социального педагога: Защита обучающихся и создание необходимых условий для осуществления социального и образовательного права ребенка.
При реализации данной цели, решаются следующие Задачи:
v Повышать уровень правовых знаний учащихся, родителей (законных представителей);
v Вовлекать детей из группы риска в кружковую деятельность;
v Проводить профилактические мероприятия по предупреждению девиантного поведения обучающихся;
v Своевременно оказывать помощь по социальной защите и поддержке обучающихся.
Система работы социального педагога образовательной организации по профилактике девиантного поведения школьников
Главный акцент в своей деятельности я делаю на профилактику различного рода социального неблагополучия.
Работа по профилактике включает в себя несколько этапов.
1 этап «Диагностический»:
Ø Подробное изучение социальных паспортов классов и индивидуальных характеристик обучающихся при составлении социального паспорта ОО, а также из собеседований с классными руководителями;
Ø Составление базы данных обучающихся, попадающих в «группу риска» и семей «группы риска», с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж;
Ø Проведение анкетирования детей и родителей, направленного на изучение детско-родительских отношений в семье;
Ø Посещение семей «группы риска» с целью изучения материально-бытовых условий семьи для содержания и воспитания несовершеннолетнего , а так же изучение морального климата в семье. Составление акта обследования семьи.
2 этап – «Профилактический»
Ø Первичная профилактика охватывает всех обучающихся образовательного учреждения и направлена на развитие социально-успешной психологически адаптивной личности с установками на формирование, усвоение, активное воспроизводство социального опыта через реализацию в общении и социально значимой деятельности;
Ø Вторичная профилактика распространяется на обучающихся и их родителей (законных представителей), имеющих повышенный риск возникновения девиантного поведения;
Ø Третичная профилактика охватывает детей и их родителей (законных представителей), проявляющих девиантное и делинквентное поведение.
Кроме всего в профилактических целях мы осуществляем выпуск тематических буклетов, оформляем стенды, где размещаем информацию, которая может быть полезной как детям, так и родителям.
3 этап – «Коррекционный»
Ø Коррекционные занятия социального педагога и педагога-психолога с детьми, проявляющими девиантное поведение;
Ø Привлечение ребенка к внеурочной деятельности (спортивные секции, кружки, фестивали, конкурсы, слеты, соревнования),
Ø Коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку;
Ø Проведение с родителями бесед с использованием законодательной базы о ненадлежащем исполнении ими родительских обязанностей;
Ø Информирование и помощь в оформлении документов на участие ребенка в социально-реабилитационных сменах в детских лагерях («Энергетик») и санаториях («Золотой колос», «Романтик», «Строитель», «Салют»), иная социальная помощь (постановка на льготное питание, обеспечение бесплатными новогодними подарками, одеждой).
Деятельность социального педагога строится на принципах социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и ответственность сторон.
Трудности работы социальных педагогов с семьями группы риска определяются как объективными, так и субъективными факторами. К числу основных объективных факторов следует, прежде всего, отнести закрепленное Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ (ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной жизни. В ряду элементов частной жизни, защищаемых законом, Уголовный кодекс выделяет: «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан». Одновременно ст.139 Уголовного кодекса предусматривает наказание при «незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица».
Таким образом, социальный педагог может осуществлять защиту прав, здоровья, а порой и жизни детей от недееспособных родителей только в рамках соблюдения вышеуказанных нормативных актов.
В работе с «семьей группы риска», я руководствуюсь следующими основными принципами:
v соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3);
v максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
v защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54);
v тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.
От того, насколько успешно прошло взаимодействие со специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье.
По результатам социального мониторинга можно судить о положительной динамике моей работы с детьми из семей «группы риска», а так же с их родителями.
Включение детей «группы риска» в активную игровую и творческую деятельность способствует развитию у них навыков самостоятельности, инициативности и росту самооценки.
За активное участие в различных соревнованиях, фестивалях, НОУ, конкурсах многие из «группы риска» награждены дипломами и грамотами (как в командном, так и в личном первенстве).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.