Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку
Оценка 4.9

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык
3 кл
16.12.2017
Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку
В работе представлены критерии оценивания экзаменационной работы работы, содержание работы, характеристика структуры и содержания контрольно- измерительных материалов, формы и методы работы при подготовке к сжатому изложению и сочинению - рассуждению, а также обобщён опыт работы при подготовку к тестовой части.
Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку.docx
Оглавление 1. Введение 2. I глава. Новые формы аттестации выпускников 9­х классов (ГИА) по русскому  языку 1.1. Содержание экзаменационной работы по русскому языку 1.2.   Характеристика структуры и содержания КИМ             1.3. Критерии оценивания экзаменационной работы 3.  II глава. Система работы учителя при подготовке выпускников основной школы к новой  форме итоговой аттестации в форме ГИА.      2.1. Подготовка к сжатому изложению. Основные приёмы сжатия текста      2.2. Организация повторения орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в    8­9 классах            2.3.Подготовка к сочинению ­ рассуждению 3. Заключение 4. Список литературы 1 ВВЕДЕНИЕ          Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних  общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой  формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из  самых актуальных.             Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном  память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА по русскому  языку, помимо изложения, включает задания на лингвистический анализ разнообразных  языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по  орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике. ГИА предполагает разнообразные виды  деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из  нескольких предложенных, сжатый письменный пересказ, создание собственного текста на  одну из двух предложенных тем.           Но работа в новых условиях открывает и новые возможности. Учителя, имея в виду  перспективу ГИА с ее разнообразным содержанием, задумываются над тем, как строить  уроки русского языка, начиная с пятого класса. Эта перспектива побуждает, ни в коем  случае не превращая занятия в «натаскивание», находить новые методические решения,  делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовывать  учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика, следовательно, и его  учителя. II глава.  Новые формы аттестации выпускников 9­х классов (ГИА) по русскому языку  2 2.1 Содержание экзаменационной работы по русскому языку Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования.   Намеченный в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего  образования и реализованный в материалах единого государственного экзамена  компетентностный подход отразился и в содержании экзаменационной работы ОГЭ. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение  применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также  опознавательные, классификационные, аналитические учебно­языковые умения и навыки).  О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки  обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических,  стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция  проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными  навыками речевой деятельности. Выполнение экзаменуемыми совокупности  представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки,  достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения  обучения в старшей школе. Экзаменационная работа для ГИА построена с учетом вариативности: экзаменуемым  предоставляется право выбора одного из трёх вариантов сочинения. Система оценивания  отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учётом требований  теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания  русского языка.       2.2   Характеристика структуры и содержания КИМ  Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 15 заданий,  различающихся формой и уровнем сложности.  Часть 1 – краткое изложение (задание 1).  Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе  предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого  типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа; – задания на выбор и  запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.  Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом  (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе  прочитанного текста.  Эти задания проверяют: – лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный  лингвистический анализ языковых явлений; – языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем  и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; – коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой  деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. 2.3 Критерии оценивания экзаменационной работы № ИК1 2 1 0 3 2 1 0 2 1 0 3 Критерии оценивания изложения Критерии оценивания изложения Таблица №1 Ба ллы Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного  текста, но упустил или добавил 1 микротему. