Опыт работы показывает, что для положительных результатов на экзамене по обществознанию в 9 классе необходима целостная система подготовки на протяжении всего курса преподавания: с 5 класса по 9 класс. В статье представлены этапы подготовки к ОГЭ, возможные направления, зоны риска, пути преодоления.
Коровина С.Н. Система подготовки к ОГЭ по обществознанию..docx
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Коровина С.Н.
1. Актуальность выбора экзамена
На сегодняшний день экзамен по обществознанию среди учащихся 9х классов самый
востребованный, а соответственно самый массовый из тех, что сдаются по выбору.
Популярность выбора обществознания в рамках ОГЭ объясняется разными причинами:
«потому что чтото надо сдавать»;
«он самый легкий»;
«в прошлом году все сдали, и я сдам»;
«планирую сдавать ЕГЭ по этому предмету».
Обществознание один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся
запоминания большого объема материала, умения логически мыслить, анализировать
информацию из различных источников и т.д. Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ,
могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки учащихся к
данному экзамену не возможно достичь положительных результатов. Эта система должна
сложиться буквально с первого года преподавания обществознания, т.е. с 5 класса. Как
известно, система – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В школе такими
взаимосвязанными частями являются этапы обучения обществознанию учащихся.
2. Система формирования у учащихся обществоведческой культуры
Система формирования у учащихся обществоведческой культуры включает в себя три
этапа:
первый этап (56 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю),
индивидуальные занятия по темам проектов. На этом этапе учащиеся получают первичные
знания в области социологии, психологии, этики, права, начинаем работы с тестами,
проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов.
второй этап (78 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю),
факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовка к
олимпиадам.
третий этап (9 класс): уроки в рамках школьной программы, факультативы,
индивидуальные занятия, консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе
происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий,
алгоритмами их выполнения.
Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во
внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей
учащихся и их родителей в образовательных услугах
3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию
Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что
подготовка к ОГЭ в 9 классе должна обязательно отличаться от традиционного повторения
школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на
определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была
разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает диагностическое,
4 направления подготовки к ОГЭ: ознакомительнопробное,
функциональное и контрольнооценочночное.
I направление – ознакомительнопробное. В рамках этого направления происходит
знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по
обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с
кодификатором, спецификацией и демоверсией.
Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже
пройдены. Наглядное «продвижение по Кодификатору» позволяет девятиклассникам
укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и
не пропускать занятия.
В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой
экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по
февраль проводится основное повторение и изучение новых тем по кодификатору. С марта
уделяется более пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам и
составляющим курса, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся. Прежде
всего, это политикоправовая система Российской Федерации, способы формирования
высших государственных органов страны, полномочия Президента РФ, Правительства РФ,
Государственной Думы РФ, экономика. В этот период подготовки к ГИА прорешивается
большое количество КИМов. Апрель Май – этап предэкзаменационного повторения. В
этот период важно: актуализировать знания учащихся; помочь девятиклассникам обобщить
и систематизировать полученные знания; рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания,
в которых на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки;
напомнить критерии оценивания различных типов заданий.
II направление – диагностическое. Проводится входная диагностика сначала по первой,
затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень
подготовленности обучающихся,
выстраивается линия подготовки к экзамену.
Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц,
второй части – ноябрь месяц.
III направление – функциональное. Функциональное направление многоуровневое.
Первый уровень – урочная подготовка.
На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности:
конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь
сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным
оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в
подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные
виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно
в полной мере содержательно анализировать текст.
Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные
примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при
выполнении задания 2631 экзамена.
Второй уровень – консультации. На данном этапе на консультациях проводятся лекциивизуализации по всем блокам
(«Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные
отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными
являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.
Второй тип консультаций – лекциядиалог, по форме «вопрос – ответ».
Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Сложно соотнести такие величины как
«одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и
диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике.
Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый
навык
Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.
Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним
из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных
способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно
приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в
слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым
текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода
межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность
компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.
Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы,
опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро
находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям
экзаменационной работы.
Третий уровень – дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.
IV направление – контрольнооценочночное.
В рамках этого направления проводятся различные формы контроля:
1. Минитестирования по разделам в рамках урока;
2. Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится онлайн тестированию.
Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме онлайн и сразу оценить
результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc
oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyybankzadaniyoge).
3. Репетиционное тестирование. Условия максимально приближены к условиям
реального экзамена.
На каждого ученика по итогам репетиционного тестирования индивидуально составляется
карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика.
Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные
совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность
прогнозирования оценок на экзамене.
4. Зоны риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления
Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от
трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала. После получения результатов
пробного экзамена учащиеся разделяются на группы:
Группа «риска» учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов,
подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего
(полного) общего образования.
Группа «слабоуспевающих»– учащиеся, которые при добросовестном отношении могут
набрать минимальное количество баллов,
подтверждающее освоение основных
общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся,
происходит организация разноуровневого обучения и обобщающего повторения.
5. Рекомендации учителям обществознания.
Данная систематическая работа позволила мне выработать некоторые советы, которые
можно посоветовать всем учителям обществознания:
1.Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8го – начале 9го класса. Для
этого проводить большую разъяснительную работу как среди учащихся так и среди
родителей учащихся.
2. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ.
3.Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником
4.У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать
темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать.
5.Учащиеся должны иметь дидактические материалы для систематизации учебной
информации и эффективного усвоения объектов проверки ОГЭ по предмету (тестов,
планов, таблиц и др.).
6.Систематически работать с текстами, содержащими научную информацию, постоянно
обращаться к материалам СМИ, их анализу.
7.Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора
верного ответа.
8.Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.
9.Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным
компонентам содержания кодификатора.
10.Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.
11.В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в
составлении КИМов .
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.