В целях совершенствования работы по защите интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ) и предупреждения безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних» была разработана система работы с семьями риска.
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
sistema_rabota_s_semjami.doc
Система работы с семьями
«социального риска»
во второй младшей группе
МБДОУ «Детский сад №36 г.Ельца»
20162017 учебный год От 01.09.201_г
Приказ № ___ «О введении в действие Положения о постановке на
внутрисадовый учет и снятие с учета неблагополучной семьи».
В целях совершенствования работы по защите интересов и
законных прав ребенка (воспитанника ДОУ) и предупреждения
безнадзорности,
антиобщественных действий
несовершеннолетних».
правонарушений и
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие с 1 сентября 201_ г.
Положение о постановке на внутрисадовый учет и
снятие с учета неблагополучной семьи.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Заведующий МБДОУ «Детский сад» № 6 Приймак М.А. «Детский
Организация работы во второй младшей группе МБДОУ
сад № 36 г.Ельца» с неблагополучными семьями.
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из
важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих
факторов социального риска в семье:
социальноэкономические (низкий материальный уровень жизни,
нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также
являются фактором риска);
медикосоциальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи,
вредные условия работы родителей особенно матери, пренебрежение санитарно
гигиеническими нормами);
социальнодемографические (неполная, многодетная семья, семьи с
повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и
престарелыми родителями);
социальнопсихологические (семьи с эмоциональноконфликтными
отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
ценностными ориентациями);
психологопедагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем,
педагогически некомпетентные родители;
криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и
нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно
возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его
вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального
риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.) Механизм выявления неблагополучных семей.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением
факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк
данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,
воспитателей, педагогов и педагогапсихолога) заполняются карты воспитанников,
составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социальнобытовые условия
проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень
родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать
стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие
формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная
диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно
работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки
неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:
утомленный, сонный вид;
санитарногигиеническую запущенность;
склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного
недоедания;
неумеренный аппетит;
задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
привлечение внимания любым способом;
чрезмерная потребность в ласке;
проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и
подавленным состоянием;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
в боязливости ребенка;
в выраженном страхе взрослых;
в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
в боязни идти домой;
в жестоком обращении с животными;
в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей
воспитателями и педагогомпсихологом ДОУ проводится работа по повышению
педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских
праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и
детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ
формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в
оптимизации социального неблагополучия.
Признаки неблагополучия в семье
1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по
погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по
размеру. На
замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в
нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут
объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют
постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не
появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают
санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому
здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ
жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут
докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием
причин неблагополучия. Алгоритм работы
с неблагополучной семьёй
этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,
изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Второй
(проблемной) семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,
оценка условий их жизни.
Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению
путей совместных действий.
Пятый
ценностных ориентации.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными
организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр
социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты,
детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).
Девятый
этап
Десятый
этап : текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о
детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую
позицию родителей и других членов семьи.
Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо
сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать
конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в
семью.
\
этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей,
: составление программы работы с неблагополучной семьёй. Социальнопедагогическая работа с
различными типами семей
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
•
выявление в микрорайоне детейсирот, оставшихся без попечения
родителей, создание банка данных;
• участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
• контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
• поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
• работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к
опекаемым детям;
защита интересов опекаемых;
законодательное просвещение;
•
•
• практические мероприятия для семьи.
2. Многодетные семьи:
•
содействие родителям в повышении качества выполнения ими
воспитательных функций;
• организация благотворительной помощи;
• рекомендации по организации семейного досуга;
• профориентационная работа;
•
•
законодательное просвещение;
совместные мероприятия для детей.
3. Неполные семьи:
• оказание необходимой помощи в получении пособий;
• психологопедагогическое консультирование;
• профилактика асоциальноаморального поведения;
• организационнопрактическое содействие родителям в выполнении их
воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
законодательное просвещение.