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного  текста, но упустил или добавил более 2 микротем. ИК2 Наличие сжатия исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста,  использовав их на протяжении всего текста  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста,  использовав их для сжатия 2 микротем текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста,  использовав их для сжатия 1 микротемы текста. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста,  использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или  не использовал приёмы сжатия текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность  ИК3 изложения  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой  связностью и последовательностью изложения: ­ логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения  не нарушена; ­ в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в  работе имеется 1 нарушение абзацного  членения текста. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный  замысел,но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая  нарушения абзацного членения текста Таким   образом,   максимальное   количество   баллов   по   критериям   оценивания изложения,   которое   можно   получить,   правильно   выполнив   задание   первой   части экзаменационной работы (без учета грамотности), ­ 7. Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. Задания   проверяют   базовые   знания   по   лексике,   морфемике,   орфографии,   пунктуации, синтаксису.   В   части   2   содержатся   вопросы   по   анализу   содержания   текста,   которым уделяется   пристальное   внимание   как   на   уроках   русского   языка,   так   и   на   уроках литературы. За   каждое   правильно   выполненное   задание   второй   части   работы   экзаменуемый 4 получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное   количество   баллов,   которое   может   набрать   экзаменуемый   за   13 тестовых заданий второй части работы, ­ 13. Часть 3(15.1, 15.2, 15.3) включает сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценивания задания 15 (1; 2; 3) приведены в следующей таблице: Таблица №2 № С1К1 С1К2 С1К3 Критерии оценивания сочинения­рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Наличие обоснованного ответа Экзаменуемый   привёл   рассуждение   на   теоретическом   уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне Наличие примеров­аргументов Экзаменуемый привёл два примера­аргумента из текста, верно указав их роль в тексте Экзаменуемый привёл два примера­аргумента из текста, но не   указал   их   роли   в   тексте, или привёл   два   примера­аргумента   из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример­аргумент из текста, указав его роль в тексте Экзаменуемый привёл один пример­аргумент из текста, не указав его роли в тексте Экзаменуемый не привёл ни одного примера­аргумента, иллюстрирующего   тезис, или экзаменуемый   привёл   примеры­аргументы не из прочитанного текста Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; Ба ллы 2 1 0 3 2 1 0 2 1 0 2 1 0 – в работе нет нарушений абзацного членения текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется С1К4 одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста В работе допущено две и более ошибки в построении текста Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 Необходимо обратить внимание учеников на то,  что если сочинение представляет  собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа  оценивается нулём баллов. Сочинение, написанное на основе  цитаты, отличной от цитаты в задании 15.1 выполняемого варианта, по всем  критериям проверки оценивается нулём баллов. Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его  письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5). Критерии оценивания задания 15.2 Ответ на задание 15.2 (сочинение­рассуждение) оценивается по критериям, которые  представлены в таблице №3: Таблица №3 Баллы № С2К1 Критерии оценивания сочинения­рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) Понимание смысла фрагмента текста Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания  фрагмента,но допустил одну ошибку в его интерпретации Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки  при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого  отсутствует С2К2 Наличие примеров­аргументов Экзаменуемый привёл из текста два примера­аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 2 1 0 3 Экзаменуемый привёл из текста один пример­аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента Экзаменуемый привёл пример(­ы)­аргумент(­ы) не из прочитанного текста Экзаменуемый не привёл ни одного примера­аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера­аргумента данную в задании цитату или её часть Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно  нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста В работе допущено две и более ошибки в построении текста С2К3 С2К4 2 1 0 2 1 0 2 1 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 Так же, как и при оценивании задания 15.1, следует обратить