Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
27.05.2020
Система работы сюжетно – ролевых игр,  направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Система работы.docx

Министерство образования молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Система работы сюжетно – ролевых игр,

направленных на формирование диалогической речи

детей младшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2020

Система работы использования сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста / сост. Д.М. Алябышева, Камышлов ГБПОУ СО « Камышловский педагогический колледж», 2020.

Руководитель: Штыркина А.И., преподаватель ГБПОУ СО « Камышловский педагогический колледж»

Рецензент: Кочнева Г.Н., ГБПОУ СО « Камышловский педагогический колледж»

Система работы содержит технологические карты сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, для студентов, осваивающих специальность 44.02.01. Дошкольное образования.

 

 

 

 

 

 

ГБПОУ СО « Камышловский педагогический колледж», 2020

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………..………………4

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Больница» ……………………………………………………………...……6

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Семья» ……………………………………………………………......……14

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Магазин» …………………………………………………...………...……21

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Автобус» ………………………………………………………………..…29

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………….…….36

Список литературы ………………………………………………………………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

«Первоначальная функция речи –

Коммуникативная. Речь есть прежде

Всего, средство высказывания и понимания»

Л.С. Выготский.

Дошкольное детство является особенным временем, когда происходит практическое усвоение норм русского языка, а также общее развитие личности. Важным фактором воспитания и обучения младших дошкольников представляется речевое развитие, удовлетворяющее потребностям детей данного возраста.

Развитие диалогической речи младших дошкольников представляется как сложный процесс, имеющий многоплановый характер. Для благополучной реализации данного процесса нужен комплекс всех составляющих, которые могут оказать влияние на качество речи, а также на ее содержательную сторону.

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом для образования монологической связной речи. коммуникативные умения помогает вовлечение детей в игровую деятельность. благодаря у ребёнка происходит культуры речи и : формируется интонационно-динамическая речи, её качества, чёткость каждого слова, ударения в слове, , ясность, верно формулировать мысль, чтобы понятыми другими; диалогическая и речь; обогащается запас; формируются письменной речи, и, что главное, в таких играх собственно речевую ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей дошкольного возраста.  Сюжетно - ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.

Сюжетно-ролевая игра — это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог — это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет. Далее в практической части будет представлена система работы сюжетно - ролевых игр, которые помогут в развитии диалогической речи дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра способствует закреплению и формированию диалогических умений. Основным показателем развития диалога детей и показателем развития непосредственно сюжетно-ролевой игры служат ролевые диалоги в данном виде игр. Стоит отметить, что чем богаче, и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества младших дошкольников.

 

 

Министерство образования молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Больница»

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0986/000e6165-32f80ed6/hello_html_13b9cda9.png

Камышлов, 2020

Технологическая карта занятия

ФИО: Алябышева Джамиля Музаффаровна

Образовательные области: «Речевое развитие»

Тема занятия: сюжетно – ролевая игра «Больница»

Возрастная группа: 2 младшая группа.

Цель: формирование умений у детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, в соответствии с принятой ролью. 

Задачи:

Обучающие: формировать умение разыгрывать ролевые диалоги, в ходе сюжетно-ролевой игры.

Развивающие: развивать диалогическую форму речи, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сострадания.

Планируемый результат:

1.Закрепление и расширение знаний детей о профессии врача.

2.Обогащение словаря прилагательными, существительными, глаголами.

3. Формирование дружеских взаимоотношений в игре.

Подготовительная работа: экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду; чтение: К. Чуковский «Айболит», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»; рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека»; прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Материалы и оборудование: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013г. №1155

Белый халат, шапочка, баночки или коробочки из-под лекарств, набор медицинских инструментов (градусник, шприц, вата, фонендоскоп, рецепты, предметы-заместителей (вата – кусочек поролона, таблетки – рисунок на картоне)


 

                                                                   

 


Номер этапа

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивировать детей на предстоящую деятельность

 

 

 

 

 

Ребята отгадайте загадку:

Громко кашляет Серёжа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

А Серёже говорят:

— Ты не бойся и не плачь –

К тебе едет добрый (врач)

Правильно, ребята, это врач.

 

 

 

 

 

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя. Дети эмоционально положительно настроены,

внимательно слушают воспитателя. Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент, загадка

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней.

