Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставания его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. Проблема педагогической запущенности самая распространённая по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея различные причины, следствия.
Система диагностики проблем, интересов, способностей
педагогически запущенных детей
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в
поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в
неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставания его
развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием
среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей,
отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана
педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции
педагогическими средствами.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:
Во – первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности
(неумелость,
что
индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их
применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
обусловленные тем,
неуспешность,
затруднённость),
Во – вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения,
эмоционально – волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти
отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности – обострённое
самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В – третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически
запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям,
окружающим явлениям. Всё это значительно затрудняет и искажает их учебную
деятельность и поведение. не случайно учителя определяют педагогическую
запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Проблема педагогической запущенности самая распространённая по количеству
жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея
различные причины, следствия. Общеизвестно, что решающее влияние на
психическое развитие ребёнка, его последующее поведение, отношения, общение с
окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет
взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми,
дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными,
жёсткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье.
Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном
случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой
занятости родителей над воспитанием и общением с ребёнком. Социальная позиция
членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в
ней формируется тот первичный социальный опыт ребёнка, на основе которого онпотом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его
избирательное отношение к влияниям жизни.
Негативные проявления фактора семьи:
1. Отсутствие и неучастие в воспитании ребёнка одного или обоих родителей.
2. Низкий материальный уровень и условия проживания.
3. Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
4. Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
Негативные проявления фактора сверстников:
1. Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
2. Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
3. Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
Негативные проявления фактора школы:
1. Ошибки в организации образовательного процесса.
2. Отношения с учителями.
Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются
следующими этапами и составляющими социально – педагогической технологии:
выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ
индивидуально – групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Сегодня мы поговорим о том, как в нашей школе проводится эта работа. Отдельно
выделить работу социального педагога в этом направлении невозможно, так как её
успешность зависит от общих коллективных усилий всех звеньев системы
воспитания в школе: учителя, классных руководителей, психолога, логопеда,
администрации, социального педагога.
Начинается эта работа со знакомства с ребёнком и его семьёй при поступлении в
школу. Во время приёма в первый класс все вышеназванные специалисты беседуют с
ребёнком и его родителями, настраивая их на оптимистический лад и
заинтересовывая обучением в школе. При распределении детей по классам
учитывается в первую очередь пожелание семьи, а затем уже целесообразность. для
более детального знакомства с семьями и детьми проводится анкетирование
«Семья». В дальнейшем, используя данные анкеты, семьи посещаются на дому для
изучения жилищно – бытовых и социальных условий.
Представителями школы регулярно посещаются семьи детей, стоящих на
профилактическом учёте и неблагополучные семьи.С целью систематизации сведений о проделанной работе я веду дневник
социального педагога, в котором кратко отражены все ежедневные события:
происшествия, беседы, посещение семей и т. д.
В нашей школе ежедневно проводится мониторинг пропущенных уроков с
указанием причин пропусков.
Как и во всех школах по плану 1 раз в месяц проводится заседание совета
профилактики, а также внеплановые заседания, на которых рассматриваются
персональные дела учащихся и нерадивых родителей.
Для изучения микроклимата в классных коллективах 5 – 8 классов проводятся
социометрические исследования по выявлению уровня самооценки, лидерства и
отверженности. Результаты этих исследований помогают в дальнейшем проводить
корректировку.
Для изучения интересов ребят, их наклонностей, способов времяпровождения,
весной, обычно в каникулярное время проводится анкетирование. Результаты
анкетирования позволяют планировать работу на лето и на будущий учебный год.
Для экспертной оценки социальной запущенности детей используем методику Р. В.
Овчаровой по следующим шкалам:
I шкала: Свойства самосознания;
II шкала: Свойства общения;
III шкала: Свойства учебной деятельности;
IV шкала: Общая тревожность;
V шкала: Воспитательный микросоциум;
VI шкала: Достоинства ребёнка;
На каждого ребёнка, состоящего на профилактическом учёте и на каждую
неблагополучную семью ведётся «Наблюдательное дело», в котором отражено всё,
что с ним происходит и вся работа, проводимая с ним.
Надо отметить, что с переходом первых классов на работу по ФГОС в несколько раз
увеличилась диагностическая работа, которую обязательно надо проводить в этих
классах. В нашей школе классными руководителями запланированы следующие
методики:
методика «Мой класс»;
методика «Дерево»;
изучение преобладающих мотивов получения образования; диагностика воспитанности школьников;
диагностика отношения первоклассника к начальной школе;
Психологом запланированы следующие виды деятельности:
I. Личностная универсально учебная деятельность:
анкета «Оцени поступок»;
методика «Лесенка»;
II. Результативные универсальные учебные действия:
тест «Переплетение линий»;
III. Познавательная универсальная учебная деятельность:
методика «Исключение лишнего»;
Ежегодно на совещании при директоре (ноябрь) рассматривается вопрос адаптации
учащихся 5х
классов, в декабре – первых классов. При подготовке вопроса адаптации учащихся
5 х классов психолог проводит диагностику в соответствии с пакетом
диагностических методик перехода из начальной школы в среднюю (автор Антонова
А. Е. и другие, 2004 год).
1. Диагностическое исследование самооценки.
2. Анкета «Мотивы и цели обучения».
3. Уровень тревожности.
При подготовке вопроса адаптации учащихся 1х классов применяются следующие
методики:
1. Анкетирование родителей «Адаптация первоклассников».
2. Диагностика первоклассников «Школа зверей» (рисуночная методика).
Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные
педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребёнка. В
настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь,
становится всё больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет
подчинена единому алгоритму. Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация
ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым
относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и
подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной
деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматическихзаболеваний. Школьные психолого медико социальные консилиумы призваны
своевременно выявить проблемы адаптационного характера и намечать пути
преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.
Наличие большого числа многоплановых психолого педагогических проблем
связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ.
Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и
семейно бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной
мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.
В нашей школе функционирует педагогический консилиум, который старается
решать все выше перечисленные проблемы. Благодаря его усилиям в школе созданы
два класса коррекции: 7 «В» и 2 «В», 14 детей находятся на индивидуальном
обучении. Однако, часто возникают осложнения с родителями педагогически
запущенных детей в том, чтобы дать согласие на обучение ребёнка в классе
коррекции. В дальнейшем родители признают, что их ребёнку комфортней в таком
классе. Ребята приглашаются для участия во всех школьных и районных
мероприятиях и конкурсах. Так Фалилеева Виктория, учащаяся 2 «В» класса стала
призёром муниципальной конференции по православию «Православие и духовность
школьника» в секции «Агиография», на которой она выступила по теме «Земная
жизнь Богородицы».
Я считаю, что специалистами нашей школы проводится огромная работа по
профилактике негативных явлений среди школьников, по профилактике семейного
неблагополучия. Но, наверное, мы не смогли учесть всех объективных и
субобъективных обстоятельств, которые преподносятся нам действительностью,
так как количество ребят, стоящих на профилактическом учёте 7 человек,
неблагополучных семей – 8.
И есть такие дети и семьи, которые стоят на учёте годами и обстановка с ними
колеблется то в лучшую, то в худшую сторону. Огорчает то, что эти списки
пополняются новыми именами и фамилиями.
В последнее время также увеличилось количество детей с психическими
отклонениями.
Но несмотря на просчёты, недостатки, неудачи, работа всех звеньев
воспитательного процесса и социального педагога в частности приносит огромную
пользу. С каждым годом растёт количество ребят, которых мы защитили, которым
помогли избежать проблем в школе и дальнейшей жизни.