внимание учащихся на  то, что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный  текст, то такая работа оценивается нулём баллов. Практическая грамотность письменной  речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно  (таблица 5). Ответ на задание 15.3 (сочинение­рассуждение) оценивается по критериям,  Критерии оценивания задания 15.3 представленным в таблице №4. Таблица №4 № С3К1 Критерии оценивания сочинения­рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Толкование значения слова Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения аллы Б 2 дал определение и прокомментировал его    Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его Экзаменуемый   дал   неверное   определение   или   толкование   слова   в работе экзаменуемого отсутствует С3К2 Наличие примеров­аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера­аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера­аргумента из прочитанного текста С3К3 С3К4 Экзаменуемый привёл один пример­аргумент из прочитанного текста Экзаменуемый привёл пример(ы)­аргумент(ы) из жизненного опыта. Экзаменуемый не привёл ни одного примера­аргумента Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения    Работа   экзаменуемого   характеризуется   смысловой   цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста Работа   экзаменуемого   характеризуется   смысловой   цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но   допущено   более   1   логической   ошибки,   и/или   имеются   2   случая нарушения абзацного членения текста Композиционная стройность работы    Работа   характеризуется   композиционной   стройностью   и завершённостью, ошибок в построении текста нет Работа   характеризуется   композиционной   стройностью   и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1­ С3К4   Снова обращаем внимание учеников на то, что если сочинение представляет собой  полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём  баллов. Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность  его письменной речи, как было уже сказано, оцениваются отдельно (таблица 5). 1 0 3 2 1 0 2 1 0 2 1 0 9 № ГК1 ГК2 Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки Допущено две­три ошибки Допущено четыре и более ошибки Соблюдение пунктуационных норм Таблица 5 Ба ллы 2 1 0 ГК3 ГК4 ФК1 Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок Допущено три­четыре ошибки Допущено пять и более ошибок Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка Допущено две ошибки Допущено три и более ошибки Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок Допущено три­четыре ошибки Допущено пять и более ошибок Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям  ФК1, ГК1–ГК4 Необходимо   помнить,   что   при   оценке   грамотности   следует   учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объёмсочинения и изложения составляет 70–139 слов, то изменяются и критерии оценивания. Максимальное   количество   баллов,   которое   может   получить   экзаменуемый   за выполнение всей экзаменационной работы, – 39. За   выполнение   экзаменационной   работы   выставляется   отметка   по   пятибалльной шкале. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Таблица 6 Примечания из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 ­ ГК4).  Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов,  выставляется отметка «4». из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 ­ ГК4).  Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов,  выставляется отметка «3». Отметки «5» «4» «3» «2» Баллы 34 – 39   25 – 33 15 ­ 24 0 ­ 14 9 II глава. Система работы учителя при подготовке выпускников основной школы к новой  форме итоговой аттестации в форме ГИА. Работ учителя при подготовке выпускников основной школы к новой форме итоговой  аттестации в форме ГИА должна распределяться по трём направлениям.  2. 1      Подготовка к сжатому изложению. Основные приёмы сжатия  текста   Первая   часть   экзаменационной   работы   –   написание   сжатого   изложения.   Самый распространённый   вид   работы,   с   которым   сталкиваются   школьники   на   уроках,   ­   это пересказ. Он может быть как устным, так и письменным. Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают   «своими   словами»,   излагая   при   этом   чаще   всего   не   дословную   передачу содержания, а главную, существенную информацию. Умение сжато выражать свои мысли свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого   пересказа   и   интерпретации   текста   необходимы   для   успешного   продолжения образования в старших классах и вузе.       Как показывает практика, в жизни гораздо важнее запоминать текст осмысленно, т.е.   воспринимать,   анализировать   и   группировать   информацию   уже   на   этапе прослушивания.   Именно   поэтому   разработчики   ОГЭ,   отказавшись   от   подробного изложения на экзамене, отдали предпочтение сжатому изложению.       Для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а   как   структуру.   