Эмоциональный настрой на совместную деятельность.

2

Основной

2.1

Этап постановки проблемы

 

Принятие детьми цели занятия

Если кто-то заболел, взрослые или дети, мы куда обращаемся?

В чем же заключается работа врача?

 Молодцы, ребята! Что ж, наступил наш час, поиграем мы сейчас! Хотите играть?

Ответы детей:

в больницу,

лечить людей, да!

Словесный, вопросы, похвала

Дети с мотивированы и готовы заниматься

2.2

Этап ознакомления с материалом

 

Готовность детей к предстоящей деятельности

 Ребята, прежде чем мы начнем лечить, поиграем с вами в игру «Что нужно доктору?» 

дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу, рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет

Вопросы, игра, похвала

Готовность к активной познавательной деятельности. Применить свои умения.

 

2.3

Этап практического решения проблемы

 

Формировать знания детей о профессии врача

 

Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?

Кукла сообщает, что она заболела.

Наша кукла заболела.

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

Давайте спросим Машу, что у нее болит, где у нее болит?

Кукла показывает: у меня вот тут болит.

Что болит у Маши?

Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы.

Кукла жалуется: мне даже больно глотать!

Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Я буду врачом, но мне нужна помощница – медицинская сестра. Кто хочет доктором побыть? Кто больных будет лечить? (выбираем медсестру среди детей). Алиса медсестра и будет мне помогать, надень белую шапочку, халат, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Ребята, а вы будете сегодня папами и мамами, посмотрите, что-то наши детки-куклы нас заждались, грустные сидят в домике.

Забирайте малышей, да в больницу поскорей. Как мы можем добраться до больницы?

Открыта больница для всех людей, идите лечиться в неё поскорей! Проходим на приём к врачу. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу можно присесть на стульчики, подождать своей очереди.

Как будем лечить Машу?

Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем.

- Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит. голова, горлышко?

Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а». У нашей куклы - ангина. Ещё нужно температуру измерить идите к медсестре, она вам поставит градусник. Даст таблетки и побрызгает горлышко.

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.

Маша, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.

Физ. минутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Тимофей, давай ты, теперь будешь врачом. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Лика будет медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.

Процедура «лечения» может повториться 2-3 раза. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей. Побывав врачом, воспитатель меняет свою роль, становиться больным. Воспитатель дает детям образцы общения и действий. Если выясняется, что опыт ребенка достаточно беден, то воспитатель должен подсказать ребенку.

Игру надо развертывать таким образом, что дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы им был хорошо понятен смысл действий партнера. Чтобы дети в ходе игры дети научились новым игровым действиям.

Отвечают на вопросы: голова.

Дети догадываются, что болит горлышко.

Проходят в игровой уголок; дети выбирают себе «детей».

Отвечают на вопросы: пешком, на машине, автобусе, машине скорой помощи.

Дети начинают предлагать: измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех.

Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,

повторяя за воспитателем слова.

Принимают роли: Врач: Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит?

Пациент: Здравствуйте. Моя дочка упала и подвернула руку.

Врач: Здравствуйте. Давайте посмотрим, что у вас с рукой. Какая большая рана, сейчас мы её обработаем хорошо, смажем йодом, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медицинской сестре, она вам сделает обезболивающее лекарство (делает шприцом укол). Выздоравливайте. До свидания.

Пациент: Здравствуйте.

Врач: Здравствуйте. Проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?

Пациент: У моего сына болит живот.

Врач: Давайте посмотрим, послушаем больного фонендоскопом: «Дышите, не дышите» (врач осматривает больного). Сейчас я выпишу вам рецепт, подойдите к медсестре она вам даст лекарство.

Больной: Я буду пить лекарство. Спасибо, доктор. До свидания.

 

похвала, вопросы, игровая ситуация

Полнота и правильность ответов, Активная деятельность в ходе сюжетно –ролевой игры. Взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, через игровые ситуации.

Развивают умение отвечать на вопросы воспитателя.

3

Заключительный (рефлексия)

 

Формировать умение анализировать прошедшее занятие, отвечать на вопросы.

Воспитатель осуществляет лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание его должно быть направлено на взаимодействие, ролевой диалог. Во время игры формировались такие качества как взаимопомощь, внимание друг другу.

