«Система работы учителя начальных классов по подготовке к проведению ВПР» (Из опыта работы)
Немецкий педагог Адольф Дистервег писал, что «без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает «во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».
Эту мысль подтвердил и Антон Семёнович Макаренко: «Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться всю жизнь».
И, наконец, Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что работа педагога более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении.
В наши дни слова выдающихся педагогов особенно актуальны.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
Профессия учителя справедливо относится к числу творческих.
Учителя постоянно повышают свою квалификацию и учатся друг у друга. «То, что знаю – поделюсь, что неизвестно – узнаю».
Тем более, что «воодушевлений» у нас педагогов масса: и Стандарты, и ЕГЭ, а теперь и ВПР.
7 миллионов российских школьников написали в 2019 году Всероссийские проверочные работы (ВПР). С момента их введения в 2015 году - более 33 миллионов проверочных работ.
Я решила для себя сначала найти ответы. Что такое ВПР? Кому и зачем они нужны? В чём же отличие ВПР от других оценочных процедур? Что дают ВПР? Некоторые учителя натаскивают на ВПР. Как с этим бороться?
Очень доступную информацию я получила из интервью директора Федерального института оценки качества образования Сергея Станченко.
Что такое ВПР? Кому и зачем они нужны?
В старинной советской практике контрольных работ всегда было много: административных министерских, районных, итоговых и других.
Сейчас отсутствие этих работ.
Последние годы проблема многообразия программ, учебников и учебных пособий привела к тому, что в российских школах по-разному преподают материал и трактуют требования государственных образовательных стандартов, написанных в весьма обобщенном виде.
Кроме того, результаты национальных исследований качества образования (НИКО) фиксируют падение уровня подготовки школьников после 4 класса.
Отследить это помогут в том числе и результаты ВПР: единые измерители качества образования.
В чём же отличие ВПР от других оценочных процедур?
Все проверочные работы имеют единую систему построения вариантов и единые подходы в формулировке заданий.
В этих работах много практикоориентированных заданий.
Проверку ВПР осуществляет сама школа: дети написали, учителя собрали, сели и внутри своего коллектива обсудили все ошибки, успехи, пробелы.
Затем результаты в виде баллов "поднимаются" на все уровни ‒ муниципальный, региональный, федеральный. Никаких организационных выводов из разряда "плохая школа" или "хорошая школа" никто не делает и делать не собирается. (со слов Сергея Станченко)
И один момент, который, конечно же, удивляет всех – это запрет специальной подготовки к ВПР. При том, что программы разные и.т.д.
Известно, что некоторые учителя натаскивают на ВПР.
Как с этим бороться?
Термин "натаскивают" здесь не уместен.
Это может быть совершенно здоровый и очень полезный процесс под названием "итоговое повторение". Без этого никуда.
Главное, чтобы это не превращалось в многократное штудирование идентичных заданий из демоверсии.
Учителям нужно четко понимать разницу между натаскиванием и контрольным повторением пройденного материала.
Что дают ВПР?
Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старшем классе, в частности к ГИА и ЕГЭ.
Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
Минусы в программах обучения по проверяемым предметам не останутся незамеченными.
Чтобы это не превращалось в многократное штудирование идентичных заданий из демоверсии я для себя выстроила систему работы по подготовке учащихся к проведению ВПР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.