Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Оценка 5
Педсоветы
docx
русская литература +1
9 кл—11 кл
15.06.2017
Экзамен по русскому языку заставил меня как учителя многое в своей работе пересмотреть. Работая в старших классах, чувствуешь особенную ответственность перед учащимися, перед родителями, коллегами. Вначале была некая растерянность, но, пересмотрев свои наработки, уже имеющийся передовой опыт обнаружила много ценных вещей, которые будут помогать в работе при подготовке учащихся к итоговой аттестации. Теперь, имея опыт подготовки учащихся к единому государственному экзамену, пришла к выводу о необходимости систематизации материала, его обобщения. Свой опыт работы хочу представить на основе наработок последних лет. Их я использую при подготовке учащихся к сдаче обязательного экзамена по русскому языку.Представлена система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Обобщение опыта по подготовке к итоговой аттестации.docx
Система работы по подготовке к итоговой аттестации
по русскому языку
Подготовила Неверова Н.Е.
Экзамен по русскому языку заставил меня как учителя многое в своей
работе пересмотреть. Работая в старших классах, чувствуешь особенную
ответственность перед учащимися, перед родителями, коллегами. Вначале
была некая растерянность, но, пересмотрев свои наработки, уже имеющийся
передовой опыт обнаружила много ценных вещей, которые будут помогать в
работе при подготовке учащихся к итоговой аттестации. Теперь, имея опыт
подготовки учащихся к единому государственному экзамену, пришла к
выводу о необходимости систематизации материала, его обобщения. Свой
опыт работы хочу представить на основе наработок последних лет. Их я
использую при подготовке учащихся к сдаче обязательного экзамена по
русскому языку.
Мой опыт подготовки выпускников к ГИА ведет отсчет с 2007 года.
Надо отметить, что с самого начала мои учащиеся достойно проходят это
испытание. Результаты почти всегда немного выше районных. Гордостью
является итог Макеева И., набравшего 100 баллов. Высок процент учащихся,
ежегодно получающих выше 80 баллов. Также отмечаю положительные
результаты учеников на ОГЭ. За 10 лет были проанализированы результаты
каждого года обучения, использованы разные формы работы, в результате
чего выработалась определённая система подготовки учащихся 9 – 11
классов.
Итак, подготовка к ГИА ведется в определенной системе.
1.Использование методической литературы.
В частности, на уроках русского языка и во внеурочное время в 9 и 11
классах при подготовке к экзаменам постоянно используется учебное пособие
Н.А. Сениной. Оно содержит 30 вариантов экзаменационных работ для
подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме,
структурированных в соответствии со спецификацией, утверждённой ФИПИ и
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и
снабжённых ответами. В пособие включены также:
методические рекомендации для учителей и учащихся (в том числе дана
методика подготовки к написанию сжатого изложения и рекомендации по
подготовке к сочинениюрассуждению),
авторский демонстрационный вариант с комментариями,
словарик лингвистических терминов.
Этот сборник неоднократно использовался при подготовке к итоговой
аттестации в прошлые годы и полностью подтвердил свою актуальность.
1 2.Организована индивидуальная работа в подготовительный период. На
факультативных и дополнительных занятиях ведется работа по созданному
плану. Отрабатывается материал по проблемным темам.
3.Применяются педагогические технологии развивающего и
разноуровневого обучения,
используется исследовательский метод,
развивающий исследовательские навыки в процессе обучения.
Информационнокоммуникационные технологии помогают в создании
презентаций, развивают навык работы учащихся в Интернете.
Сайт ФИПИ, образовательный сайт Захарьиной Е.А., сайт «По уши в
ГИА», «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ» предоставляют интересный материал,
который используется при подготовке к экзамену. Жаль, что сайты
применяются в работе не всеми учащимися.
4.В работе используется мониторинг, диагностические карты учеников.
Итак, подготовка к экзамену по русскому языку в форме ГИА является
одной из самых трудных задач, стоящих перед учителемсловесником. Что
волнует любого учителя русского языка и литературы, работающего в
выпускных классах? Конечно, вопрос о том, как наиболее эффективно
построить работу по итоговому повторению и обобщению материала перед
экзаменом по русскому языку. Основная цель занятий с обучающимися в
старших классах по русскому языку — не только закрепить, обобщить знания,
но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдаче
выпускного экзамена.
Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал,
недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать
экзамен. Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик
хорошо знает предмет и все особенности и тонкости экзамена по этому
предмету. Форма экзамена отличается от традиционных диктантов,
сочинений, устных ответов.
Цель проведения уроков русского языка в старших классах –
повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, а самое
главное – подготовка к ГИА.
Первая главная задача учителя – научить сдавать тест.
Для этого необходимо ознакомить учащихся со структурой экзамена,
процедурой его сдачи, раскрыть содержание каждого блока в отдельности.
В 10 классе провожу безоценочный диагностический тест за курс 5 9
классов, позволяющий выявить пробелы в области орфографии и пунктуации.
Цель проведения обязательно сообщается ученикам: необходимо правильно
спланировать работу на ближайший период времени и выяснить наиболее
западающие темы. Данная работа позволяет учителю выявить группы
учеников с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в
дальнейшем упрощает планирование уроков.
2 В 11 классе – в основном проводятся тесты с целью, как говорится,
«набить руку». Тесты могут быть самые различные. Их содержание зависит от
уровня подготовки учащихся.
При отрицательном результате – пересдача обязательна, но в этом
случае ученик может ещё опрашиваться по теории. Для пересдачи
используются тестовые, а также дополнительные задания, которые помогут
ученику лучше повторить необходимый материал. Дополнительные задания
построены на материале тестовых заданий, но требуют не выбора правильного
ответа, а объяснения этого выбора. Самые трудные из дополнительных
заданий сопровождаются пометой «Проверь себя».
Решение тестового задания предполагает не только знание теории, но и
умение решать орфографические и пунктуационные задачи и даже
попробовать себя в умении просчитать вариант ответа.
Обширное поле деятельности, на мой взгляд, представляется при работе
с текстом.
К экзамену надо готовить на всех этапах обучения: с 1 по 11 класс, не
забывая при этом, что необходимо формировать надпредметные умения и
навыки, т.к. они универсальны и именно они призваны помогать ученику на
всех предметах и во многих жизненных ситуациях.
Прежде всего, выделю основные этапы работы над текстом:
5класс. Начало формирования навыков и умений работы над текстом на
основе получения научных знаний о нем (тема, основная мысль, тип и стиль
речи, признаки художественного стиля).
68кл. Расширение представлений о типах речи, стилях речи, понятие о
жанрах литературных и публицистических, о средствах и способах связи
предложений в тексте.
9кл. Отработка навыков сжатия текста, умения создавать свой текст,
отвечающий определенным требованиям, используя уместный тип, стиль и
жанр речи.
1011кл. Совершенствование навыков и умений работы с текстом,
подготовка к выполнению заданий ЕГЭ: определение последовательности
предложений в тексте, предельное сжатие исходного текста, написание
сочинениярассуждения по одной из самостоятельно сформулированных
проблем.
Многолетняя практика работы в старших классах, подготовка,
проведение ОГЭ и ЕГЭ и работа в качестве эксперта по проверке творческих
работ показала, что научить излагать свои мысли правильно и во многих
случаях нестандартно можно. Актуальность данной темы обусловлена
необходимостью качественно подготовить ребят к написанию сочинения
рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту
является одним из трудных заданий. В ходе подготовки к данному виду
задания необходимо на уроках литературы (в первую очередь) и русского
3 языка уделять большое внимание
коммуникативной компетенции.
формированию у выпускников
Работа с текстом может проходить в следующих формах:
1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и
способствующий повышению их коммуникативной компетенции.
2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях
учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению
их лингвистической и языковой компетенции.
3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация
текста изложения, написание своего сочинения.
Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно
широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по
тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.
Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа.
Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и
стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать
вопросы типа:
В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?
Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?
В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.
На уроках русского языка больше внимания следует уделять
использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых
средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих
охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для
раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или
иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:
В каком предложении используется метафора?
В каком из данных предложений обратный порядок слов служит
средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?
Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и
т.п.
Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа
поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку
зрения по данному тексту:
Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении
удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа
предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств
выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и
заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.
Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои
мысли», «Дописываем текст».
4 В основе методики лежит принцип «от простого к сложному»,
разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную,
поэтапную подготовку к написанию 2 части: от анализа исходных текстов – к
успешному ответу на задания 1 части, где присутствует такой анализ, от
записи своих размышлений – к сочинениюрассуждению.
