Система работы по организации профессионального трудового обучения.doc
ГКОУ КО "Озерская специальная (коррекционная) школаинтернат для обучающихся с ОВЗ"
«Система работы по организации
профильного труда по столярному делу
обучающихся с ОВЗ»
Учитель: Дубровский В.Г. с.Озерское, 2017 г.
Основная задача специальной (коррекционной) школыинтернат для
обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) состоит в
подготовке к самостоятельной жизни и труду на производственных
предприятиях. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена
недостатками психофизического развития, которые свойственны детям с ОВЗ.
Однако опыт работы многих коррекционных школ свидетельствует о том, что
при хорошем уровне организации педагогического процесса можно достичь
значительных результатов не только в отношении коррекции имеющихся
недостатков в развитии и общего развития учащихся, но и в деле формирования
у них готовности к производительному труду. На развитие трудовых
возможностей учащихся влияет вся система образовательной деятельности
школы, непосредственная подготовка обучающихся к трудовой деятельности
осуществляется на занятиях профильного труда в учебных мастерских и во
внеурочной деятельности.
Я, как учитель профильного труда столярного дела, в настоящее время
осуществляю свою работу в рамках происходящих изменений и модернизации
системы российского образования. Работаю над методической темой «Создание
оптимальных условий для коррекции и развития учащихся на уроках трудового
обучения, как способ дальнейшей социализации их в обществе».
Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей столярному
делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся,
социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях
рынка труда Калужской области. Организация обучения столярному делу детей
с интеллектуальным недоразвитием предусматривает реализацию обучающих
целей (образовательных, воспитательных и коррекционных) через использование
специальных методов,
учитывающих
психофизические возможности каждого ученика.
приемов и средств обучения,
На уроках профильного труда использую следующие методы обучения:
1. Словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа с
книгой.
2. Наглядный метод: демонстрация изучаемых объектов, приемов работ,
таблицы, дидактический материал.
3. Практический метод: практическое выполнение трудовых заданий.
При этом особое внимание уделяю практическому и наглядному методу,
сочетая со словесным методом, что позволяет решать задачи формирования
знаний и умений при получении определенных результатов в исправлении
недостатков психики учащихся. В процессе обучения профильному труду учащиеся приобретают
технологические знания, умения, навыки, используют знания, полученные на
уроках общеобразовательных предметов, на практике.
Своей основной задачей профильного труда ставлю формирование
устойчивого, положительного отношения к труду, стремления достичь хороших
результатов, устойчивой привычки к труду.
Успешность выполняемой работы во многом зависит от силы тех мотивов,
которые побуждают человека к активному труду, поэтому перед выполнением
какоголибо изделия всегда ставлю цель: для чего изготавливаем изделие, и где
оно будет применяться.
Большое влияние на воспитание положительных качеств личности и
полезных привычек имеет личный пример учителя, хорошая оснащенность
учебных мастерских различными станками и электроинструментами. От того,
что умеет сам учитель делать и как он сделает то или иное изделие во многом
зависит интерес учащихся к этому виду работ. Поэтому прежде чем дать
задание по выполнению какоголибо изделия, это изделие выполняю сам в
присутствии детей, чтобы ребята смогли увидеть весь технологический процесс
изготовления, представить, как оно будет выглядеть и определить для чего
необходимо это изделие.
Учащиеся должны осознать, что всегда радуют глаз и греют душу
всевозможные изделия и поделки из дерева и древесных материалов: будь то
кухонная полочка или красивый светильник, декоративное панно или стенка,
кухонный набор или шкатулка, обыкновенный табурет или журнальный столик.
А если еще эти вещи созданы своими руками, тогда они просто бесценны. Они
несут в дом тепло и уют. Изделия, выполненные в столярной мастерской своими
руками, учащиеся часто просят взять домой.
