Система работы учителя по изучению антонимов в начальной школе.
Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
05.08.2018
Лексическая, или словарная, работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над уместным употреблением, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако ещё К.Д.Ушинский писал, что «только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями». Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. Лексическая работа – это работа над лексическим значением слова. Русский язык очень богат лексически: существуют слова-антонимы, синонимы, омонимы, слова с переносным значением и т.д.Лексическая, или словарная, работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над уместным употреблением, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако ещё К.Д.Ушинский писал, что «только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями». Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. Лексическая работа – это работа над лексическим значением слова. Русский язык очень богат лексически: существуют слова-антонимы, синонимы, омонимы, слова с переносным значением и т.д.
Система работы учителя по изучению антонимов в начальной школе..docx
Система работы учителя по изучению антонимов в начальной школе.
Лексическая, или словарная, работа в начальных классах на уроках русского языка
включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может
проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов,
над оттенками значений, над уместным употреблением, над активизацией словаря и т.д. Но, по
результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не
ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые
лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов,
разрозненных сведений. Однако ещё К.Д.Ушинский писал, что «только система, конечно
разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями». Вместе с тем большая часть
лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов,
знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения
организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие
этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебноязыковые умения,
являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос
о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка.
Лексическая работа – это работа над лексическим значением слова. Русский язык очень
богат лексически: существуют словаантонимы, синонимы, омонимы, слова с
переносным значением и т.д.
Усвоено может быть 45120 тысяч слов (человек со средним образованием), 65
150 тысяч слов (человек с высшим образованием). А словарь ребенка, поступающего в 1
класс, насчитывает 37 тысяч слов. Основными чертами словаря ребенка являются:
1. Словарь составляют слова с конкретным значением. С отвлеченным значением слов
мало, т.к. дети их с трудом понимают и часто ложно трактуют.
2. Отсутствуют слова с переносным значением.
3. Очень много слов – "пустышек", т.е. слово есть, а что оно означает – дети не знают.
Таким образом, мы видим, что словарь ребенка беден и количественно, и
качественно. Следовательно, лексическая работа очень нужна и важна.
направления:
1. Обогащение словаря детей, т.е. введение в словарь новых слов и их значений.
2. Уточнение словаря, т. е углубление понимания уже известных слов, знакомство с
синонимами, антонимами, фразеологизмами, изобразительными средствами – тропами.
3. Активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный.
4. Устранение из словаря младших школьников нелитературных слов (диалектизмов,
жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов).
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.
Вывод:
Работа над уточнением словаря – самая широкая сфера словарной работы, которая
включает в себя:
1. Работу над многозначностью, омонимией, смениваемыми словами;
2. Работу над синонимами и антонимами;
3. Работу над изобразительными и выразительными средствами языка.
Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по
значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской
лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как
Методика работы над словарем в школе предусматривает следующие крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по
содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое
сходство, то для антонимических – семантическое различие.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия
действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе
противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не
только противопоставлены, но и тесно связаны между собой.
Антонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом
лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской
антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует появление целого ряда
специальных лингвистических исследований по антонимии и словарей антонимов.
Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное
противопоставление, "схватить" полярные проявления того или иного качества, признака,
свойства часто возникают у людей самых разных специальностей, у всех, кто
интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией. Лексические единицы
словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их
ассоциативной связи по сходству или смежности как лексикосемантические варианты
многозначного слова. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая
существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий,
качеств и признаков.
Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является
развитие речи учащихся. Критерием сформированности речи детей является умение
использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы.
Контрастные образы, противопоставление противоположных героев типичны для
текстов, включенных в содержание программы обучения русскому языку и чтению в
начальных классах. К сожалению, работа, направленная на выделение контрастных
образов, проводится на уроках чтения и русского языка очень редко.
Одним из ярких проявлений системных отношений в лексике является
соотносительное противопоставление по самому общему и наиболее существенному для
их значения семантическому признаку. Такие слова называются лексическими
антонимами.
Так Л.А.Введенская определяет «Антонимы – это слова с противоположными
значениями, относящиеся к одному и тому же ряду явлений объективной
действительности».
Соотносительным противопоставление называется потому, что в подобные
отношения вступают лишь слова, находящиеся в одной и той же лексической и
грамматической парадигме, обозначающие логически совместимые понятия. В основу их
сопоставления положен один и тот же общий признак. Так, семантически
соотносительными являются слова, характеризующие разного рода качественные
признаки, например: красоту, цвет, вкус (красивый безобразный, светлый – темный,
горький – сладкий); эмоции (любовь – ненависть, веселье – грусть); понятия
пространства, времени (вверх – вниз, север – юг, сегодня – завтра); действие и состояние
(закрыть – открыть).
Л.А.Бугровский определяет «Ассоциация по противоположности (предполагающая
одновременно наличие сходства в какомто отношении) лежит в основании различия
антонимов – слов с противоположным значением».
дополняются частными, конкретными, семантически не менее значимыми признаками.
Соотносительность самых общих признаков противоположности нередко Противоположными подобные значения называются в силу того, что по законам логики
они взаимно исключают друг друга. Например, предмет одновременно не может быть
глубоким и мелким, тяжелым и легким. Между ними в языке нередко имеются
лексические единицы, обладающие неким средним семантически нейтральным значением:
большой – средний – маленький
крупный – средний – мелкий.
Содержание понятия "антоним" в последнее время существенно дополнено. Так, до
недавнего времени антонимами считались только слова, содержащие в своем значении
указание на качество. Современные исследователи усматривают антонимию и у слов,
принадлежащих к одной и той же части речи, обозначающих разного рода чувства,
действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения, то есть все боле
укрепляется широкое понимание антонимии.
Д.Н.Шмелев считает «Наиболее полное противопоставление слов расценивается как
антонимия. Антонимами могут быть признаны слова, которые противопоставлены по
самому общему и существенному для их значения семантическому признаку, причем
находятся на крайних точках соответствующей лексико – семантической парадигмы».
Известно, что в лексической системе современного русского языка многие слова связаны
между собой не только синонимическими отношениями, но и антонимическими. В этом
случае слова объединяются друг с другом по противоположным значениям, которые для
них характерны, в замкнутые пары (хороший – плохой, правда – ложь). Именно этим
объясняется тот факт, что кроме омонимов и синонимов в русском языке существуют и
антонимы. Антонимы являются словами разного звучания, которые выражают
противоположные, но соотносительные друг с другом понятия.
Касюхина Екатерина.
Система работы учителя по изучению антонимов в начальной школе.
Система работы учителя по изучению антонимов в начальной школе.
Система работы учителя по изучению антонимов в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.