ГУО «Средняя школа № 2 г. Костюковичи»
Система работы учителя по подготовке к олимпиаде
Подготовила: Чехунова Алла Ивановна
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Я работаю в школе уже 29 лет. За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями, становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они.
Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, изучать только учебник недостаточно. Необходимо было выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в олимпиадах.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
На протяжении всего первого класса, по всем предметам в структуре моего урока было отведено несколько минут (3-5) для заданий по развитию индивидуальных способностей. Мы решали кроссворды, разгадывали шарады, ребусы и т.д.
Ребята с интересом, увлеченно включались в работу. Каждый пробовал свои силы и получал похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать еще раз.
Очень часто в классе я провожу викторины по предметам, вопросы подбираю из тематики пройденного материала, включаю в викторину задания, на развитие креативного мышления («Какая из фигур лишняя?», «Верю - не верю!», «Заблудился» и т.д.). Дети с интересом участвуют в таких мероприятиях. Многие дети заинтересовались этим видом работы и попытались самостоятельно подготовить задания для следующих викторин. Я поддержала их в этом, потому что самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Не у всех получилось с первого раза. Для этого они объединились в группы по интересам, работа закипела. Дети с интересом ищут информацию в Интернете школьной библиотеки, где установлен сетевой фильтр, работа же дома требует помощи и контроля со стороны родителей. А кто же, как не они могут им в этом помочь?!
Олимпиады, оказывается, бывают разные. Некоторые из них («Кенгуру», «Колосок», «Журавлик») проходят в том же тестовом формате, что и ЦТ.
Международные дистанционные олимпиады платные, но возможен ценовой выбор. Радует, что даже это не пугает наших родителей.
При подготовке к олимпиаде мы столкнулись с тем, что нет единой системы действий. Путем проб и ошибок нами выработан пошаговый алгоритм, по которому и происходила подготовка к следующим олимпиадам. Он помог нам распределить свои силы.
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.
3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы
6 шаг – сдача работы.
Этот алгоритм помог достичь определенных результатов.
Мои ученики имеют успехи в международных, республиканских и районных конкурсах.
В данное время выбор олимпиад огромен. Участвуя в дистанционных олимпиадах, ребята приобретают огромный запас знаний и с успехом применяют их в районных конкурсах.
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений в работе каждого учреждения образования. Роль учителя — разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.
Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.