Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе
Оценка 4.7

Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе
Основу современного преподавания иностранного языка как общеобразовательного предмета и как будущей специальности составляет методическая триада:демонстрация – объяснение – тренировка. Тренировка осуществляется посредством разнообразных упражнений, которые, как известно, разделены на виды и обобщены в различных классификациях. Так, в зависимости от элементарной операции, производимой с отдельным языковым явлением, различают, например, идентификационные, или дифференцировочныеупражнения (обеспечивают тренировку в различении языковых явлений), субституционные (связаны с замещением одних языковых единиц другими),подстановочные (требуют восполнить недостающий элемент языковой или речевой единицы), трансформационные (предполагают изменение исходной структуры) и некоторые другие виды заданий. В зависимости от того, связано ли тренировочное задание с самостоятельной подачей обучаемым новой информации либо основывается на готовом сообщении, говорят о продуктивных, репродуктивных и репродуктивно – продуктивных заданиях. Упражнения группируют также - в зависимости от типа формируемых речевых навыков и умений – на рецептивные и экспрессивные ( перечисление ракурсов, с учетом которых выделяются виды упражнений, может быть продолжено). Разнообразные виды упражнений, сведенные в единую систему на основе неких типовых признаков, образуют типологию.
система упражнений в обучении иностранным языкам в школе.docx
Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе     заданиях. Упражнения      – объяснение – тренировка. Основу современного преподавания иностранного языка как общеобразовательного  предмета и как будущей специальности составляет методическая  триада:демонстрация Тренировка осуществляется посредством разнообразных упражнений, которые, как  известно, разделены на виды и обобщены в различных классификациях. Так, в зависимости  от элементарной операции, производимой с отдельным языковым явлением, различают,  например, идентификационные, или  дифференцировочныеупражнения (обеспечивают  тренировку в различении языковых явлений), субституционные (связаны с замещением  одних языковых единиц другими),подстановочные (требуют восполнить недостающий  элемент языковой или речевой единицы), трансформационные (предполагают изменение  исходной структуры) и некоторые другие виды заданий. В зависимости от того, связано ли  тренировочное задание с самостоятельной подачей обучаемым новой информации либо  основывается на готовом сообщении, говорят  о продуктивных, репродуктивных и репродуктивно – продуктивных группируют также ­  в зависимости от типа формируемых речевых навыков и умений –  на рецептивные и экспрессивные ( перечисление ракурсов, с учетом которых выделяются  виды упражнений, может быть продолжено). Разнообразные виды упражнений, сведенные в единую систему на основе неких типовых  признаков, образуют типологию. В отечественной теории методики типологии тренировочных заданий для обучения  иностранному языку складывались в 70­80­е годы прошлого века в связи с разработкой  концепции системы упражнений и одновременно на фоне утверждавшегося  коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. В зависимости от того,  что было положено в основание типологии  –  дихотомия язык­речь, этапы формирования  навыков и умений, степень приближения тренировочного задания к условиям естественной  речевой коммуникации  либо « логика учебного процесса », ­ разработанные типологии  имеют различную структуру: двухкомпонентную [1;2], трехкомпонентную [3],  четырехкомпонентную [4] и пятикомпонентную [5]. В качестве оптимальной для первичного ознакомления будущих преподавателей  иностранного языка с проблемой нам видится четырёхкомпонентная типология, которая  выкристаллизовывается в работе С.Ф.Шатилова из описания системы упражнений,  предназначенных для обучения грамматическим и лексическим навыкам немецкого языка  [4]. Однако этому описанию (как, впрочем, и описаниям других типологий) не достает  наглядности, что снижает его дидактический потенциал, но что, как думается, может быть  компенсировано с помощью схемы. Основу этой типологии составляет критерий присутствия в тренировочном задании  (упражнении) коммуникативной ориентированности. В зависимости от наличия или  отсутствия этого компонента все тренировочные задания можно подразделить на два типа:  1. некоммуникативные и 2. коммуникативно – ориентированные. Каждый из этих типов  представлен двумя подтипами, а те, в свою очередь, ­ несколькими видами. Это можно представить в виде схемы, которой необходимо предпослать следующую  оговорку: в данном изложении в целях оптимальной наглядности и доступности концепции  в схему включены наиболее показательные, традиционные виды тренировочных заданий,  некоторые из которых, в свою очередь, могут быть представлены десятком и более  разновидностей [6]. Четырёхкомпонентная структура типологии упражнений имеет, как  думается, перед трёхкомпонентной или пятикомпонентной то преимущество, что её  симметрия облегчает будущим преподавателям зрительное запоминание типов и видов  тренировочных заданий.                              Типология упражнений,          используемых при обучении иностранному языку I Некоммуникативные                              II Коммуникативно –           (подготовительные)                                   ориентированные           упражнения                                                 упражнения   ( устные и письменные)                            (с преобладанием устных)    Языковые              Пр едречевые                Условно­                 Подлинно­   упражнения            упражнения                  речевые                   речевые   (аналитиче­            (аспектно­                     упражнения            упражнения  ские, аспектно­       направленные               направленные)        и комбиниро­                                    ванные)   1.имитативные         1.имитативные       1.продуманные        1.спонтанные   (повторение за          (заучивание            заранее устные        устные ( а   диктором);                 наизусть);               или письмен ­          также пись­    2.дифференци­         2.трансформа­           ные пересказы,       менные) вы­    ровочные;                 ционные                  сообщения,от­        сказывания, 3.подстановоч­            (перестраива­         веты на вопросы,    сообщения,пе­    ные;                           ется коммуни­        описания( с язы­     ресказы,рас­ 4.конструктив­            кативная уста­        ковой, текстовой     сказы,рассуж­    ные;                           новка или за ­         или зрительной       дения,описа­ 5.трансформа­             логовая форма        опорой либо без     ния (в т.ч. зри­    ционные;                  целого предло­       опоры);                    тельной 6.комбиниро­               жения);                2.письменный пе­     наглядности);    ванные (соче ­       3.перевод предло­     вод с родного       2.устный после­    тающие перечис­     жений с родно­      языка связной         довательный    ленные операции)    го языка                  информации ( с      перевод с                                                                       привлечением        листа и на слух словаря

Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе

Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе

Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе

Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017