•
Проблемные семьи: • изучение динамики развития проблемы семьи;
• общая психологопедагогическая помощь проблемной семье;
•
законодательное просвещение.
№
п/п
1
2
Социально – педагогический план работы
с различными типами семей.
Ф.И.ребёнка
Мероприятия
1. создание банка данных;
2. участие в обследовании
условий жизни и
воспитания детей;
3. контроль за здоровьем и
оздоровлением детей;
4. поддержка семьи опекунов
(педагогическая,
просветительская и др.);
5. работа с воспитателями по
установлению
индивидуального подхода
к опекаемым детям;
6. защита интересов
опекаемых;
7. законодательное
просвещение;
8. практические мероприятия
для семьи.
Многодетные семьи 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
2
3
1
2
3
4
5
1
2
3
1
1
2
2 младшая группа
2 младшая группа
1. содействие родителям в
повышении качества
выполнения ими
воспитательных функций;
2. организация
благотворительной
помощи;
3. рекомендации по
организации семейного
досуга;
4. профориентационная
работа;
5. законодательное
просвещение;
6. совместные мероприятия
для детей
Неполные семьи (материодиночки)
Аминова Алина
Мачнев Юра
Рощина Лиза
Казанкина Лиза
Коваленко Максим
Косов Вадим
Наследов Алеша
Фурсов Ефим
Нестерова Кристина
Кадацкий Влад
Каменецкий Дима
Ухова Юля
Андреева Света
Руденко Саша
1 младшая группа
2 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
оказание необходимой
помощи в получении
пособий;
психологопедагогическое
консультирование;
профилактика асоциально
аморального поведения;
организационно
практическое содействие
родителям в выполнении
их воспитательных
функций (ГПД,
благотворительная помощь
и др.);
законодательное
просвещение. 1
2
3
Бобин Тимур
Липин Дима
Шаймагамбетов
Данил
Подготовительная
группа
Проблемные семьи
1
2
3
4
Кадацкий Влад
Каменецкий Дима
Ухова Юля
Коваленко Гена
изучение динамики
развития проблемы семьи;
общая психолого
педагогическая помощь
проблемной семье;
законодательное
просвещение.
План работы с неблагополучными семьями
Наименование мероприятия
Выяснение причины
непосещения ребенком ДОУ
Выявление неблагополучных
семей
Изучение причин
неблагополучия семьи
Ведение картотеки
неблагополучных семей
Деловая игра для педагогов по
теме: «Знаем ли мы права детей»;
Консультация для работников
ДОУ «Жестокое обращение с
детьми»
Консультации для родителей по
теме «Права ребенка соблюдение
их в семье»; «Роль матери и отца в
воспитании ребенка».
Сроки
исполнения
В течение года,
ежемесячно
В течение года
По мере
выявления
В течение года
По плану
Ответственные
Воспитатели
Администрация,
воспитатели,
Воспитатели, старший
воспитатель, органы опеки и
попечительства.
Старший воспитатель
Старший воспитатель,
воспитатели.
По плану
Воспитатели группы Разработка и распространение
памяток для родителей;
оформление стендовой
информации; групповых папок на
тему «Права детей».
Оформление информационной
папки с телефонами и адресами
социальных служб по охране прав
детей.
Заседание малого педсовета с
приглашением родителей из
неблагополучных семей.
В течение года
Старший воспитатель,
Воспитатели группы
Сентябрь
Старший воспитатель
По мере
необходимости
Администрация,
воспитатели,
Рейды в неблагополучные
семьи.
По мере
необходимости
воспитатели, старший
воспитатель
Ежедневный осмотр и беседа
с детьми из неблагополучных
семей.
Организация совместной
деятельности с родителями
воспитанников (спортивные
праздники, творческие
мастерские, логотренинги,
игровые тренинги, встречи в
семейном клубе
«Разноцветная игра» и тд.), с
целью профилактики
неблагополучия в семье.
Анализ работы с
неблагополучными семьями.
