Система подготовки к ОГЭ по обществознанию
Оценка 4.8

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
обществознание
9 кл
08.11.2019
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию
Опыт работы показывает, что для положительных результатов на экзамене по обществознанию в 9 классе необходима целостная система подготовки на протяжении всего курса преподавания: с 5 класса по 9 класс. В статье представлены этапы подготовки к ОГЭ, возможные направления, зоны риска, пути преодоления.
Коровина С.Н. Система подготовки к ОГЭ по обществознанию..docx
Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.  Коровина С.Н.  1. Актуальность выбора экзамена На   сегодняшний   день   экзамен   по   обществознанию     среди   учащихся   9­х   классов   самый востребованный,   а   соответственно   самый     массовый   из   тех,   что   сдаются   по   выбору. Популярность выбора обществознания в рамках ОГЭ объясняется разными причинами: ­ «потому что что­то надо сдавать»; ­ «он самый легкий»; ­ «в прошлом году все сдали,  и я сдам»; ­ «планирую сдавать ЕГЭ по этому предмету». Обществознание ­ один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания   большого   объема   материала,     умения   логически   мыслить,   анализировать информацию из различных источников и т.д. Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу   сказать,   что   без   правильно   и   чётко   выстроенной   системы   подготовки   учащихся   к данному экзамену не возможно достичь положительных результатов. Эта система должна сложиться буквально с первого года преподавания обществознания, т.е. с 5 класса.     Как известно,   система   –   это   целое,   состоящее   из   взаимосвязанных   частей.   В   школе   такими взаимосвязанными частями являются этапы обучения обществознанию учащихся.  2. Система формирования у учащихся обществоведческой культуры Система   формирования   у   учащихся   обществоведческой   культуры     включает   в  себя   три этапа: ­   первый   этап   (5­6   классы):   уроки   в   рамках   школьной   программы   (1   час   в   неделю), индивидуальные занятия по темам проектов. На этом этапе  учащиеся получают первичные знания   в   области   социологии,   психологии,   этики,   права,   начинаем   работы   с   тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов. ­   второй   этап   (7­8   класс):   уроки   в   рамках   школьной   программы   (1   час   в   неделю), факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам.  ­   третий   этап   (9   класс):   уроки   в   рамках   школьной   программы,   факультативы, индивидуальные занятия,  консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе происходит   ознакомление   со   структурой   экзаменационной   работы,   типологией   заданий, алгоритмами их выполнения.   Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах 3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию Опираясь   на   опыт   других   педагогов   и   свой   личный   опыт,   были   сделаны   выводы,   что подготовка к  ОГЭ в 9 классе  должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной   программы   по   обществознанию   и   должна   быть   строго   ориентирована   на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает диагностическое, 4   направления   подготовки   к   ОГЭ:   ознакомительно­пробное,   функциональное и контрольно­оценочночное. I   направление   –   ознакомительно­пробное.  В   рамках   этого   направления     происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию   и   их   формулировками,   формой   и   структурой   экзамена,   т.   е.  с кодификатором, спецификацией и демоверсией. Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже пройдены.   Наглядное   «продвижение   по   Кодификатору»   позволяет   девятиклассникам укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и не пропускать занятия. В   первые   два   месяца  учебного   года   идет   полное   ознакомление   со   структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по февраль проводится основное повторение и изучение новых тем по кодификатору. С марта уделяется   более   пристальное   внимание   объективно   сложным   теоретическим   вопросам   и составляющим курса, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся.          Прежде всего,   это   политико­правовая   система   Российской   Федерации,   способы   формирования высших государственных органов страны, полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ,   экономика. В этот период подготовки к ГИА прорешивается большое количество КИМов.   Апрель  ­  Май  – этап предэкзаменационного повторения. В этот период важно:­ актуализировать знания учащихся; помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания; рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в   которых   на   экзаменах   прошлых   лет,   ученики   наиболее   часто   допускали   ошибки;   ­ напомнить критерии оценивания различных типов заданий.  II направление – диагностическое. Проводится входная диагностика сначала по первой, затем   по   второй   части   экзамена.   