Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей

  • Лекции
  • docx
  • 18.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставания его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. Проблема педагогической запущенности самая распространённая по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея различные причины, следствия.
Иконка файла материала доклад сп (2).docx
Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей Педагогическая   запущенность –   это   устойчивое   отклонение   от   нормы   в поведении,   нравственном   сознании,   учебной   деятельности,   проявляющаяся   в неразвитости,   необразованности   и   невоспитанности   ребёнка,   отставания   его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды   и   ошибками   в   воспитании,   частой   сменой   школ   и   преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента: Во   –   первых, отклонения   от   нормы   в   поведении   и   учебной   деятельности (неумелость,   что индивидуальный   опыт   (житейские   и   другие   навыки,   знания   и   умения   и   их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.   обусловленные   тем,   неуспешность,   затруднённость), Во   –   вторых, отставание   в   развитии   памяти,   мышления,   воображения, эмоционально – волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания   наслаиваются   некоторые   возрастные   особенности   –   обострённое самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность. В – третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных   к   себе   и   своим   возможностям,   сверстникам,   учителям,   родителям, окружающим явлениям. Всё это значительно затрудняет  и искажает их учебную деятельность   и   поведение.   не   случайно   учителя   определяют   педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность. Проблема   педагогической   запущенности   самая   распространённая   по   количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея различные   причины,   следствия.   Общеизвестно,   что   решающее   влияние   на психическое развитие ребёнка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими   оказывает   психологический   микроклимат   семьи.   Там,   где   нет взаимной   любви,   доверия,   привязанности,   дружбы   между   родителями   и   детьми, дети   растут   тревожными,   раздражительными,   непослушными,   дисгармоничными, жёсткими   и   замкнутыми,   несмотря   на   внешнюю   тишину   и   порядок   в   семье. Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребёнком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребёнка, на основе которого онпотом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни. Негативные проявления фактора семьи: 1. Отсутствие и неучастие в воспитании ребёнка одного или обоих родителей. 2. Низкий материальный уровень и условия проживания. 3. Низкий образовательный и культурный уровень родителей. 4. Неправильное отношение и ошибки в воспитании. Негативные проявления фактора сверстников: 1. Социальная отверженность подростка в учебном коллективе. 2. Неблагоприятные статусы в группе сверстников. 3. Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу. Негативные проявления фактора школы: 1. Ошибки в организации образовательного процесса. 2. Отношения с учителями. Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально – педагогической технологии: выявление   детей   группы   риска,   диагностику   их   проблем,   разработку   программ индивидуально – групповой работы и обеспечение условий их реализации. Сегодня мы поговорим о том, как в нашей школе проводится эта работа. Отдельно выделить работу социального педагога в этом направлении невозможно, так как её успешность   зависит   от   общих   коллективных   усилий   всех   звеньев   системы воспитания   в   школе:   учителя,   классных   руководителей,   психолога,   логопеда, администрации, социального педагога. Начинается эта работа со знакомства с ребёнком и его семьёй при поступлении в школу. Во время приёма в первый класс все вышеназванные специалисты беседуют с ребёнком   и   его   родителями,   настраивая   их   на   оптимистический   лад   и заинтересовывая   обучением   в   школе.   При   распределении   детей   по   классам учитывается в первую очередь пожелание семьи, а затем уже целесообразность. для более   детального   знакомства   с   семьями   и   детьми   проводится   анкетирование «Семья». В дальнейшем, используя данные анкеты, семьи посещаются на дому для изучения жилищно – бытовых и социальных условий. Представителями   школы   регулярно   посещаются   семьи   детей,   стоящих   на профилактическом учёте и неблагополучные семьи.С   целью   систематизации   сведений   о   проделанной   работе   я   веду   дневник социального   педагога,   в   котором   кратко   отражены   все   ежедневные   события: происшествия, беседы, посещение семей и т. д.  В   нашей   школе   ежедневно   проводится   мониторинг   пропущенных   уроков   с указанием причин пропусков. Как   и   во   всех   школах   по   плану   1   раз   в   месяц   проводится   заседание   совета профилактики,   а   также   внеплановые   заседания,   на   которых   рассматриваются персональные дела учащихся и нерадивых родителей. Для   изучения  микроклимата  в  классных  коллективах  5 – 8  классов  проводятся социометрические   исследования   по   выявлению   уровня   самооценки,   лидерства   и отверженности. Результаты этих исследований помогают в дальнейшем проводить корректировку. Для   изучения   интересов   ребят,   их   наклонностей,   способов   времяпровождения, весной,   обычно   в   каникулярное   время   проводится   анкетирование.   