Не следует резко обрывать игру, лучше предложить смысловое обоснование для ее окончания: «У доктора закончилась смена. Пойдемте-ка посмотрим, что ребята делают».

 

Наблюдение

 


Министерство образования молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Семья»

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ae5/00075de4-b4ec1cd2/hello_html_20268ca9.jpg

 

Камышлов, 2020

 

 

Технологическая карта занятия

ФИО: Алябышева Джамиля Музаффаровна

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Тема занятия: сюжетно – ролевая игра «Семья»

Возрастная группа: 2 младшая группа.

Цель: формирование умений разворачивать ролевое взаимодействие - ролевой диалог.

Задачи:

Обучающие: способствовать возникновению ролевого диалога с партнером - сверстником.

Развивающие: развивать диалогическую форму речи, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки коллективной игры.

Планируемый результат:

• Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

• Умение организовать сюжетно-ролевую игру на основе имеющихся знаний о семье.

• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Подготовительная работа: беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто кем работают»; рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»; рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме; наблюдения прогулки мам с маленькими детьми; обучающие игры «Приготовим куклам обед», «Купание куклы», «Даша проснулась», «Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»; совместные игры детей с воспитателем; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка - забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит», А. Крылов «Заболел петух ангиной»;

Материалы и оборудование: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013г. №1155

Кукла Катя в нарядном платье; кухонная посуда для чаепития (чашки, блюдца, чайные ложки, заварочный чайник, сахарница, конфетница); нарядная скатерть; кухня (игровой модуль); специальная одежда для поварят; прихватки (для кухни).


 

Номер этапа

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивировать детей на предстоящую деятельность

 

 

 

 

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся! Здравствуй, Катя! Какая ты нарядная, в красивом платье, с причёской! У тебя, наверное, какой-то праздник? Вы догадались, какой у куклы праздник? Правильно, у Кати сегодня день рождения. И она хочет его отметить с нами!

 

 

 

Дети эмоционально положительно настроены,

внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент, вопросы

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней.

Эмоциональный настрой на совместную деятельность.

2

Основной

2.1

Этап постановки проблемы

 

Принятие детьми цели занятия

Ребята, в день рождение принято накрывать стол и подавать праздничное угощение. Как вы думаете, какие обычно угощения подают гостям в день рождения?

 

Дети эмоционально положительно настроены,

Отвечают на вопросы: пирожное, печенье, конфеты, торты, сок

Словесный, рассказ

Дети с мотивированы и готовы заниматься

2.2

Этап ознакомления с материалом

 

Готовность детей к предстоящей деятельности

 Чтобы кукле Кате понравилось у нас, нам надо хорошо ее встретить и напоить вкусным, ароматным чаем с пирожками. Кукла Катя их очень любит.

 

Заинтересованы.

 

Рассказ

Готовность к активной познавательной деятельности. Применить свои умения.

 

2.3

Этап практического решения проблемы

 

Формировать знания детей о понятии семья, взаимоотношения в семье

А как вы думаете, чтобы стол был праздничным, что нужно еще сделать?

Ребята, а какую посуду надо приготовить для чая?

Ребята, подумайте, а где можно взять пирожки?

А какие слова вы скажете гостье, когда пригласите её за стол?

Для чего нужна чашка? Для чего нужно блюдце? Для чего нужна чайная ложка? Дети, а в чём мы поставим, сахар, конфеты? В чём мы заварим чай?

Теперь нам нужно включить чайник, чтобы накипятить воду для чая. Вот хорошо, чайник включили, пирожки поставили в духовку, можно немного поиграть.
Ребята, какое у нас сейчас время года?

Значит, Катя у нас родилась весной! А весной что на небе ярко светит?

Правильно. А у солнышка что есть? Посмотрите какие лучики нам подарило солнышко! В руки лучики возьмём и игру свою начнём! Музыкальная подвижная игра «Пляска с лучиками».

Ой, а как там наши пирожки? Как вкусно пахнет, ароматно. Арина, посмотри, пирожки уже зарумянились? Сейчас мы их вытащим из духовки. Осторожно, горячо! Что мы возьмём, чтобы не обжечься?

Воспитатель берёт прихватку и достаёт «горячие» пирожки из духовки.
Воспитатель: Катя!
Вот тебе угощенье наше.
Пирожки от нас прими,
К чаю всех гостей зови.