Подготовке к сочинению уделяется особое внимание, т.к. значение этой
части для общей оценки является решающим. Главным условием, при котором
можно научиться писать сочинения, является постоянная систематическая
работа над ними. Совместная работа с преподавателем, сравнение
собственных сочинений с другими, новые попытки написать лучше должны
привести к выработке твёрдых навыков в этом трудном деле. В конечном
итоге, сочинения будут индивидуальными, но общие рекомендации
способствуют скорейшему становлению, развитию умения писать сочинение.
Ученикам предлагается алгоритм работы над текстом сочинения по
прочитанному тексту, типичные речевые конструкции, встречающиеся в
сочинениях подобного типа, образцы сочинений, которые впоследствии можно
использовать как материал для обсуждения. Учащимся предоставляется в
распоряжение информация по стилистике, текстоведению, культуре речи,
которую им порою некогда собирать по различным учебникам и
справочникам, даётся теоретический материал по основным типам речевых и
грамматических недочётов, критерии оценки сочинений.
Всё вышеизложенное требует кропотливой работы. Самое главное, как
мне кажется, дать ребятам максимум возможностей, вариантов для того,
чтобы они преодолели психологический барьер и не боялись сочинения.
В старших классах по базисному учебному плану на изучение русского
языка отводится всего лишь 1 час. Это хронически мало. Поэтому я,
составляя свою рабочую программу по русскому языку в этих классах, всегда
уделяю внимание попутной подготовке учащихся к работе с текстом. Наряду
с программным материалом спланировала и систему уроков по теме,
непосредственно касающейся отработки навыков, необходимых для
написания сочинениярассуждения.
Кроме этого, необходимо не забывать и о психологической подготовке
к сдаче экзамена. Поэтому третьей главной задачей является необходимость
психологически настроить ученика на ситуацию экзамена и научить управлять
собой в условиях стресса.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального
уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в
стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных
форм контроля. Так, применяется система мониторинга для отслеживания
уровня сформированности знаний, умений и навыков. Диагностические карты
учащихся показывают, есть ли положительная динамика результатов, их
стабильность или нестабильность, или произошла остановка в результатах на
5 какомто уровне. По листу учета знаний можно сказать о каждом ученике, на
каком уровне он готов к экзамену на данный момент времени.
Помимо ежеурочного контроля в виде словарных диктантов, тестов,
домашних сочинений, несколько раз в месяц даётся тест по экзаменационному
образцу с указанием тех заданий, которые необходимо выполнить. Выбор
заданий зависит от пройденного материала. В конце учебного года в 10м
классе проводится итоговая проверка по тестам, построенным в соответствии
с демоверсией, предложенной в Интернете. В 11м классе проводятся
школьные и районные диагностические работы. Проверка показывает уровень
подготовки учащихся, даёт возможность скорректировать работу на уроке.
Тестирование максимально приближено к процедуре сдачи экзамена.
Такая работа даёт возможность предотвратить все ошибки, связанные с
оформлением экзаменационных бланков, снимает психологическую нагрузку,
даёт уверенность в своих силах.
Считаю, что необходимо поддерживать отношения с родителями
учеников, готовящихся к сдаче экзамена. Контакт крайне важен в любой
форме: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы и
встречи. Родители знакомятся со структурой экзамена, получают подробную
информацию о дополнительной литературе, помогающей в подготовке к
экзамену, о видах контроля, предусматриваемого учителем и т.д. Родители
получают информацию о том, как помочь своему ребёнку в ликвидации
пробелов. Без ложной скромности скажу, что такая работа налажена.
Особенно она была продуктивна в прошлые годы. С особой благодарностью
вспоминаю детей и их родителей в классах Чернобривой Т.Н. (потом
Заикиной О.А.), Малофеевой Г.А.
Итак, школа – то же производство, только конечный «продукт»,
выпускник, продукт живой: со своим характером, привычками, манерой
поведения, образом мыслей.
И эти такие разные характеры должны овладеть умением учиться, т.е.
должны продемонстрировать деятельностный подход к обучению.
ЕГЭ и ОГЭ – контроль нового качества образования, в котором
просматривается именно этот, деятельностный, подход.
Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя
словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой
системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку
существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих
учеников путь к успеху.
30.01.17 г.
6
Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.