Ежедневно
Воспитатели
В течение года
Сотрудники ДОУ
Январь, май
Администрация,
воспитатели,
старший воспитатель Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном
положении.
Факторы риска в этих семьях.
Возможные виды помощи семьям и детям в них
р и с к а
Семья группы
(многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми
постоянного места работы, малообеспеченность)
Виды помощи:
Социальная (помощь в трудоустройстве родителей, предоставление бесплатного
питания)
Педагогическая (организация летнего отдыха детей)
Медицинская (обеспечение льготным детским питанием)
летне
Коррекционная (организация медико педагогического обследования детей)
Проблемная семья
(к объективным трудностям семьи прибавляется субъективная
неспособность супругов с н и м и с п р а в и т ь с я , и отноше н и е в семье)
Виды помощи П сихологосоциальнопедагогическая (дополнительные занятия с целью
преодоления школьной дезадаптации, включение детей в занятия по
интересам)
Медицинская (направление на лечение, санаторное оздоровление)
Неблагополучная семья
(обстановка
в семье характеризуется постоянным физическим или
психическим давлением на ребенка, пребывание в подобной семье
негативно отражается на поведении и развитии ребенка)
Виды помощи
Социальнопедагогическая (временное помещение ребенка в соц.приют,
коррекционная работа с семьей, с ребенком)
Правовая помощь в реабилитации.
Асоциальная семья
(характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне
алкоголизма, нахождение в семье ребенка несет прямую угрозу жизни и
здоровью)
Виды помощи
Правовая (подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей)
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ
Дата:_____________201_г ______час.
Семья воспитанника(ов) МБДОУ «Детский сад № 36 г.Ельца»,______________
группы
______________________________________________________________________,
Проживающая по адресу:________________________________________________
_______________________________________________________________________
Цель обследования: условия жизни и воспитания ребёнка
____________________
_______________________________________________________________________
Состав семьи __чел. Семья занимает _____комн. квартиру, дом.
В момент посещения дома находились
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки____________________________
_______________________________________________________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения)
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Проверку провела воспитатель: _____________________________
Представление на постановку на внутрисадовский учет семьи ________________
Социальный статус (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская, др.)
Мать _______________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Отец ___________________________________________________________
Опекун (попечитель) _________________________________________
(Ф.И.О.)
Адрес фактического проживания: ____________________________
(Ф.И.О.) Адрес регистрации ____________________________________________________
Имеются дети:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
А также по представлению ______________________________________________
(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства)
считаем необходимым семью _________________________________поставить
на внутрисадовский учет семей, находящихся в социально опасном положении.
Подпись: _____________
Дата:_______________
Акт обследования семьи по причине непосещения ребенком МБДОУ «Детский
сад № 36 г.Ельца»
Дата проведения обследования по телефону, на дому (нужное подчеркнуть)
1. Ф.И.О ребенка_______ _________________________________________________
2. Группа_____________________ _______________________________________
3. Сведения о родителях (законных представителях):
Мать:_____________________________________________________________
Отец:_____________________________________________________________
4.Место жительства:____________________________________________________ ______________________________________________________________________
5. Последнее число посещения ребёнком ДОУ: _____________________________
6.Причина непосещения ребенком ДОУ: ___________________________________
______________________________________________________________________
7.Результаты обследования (рекомендации, заключения) ____________________
_________________________________________________________________________
Воспитатель:_____________________________
р
е
б
е
н
к
а
.
Ф
И
.
Активность
Точность ответов
Поведение
Общение с детьми
Игра
Поведение
Н
а
з
а
н
я
т
и
и
В
г
р
у
п
п
е р
а
з
д
е
в
а
л
к
е
В
п
р
о
г
у
л
к
е
Н
а
П
р
и
е
м
п
и
щ
и
Самостоятельность
Темп
Общение с детьми
Игра
Владение стол, приборами
Самостоятельность
Темп
Поведение
Труд
Сон
Общение со взрослыми
Состояние одежды
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Система работы с семьями «социального риска»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.