Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей
Оценка 4.9
Лекции
docx
воспитательная работа
5 кл—9 кл
18.06.2019
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставания его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. Проблема педагогической запущенности самая распространённая по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея различные причины, следствия.
доклад сп (2).docx
Система диагностики проблем, интересов, способностей
педагогически запущенных детей
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в
поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в
неразвитости, необразованности и невоспитанности ребёнка, отставания его
развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием
среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей,
отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана
педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции
педагогическими средствами.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:
Во – первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности
(неумелость,
что
индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их
применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
обусловленные тем,
неуспешность,
затруднённость),
Во – вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения,
эмоционально – волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти
отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности – обострённое
самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В – третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически
запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям,
окружающим явлениям. Всё это значительно затрудняет и искажает их учебную
деятельность и поведение. не случайно учителя определяют педагогическую
запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Проблема педагогической запущенности самая распространённая по количеству
жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея
различные причины, следствия. Общеизвестно, что решающее влияние на
психическое развитие ребёнка, его последующее поведение, отношения, общение с
окружающими оказывает психологический микроклимат семьи. Там, где нет
взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми,
дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными,
жёсткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье.
Социальная позиция родителей, социальная обстановка в семье. Примером в данном
случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой
занятости родителей над воспитанием и общением с ребёнком. Социальная позиция
членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в
ней формируется тот первичный социальный опыт ребёнка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его
избирательное отношение к влияниям жизни.
Негативные проявления фактора семьи:
1. Отсутствие и неучастие в воспитании ребёнка одного или обоих родителей.
2. Низкий материальный уровень и условия проживания.
3. Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
4. Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
Негативные проявления фактора сверстников:
1. Социальная отверженность подростка в учебном коллективе.
2. Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
3. Знакомые и друзья, входящие в асоциальную группу.
Негативные проявления фактора школы:
1. Ошибки в организации образовательного процесса.
2. Отношения с учителями.
Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются
следующими этапами и составляющими социально – педагогической технологии:
выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ
индивидуально – групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Сегодня мы поговорим о том, как в нашей школе проводится эта работа. Отдельно
выделить работу социального педагога в этом направлении невозможно, так как её
успешность зависит от общих коллективных усилий всех звеньев системы
воспитания в школе: учителя, классных руководителей, психолога, логопеда,
администрации, социального педагога.
Начинается эта работа со знакомства с ребёнком и его семьёй при поступлении в
школу. Во время приёма в первый класс все вышеназванные специалисты беседуют с
ребёнком и его родителями, настраивая их на оптимистический лад и
заинтересовывая обучением в школе. При распределении детей по классам
учитывается в первую очередь пожелание семьи, а затем уже целесообразность. для
более детального знакомства с семьями и детьми проводится анкетирование
«Семья». В дальнейшем, используя данные анкеты, семьи посещаются на дому для
изучения жилищно – бытовых и социальных условий.
Представителями школы регулярно посещаются семьи детей, стоящих на
профилактическом учёте и неблагополучные семьи. С целью систематизации сведений о проделанной работе я веду дневник
социального педагога, в котором кратко отражены все ежедневные события:
происшествия, беседы, посещение семей и т. д.
В нашей школе ежедневно проводится мониторинг пропущенных уроков с
указанием причин пропусков.
Как и во всех школах по плану 1 раз в месяц проводится заседание совета
профилактики, а также внеплановые заседания, на которых рассматриваются
персональные дела учащихся и нерадивых родителей.
Для изучения микроклимата в классных коллективах 5 – 8 классов проводятся
социометрические исследования по выявлению уровня самооценки, лидерства и
отверженности. Результаты этих исследований помогают в дальнейшем проводить
корректировку.
Для изучения интересов ребят, их наклонностей, способов времяпровождения,
весной, обычно в каникулярное время проводится анкетирование. Результаты
анкетирования позволяют планировать работу на лето и на будущий учебный год.
Для экспертной оценки социальной запущенности детей используем методику Р. В.