 Ребята, вот у нас какие пирожки получились, кукле Кате очень нравятся.

Давайте поставим противень на стол остывать. Кира и Семён переложат пирожки на поднос.
Нам нужно заварить чай. Насыпаем в маленький чайник заварку и кипятком заливаем («ш-ш-ш»). Теперь можно разливать по чашкам. Наливай, Аня, чай. Попробуйте, вкусно? Нет? Мы же забыли сахар! Где у нас, сахар? Кира положи в каждую чашку по две ложечки! Садись, Катя, с нами пить чай. Правильно, Арина, имениннице первой налила чай.
Чайник горячий. Помогите Кате налить чай и налейте себе. Катя, ребята для тебя приготовили и поздравления. Давайте, ребята, поздравим Катю с днём рождения и пожелаем ей здоровья, счастья и всего самого хорошего. А наши поздравления мы соберём в волшебную корзинку! Ребята, мы говорили, что в день рождения принято дарить подарки. Давайте в подарок Кате поводим хоровод! В середину круга сажают на стул куклу Катю и водят хоровод «Как на Катины именины» (Каравай).

Отвечают на вопросы: постелить скатерть, поставить салфетницу, красивую посуду.

Чайные ложки, чтобы класть сахар, тарелки для торта, блюдца, чашки для чая, сахарница для сахара, чайник для горячей воды, салфетки, чтобы вытирать рот после еды, конфетница. Пирожки можно испечь. Угощайтесь, пожалуйста, ешьте на здоровье. Стол стал нарядным, красивым, праздничным.

Блюдца, чайные ложки, чтобы наливать чай, ставить чашку и не испачкать скатерть. Положить ложечку на блюдце. В сахарнице, конфетнице, в чайнике и т.д.

Весна! Солнце. Дети разливают чай и садятся за стол). Дети: Катя, угощайся пирожками.

 

 

похвала, вопросы, игровая ситуация, музыкальная подвижная игра, показ, советы; индивидуальные задания, поручения; наводящие вопросы;

Полнота и правильность ответов, Активная деятельность в ходе сюжетно –ролевой игры. Взаимодействуют со сверстниками и воспитателем, через игровые ситуации.

Развивают умение отвечать на вопросы воспитателя.

3

Заключительный(рефлексия)

3 минуты

Формировать умение анализировать прошедшее занятие, отвечать на вопросы.

Вот чай попили, поздравление и подарки подарили, теперь гостям пора расходиться, а Кате отдыхать. Давайте поможем Кате помыть посуду и поставить её на место. (Дети собирают посуду. Кто-то из детей её моет, кто-то вытирает, кто-то расставляет по местам. Педагог рассказывает кукле, что делает каждый ребёнок. Это даёт возможность опосредованно руководить действиями детей.) Ребята, какой весёлый день рождения получился у Кати. Она благодарит нас за отличный праздник. Мы так весело провели с вами время. Но нам пора прощаться с куклой Катей, пусть она отдыхает.

Выполняют действия по словам воспитателя.

Рассказ, наблюдение

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Магазин»

 

https://prikolnye-kartinki.ru/img/picture/Dec/17/c944f76a977c07c731cc1e54ff59ba1e/2.jpg

 

Камышлов, 2020

Технологическая карта занятия

ФИО: Алябышева Джамиля Музаффаровна

Образовательные области: «Речевое развитие»

Тема занятия: сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Возрастная группа: 2 младшая группа.

Цель: формирование умений осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать согласно принятой на себя роли.

Задачи:

Обучающие: формировать умения детей использовать слова-названия полезных продуктов, используя диалогическую речь в ходе игры.

Развивающие: развивать диалогическую форму речи, обсуждая сюжет, игровые действия

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, вежливость и внимательность.

Планируемый результат:

         Развертывание в самостоятельной деятельности ролевых действий и ролевой речи.

         Появление ролевого взаимодействия со сверстниками, умение слушать партнеров.

         Формирование коммуникативных навыков.

Предварительная работа: знакомство детей на занятии с обобщающим понятием «Овощи и фрукты»; экскурсия в магазин (использовать помощь родителей); беседа с детьми на тему«Как я ходил в магазин»; рассматривание иллюстраций на тему«Магазин игрушек»«Магазин продуктов»; д/игра «Магазин продуктов»«Чудесный мешочек»; беседа с детьми«Для чего нужны магазины, что в них продаётся?»; чтение рассказов, стихов, загадок.

