«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»
Оценка 4.9

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
11 кл
09.11.2017
«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»
При подготовке учащихся к итоговому сочинению (как показал опыт) хороший результат дает умение составлять ментальные карты. Ментальные карты – это особый способ систематизации знаний при помощи схем. Работа ведется в группах, что, помимо умения анализировать и систематизировать изученное, развивает у учащихся умение работать в коллективе.Работа включает обобщение опыта работы при подготовке учащихся к итоговому сочинению
Кухаренко Т.В. система работы над итоговым соч. по л-ре.docx
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное «Гимназия №59» Методические рекомендации «Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»                                            Подготовила: Т.В.Кухаренко,                                учитель русского языка и литературы Новокузнецкий городской округ, 2017 Система работы над итоговым сочинением по литературе в  выпускном классе Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций,  реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014­2015  учебном году. В связи с тем, что сочинение как экзамен не писалось несколько лет, система работы в  этом направлении «дала сбой». Передо мной и учениками 10­х классов была поставлена  задача научиться писать сочинение по литературе на 250­300 слов. Итоговое сочинение, с  одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих  речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку  умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С  другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование  построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Первое, что я сделала, это познакомила учащихся с критериями оценки сочинения.  Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.  ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему  сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично  расположить материал и грамотно написать работу. Поэтому в 10­м классе учащиеся после изучения произведения писали сочинения строго на заданную тему, используя  алгоритм. Темы сочинений старалась сформулировать так,  чтобы они носили надпредметный характер. Часто использовала для этого цитаты  известных людей. Например, для сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»:   «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем  последующее» Джордж Оруэлл. Или «Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир». Альбер Камю.  В дальнейшем учащиеся могут использовать эти цитаты  при написании итогового сочинения.  Алгоритм написания сочинения. Шаг 1. Выбор темы. 1. Задать себе вопросы: – Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)  – На каком материале можно раскрыть данные темы?  – Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? 2. Выбрать одну из предложенных тем.  При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала. Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше? 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме. 2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса: ЧТО (О ЧЁМ)   писать? 1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. 2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная  тема. Обдумываю аргументацию. 3. Обдумываю композицию и  форму сочинения ЗАЧЕМ    писать? 1. Определяю основную мысль  сочинения. 2. Проверяю, прослеживается  ли  цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения КАК   писать? 1. Пишу вступление, включив в него тезис  (оформляю  собственное мнение) 2. Доказываю его, подобрав  произведения для  аргументации 3. Пишу заключение 3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть: – высказывание своего взгляда на проблему; – вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; – обоснование причин обращения к этой теме; – эмоционально ввод в тему сочинения; – использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю); – проведение анализа какого­либо понятия, входящего в формулировку темы; – проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи); – оформление вступления в виде вопросов. 4. Обдумать заключение. Это может быть так: – обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6­7 предложений. – возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») – взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… – обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому­то поступку или  задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. – обращение к оригинальной цитате. Следующий этап  работы над сочинением заключается в умении анализировать  сочинение. Учащиеся читают сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего  отвечают на следующие вопросы: – Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта) – Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта) – Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность  частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой,  логичны ли эти переходы?  Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и  работу в целом? (Это критерий 3) – Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые  вызывает тема?   Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические  конструкции?  (Это критерий 4) – Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5) Этот вид работы (анализ) использовала неоднократно. Причем, учащиеся анализировали  предложенные мной  сочинения и свои сочинения прежних лет (я сохраняла тетради для  творческих работ за 9 класс) Важный этап работы над итоговым сочинением – это умение составлять ментальные  карты. Ментальные карты – это особый способ систематизации знаний при помощи схем. Главной особенностью этого способа является то, что он одновременно вводит в работу  оба полушария головного мозга, благодаря чему человек может на все 100% использовать  свой потенциал. Как сделать их? Составление данных карт может выполняться как вручную на листах  бумаги формата А3 или А4, так и при помощи специальных компьютерных программ. Мы  выполняли при помощи листов бумаги и фломастеров разных цветов. Для чего нужны ментальные карты? – Для представления в сжатой форме большого количества информации. – С их помощью можно наиболее наглядно и полно проанализировать произведение. – Для генерации идей. Опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта  поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи – В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте. Основные принципы В ментальных картах мысли отображаются в виде своеобразных «деревьев» биохимических импульсов, а сама карта обладает радиальной структурой. В основе создания ментальных  карт лежат следующие принципы: 1. Ментальная карта должна активизировать память и восприятие. 2. Обеспечение максимальной удобочитаемости, что делает мышление более  осознанным. 3. Анализ составленной вами карты позволяет понять «устройство» вашего мышления. Правила создания: 1. Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и  располагаться по центру. 2. При создании используйте более трёх разных цветов. 3. Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную  иерархию. 4. Используйте стрелки для соединения картинок (мыслей). Ментальные карты можно составлять, начиная с 5 класса. Учащиеся составляли такие  карты с  10­го класса. Изучив какое­либо произведение,  учащиеся составляли такую карту. В центре листа в  нарисованном прямоугольнике пишется название произведения, автор и жанр.  От него  идут стрелки в разные углы. Вверху слева ПРАВИЛЬНО пишутся герои произведения, их  социальная принадлежность или род занятий. Вверху слева – темы произведения. Внизу  справа – проблематика произведения. Внизу слева – примеры других произведений, где  есть соответствующая проблема.   Такая карта поможет полно и наглядно проанализировать произведение. В дальнейшем  такие карты служат справочным материалом для подготовки к итоговому сочинению,  когда уже будут известны тематические направления. В 2016 году были такие тематические направления: 1. «Разум и чувство». 2. «Честь и бесчестие». 3. «Победа и поражение». 4. «Опыт и ошибки». 5. «Дружба и вражда». На уроке мы берем одно направление и все вместе составляем к нему ментальную карту. Например, берём направление «Честь и бесчестие» Задание 1: Запишите первые пришедшие в голову признаки предложенного направления  итогового сочинения, не останавливаясь на них подробно.  незапятнанная репутация честное имя достоинство справедливость     ЧЕСТЬ верность порядочность благородство души чистая совесть                                                                   БЕСЧЕСТИЕ           отсутствие чести, достоинства      позор             поругание чести Задание  2:  1) Ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «человек чести»? Какого человека  можно так назвать? Напишите вступление. 2) Продолжаем заполнять карту.  Запишите рядом имена литературных героев, о которых  можно сказать «человек чести» (укажите произведение). Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна  А.И.Солженицын  «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов  «Судьба человека» незапятнанная репутация честное имя         достоинство  справедливость       ЧЕСТЬ                  верность купец Калашников М.Ю.Лермонтов «Песнь про  купца Калашникова...»                  Татьяна А.С.Пушкин «Евгений Онегин»              порядочность благородство души          чистая совесть           Петр Гринёв  Пьер Безухов  Сонечка Мармеладова А.С.Пушкин      «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой  «Война и мир» Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Задание 3: 1) Назовите литературных героев, которые ведёт себя бесчестно (продолжаем заполнять  схему).                                                                     БЕСЧЕСТИЕ         отсутствие чести, достоинства                позор                     поругание чести     Сергей Сергеевич Паратов,              Рыбак, герой повести        Швабрин, герой романа      герой пьесы А.Н.Островского          В.Быкова «Сотников»      «Капитанская дочка»         «Бесприданница»                                                                             А.С.Пушкина          Так, разбирая ключевые слова второго направления, ученики выходят на литературные  аргументы и, анализируя предложенную тему «Торгуя честью, не разбогатеешь»  (Ф.М.Достоевский), выбирают те произведения, которые позволят полно раскрыть её,  сравнивая литературных антагонистов и проведя литературные параллели. Дома учащиеся пишут сочинение на заданную тему и подбирают цитаты к словам «честь» и «бесчестие». Например: Честь Лишать чести другого — значит лишаться своей.   Публий Сир Честь дороже жизни. Шиллер Ф. Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.  Корнель  Пьер Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг Честь — это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель Бесчестие Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.    Платон                  Каждая нечестность — шаг к бесчестью.   В. Синявский Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал  любовь и кто покинул бой.        Корнель Пьер Остальные направления учащиеся делают самостоятельно по группам. Каждая группа  представляет на уроке подготовленную ментальную карту и комментирует её. Рассмотрев  все карты, составляем итоговую (наиболее полную карту). Таким образом, выполняя эти задания, каждый ученик включается в работу над итоговым  сочинением.

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»

«Система работы над итоговым сочинением по литературе в выпускном классе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017