Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Основу современного преподавания иностранного языка как общеобразовательного предмета и как будущей специальности составляет методическая триада:демонстрация – объяснение – тренировка.
Тренировка осуществляется посредством разнообразных упражнений, которые, как известно, разделены на виды и обобщены в различных классификациях. Так, в зависимости от элементарной операции, производимой с отдельным языковым явлением, различают, например, идентификационные, или дифференцировочныеупражнения (обеспечивают тренировку в различении языковых явлений), субституционные (связаны с замещением одних языковых единиц другими),подстановочные (требуют восполнить недостающий элемент языковой или речевой единицы), трансформационные (предполагают изменение исходной структуры) и некоторые другие виды заданий. В зависимости от того, связано ли тренировочное задание с самостоятельной подачей обучаемым новой информации либо основывается на готовом сообщении, говорят о продуктивных, репродуктивных и репродуктивно – продуктивных заданиях. Упражнения группируют также - в зависимости от типа формируемых речевых навыков и умений – на рецептивные и экспрессивные ( перечисление ракурсов, с учетом которых выделяются виды упражнений, может быть продолжено).
Разнообразные виды упражнений, сведенные в единую систему на основе неких типовых признаков, образуют типологию.
система упражнений в обучении иностранным языкам в школе.docx
Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе
заданиях. Упражнения
– объяснение – тренировка.
Основу современного преподавания иностранного языка как общеобразовательного
предмета и как будущей специальности составляет методическая
триада:демонстрация
Тренировка осуществляется посредством разнообразных упражнений, которые, как
известно, разделены на виды и обобщены в различных классификациях. Так, в зависимости
от элементарной операции, производимой с отдельным языковым явлением, различают,
например, идентификационные, или дифференцировочныеупражнения (обеспечивают
тренировку в различении языковых явлений), субституционные (связаны с замещением
одних языковых единиц другими),подстановочные (требуют восполнить недостающий
элемент языковой или речевой единицы), трансформационные (предполагают изменение
исходной структуры) и некоторые другие виды заданий. В зависимости от того, связано ли
тренировочное задание с самостоятельной подачей обучаемым новой информации либо
основывается на готовом сообщении, говорят
о продуктивных, репродуктивных и репродуктивно – продуктивных
группируют также в зависимости от типа формируемых речевых навыков и умений –
на рецептивные и экспрессивные ( перечисление ракурсов, с учетом которых выделяются
виды упражнений, может быть продолжено).
Разнообразные виды упражнений, сведенные в единую систему на основе неких типовых
признаков, образуют типологию.
В отечественной теории методики типологии тренировочных заданий для обучения
иностранному языку складывались в 7080е годы прошлого века в связи с разработкой
концепции системы упражнений и одновременно на фоне утверждавшегося
коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. В зависимости от того,
что было положено в основание типологии – дихотомия языкречь, этапы формирования
навыков и умений, степень приближения тренировочного задания к условиям естественной
речевой коммуникации либо « логика учебного процесса », разработанные типологии
имеют различную структуру: двухкомпонентную [1;2], трехкомпонентную [3],
четырехкомпонентную [4] и пятикомпонентную [5].
В качестве оптимальной для первичного ознакомления будущих преподавателей
иностранного языка с проблемой нам видится четырёхкомпонентная типология, которая
выкристаллизовывается в работе С.Ф.Шатилова из описания системы упражнений,
предназначенных для обучения грамматическим и лексическим навыкам немецкого языка
[4]. Однако этому описанию (как, впрочем, и описаниям других типологий) не достает
наглядности, что снижает его дидактический потенциал, но что, как думается, может быть
компенсировано с помощью схемы.
Основу этой типологии составляет критерий присутствия в тренировочном задании
(упражнении) коммуникативной ориентированности. В зависимости от наличия или
отсутствия этого компонента все тренировочные задания можно подразделить на два типа:
1. некоммуникативные и 2. коммуникативно – ориентированные. Каждый из этих типов
представлен двумя подтипами, а те, в свою очередь, несколькими видами. Это можно представить в виде схемы, которой необходимо предпослать следующую
оговорку: в данном изложении в целях оптимальной наглядности и доступности концепции
в схему включены наиболее показательные, традиционные виды тренировочных заданий,
некоторые из которых, в свою очередь, могут быть представлены десятком и более
разновидностей [6].
Четырёхкомпонентная структура типологии упражнений имеет, как
думается, перед трёхкомпонентной или пятикомпонентной то преимущество, что её
симметрия облегчает будущим преподавателям зрительное запоминание типов и видов
тренировочных заданий.
Типология упражнений,
используемых при обучении иностранному языку
I Некоммуникативные II Коммуникативно –
(подготовительные) ориентированные
упражнения упражнения
( устные и письменные) (с преобладанием устных)
Языковые Пр
едречевые Условно Подлинно
упражнения упражнения речевые речевые
(аналитиче (аспектно упражнения упражнения
ские, аспектно направленные
направленные) и комбиниро
ванные)
1.имитативные 1.имитативные 1.продуманные 1.спонтанные
(повторение за (заучивание заранее устные устные ( а
диктором); наизусть); или письмен также пись
2.дифференци 2.трансформа ные пересказы, менные) вы
ровочные; ционные сообщения,от сказывания,
3.подстановоч (перестраива веты на вопросы, сообщения,пе
ные; ется коммуни описания( с язы ресказы,рас
4.конструктив кативная уста ковой, текстовой сказы,рассуж
ные; новка или за или зрительной дения,описа
5.трансформа логовая форма опорой либо без ния (в т.ч. зри
ционные; целого предло опоры); тельной
6.комбиниро жения); 2.письменный пе наглядности);
ванные (соче 3.перевод предло вод с родного 2.устный после
тающие перечис жений с родно языка связной довательный
ленные операции) го языка информации ( с перевод с
привлечением листа и на слух словаря
Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе
Система упражнений в обучении иностранным языкам в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.