Материалы и оборудование: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013г. №1155

Муляжи овощей и фруктов, шапка, халат, стеллажи для игры в магазин


 


Номер этапа

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

 

 

 

 

 

 

 

 

Собрать внимание детей и мотивировать их на совместную деятельность.

 

 

 

 

Педагог эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Предлагает игровую ситуацию, побуждающую интерес детей к деятельности.

-Ребята, посмотрите, кто к вам пришел в гости!

-Это же кукла Катя!

-Ребята, посмотрите, какая она красивая!

-Как вы думаете, почему она такая нарядная?

-Правильно ребята, у нее сегодня день рождения!

-Ребята, а вы знаете, что нужно делать в такой праздник? (приглашать гостей, накрывать стол, делать прическу).

-Ребята, посмотрите, прическа и наряд у Кати готова, гостей она пригласила, что же еще осталось сделать Кате?

-Правильно, ребята, накрыть праздничный стол!

-Ребята, вы поможете Кате накрыть стол?

-А что нам для этого понадобится? (продукты)

-А где же нам взять продукты?

-Правильно ребята, в магазине!

 

Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание.

отвечают на вопросы воспитателя. Проявляют готовность помочь игрушкам.

 

 

 

 

Сюрпризный момент, --Эмоциональное стимулирование

- Беседа

- Обсуждение

- Наблюдение

 

Внимание детей собрано, дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность, проявляют любознательность, заинтересованность.

2

Основной

2.1

Этап постановки проблемы

 

Принятие детьми цели занятия

Посмотрите, ребята, сегодня открывается новый продуктовый магазин, но пока что, он закрыт, как вы думаете, почему? (потому что нет продавца)

-Тогда приступим!

Отвечают на вопросы. Заинтересованы

 

вопросы

Дети с мотивированы и готовы заниматься

2.2

Этап ознакомления с материалом

 

Обсудить сюжет, игровые действия, распределить роли, подобрать атрибуты для игры.

Обогащать представления детей о профессии продавца и назначении необходимого инвентаря

(касса, деньги, корзинка, продукты).

 

 Педагог задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию.

-Ребята, внимание, открывается новый магазин продуктов!

-Ребята, а вы знаете, кто работает в магазине продает нам продукты? (продавец).

-Ребята, а кто покупает продукты? (покупатели).

-Правильно, ребята, а вы знаете, что нужно продавцу? (касса, деньги, корзинка).

-Ребята, а что нужно покупателю? (корзинка, деньги).

-Ребята, а вы знаете, как ведут себя покупатели в магазине? (не шумят, не ругаются, обращаются вежливо).

-Ребята, давайте договоримся, что в нашем магазине будет продавец и покупатель, продавцом буду я, а покупателями будете вы.

-Когда покупатель придет в магазин, что ему нужно сделать? (поздороваться)

-Хорошо, затем покупателю нужно выбрать товар, который он хочет купить, но не просто назвать, этот товар, а назвать его цвет, форму и величину.

-Например, я захотела купить в магазине помидор, когда я зайду в магазин я скажу: Здравствуйте, я бы хотела купить у вас большой, красный, круглый помидор! Продавец ответит мне: пожалуйста, возьмите ваш большой, круглый, красный помидор.

-Ребята, могу ли я забрать помидор и пойти домой? ( нет, нужно заплатить)

-Правильно, продавец скажет мне, сколько денег я должна ему заплатить, например -2 рубля. Я скажу, возьмите пожалуйста два рубля.

-Что нужно сказать, когда покупатель уходит из магазина? До свидания, приходите к нам еще!

-Правильно, ребята!

-Вы готовы к игре?

-Я буду продавцом, а вы готовы быть вежливыми и терпеливыми покупателями?

-Хорошо, ребята, тогда приступим!

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя, показывают и называют инвентарь, необходимый для профессии продавца.

Берут на себя роли покупателей.

 

- беседа

- демонстрация

- поручения

 

Дети проявляют умение с помощью воспитателя обсуждать игровой сюжет, игровые действия, распределять роли, подбирать атрибуты для игры. У детей закреплены знания о профессии продавца и назначении инвентаря, необходимого для профессии продавца. (касса, деньги, корзинка, продукты).