На   этом   уровне   выявляются   пробелы   и   уровень подготовленности   обучающихся,   выстраивается   линия   подготовки   к   экзамену. Рекомендуемое   время   проведения   входной   диагностики   первой   части   –   октябрь   месяц, второй части – ноябрь месяц. III направление – функциональное. Функциональное направление   многоуровневое. Первый уровень – урочная подготовка. На   уроках   обществознания   и   истории   предлагаются   такие   формы   деятельности: конспектирование,   тематические   сообщения,   составление   планов   и   отзывов.   Стараюсь сделать   ученика   опытным   читателем,   владеющим   приемами   анализа   текста,   способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст.   Результаты   показывают,   что   учащиеся,   систематически   выполняющие   данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками. Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении задания 26­31 экзамена. Второй уровень – консультации. На   данном   этапе   на   консультациях   проводятся   лекции­визуализации   по   всем   блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения»,   «Политика»,   «Право».).   При   определении   тематики   лекций   приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников. Второй тип консультаций – лекция­диалог, по форме «вопрос – ответ». Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах)   –   33%,   75%   и   др.   Ребята   должны   применить   свои   знания   по   математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык Четвертый тип – практикумы по работе с текстом. Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей   учащихся.   Следовательно,   лингвистический   анализ   текста   постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове.   Такая   работа   направлена   на   формирование   умений   на   основе   работы   с   готовым текстом   создание   собственного   текста.   Этому   способствует   использование   метода межпредметной   интеграции.   Навык   работы   с   документами   дает   возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен. Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные   конспекты,   памятки.   Информация   в   одном   месте   даёт   возможность   быстро находить   нужный   материал.   Систематически   повторять   материал   по   всем   частям экзаменационной работы. Третий уровень – дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.  IV направление  – контрольно­оценочночное. В рамках этого направления проводятся различные формы  контроля: 1. Мини­тестирования по разделам в рамках урока; 2. Очень   большая   роль   в   подготовке   к   экзамену   отводится     онлайн  ­   тестированию. Интернет   –   ресурсы   позволяют   решать   тесты   в   режиме   он­лайн   и   сразу   оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc­ oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy­bank­zadaniy­oge). 3. Репетиционное   тестирование.   Условия   максимально   приближены   к   условиям реального экзамена. На каждого ученика по итогам репетиционного тестирования индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания,   доводит   до   сведения   родителей.   Мониторинг   обеспечивает   возможность прогнозирования оценок на экзамене. 4.  Зоны  риска в подготовке  школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей,   связанных   с   различными   аспектами:   организационными,   личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала.  После получения результатов пробного экзамена  учащиеся разделяются на группы: Группа «риска»  ­ учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования. Группа «слабоуспевающих»– учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать   минимальное   количество   баллов,   подтверждающее   освоение   основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования. Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов. Учитывая   степень   обученности   и   мотивацию   к   учению   каждой   группы   учащихся, происходит организация разноуровневого  обучения и обобщающего повторения. 5. Рекомендации учителям обществознания. Данная   систематическая   работа   позволила   мне   выработать   некоторые   советы,   которые можно посоветовать всем учителям обществознания:   1.Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8­го – начале 9­го класса. Для этого   проводить   большую   разъяснительную   работу   как   среди   учащихся   так   и   среди родителей учащихся. 2. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ. 3.Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником 4.У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать. 5.Учащиеся   должны   иметь   дидактические   материалы   для   систематизации   учебной информации   и   эффективного   усвоения   объектов   проверки   ОГЭ   по   предмету   (тестов, планов, таблиц и др.). 6.Систематически   работать   с   текстами,   содержащими   научную   информацию,   постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу. 7.Обучать   учащихся   правилам   оформления   выполненного   задания,   технологиям   выбора верного ответа. 8.Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий. 9.Проводить   обязательно   текущий   поурочный   и   итоговый   контроль   по   отдельным компонентам содержания кодификатора. 10.Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок. 11.В   тестах   для   учащихся   использовать   материалы   тех   авторов,   которые   участвуют   в составлении КИМов .

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2019