Основная задача специальной (коррекционной) школы-интернат для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) состоит в подготовке к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психофизического развития, которые свойственны детям с ОВЗ. Однако опыт работы многих коррекционных школ свидетельствует о том, что при хорошем уровне организации педагогического процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении коррекции имеющихся недостатков в развитии и общего развития учащихся, но и в деле формирования у них готовности к производительному труду. На развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система образовательной деятельности школы, непосредственная подготовка обучающихся к трудовой деятельности осуществляется на занятиях профильного труда в учебных мастерских и во внеурочной деятельности.
ГКОУ КО «Озерская специальная (коррекционная) школаинтернат
для обучающихся с ОВЗ»
LOGO
Система работы по
Система работы по
организации профильного
организации профильного
труда по столярному делу
труда по столярному делу
обучающихся с ОВЗ.
обучающихся с ОВЗ.
Учитель профильного труда по
столярному делу
Дубровский Виктор Геннадьевич
Девиз профильного труда
Радость трудамогучая
воспитательная сила.
В годы детства ребёнок
должен глубоко
Пережить это благородное
чувство.
В. А. Сухомлинский.
Самостоятельность и социализация
обучающихся в обществе
Основная задача специальной
(коррекционной) школыинтернат для
обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной
недостаточностью) состоит в
подготовке к самостоятельной жизни и
труду на производственных
предприятиях.
Трудность решения этой задачи в
первую очередь обусловлена
недостатками психофизического
развития, которые свойственны детям с
ОВЗ.
Формирование готовности
обучающихся к производству
Однако опыт работы многих
коррекционных школ свидетельствует о
том, что при хорошем уровне
организации педагогического процесса
можно достичь значительных
результатов не только в отношении
коррекции имеющихся недостатков в
развитии и общего развития учащихся,
но и в деле формирования у них
готовности к производительному труду.
Подготовка обучающихся на
занятиях профильного труда
На развитие трудовых возможностей
учащихся влияет вся система
образовательной деятельности школы,
непосредственная подготовка
обучающихся к трудовой деятельности
осуществляется на занятиях
профильного труда в учебных
мастерских и во внеурочной
деятельности.
Основная цель обучения
профильному труду детей с ОВЗ
Основная цель моей деятельности в
процессе обучения детей столярному
делу направлена на коррекцию и
социальную адаптацию учащихся,
социализацию выпускников в обществе
после окончания школы в условиях
рынка труда Калужской области.
Методы обучения на уроках
профильного труда
На уроках профильного труда по
столярному делу использую следующие
методы обучения:
Словесный метод: рассказ, объяснение,
беседа, самостоятельная работа с
книгой.
Наглядный метод: демонстрация
изучаемых объектов, приемов работ,
таблицы, дидактический материал.
Практический метод: практическое
выполнение трудовых заданий.
Практика и наглядность
Особое внимание уделяю
практическому и наглядному методу,
сочетая со словесным методом, что
позволяет решать задачи
формирования знаний и умений при
получении определенных результатов в
исправлении недостатков психики
учащихся.
Задача профильного труда
Основной задачей профильного труда
по столярному делу ставлю
формирование устойчивого,
положительного отношения к труду,
стремления достичь хороших
результатов, устойчивой привычки к
труду.
Изделия, применение в жизни
Успешность выполняемой работы во
многом зависит от силы тех мотивов,
которые побуждают человека к
активному труду, поэтому перед
выполнением какоголибо изделия
всегда ставлю цель: для чего
изготавливаем изделие, и где оно будет
применяться.
Личностный подход
Профильный труд по столярному
делу во всех классах веду с учетом
индивидуальных возможностей и
способностей учащихся.
Даю задания отдельным ученикам
изготовить изделие проще, а другим
сложнее, по конструкции.
Взаимопомощь в работе
Вместе с тем широко практикую
взаимопомощь, когда более сильные
учащиеся оказывают помощь более
слабому учащемуся, при затруднении
выполнения ими какихлибо
операций.
Пример активных учащихся
Использую прием примера в
трудовом воспитании, постоянно
стараюсь организовать поведение
тех учащихся, которые оказывают
влияние на своих товарищей по
группе.
Опора на лидеров в классе
Обычно это учащиеся, для которых
характерны общительность,
самостоятельность, уравновешенный
характер, физическая сила,
аккуратность, хорошие трудовые
умения и навыки. Эти ребята
постоянно совершенствуют свои
трудовые навыки, умения, знания.
Контроль и самоконтроль
Оптимально дозируя умственную и
физическую нагрузку учащихся,
имею в запасе на каждый урок
несколько вариантов трудовых
операций через различные способы
контроля и самоконтроля, в том
числе тесты по пройденной общей
теме учащиеся обучаются
рациональным приемам выполнения
работы.
Степень усвоения знаний и умений
В конце изучения темы учащиеся
выполняют тематические
контрольные работы, которые
показывают степень усвоения
пройденного материала.
Трудолюбие и востребованность в
жизни
На уроках столярного дела приучаю
учащихся к стремлению выполнять
максимально точные, аккуратные,
имеющие эстетичный вид изделия
(на примере табуретки, полочки).
Прививая навыки трудолюбия и
усердия, мы формируем
востребованность своих учеников в
дальнейшем на рынке труда, в
будущей самостоятельной жизни.
Красота и эстетика изделий
Красота и эстетика изделий
Механизация труда в мастерской
Одна из важных задач профильного
труда – научить обучающихся,
применять в работе станки и ручные
электроинструменты.
Поэтому большое внимание уделяю
механизации столярных работ.
Универсальный переносной
электроинструмент
Учащиеся старших классов умеют
пользоваться шуруповертом,
электрической дрелью,
перфоратором, электрическим
лобзиком, фрезером, шлифовальной
машиной.
Программы и дополнительное
образование
Работаю по адаптированной
основной рабочей программе
профильного труда по профилю
«Столярное дело» для 59 классов,
разработанной на основании
программы В.В.Воронковой.
Провожу кружковую работу
«Деревянная игрушка», во время
которой ребятами младших и
старших классов изготовляются
различные поделки и изделия из
дерева.
Оборудование столярной мастерской
Как заведующий мастерской,
постоянно веду работу над
усовершенствованием и обновлением
оборудования кабинета.
Школьная и областная выставка
Изделия и поделки учащихся
ежегодно выставляются на школьной
и областной выставках.
Изделия
учащихся и награды
Результаты экзаменов по профильному
труду выпускников 9 классов
Направления
профиля
Результат
Экзамена
5 – 4 – 3 2
Качество
Знаний
Средний
балл
%
67
100
57
67
3,7
4,1
3,7
3,8
Учебны
й
год
2014
2015уч.г.
Швейное дело
0 – 2 – 1 0
Столярное дело
1 – 7 – 0 0
2015
2016уч.г.
Швейное дело
1 – 3 – 3 – 0
Слесарное дело
1 – 3 – 2 0
ГКОУ КО «Озерская школаинтернат»
Козельского района
Экскурсии на производство
Проведение экскурсии с выпускниками
на автозавод Фольксваген
Анализ и вывод
Таким образом, желая своим
выпускникам в самостоятельной жизни
после школы возможно большего личного
и социального благополучия, я считаю
нашей основополагающей задачей дать
такое образование, воспитание и
сопровождение учащихся, которое
позволило бы им адаптироваться к
условиям жизни в современном мире,
получить доступную для них степень
независимости и состоятельности в
труде, быту и в свободное время.
Заключение
Там, где труд превращается в
творчество,
Возникает уверенность в себе, в
своих силах,
Желание жить.
Л. Толстой