Овчаровой по следующим шкалам:
I шкала: Свойства самосознания;
II шкала: Свойства общения;
III шкала: Свойства учебной деятельности;
IV шкала: Общая тревожность;
V шкала: Воспитательный микросоциум;
VI шкала: Достоинства ребёнка;
На каждого ребёнка, состоящего на профилактическом учёте и на каждую
неблагополучную семью ведётся «Наблюдательное дело», в котором отражено всё,
что с ним происходит и вся работа, проводимая с ним.
Надо отметить, что с переходом первых классов на работу по ФГОС в несколько раз
увеличилась диагностическая работа, которую обязательно надо проводить в этих
классах. В нашей школе классными руководителями запланированы следующие
методики:
методика «Мой класс»;
методика «Дерево»;
изучение преобладающих мотивов получения образования; диагностика воспитанности школьников;
диагностика отношения первоклассника к начальной школе;
Психологом запланированы следующие виды деятельности:
I. Личностная универсально учебная деятельность:
анкета «Оцени поступок»;
методика «Лесенка»;
II. Результативные универсальные учебные действия:
тест «Переплетение линий»;
III. Познавательная универсальная учебная деятельность:
методика «Исключение лишнего»;
Ежегодно на совещании при директоре (ноябрь) рассматривается вопрос адаптации
учащихся 5х
классов, в декабре – первых классов. При подготовке вопроса адаптации учащихся
5 х классов психолог проводит диагностику в соответствии с пакетом
диагностических методик перехода из начальной школы в среднюю (автор Антонова
А. Е. и другие, 2004 год).
1. Диагностическое исследование самооценки.
2. Анкета «Мотивы и цели обучения».
3. Уровень тревожности.
При подготовке вопроса адаптации учащихся 1х классов применяются следующие
методики:
1. Анкетирование родителей «Адаптация первоклассников».
2. Диагностика первоклассников «Школа зверей» (рисуночная методика).
Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные
педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребёнка. В
настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь,
становится всё больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет
подчинена единому алгоритму. Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация
ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым
относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и
подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной
деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний. Школьные психолого медико социальные консилиумы призваны
своевременно выявить проблемы адаптационного характера и намечать пути
преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.
Наличие большого числа многоплановых психолого педагогических проблем
связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ.
Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и
семейно бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной
мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.
В нашей школе функционирует педагогический консилиум, который старается
решать все выше перечисленные проблемы. Благодаря его усилиям в школе созданы
два класса коррекции: 7 «В» и 2 «В», 14 детей находятся на индивидуальном
обучении. Однако, часто возникают осложнения с родителями педагогически
запущенных детей в том, чтобы дать согласие на обучение ребёнка в классе
коррекции. В дальнейшем родители признают, что их ребёнку комфортней в таком
классе. Ребята приглашаются для участия во всех школьных и районных
мероприятиях и конкурсах. Так Фалилеева Виктория, учащаяся 2 «В» класса стала
призёром муниципальной конференции по православию «Православие и духовность
школьника» в секции «Агиография», на которой она выступила по теме «Земная
жизнь Богородицы».
Я считаю, что специалистами нашей школы проводится огромная работа по
профилактике негативных явлений среди школьников, по профилактике семейного
неблагополучия. Но, наверное, мы не смогли учесть всех объективных и
субобъективных обстоятельств, которые преподносятся нам действительностью,
так как количество ребят, стоящих на профилактическом учёте 7 человек,
неблагополучных семей – 8.
И есть такие дети и семьи, которые стоят на учёте годами и обстановка с ними
колеблется то в лучшую, то в худшую сторону. Огорчает то, что эти списки
пополняются новыми именами и фамилиями.
В последнее время также увеличилось количество детей с психическими
отклонениями.
Но несмотря на просчёты, недостатки, неудачи, работа всех звеньев
воспитательного процесса и социального педагога в частности приносит огромную
пользу. С каждым годом растёт количество ребят, которых мы защитили, которым
помогли избежать проблем в школе и дальнейшей жизни.
Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей
Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей
Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей
Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей
Система диагностики проблем, интересов, способностей педагогически запущенных детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.