 

2.3

Этап практического решения проблемы

 

Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры.

Побуждать детей к ролевому диалогу в процессе игры.

Воспитывать готовность к взаимопомощи и сотрудничеству в процессе реализации сюжета игры.

 

Воспитатель организует деятельность детей, вовлекает детей в совместную деятельность, согласовывает с детьми действия, их последовательность, наблюдает за детьми во время игры, корректирует. Исполняет роль продавца.

-Магазин открывается, всех ждем за покупками.

Воспитатель выстраивает диалог в роли продавца.

-Здравствуйте! Чтобы вы хотели у нас купить?

-Мне нужен большой, овальный, зеленый, огурец!

-Возьмите пожалуйста большой, круглый овальный огурец!

-Что вы хотите еще купить в нашем магазине?

-Тогда с вас три рубля, возьмите вашу сдачу!

-Спасибо за покупку, приходите к нам еще!

-До свидания!

Воспитатель продолжает игру от лица продавца, использует прием параллельной игры.

-Ребята, посмотрите, как много покупателей собралось в магазине, пора нам открыть вторую кассу.

Воспитатель назначает среди детей одного продавца и предлагает некоторым покупателям пройти на кассу к другому продавцу.

-Ребята, у нас открылась вторая касса, вы можете пройти туда.

Воспитатель направляет, корректирует деятельность детей.

 

Наблюдают за действиями воспитателя; работают вместе;

дети осваивают последовательность действий; осуществляют контроль, взаимоконтроль; активно осуществляют ролевой диалог.

 

 

 - поручения

- задания

-приём параллельной игры

 

Дети проявляют умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры; активно взаимодействуют в ходе ролевого диалога. Дети проявляют готовность к взаимопомощи и сотрудничеству в процессе реализации сюжета игры.

3

Заключительный(рефлексия)

 

Пождать детей к анализу достижения игровой задачи

Подводит итоги, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию, выражает признательность

- Пора нам возвращаться домой, посмотрите, сколько много продуктов мы купили, как вы думаете, ребята, что мы можем из этого приготовить?

Воспитатель выслушивает предположения детей.

-Ребята, а вам понравилось ходить в магазин?

-А что вам больше понравилось?

-Кем вам больше нравилось быть продавцом или покупателем?

-Здорово, ребята, вы сегодня были большие молодцы, старались, и теперь мы сможем приготовить праздничный обед для нашей Кати.

Ребята, вам бы еще хотелось поиграть в такую игру?

-Ребята, в свободное время, я предлагаю поиграть вам в игру «приготовим праздничный обед, где вы каждый можете приготовить блюдо, которое захотите!

Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают о выполнении своей роли, участии в игре, отвечают на вопросы воспитателя.

- эмоциональное стимулирование

- беседа

-поощрение

 

Дети проявляют умение с помощью воспитателя анализировать достижение игровой задачи.

 


Министерство образования молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта сюжетно – ролевой игры «Автобус»

 

 

https://previews.123rf.com/images/clairev/clairev1408/clairev140800088/30874812-image-with-school-bus-topic.jpg

 

 

Камышлов, 2020

Технологическая карта занятия

ФИО: Алябышева Джамиля Музаффаровна

Образовательные области: «Речевое развитие»

Тема занятия: сюжетно – ролевая игра «Автобус»

Возрастная группа: 2 младшая группа.

Цель: формирование умений осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать согласно принятой на себя роли

Задачи:

Обучающие: совершенствовать диалогическую речь, через взаимодействие в сюжетах с действующими лицами (водитель, пассажир, кондуктор).

Развивающие: развивать диалогическую форму речи, обсуждая сюжет, игровые действия

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения.

Планируемый результат:

-Знание детьми информации о профессии контролер, шофер.

-Понимание значимости этой профессии.

-Проявление уважения к труду взрослых.

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: "Поездка с родителями на автобусе", «Как нужно вести себя в общественных местах», беседа о людях разных профессий. Рассматривание альбомов: «Транспорт», «ПДД», «Профессии», и др. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили» Чтение художественных произведений: М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике». Рассматривание иллюстраций с изображением дороги, общественного транспорта.

Словарная работа: шофер, кондуктор, билеты.