Знание   структуры   текста   помогает   правильно   выделить   главную информацию и предать её, сохранив при этом логику авторской мысли. Чем проще для слушателя структура текста, тем легче пересказать его сжато. Сжатое изложение текста – это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные   детали   и   языковые   особенности,   без   которых   нельзя   понять   идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. Таким образом, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выделять  главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать  текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий  логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом. Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5­го  класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе. Для того чтобы приступить к написанию сжатого изложения, необходимо знать  алгоритм сжатия текста: 1. Первое прослушивание текста. Восприятие на слух: понять текст, уловить  его структуру, основные мысли и связь между ними. 2. Запись плана или тезисов (лучше тезисы, оставляя между ними большие  промежутки). 3. Второе прослушивание текста. Уточнить тезисы, заполнить оставленные  промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности. 4. Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата  вносятся коррективы – что­то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь  нужной степени компрессии и получить необходимый объем. 10 5. Проверка черновика: отдельно проверяем речь, отдельно ­ орфографию.  Третья проверка “ершом”: от последнего к первому. 6. Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, и итоговая  проверка. Не менее важный момент при обучении сжатому изложению – это знание  учащимися  этапов работы с текстом: 1. этап. Определение темы текста. 2. этап. Формулировка идеи текста. 3. этап. Определение структуры текста. 4. этап. Выделение микротем текста как частей общей темы. 5. этап. Моделирование сжатого изложения. 2. 2  Организация повторения орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в 8­9  классах Вторая   часть   экзаменационной   работы состоит   из   13   заданий   и   проверяет   базовые знания по лексике, морфемике, орфографии, пунктуации, синтаксису. Цель этих вопросов – проверить, как учащиеся за время обучения в 5­9 классах овладели основами   грамматики,   пунктуационными,   орфографическими   и   речевыми   нормами русского языка. Перечень   элементов   содержания,   проверяемых   на   общем   государственном   экзамене   по русскому   языку,   приводится   в   кодификаторе   –   нормативном   документе,   являющемся основой для составления контрольных измерительных материалов (КИМов). Составители контрольных   измерительных   материалов   утверждают,   что   содержание   заданий   «не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5­9­го   классов   и   не   требует   дополнительных   тренировочных   материалов   при подготовке   к   этому   экзамену».   Однако   учителю   следует   обратить   внимание   на принципиальные отличия привычных заданий от тех, с которыми ученики встретятся на экзамене.  В   экзаменационных   заданиях   Части   2   проверяется   умение   объяснить   то   или   иное написание,   постановку   того   или   иного   знака   препинания,   умение   найти   слово   или предложение,   написание   которого   объясняется   именно   так,   как   сказано   в   задании. Материалы содержат текст, в котором не пропущено ни одной буквы, ни одного знака. Традиционная же система упражнений направлена на освоение практической грамотности, поэтому мы обычно предлагаем ученикам вставить в текст пропущенные буквы и знаки препинания, выбрать верный вариант написания слова, исправить ошибки. Повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в 8­9 классах. Основная подготовка к экзамену проводится в 8­9 классах. Программа по русскому языку в   этих   классах   направлена   на   изучение   синтаксиса   и   пунктуации,   но   необходимо поддерживать   и   орфографические   навыки.   В   соответствии   с   уровнем   и   другими особенностями класса необходимо решить, какие разделы можно повторить бегло, а на каких следует остановиться подробнее. Организуя повторение орфографии, стоит обратить внимание на следующие моменты. Во­ первых, повторение орфографических правил должно проводиться на новом уровне: можно обобщить, свести в большие таблицы правила, которые раньше изучались по отдельности. Во­вторых,   важно   продумать,   как   организовать   повторение,   сочетая   синтаксические   и орфографические темы. Наконец, учесть, что к одним и тем же орфограммам, особенно трудным, необходимо обращаться регулярно. Вот, например, как предлагают спланировать изучение нового и повторение изученного в 8­ м   классе   составители   курса   «Подготовка   к   ОГЭ   по   русскому   языку   в   9­ом   классе: методика и практика» (Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю. Шувалова): 11  Типы связи слов в словосочетании и чередование гласных в корне.  Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи.  Предложения с однородными членами и правописание НЕ и НИ.  Односоставные предложения и правописание личных окончаний глаголов.  Знаки препинания при вводных словах и правописание наречий.  Обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий, а также других частей речи; правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени.            Как показывает опыт, повторение орфографии при изучении синтаксиса и  пунктуации  очень важно проводить на каждом уроке, так как без систематической работы  орфографические навыки разрушаются.    Несмотря на то, что в самом начале изучения курса русского языка в 8­9 классах, в  программе предусмотрены отдельные часы для повторения изученного в 5­8 классах,  прекратить на этом работу по орфографии невозможно. Должно быть систематическое  комплексное и целенаправленное повторение.          Прежде чем приступить к повторению, необходимо выявить уровень  орфографической грамотности учащихся, чтобы оказать "скорую помощь" в ликвидации  орфографических пробелов. Эффективной формой в этом случае является тестовая  проверка. Она позволит существенно увеличить объем проверяемого материала и поможет  учителю составить программу ликвидации орфографической неграмотности школьников. Способы организации повторения могут быть самыми разными: это словарные диктанты,  которые учитель обычно проводит в начале урока; тестовые задания, не только  проверяющие уровень знания материала, но и  акцентирующие внимание учащегося на  трудных вопросах; выполнение упражнений, сочетающих синтаксические и  орфографические темы. В настоящее время очень актуальна дистанционная форма работы. На различных образовательных порталах в сети Интернет можно встретить огромное  количество онлайн­тестов, дидактических игр, веб­квестов, олимпиадных заданий, которые помогут учащимся укрепить свои теоретические и практические знания и восполнить  пробелы. Всё это ученики могут выполнять самостоятельно в качестве домашнего задания.    2.3.Подготовка к сочинению ­ рассуждению Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках  которого выпускник должен написать сочинение­рассуждение на  основе того же текста (из части 2). Приступая к части 3 работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно  из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый  аргументированный ответ. Одной из отличительных особенностей сочинения­рассуждения является выражение  своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в  сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста. Огромную и незаменимую помощь при подготовке к написанию сочинения­ рассуждения могут оказать речевые клише. Рассмотрим клише для сочинения 15.3. Таблица 7 12 Часть (абзац) 1. Тезис что... 2. Аргумент 1 3. Аргумент 2 4. Заключение Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)  На мой взгляд, человечность ­ это...  По моему мнению, человечность ­ это...  Мне кажется, что человечность ­ это...   Я думаю, что человечность ­ это...   Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю,   Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о...   В тексте Б.Васильев поднимает проблему...  В предложении № ... автор говорит о том, что...   Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...  В жизни мы часто наблюдаем...   Однажды я был свидетелем события, которое... Как­то раз...  Таким образом,  Следовательно,  Итак,  В заключение хочу подчеркнуть…  Хотелось бы ещё раз подчеркнуть  Обобщая сказанное, можно сделать вывод Заключение. 13 Итак, чтобы учащиеся добились успеха   на экзамене, нужна работа в целом всего коллектива школы. Сюда входят: ₋ слаженная   система   уроков   русского   языка   и   серьёзная   подготовка   по   этому предмету; ₋ качественное   проведение   уроков   литературы,   литературного   краеведения, обществознания, истории, МХК; ₋ ₋ хорошая   организация   научно­исследовательской   и   проектной     деятельности   по предмету;  ₋ активное участие ребят в творческих конкурсах  и олимпиадах; ₋ правильная,   целенаправленная   организация   воспитательной   работы   в   школе (взаимодействие   с   семьёй,   социумом,   классные   часы,     самоуправление   в   школе, высокая эффективность   акций, вечеров, собраний ­ всех проводимых   школьных мероприятий,  дополнительное образование  и т.д…); ₋ продуманная система мониторинга знаний учащихся  по предмету. Чем лучше в школе будет  реализована вся эта программа,  тем выше будет уровень сдачи ГИА по русскому языку. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Материалы фестиваля «Учительская книга ­ 2011»/ Педагогический университет  «Первое сентября»: Н.А. СЕНИНА «Организация мониторинга учебных достижений школьников в освоении нового образовательного стандарта по филологии с  использованием пособий издательства «Легион». 2.Русский язык. 9­й класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно­методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. 3.Шапиро Н.А, Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.В.«Подготовка к ГИА по  русскому языку в 9­м классе: методика и практика», Москва: Педагогический  университет «Первое сентября», 2010.      4. Сайт Федерального института педагогических измерений   (ФИПИ):  http://www.fipi.ru/ . 15

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2017