Профильный труд во всех классах веду с учетом индивидуальных
возможностей и способностей учащихся. Даю задания отдельным ученикам
изготовить изделие проще, а другим сложнее, по конструкции. Так, при
изготовлении табурета более сильные учащиеся выполняют изделие с
элементами декоративной обработки поверхности отдельных деталей. Вместе с
тем широко практикую взаимопомощь, когда более сильные учащиеся
оказывают помощь более слабому учащемуся, при затруднении выполнения ими
какихлибо операций. Использую прием примера в трудовом воспитании,
постоянно стараюсь организовать поведение тех учащихся, которые оказывают
влияние на своих товарищей по группе. Обычно это учащиеся, для которых
характерны общительность, самостоятельность, уравновешенный характер,
физическая сила, аккуратность, хорошие трудовые умения и навыки. Эти ребята
постоянно совершенствуют свои трудовые навыки, умения, знания.
Оптимально дозируя умственную и физическую нагрузку учащихся, имею
в запасе на каждый урок несколько вариантов трудовых операций через
различные способы контроля и самоконтроля, в том числе тесты по пройденной
общей теме учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы. В конце изучения темы учащиеся выполняют тематические контрольные работы,
которые показывают степень усвоения пройденного материала.
На уроках столярного дела приучаю учащихся к стремлению выполнять
максимально точные, аккуратные, имеющие эстетичный вид изделия (на примере
табуретки, полочки). Прививая навыки трудолюбия и усердия, мы формируем
востребованность своих учеников в дальнейшем на рынке труда, в будущей
самостоятельной жизни.
Одна из важных задач профильного труда – научить обучающихся,
применять в работе станки и ручные электроинструменты. Поэтому большое
внимание уделяю механизации столярных работ. Учащиеся старших классов
умеют пользоваться шуруповертом, электрической дрелью, перфоратором,
электрическим лобзиком, фрезером, шлифовальной машиной. Так, например,
при изготовлении шиповых соединений (табуретка, стол, скамейка), где
требуется выполнение однообразных операций, как долбление сквозных
проушин и несквозных гнезд, пиление шипа, учащиеся работают на сверлильном
станке под контролем учителя и у некоторых юношей это получается неплохо.
Работаю по адаптированной основной рабочей программе профильного
труда по профилю «Столярное дело» для 59 классов, разработанной на
основании программы В.В.Воронковой.
Провожу кружковую работу «Деревянная игрушка», во время которой
ребятами младших и старших классов изготовляются различные поделки и
изделия из дерева. Изделия и поделки учащихся ежегодно выставляются на
школьной и областной выставках.
Как заведующий мастерской,
постоянно веду работу над
усовершенствованием и обновлением оборудования кабинета.
Результаты экзаменов по профильному труду выпускников 9 класс
ГКОУ КО «Озерская школаинтернат» Козельского района
Учебный
год
Направления
профиля
Результат
Экзамена
5 – 4 – 3 2
Качество
Знаний
%
Средний
балл
2014
2015уч.г.
Швейное дело
0 – 2 – 1 0
67
Столярное дело
1 – 7 – 0 0
100
3,7
4,1 2015
2016уч.г.
Швейное дело
1 – 3 – 3 – 0
Слесарное дело
1 – 3 – 2 0
57
67
3,7
3,8 Конкурсвикторина
1. Как по годичным кольцам определить качество и возраст древесины?
2. Для чего нужна кора дереву?
Загадки
1. Голова в избе, нога в стене (гвоздь).
2. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок (пила).
3. Двумя зубами гвоздь вынимает (клещи).
4. Где упрется хвостом, станет дырка потом (сверло).
Поговорки (продолжить)
1. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело (гож).
2. Руки ценят не по рукавам, а по (делам).
3. Учение и труд (вместе идут).
4. Наука и труд (дивные всходы дают).
5. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством (гордятся).
6. Без уменья и сила (ни при чем).
1. Более плотная древесина березы может поглотить меньше влаги, чем
сосна, однако древесина березы загнивает быстрее. Почему?
2. После настилки пола из плотно подогнанных досок через некоторое время
между досками появились щели. Почему? 3. Что можно получить из березы? (дрова, фанера, веник для бани, веник для
сметания, с\х инвентарь, кора, деготь, березовые почки, лыжи,
музыкальные инструменты, мебель, санки)
4. Что можно получить из осины? (дрова, мебель, посуда, спички, лодка
долбленая, деревянные бочки)
Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.
Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.
Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.
Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.
Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.
Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.
Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.