Материалы и оборудование: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013г. №1155

Атрибуты: картинка автобуса, кукла, стулья, расставленные попарно, как в автобусе, руль, атрибут кондуктору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Номер этапа

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

 

 

 

 

 

 

 

 

Собрать внимание детей и мотивировать их на совместную деятельность.

 

 

 

 

 Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кого я сегодня встретила? (показ зайки)

Да зайка мне сказал, что вышел прогуляться и так заигрался, что не заметил, как потерялся. Он нас просит отвезти его к маме. Отвезем ребята?

Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы поедем.

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках.

 

Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание.

отвечают на вопросы воспитателя. Проявляют готовность помочь зайке. Отгадывают загадку- автобус

 

 

 

 

Сюрпризный момент, --вопросы, загадка

 

Внимание детей собрано, дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность, проявляют любознательность, заинтересованность.

2

Основной

2.1

Этап постановки проблемы

 

Принятие детьми цели занятия

Правильно, сегодня мы с вами отправимся на автобусе.

- А кто работает на автобусе?

- А что делает шофер?

-Ребята, а что делает кондуктор?

А как называют людей, которые едут в автобусе?

-Ребята, вы знаете, какие правила поведения должны соблюдать пассажиры?

- А что нельзя делать в автобусе?

 

Заинтересованы Отвечают на вопросы: шофёр, управляет автобусом, продает билеты, объявляет остановки, следит за порядком в автобусе, людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами, уступать место пожилым людям, культурно вести себя в автобусе, держаться, кричать, шуметь, баловаться, отвлекать водителя

вопросы

Дети с мотивированы и готовы заниматься

2.2

Этап ознакомления с материалом

 

Обсудить сюжет, игровые действия, распределить роли, подобрать атрибуты для игры.

Обогащать представления детей о профессии водителя автобуса, кондуктора.

 

 Теперь можно отправляться на автобусе, но чтобы он поехал нужен шофер. Арсений у нас будет шофером, садись шофер за руль повезешь ребятишек. В автобусе еще работает кондуктор, им буду я (беру роль кондуктора на себя)

Раздаю билетики детям

А вы ребятами будете кем?

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя, показывают и называют инвентарь, необходимый для профессии шофера, кондуктора.

Берут на себя роли пассажиров.

 

- беседа

- демонстрация

-показ

Дети проявляют умение с помощью воспитателя обсуждать игровой сюжет, игровые действия, распределять роли, подбирать атрибуты для игры. У детей закреплены знания о профессии водитель и кондуктор

2.3

Этап практического решения проблемы

 

Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры.

Побуждать детей к ролевому диалогу в процессе игры.

Воспитывать готовность к взаимопомощи и сотрудничеству в процессе реализации сюжета игры.

 

 Проходите в автобус, садитесь на свое место, скажите пожалуйста, что должно быть у каждого пассажира?

Правильно, билеты

- я билеты раздаю, в путь дорогу всех зову.

Товарищ шофёр, заводи мотор, поехали быстрей.

- остановка, вот мы и приехали, где живет наша зайка. А вот и мама ее ждет, переживает.

Ребята разве можно отходить от мамы, когда вы гуляете? Конечно нет, ни в коем случае.

Давайте все скажем зайке «Нельзя отходить от мамы»

Давайте мы поиграем с зайкой.

Хороводная игра «Большие и маленькие ножки»

Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топтоп то топ,

Топ топтоп то топ.

Вот и поиграли, теперь ему пора идти домой. Спасибо кукла говорит, прощается с вами. Он еще к вам в следующий раз придет в гости.

Теперь ребята мы должны ехать обратно.

- Проходите в автобус, садитесь на свое место.

Товарищ шофер, заводи мотор, поехали быстрей.

Кондуктор: Следующая остановка «Детский сад»

Вот и приехали, понравилось вам ездить на автобусе. Вы сегодня красиво себя вели в автобусе, за это я вам дам маленькие подарочки.

Наблюдают за действиями воспитателя; работают вместе;

дети осваивают последовательность действий; осуществляют контроль, взаимоконтроль; активно осуществляют ролевой диалог.

 

 

 - поручения

- задания

-хороводная игра

-похвала

 

Дети проявляют умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры; активно взаимодействуют в ходе ролевого диалога. Дети проявляют готовность к взаимопомощи и сотрудничеству в процессе реализации сюжета игры.