Результаты анкетирования позволяют планировать работу на лето и на будущий учебный год. Для экспертной оценки социальной запущенности детей используем методику Р. В. Овчаровой по следующим шкалам: I шкала: Свойства самосознания; II шкала: Свойства общения; III шкала: Свойства учебной деятельности; IV шкала: Общая тревожность; V шкала: Воспитательный микросоциум; VI шкала: Достоинства ребёнка; На   каждого   ребёнка,   состоящего   на   профилактическом   учёте   и   на   каждую неблагополучную семью ведётся «Наблюдательное дело», в котором отражено всё, что с ним происходит и вся работа, проводимая с ним. Надо отметить, что с переходом первых классов на работу по ФГОС в несколько раз увеличилась диагностическая работа, которую обязательно надо проводить в этих классах.   В   нашей   школе   классными   руководителями   запланированы  следующие методики:  ­ методика «Мой класс»;  ­ методика «Дерево»;  ­ изучение преобладающих мотивов получения образования;­ диагностика воспитанности школьников;  ­ диагностика отношения первоклассника к начальной школе;  Психологом запланированы следующие виды деятельности:  I. Личностная универсально­ учебная деятельность:  ­ анкета «Оцени поступок»;  ­ методика «Лесенка»; II. Результативные универсальные учебные действия:  ­ тест «Переплетение линий»; III. Познавательная универсальная учебная деятельность:  ­ методика «Исключение лишнего»; Ежегодно на совещании при директоре (ноябрь) рассматривается вопрос адаптации учащихся 5­х классов, в декабре – первых классов. При подготовке вопроса адаптации учащихся 5­   х   классов   психолог   проводит   диагностику   в   соответствии   с   пакетом диагностических методик перехода из начальной школы в среднюю (автор Антонова А. Е. и другие, 2004 год). 1. Диагностическое исследование самооценки. 2. Анкета «Мотивы и цели обучения». 3. Уровень тревожности. При подготовке вопроса адаптации учащихся 1­х классов применяются следующие методики: 1. Анкетирование родителей «Адаптация первоклассников». 2. Диагностика первоклассников «Школа зверей» (рисуночная методика). Работающие   в   школе   специалисты:   педагоги,   психологи,   логопеды,   социальные педагоги,   медицинские   работники   призваны   действовать   в   интересах   ребёнка.   В настоящее   время   детей,   которым   требуется   специализированная   помощь, становится   всё   больше   и   работа   специалистов   будет   эффективнее,   если   будет подчинена единому алгоритму. Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче   проявляется   в   периоды   детских   и   подростковых   кризисов,   к   которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый   кризис.   Эти   периоды   часто   сопровождаются   спадом   учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматическихзаболеваний.   Школьные   психолого­   медико­   социальные   консилиумы   призваны своевременно   выявить   проблемы   адаптационного   характера   и   намечать   пути преодоления   негативного   влияния   внешних   факторов   на   успешность   обучения. Наличие   большого   числа   многоплановых   психолого­   педагогических   проблем связано   не   только   с   недостатками   в   работе   педагогических   коллективов   школ. Гораздо   более   сильными   факторами   чаще   являются   ослабленное   здоровье   и семейно­   бытовые   сложности,   которые   сказываются   на   снижении   учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы. В   нашей   школе   функционирует   педагогический   консилиум,   который   старается решать все выше перечисленные проблемы. Благодаря его усилиям в школе созданы два   класса   коррекции:   7   «В»   и   2   «В»,   14   детей   находятся   на   индивидуальном обучении.   Однако,   часто   возникают   осложнения   с   родителями   педагогически запущенных   детей   в   том,   чтобы   дать   согласие   на   обучение   ребёнка   в   классе коррекции. В дальнейшем родители признают, что их ребёнку комфортней в таком классе.   Ребята   приглашаются   для   участия   во   всех   школьных   и   районных мероприятиях и конкурсах. Так Фалилеева Виктория, учащаяся 2 «В» класса стала призёром муниципальной конференции по православию «Православие и духовность школьника» в секции «Агиография», на которой она выступила по теме «Земная жизнь Богородицы». Я   считаю,   что   специалистами   нашей   школы   проводится   огромная   работа   по профилактике негативных явлений среди школьников, по профилактике семейного неблагополучия.   Но,   наверное,   мы   не   смогли   учесть   всех   объективных   и субобъективных   обстоятельств,   которые   преподносятся   нам   действительностью, так   как   количество   ребят,   стоящих   на   профилактическом   учёте   7   человек, неблагополучных семей – 8. И есть такие дети и семьи, которые стоят на учёте годами и обстановка с ними колеблется   то   в   лучшую,   то   в   худшую   сторону.   Огорчает   то,   что   эти   списки пополняются новыми именами и фамилиями. В   последнее   время   также   увеличилось   количество   детей   с   психическими отклонениями. Но   несмотря   на   просчёты,   недостатки,   неудачи,   работа   всех   звеньев воспитательного процесса и социального педагога в частности приносит огромную пользу. С каждым годом растёт количество ребят, которых мы защитили, которым помогли избежать проблем в школе и дальнейшей жизни.