3

Заключительный(рефлексия)

 

Пождать детей к анализу достижения игровой задачи

Ребята, а куда мы ездили? К кому ездили? (на автобусе к кукле)

На чем мы сегодня ездили?

Да ребята на автобусе, а кто вам раздавал билетики, кто скажет?

Конечно кондуктор. Молодцы, вы очень хорошо все запомнили.

 

Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают о выполнении своей роли, участии в игре, отвечают на вопросы воспитателя.

- эмоциональное стимулирование

- беседа

-поощрение

 

Дети проявляют умение с помощью воспитателя анализировать достижение игровой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта.

Обобщая все изложенное, можно выделить несколько отличительных особенностей сюжетно-ролевой игры: ролевая игра выступает формой неигровой деятельности детей. Сюжетно-ролевая игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников; ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее диалог. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.

 

 

 

Список литературы

1.     Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание. - № 4.-2005.-с.124-125

2.     Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

3.     Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова - М.: Аванта+, 1997

4.     Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А./Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990

 


 

Министерство образования молодежной политики

Министерство образования молодежной политики

Система работы использования сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста / сост

Система работы использования сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста / сост

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………

Пояснительная записка «Первоначальная функция речи –

Пояснительная записка «Первоначальная функция речи –

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей дошкольного возраста

Министерство образования молодежной политики

Министерство образования молодежной политики

Камышлов, 2020 Технологическая карта занятия

Камышлов, 2020 Технологическая карта занятия

Подготовительная работа: экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду; чтение:

Подготовительная работа: экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду; чтение:

Номер этапаЭтапы, продолжительностьЗадачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, формы, приемыПланируемые результаты 1Организационно-мотивационный

Номер этапаЭтапы, продолжительностьЗадачи этапаДеятельность педагогаПредполагаемая деятельность детейМетоды, формы, приемыПланируемые результаты 1Организационно-мотивационный

Ребята, прежде чем мы начнем лечить, поиграем с вами в игру «Что нужно доктору?» дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу, рассказывают, для чего, по…

Ребята, прежде чем мы начнем лечить, поиграем с вами в игру «Что нужно доктору?» дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу, рассказывают, для чего, по…

Забирайте малышей, да в больницу поскорей

Забирайте малышей, да в больницу поскорей

Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире,

Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире,

Заключительный (рефлексия)

Заключительный (рефлексия)

Министерство образования молодежной политики

Министерство образования молодежной политики

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»; совместные игры детей с воспитателем; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка»

Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»; совместные игры детей с воспитателем; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка»

Номер этапа Этапы, продолжительность

Номер этапа Этапы, продолжительность

Этап ознакомления с материалом

Этап ознакомления с материалом

Музыкальная подвижная игра «Пляска с лучиками»

Музыкальная подвижная игра «Пляска с лучиками»

Этап практического решения проблемы

Этап практического решения проблемы

Министерство образования молодежной политики

Министерство образования молодежной политики

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Магазин игрушек » , « Магазин продуктов » ; д/игра «

Магазин игрушек » , « Магазин продуктов » ; д/игра «

Номер этапа Этапы, продолжительность

Номер этапа Этапы, продолжительность

Этап ознакомления с материалом

Этап ознакомления с материалом

Правильно, продавец скажет мне, сколько денег я должна ему заплатить, например -2 рубля

Правильно, продавец скажет мне, сколько денег я должна ему заплатить, например -2 рубля

Воспитатель организует деятельность детей, вовлекает детей в совместную деятельность, согласовывает с детьми действия, их последовательность, наблюдает за детьми во время игры, корректирует

Воспитатель организует деятельность детей, вовлекает детей в совместную деятельность, согласовывает с детьми действия, их последовательность, наблюдает за детьми во время игры, корректирует

Заключительный(рефлексия)

Заключительный(рефлексия)

Министерство образования молодежной политики

Министерство образования молодежной политики

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Транспорт» , «ПДД» , «Профессии» , и др

Транспорт» , «ПДД» , «Профессии» , и др

Номер этапа Этапы, продолжительность

Номер этапа Этапы, продолжительность

Дети с мотивированы и готовы заниматься 2

Дети с мотивированы и готовы заниматься 2

Этап практического решения проблемы

Этап практического решения проблемы

Этап практического решения проблемы

Этап практического решения проблемы

Заключение В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка

Заключение В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020